В соответствии со ст. 62 Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В то же время, нормы Европейской конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов к правовым отношениям в Российской Федерации не применимы, поскольку Россия к данной конвенции не присоединилась.
Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» регулируются основные положения, касающиеся привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности (порядка приглашения на работу, заключения трудового договора, гражданскоправового договора на выполнение работ (оказание услуг), выдачи патента).
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2006 г. N 783 утверждены Правила определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Правительства РФ от 12.09.2013 № 800 (ред. от
06.09.2016) «Об утверждении Правил подготовки предложений по
определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Российскую Федерацию на основании визы, утверждению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квоты на выдачу иностранным гражданам, прибывающим в
30
Российскую Федерацию на основании визы, разрешений на работу» ежегодно утверждает квоту на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию по предложению [1]
исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом их демографической ситуации и возможностей конкретного субъекта РФ по обустройству иностранных граждан. Указанные предложения формируются с учетом ситуации на рынке труда, и определяются сроки временного пребывания иностранцев в Российской Федерации. При этом они не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта РФ, на территории которого им разрешено проживание.
Порядок предоставления государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также по выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства урегулирован приказом ФМС России от 30.10.2014 № 589 (ред. от 30.12.2015) «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства»[2].
Федеральное законодательство определило и особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц. Граждане РФ имеют право привлекать к трудовой деятельности иностранных граждан на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Речь идет об иностранных гражданах, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у них патента, порядок выдачи которого определен федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»,
Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Квалифицирующими признаками являются повторное в течение года совершение административного правонарушения и нарушение, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт- Петербурге либо в Московской или Ленинградской области.
Примечание. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации не применяется к иностранным гражданам и лицам без гражданства, привлекаемым к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.10 КоАП РФ.
Примечание: Положение ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ на соответствие ее Конституции РФ было предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ 5.04.2016 № 707-0. Суд не нашел оснований для принятия жалобы к производству, поскольку оспариваемая правовая норма не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Примечание: Положение ч. 2 ст. 18.10 КоАП РФ было проанализировано Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 03.12.2003, 24.12.2003 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2003 года»[3].
Объектом правонарушения является трудовая деятельность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения выражается в действии, т.е. в поступлении иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключении им договора на выполнение работ (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения или патента, осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте.
Субъектом правонарушения является иностранный гражданин или лицо без гражданства.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла или неосторожности.
Дела о данных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67 КоАП РФ), или судьями, если должностное лицо передает дело на рассмотрение судье (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).
Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами указанных выше органов (ч. 1 и п. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
[1] Собрание законодательства РФ. 2013. № 38. Ст. 4814.
[2] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.03.2015.
[3] Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. № 3.
|