Обеспечение государственной защиты судей и должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов состоит в осуществлении уполномоченными на то государственными органами мер государственной защиты, применяемых при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество указанных лиц в связи с служебной деятельностью.
Меры государственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников указанных лиц, а в исключительных случаях также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов.
Нормативно-правовым актом, позволяющим выполнение этой важной государственной задачи, является федеральный закон от 20.04.1995 № 45- ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»[1].
Применение и осуществление мер безопасности возлагается:
- в отношении судей, арбитражных заседателей, присяжных заседателей, прокуроров, следователей, сотрудников Следственного комитета РФ, судебных исполнителей и должностных лиц контролирующих органов, а также их близких - на органы внутренних дел;
- в отношении должностных лиц органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, таможенных органов, органов государственной охраны, учреждений и органов уголовно-исполнительной
системы, а также их близких - на указанные органы соответственно.
В органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах и органах государственной охраны в целях обеспечения безопасности защищаемых лиц создаются специальные подразделения.
Меры безопасности в отношении судей военных судов, прокуроров военной прокуратуры, руководителей и следователей военных следственных органов, военнослужащих, производящих дознание, военнослужащих войск национальной гвардии РФ, принимавших непосредственное участие в пресечении действий вооруженных преступников, незаконных вооруженных формирований и иных организованных преступных групп, а равно в отношении их близких родственников осуществляются также командованием соответствующей воинской части или начальником соответствующего военного учреждения либо соответствующим органом военной полиции Вооруженных Сил РФ.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц и сохранности их имущества органами, обеспечивающими безопасность, могут применяться с учетом конкретных обстоятельств следующие меры безопасности:
- личная охрана, охрана жилища и имущества;
- выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещение об опасности;
- временное помещение в безопасное место;
- обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах;
- перевод на другую работу (службу), изменение места работы (службы) или учебы;
- переселение на другое место жительства;
- защита документов, изменение внешности.
О принятом решении о применении мер безопасности органом, обеспечивающим безопасность, выносится мотивированное постановление с указанием конкретных мер безопасности и сроков их осуществления, о чем сообщается защищаемому лицу и руководителю соответствующего правоохранительного или контролирующего органа, обратившемуся с просьбой о применении мер безопасности в отношении указанного лица.
Такие решения обязательны для исполнения должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, в адрес которых они направлены (например, предоставление жилья, работы, соответствующих документов).
Защищаемое лицо, а также должностные лица органов, обеспечивающих безопасность, и должностные лица предприятий, учреждений и организаций, реализующих принятые по этому поводу решения, обязаны не разглашать сведения о принимаемых в отношении защищаемого лица мерах безопасности без разрешения органа, осуществляющего эти меры.
Объектом правонарушения являются отношения, связанные с жизнью, здоровьем, имуществом защищаемых лиц, а также нормальной работой судов, правоохранительных и контролирующих органов.
Объективная сторона правонарушения выражается в форме действия - разглашение сведений о мерах безопасности в отношении должностного лица правоохранительного органа либо в отношении его близких.
Субъектом правонарушения являются граждане и должностные лица.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла.
Составляют протоколы по делам данной категории должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Дела рассматриваются судьями (мировыми), а в случае проведения административного расследования - судьями районного звена.
[1] Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1455.
|