Вся деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. На это прямо указывается в ст. 18 Закона РФ от 19.04.1991г. №1032-1 (ред. от 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации»[1].
Правила лицензирования деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей определяются:
- федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности»[2].
~ Постановлением Правительства РФ от 08.10.2012 № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»[3]
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности в течение установленного срока.
В приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии и в лицензию включаются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
Лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется лицензирующим органом.
Деятельность по трудоустройству за границей включает в себя оказание следующих услуг:
- трудоустройство за границей граждан Российской Федерации, за исключением трудоустройства граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей граждан);
- трудоустройство за границей граждан Российской Федерации для работы на судах, плавающих под флагом иностранного государства (далее - трудоустройство за границей моряков).
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей граждан являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в штате работника, заключившего трудовой договор, имеющего стаж работы в области трудоустройства за границей или стаж работы в области содействия занятости населения в Российской Федерации не менее 1 года, а также наличие у руководителя соискателя лицензии (лицензиата) (руководителя структурного подразделения, осуществляющего деятельность по трудоустройству за границей) высшего профессионального образования, стажа работы в области трудоустройства за границей не менее 2 лет или стажа работы в области содействия занятости населения в Российской Федерации не менее 3 лет.
Лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по трудоустройству за границей моряков являются:
- наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности;
- наличие в штате у соискателя лицензии (лицензиата) работника и руководителя, имеющих документ о высшем профессиональном образовании в области морского транспорта, а также стажа работы на морском судне не менее 1 года для работника, не менее 5 лет - для руководителя;
- выполнение лицензиатом требований, предусмотренных п.п. 1 и 2 ст. 5, п.п. 2 и 3 ст. 6 Конвенции № 179 Международной организации труда «О найме и трудоустройстве моряков» (принята в г. Женеве 22.10.1996 на 84ой сессии Генеральной конференции МОТ)[4].
Для получения лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству за границей граждан соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в ч. 1 и п.п. 1 и 4 ч. 3 ст. 13 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;
- копии трудовых книжек работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии;
- копию диплома о наличии высшего профессионального образования у руководителя соискателя лицензии.
Для получения лицензии на осуществление деятельности по трудоустройству за границей моряков соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в ч. 1 и п.п. 1 и 4 ч. 3 ст. 13 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также:
- копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений, необходимых для осуществления лицензионной деятельности;
- копии трудовых книжек, а также копии мореходной книжки и (или) справки о стаже плавания, подтверждающих стаж работы на морском судне работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии;
- копии документов о наличии высшего профессионального образования в области морского транспорта у работника соискателя лицензии и руководителя соискателя лицензии.
Заявление и прилагаемые к нему документы, указанные в п.п. 6 и 7 настоящего Положения (далее - документы), соискатель лицензии вправе направить в лицензирующий орган в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу, не указанному в лицензии, и (или) оказывать новую услугу, составляющую лицензируемую деятельность, в заявлении о переоформлении лицензии указываются новый адрес осуществления лицензируемой деятельности, сведения о наличии принадлежащих лицензиату на праве собственности или на ином законном основании зданий и (или) помещений по предполагаемому месту осуществления лицензируемой деятельности и (или) сведения о новой услуге, которую лицензиат намерен оказывать, а также сведения о документах.
Таким образом, основной целью законодательства в данной сфере является защита прав и законных интересов граждан РФ в сфере труда за границей.
Примечание: Понятие грубого нарушения устанавливается
Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (п. 15 Постановления Правительства РФ от 08.10.2012 № 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации»).
К грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 ст. 19 федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации,
- возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с установленным порядком коммерческой деятельности по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей.
Объективную сторону правонарушения составляют действия, связанные с трудоустройством граждан Российской Федерации за границей, без лицензии либо любые нарушения условий действия лицензии.
Субъектом правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица, осуществляющие вышеуказанную деятельность.
С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ч, 1 ст. 23.1 КоАП РФ). Протоколы составляют должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (п. 15 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Собрание законодательства РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
[2] Собрание законодательства РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.
л с
Собрание законодательства РФ. 2012. № 42. Ст. 5713.
[4] Собрание законодательства РФ. 2004. № 39. Ст. 3834.
|