В соответствии с п. 1 ст. 1 федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 22.12.2014) «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу обоснованных опасении стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местоположения в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений44.
Вместе с тем статус беженца не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего местожительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Одновременно п. 1 ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 № 4530-1 (ред. от 30.12.2015) «О вынужденных переселенцах» определен статус вынужденного переселенца - гражданина Российской Федерации, покинувшего место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или вследствие политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка. Установлены законодательно категории лиц, признаваемых вынужденными переселенцами45.
Вынужденным переселенцем также признается иностранный гражданин или лицо без гражданства, постоянно проживающие на законных основаниях на территории Российской Федерации и изменившие место жительства в пределах территории Российской Федерации по указанным обстоятельствам.
Вынужденным переселенцем признается также гражданин бывшего СССР, постоянно проживавший на территории республики, входившей в состав СССР, получивший статус беженца в Российской Федерации и утративший этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
Вынужденный переселенец обязан при перемене места жительства перед выездом сняться с учета в территориальном органе миграционной службы и в течение одного месяца встать на учет в территориальном органе миграционной службы, а также проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом миграционной службы.
ФМС МВД России ведет учет лиц, ходатайствующих о признании беженцами, или лиц, признанных беженцами, и членов их семей, а также лиц, получивших временное убежище, и направляет информацию в центральный банк данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с Общим положением о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 № 679 (ред. от
24.12.2008) «Об утверждении Общего положения о месте временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами»46 место временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами, является федеральным государственным учреждением системы ФМС МВД России; оно предназначено для пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства, подавших в пункте пропуска через Государственную границу РФ ходатайства о признании беженцами на территории РФ, а также прибывших с ними членов их семей на период предварительного рассмотрения ходатайств.
Прием в учреждение размещенных лиц осуществляется по направлению, выдаваемому территориальным органом миграционной службы или по его поручению постом иммиграционного контроля в порядке, установленном ФМС МВД России. Решение о выдаче направления в учреждение принимается на основании ходатайства о признании беженцем иностранного гражданина или лица без гражданства, поданного ими в пункте пропуска через Государственную границу РФ.
Переучет лиц, признанных беженцами на территории Российской Федерации, проводится в целях контроля за реализацией лицом, признанным беженцем, и прибывшими с ним членами его семьи прав и исполнением обязанностей, предусмотренных федеральным законом «О беженцах». Переучет проводится в территориальном органе миграционной службы по месту учета беженца. Переучет производится в отношении беженца и членов его семьи, имеющих удостоверения беженца. Территориальный орган миграционной службы письменно уведомляет беженца о сроках и месте проведения переучета. Копия уведомления вместе с квитанцией о его вручении приобщается к личному делу беженца. О проведении переучета может быть объявлено через местные средства массовой информации, при этом письменное уведомление беженца о конкретных сроках и месте проведения переучета осуществляется при его посещении территориального органа миграционной службы. Беженцы при прохождении переучета предъявляют оформленные в установленном порядке удостоверения беженца, а при изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, приобретении гражданства РФ или гражданства другого иностранного государства либо разрешения на постоянное проживание на территории РФ - оформленные в соответствии с законодательством РФ документы, подтверждающие эти изменения.
При получении лицом разрешения на постоянное проживание на территории РФ, приобретении гражданства РФ лицо утрачивает статус беженца.
Объектом правонарушений выступает режим пребывания беженцев или вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации.
Объективная сторона правонарушения выражается в трех тесно связанных между собой составах административных правонарушений: неисполнение беженцем или вынужденным переселенцем при перемене места пребывания или места жительства обязанностей сняться с учета в территориальном органе ФМС уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, к которому он прикреплен; неисполнение обязанностей своевременно встать на учет по новому месту пребывания или месту жительства; несообщение беженцем в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, а также о приобретении гражданства Российской Федерации или гражданства (подданства) иного государства.
Субъектом данного административного правонарушения является беженец или вынужденный переселенец, допустивший нарушения указанных правил проживания.
С субъективной стороны правонарушения совершаются в форме умысла или неосторожности.
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел и органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются мировыми судьями.
|