До недавних пор я разделял мнение большинства оппозиционеров: у Путина нет искренних соратников, и если общественность как следует поднажмёт, он тут же слетит. И десятки тысяч омоновцев не помогут, ЦИКи и суды, Дума, толпы путингующих, всё прочее, охраняющее верховного властителя. Дескать, всё прогнило настолько, что стоит только поднажать…
Правда, оппозиция долго спорила, каким образом «поднажать» – в правовом поле или за его рамками, устраивать майдан или можно обойтись без него. И пока она спорила, власть укрепилась, нанесла по оппозиции несколько ударов, в том числе и в медиа‑пространстве (что страшнее арестов и судов), перехватила инициативу, сказала несколько ободряющих слов народу и обросла сторонниками. Причём сторонниками искренними.
В этом я убедился, побывав на Втором Ставропольском Форуме Всемирного Русского Народного Собора (так официально, всё с заглавных букв, он называется).
Собралось на Форум больше тысячи человек из разных регионов России и зарубежья. Наиболее многочисленны были делегации республик Северного Кавказа и Москвы. Депутаты, политики, священники, руководители общественных организаций и так далее… Не знаю, по какому принципу был приглашён туда я, но присутствие, внимание речам и наблюдение за дискуссиями оказалось мне полезно. Теперь я подготовлен к консервативной революции, что наверняка грянет в будущем году, я увидел тех, кто будет её совершать.
Как большинство такого рода мероприятий, Форум состоял из открытия, секционных заседаний и закрытия. Ну и неформального общения.
На открытии выступали в основном политики, депутаты, чиновники федерального уровня – Владимир Плигин, Сергей Железняк, Александр Карелин, Сергей Белоконев, Александр Хлопонин, сопредседатель Форума митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, литературный критик Капитолина Кокшенёва… Говорили о нравственности (тема мероприятия – «Нравственная и ответственная личность – основа сильного государства»), о том, что Северный Кавказ – неотъемлемая часть России, об информационной политике, о внешних и внутренних вызовах… В целом речи как речи, обычные декларации без острых углов. Ясно, что главное будет происходить на секциях, во время дискуссий.
Я записался на секцию, которая называлась «Русский народ: современность и перспективы». Меня давно интересует вопрос, что же такое «русский народ», а уж услышать о его современном состоянии, а тем более о перспективах я буквально жажду (без всякой иронии).
Может, кого‑то покоробило моё признание двумя строками выше, что я не знаю, что такое «русский народ». Но, как оказалось, этого по‑честному не знало и большинство собравшихся на секции. По крайней мере, никто не выступил с разъяснением, никто не останавливал бесспорным определением споры о формулировках «россияне», «российский народ», «русские», «казачество»…
Правда, услышав в первом же выступлении слово «национализм», депутат Железняк тоном рассерженного начальника указал на то, что с терминами нужно быть аккуратней, так как слово материально, вспомнил президента, который предостерегал от национализма, и предложил вместо «национализм» употреблять «патриотизм». После таковых слов депутат сказал, что торопится на встречу с полпредом Хлопониным и в окружении помощников (или охранников) удалился.
После этого изрядное количество времени было убито на обсуждение термина «национализм», того, являются ли «национализм» и «патриотизм» синонимами… Кстати, на следующий день о национализме рассуждали Александр Проханов и протоиерей Всеволод Чаплин, а в задних рядах усмехались: «Нет на них Железняка!»
По сути, в первый день на секции именно по теме – «Русский народ: современность и перспективы» – почти не говорили. Больше о нравственности, о том, что СМИ почти не сообщают о положительном, зато отрицательное смакуют, то и дело поминали либералов, которые мешают русскому народу почувствовать себя сильным, способным созидать; представители северокавказских республик рассказывали, что они воспитаны на русской культуре и читали стихи о России, возникла дискуссия о казачестве – русские ли они или это особый этнос…
Ближе к вечеру публицист Александр Казинцев не выдержал: «Мы говорим не о том!» И вспомнил о сотнях тысяч русских, вынужденных покинуть республики Северного Кавказа, о сокращении почти по миллиону человек в год русского населения России. После этого градус разговора повысился, но очень быстро рабочий день Форума завершился.
Ужин был душевным – звучали жизнеутверждающие тосты, благодарности, исполнялись русские и казачьи песни. Николай Бурляев прочёл стихотворение Языкова «К ненашим».
О вы, которые хотите Преобразить, испортить нас И онемечить Русь! Внемлите Простосердечный мой возглас!..
И второй день всё сильнее и сильнее выпячивал эти «испортить», «онемечить».
На секционном заседании тон задавали не учёные и публицисты, а политики и духовенство, которые обрушивались на врагов традиций, на разрушителей устоев. Протоиерей Всеволод Чаплин осторожно, делая долгие паузы между фразами, провёл мысль, что советский период позволил России не влиться в общемировой котёл, а остаться собой, самой выбирать путь развития, сохранить свои, российские ценности…
Один из выступающих заговорил о том, что раньше секты у нас были не свои, а занесённые из‑за границ страны (что довольно‑таки спорно), теперь же «мы научились создавать их сами». С выступающим не согласились: «Всё оттуда! Оттуда!»
Следующий оратор долго и эмоционально громил интеллигенцию, которая по его мнению только тем и занималась последние века, что разрушала Россию. «Дать им всем по шесть соток и отправить на землю!»
Пожалуй, в этот второй день самым созидательным было выступление Александра Проханова, но он, по сути, повторял то, что говорит уже несколько лет: власть «нащупывает», начались изменения, но очень робкие, нужна великая задача, нужно имперское сознание. В который раз Александр Андреевич описал своё понимание империи: это не митрополия и колонии, а «симфония» народов, где каждый человек при деле, каждый необходим государству…
Впрочем, сложно сказать, почему Александр Андреевич говорил это на секции «Русский народ: современность и перспективы», так как он, в принципе, против деления на национальности. И в этот раз писатель напомнил, что строительство национального государства, которым пытался заниматься Ельцин, провалилось, да и оно у нас невозможно. Несколько раз Проханов употребил слово «российский народ», что вызвало дискуссию, которая, правда, быстро прекратилась, когда стали вспоминать, что слова «россияне», «российский народ» употребляли Ломоносов, Суворов, что патриарх был до сталинской подсказки «всея России»…
Закрытие Форума собрало полный зал Ставропольского Дворца культуры и спорта. Временно исполняющий обязанности губернатора края Владимир Владимирович Владимиров решил блеснуть и прочитал услышанное накануне стихотворение Языкова, подчеркнув, что адресует его тем, кто «сегодня не любит Россию». Коротко и ясно, хотя из стихотворения «К ненашим» нельзя сделать однозначного вывода, что «ненаши» не любят Россию. Языков пишет, что они любят, но «не так», неправильно. Чиновник же не стал вдаваться в нюансы и тем самым открыл шлюзы для брани «ненаших». И её было в избытке.
Справедливости ради надо отметить, что прекрасно сказал о семье протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства, Николай Бурляев ответил чтецу‑почти губернатору стихотворением Тютчева «Славянам» (в отличие от Языковского «К ненашим» – шедевром); блистательный экспромт о метафизичности России произнёс, глядя вдаль, Александр Проханов, хотя основная мысль экспромта состояла в том, что российская государственность постоянно подвергается атакам. И в целом цикл выступлений сводился к тому, что внешние и внутренние враги России стремятся развратить людей и погубить, развалить страну. И нужно положить этому конец.
Порой реализм перерастал в сюрреализм. Например, когда юноша из организации «Россия молодая» поздравил собравшихся с днём рожденья Сталина, и ему ответил гром аплодисментов, причём хлопали и казаки в форме, и священники…
Все эти выступления обобщил протоиерей Всеволод Чаплин:
«Нам нужно ясно сказать, что у нас должна быть единая народная воля, должно быть единство гражданского действия. Кто угодно может говорить, что выступает против единой воли русского народа и воли иных народов. Но если нас большинство, если мы чувствуем себя на правильном пути, нам нужно вопреки протестам отдельных групп утверждать тот общественный порядок, который соответствует интуициям русского народа, и не бояться никаких интриг и угроз. А если они возникают – отвечать на них так, чтобы всем было понятно: мы сами будем решать свою судьбу, что бы ни было написано в тех или иных актах и решениях, выработанных не в России или не только в России».
И вот здесь хочется перейти от отчёта к подведению итогов.
На мой взгляд, подобные Форумы нужны. Нужно что‑то предпринимать. Россия действительно больна. Разговор должен вестись по существу, без излишней политкорректности, но не сводиться к декларациям и угрозам.
Проблем предостаточно. К примеру, несколько раз на секции поднимался вопрос о русском населении в республиках Северного Кавказа. Да и не только в республиках… В Ингушетии, Дагестане, Чечне русских осталось от 0,8 до 3,6 процентов, стремительно меняется этнический состав в Краснодарском крае и на Ставрополье; в руководстве республик почти нет представителей нетитульных национальностей. И то же можно сказать про большинство республик и автономных округов Сибири, Севера, Поволжья.
Поднимался вопрос о том, что республика, край, область имеют совершенно разные статусы и это создаёт путаницу, дискриминацию; что до сих пор не прояснён статус казачества… Очень хорошо выступила на секции учёный‑конфликтолог, и нарисованная ею картина скорого будущего общественно‑политической жизни юга России не внушает оптимизма. Звучали слова, что русская цивилизация на краю гибели, но причина этого не столько в падении нравственности, в происках внутренних и внешних врагов, а в том устройстве государства, в социальной системе, что существуют сегодня.
Но всё это не находило продолжения, всерьёз не обсуждалось. Две‑три реплики по поводу, а дальше скорей очередной оратор со своей темой…
Выше я отметил прекрасное выступление протоиерея Димитрия Смирнова. Да, он говорил душевно, проникновенно, тепло, хотя говорил о страшной угрозе – разрушении семьи, домашней церкви, где есть отец, мать, дети… А вот его слова из розданных в начале Форума материалов:
«Нужно сменить начальство на всех телеканалах и поставить такое, которое будет озадачено, будет выбирать не либеральные псевдоценности, которые разрушают наш народ, а традиционные. Поставить на должности людей традиционных и озадачить их. Сказать им: «Вот за это будешь деньги получать, а если вернёшься к «либерастии», мы тебя уволим! А ещё посадим, так как ты являешься духовным убийцей нашего народа». Вот и всё. Изъять всех из эфира, всяких Маш Арбатовых и прочую эту шушеру, которая сеет тлен и самоубийство ».
С одной стороны, можно согласиться, что телевидение у нас антинародное. С таким телевидением народ не воспрянет духом. С другой стороны, а чем заменить «либерастию»? Мы живём после «лихих девяностых» уже четырнадцать лет, и так и не нашли ни внятной идеи, ни смысла, ни нравственных ориентиров, ни духовных скреп. Оглядываться назад, в традиции? Не будет туда большая часть народа оглядываться по своей воле. Значит, надо эту большую часть заставить оглядываться? Форум в Ставрополе показал мне, что, скорее всего, в самое ближайшее время это произойдёт.
Точнее, происходит уже давно, но пока относительно осторожно, постепенно, этак эволюционно. Но революция не за горами. И не та, которой одни опасались, а другие приветствовали, а иная. Обратная.
А что будет с упомянутыми протоиереем Всеволодом Чаплиным «отдельными группами», которые не захотят? Впрочем, опыт ликвидации этих «отдельных групп» у нашей страны есть. Когда‑то ликвидировали упёртых язычников, потом староверов. И так далее до новейших времён.
Надеюсь, что «интуиции русского народа» уберегут народ хоть на этот раз от новой гражданской войны. Достаточно будет и охоты на ведьм. Тем более что для «ведьм» в загашнике у верховного властителя есть достаточно разнообразных кнутов и пряников. Недавно он вынул несколько пряничков в виде амнистии и помилования, и только выиграл в глазах общества. Далее, по логике, должен вынуть кнут…
Декабрь 2013
|