6 мая в назначенный, но несогласованный со столичной мэрией час съездили с женой Лизой на Болотную площадь. Конечно, опасались, что Болотная будет перекрыта, а если и не перекрыта, то заполнена полицией, хватающей тех, кто хочет пробиться на площадь.
Но нет, проход был свободен, полиции немного. Более того, при выходе из метро «Новокузнецкая» были установлены стенды с требованием «Свободу героям 6 мая!» и фотографиями узников Болотной. Рядом стояли несколько человек с белыми ленточка (уже не одиночный пикет), а неподалёку – два‑три вполне миролюбивых стража порядка.
Мы потоптались перед стендом, читая и без того заученные фамилии «Косенко, Луцкевич, Марголин», спросили у держащих конструкции: «Неужели разрешили?» Те улыбнулись грустно: «Здесь разрешили». Пожелали им удачи, поспешили к Болотной, надеясь увидеть людское море. Ну, не море, пускай, но… Но не столько, сколько увидели.
На мосту (официально – Лужков мост) и возле памятника Репину было в начале восьмого человек триста. Из них с четверть журналисты.
Потом, уже дома, я услышал по радио, что нескольких активистов задержали. Я лично задержаний не видел. Не заметил и активистов. Стояли группками тихие люди, некоторые вполголоса разговаривали, а большинство молчали. Кое у кого были белые ленточки, единицы приоткрывали для фотографов бумажные листы с надписью «Свободу узникам Болотной!» Несколько мужчин держали в чехлах явно флаги, но достать их, видимо, так и не решились.
Никого из лидеров оппозиции я не увидел. Где те, кто клеймил режим два года назад? Одни – те, кто действительно был для режима опасен, – нейтрализованы, другие не пойдут к кучке людей. Зачем? За те несколько месяцев с конца 2011‑го до середины 2012‑го они привыкли к десяткам тысяч, а теперь собираются сотни. Да эти сотни, судя по всему, и не хотят видеть и слышать тех, кто, как показало время, оказался попросту болтуном. Кричать со сцены гневные слова на одном, другом, пятом митинге, а потом отправляться домой – попросту глупо. Митинг, это лишь начало более серьёзного дела…
Два года назад ещё можно было изменить положение дел в России. Остановить гаечный ключ, перекрывающий кислород. После 6 мая 2012‑го, когда тысячи людей начали разбегаться из окрестностей Болотной площади (напомню, что сама площадь была тогда перекрыта полицией) возможность остановить стала невозможна.
Перекрытие кислорода идёт стремительно. Запретительные законы рождаются и принимаются в ускоренном порядке. Запреты охватывают все сферы жизни. И если многие из этих запретов представляются смешными и попросту невыполнимыми, то это только на первых порах. Режим создаст механизмы, чтобы эти законы исполнялись. Тем более что психика людей перестраивается тоже в форсированном темпе.
Меня поражает, сколько ещё относительно молодых людей, обретших голос в период либерализма, сегодня поносят этот самый либерализм. Не какой‑нибудь экономический либерализм, а собственно либерализм (liberalis с латинского – свободный). Либеральные взгляды они уравнивают с антироссийскими взглядами, либералов выставляют как врагов России. При этом изъясняются и живут, кажется, очень свободно. Либерально, скажем так. Но это ненадолго. Перекрытие кислорода коснётся каждого… Ну, кроме, может, самой узкой группы лиц.
Иногда годы сливаются в одну бесцветную полосу. Но сейчас 6 мая 2012‑го видится, как совсем другая эпоха. Конец той, другой, эпохи. Конец бесславный, но всё же заметный. Есть от чего вести отсчёт…
И вот два года спустя три сотни человек собралось возле памятника художнику Репину, чтоб помянуть неудачную попытку свободы. Помянуть тихо, без рыданий и резких движений. Иначе могли забрать в отделение…
Кстати, почти в то же время в нескольких километрах от Болотной, в галерее «Флакон» открылась выставка картин некоего Юрия Данича. (Пишу «некоего», потому что сведений о таком художнике в интернете найти практически не удалось, он вдруг возник вместе с парой десятков полотен.) Пишет маслом довольно традиционные черепа, гранаты (плоды, а не оружие), ню. Но привлекли довольно большое число посетителей не эти произведения, а работа под названием то ли «Одержимые», то ли «Бесы».
Длинный ряд холстов, на которых – слева направо – унитаз на чёрном фоне и пудель на унитазе, далее тесная группа лидеров либеральной оппозиции (в том числе Навальный, Немцов, Новодворская, Собчак, Акунин, Быков, Удальцов, Латынина), затем очень крупный ребёнок, после – группа душевнобольных, и с правого края Гарри Каспаров, окружённый овцами, держащий древко с белым флагом и играющий сам с собой в шахматы… Все, кроме крупного ребёнка, обнажены.
У ребёнка, являющегося центром картины, и некоторых из душевнобольных нимбы, оппозиция же имеет копыта вместо ступней. Навальный так и вовсе представлен в образе кентавра, на голове терновый венец, а в руках – рог изобилия, на котором изображён герб США, а из рога сыплется золото…
Не буду описывать, как изображены деятели оппозиции. Лучше дам слову автору. Вот как он, без ложной скромности, поведал об идее «Одержимых»:
«Довольно сложная, как вы видите, картина, состоящая из пяти частей. Главная часть – как лидеры оппозиционного движения тащат общество, или часть общества, в пропасть, в этот чёрный квадрат, в никуда. И если ещё учесть, что они финансируются американским департаментом – это видно у Навального на роге изобилия… Работа сделана специально для России. Прошлую зиму я провёл в сумасшедшем доме… Дело в том, что для начала я хотел вот этих лидеров сделать сумасшедшими. То есть, казалось, что это сумасшедшие какие‑то, как бесы вселились в них. Поэтому картина называется «Бесы»… или «Одержимые»… Но когда я посетил сумасшедший дом, и не один, поработал с ними и общался очень долго, я понял, что больные, это жертвы. И поэтому оппозицию я не стал делать сумасшедшими – они не сумасшедшие, они просто себе на уме».
И ещё цитатка: «Я сам уже более двадцати лет живу в Америке, плачу там налоги, и мне неприятно, что мои налоги идут на поддержку этих людей, которые заняты разрушением. Я отобразил все эти драгоценности, предметы роскоши, золотое изобилие, чтобы показать их истинные цели».
Символом роскоши на картине является шампанское – несколько бутылок стоят под копытами бесов, а Артемий Троицкий им прямо обливается… Замечу, что на открытии выставки Юрия Данича гостям предлагали тоже шампанское…
Ну вот видите, какие патриоты России есть в Соединённых Штатах. Пишут картины для нас, везут через океан, показывают. Пытаются нас спасти. Не дать свалиться, как стаду баранов в чёрный квадрат‑унитаз.
Противопоставить таким деятелем, как вдруг прославившийся Данич либеральной общественности, кажется, нечего. Сражение, к которому большая часть активных людей (не только либерального толка) была готова два года назад, проиграно, по существу не начавшись.
И вполне справедливы слова одного из посетителей выставки, молодого человека по имени Андрей: «Наша оппозиция, на мой взгляд, только кричит о необходимости свержения действующей власти, но ничего при этом не делает, ничего сама не предлагает».
Да уже и не кричит, Андрей, – некоторым и шептать запретили. И не исключено, что скоро запретят всем. Тишина и порядок. Даже на то, чтоб «за» крикнуть, нужно будет спросить разрешение. Такое у нас на родине было, причём не так давно. Кое‑кто ещё не забыл.
Вот такие поминки 6 мая 2012 года прошли в Москве. Что будет через год нетрудно представить.
Май 2014
|