Задержанное лицо отправляют (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ) в специально отведенное для этого помещение (КАЗ, или комната (камера) административно задержанных, также КСЗЛ – комната для содержания задержанных лиц).
Указанные помещения должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления (ч. 1 ст. 27.6 КоАП РФ). Условия содержания в КАЗе определены специальным Положением об условиях содержания лиц, задержанных за административное правонарушение, нормы питания и порядок медицинского обслуживания таких лиц утвержден постановлением Правительства РФ от 15.10.2003, № 627.
Перед препровождением в КАЗ задержанного и его вещи досматривают по процедуре ст. 27.7. КоАП РФ. В самом КоАП РФ это не закреплено, однако того требует Закон «О полиции» (ч. 6 ст. 14), а также п. 6 Положения № 627 (и подзаконные акты МВД России, см. п. 200 Административного регламента № 185, п. 9 Наставления оперативному дежурному, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 г., № 389). Поскольку законом не предусмотрена возможность проведения личного досмотра в отсутствии понятых (ч. 3 ст. 27.7 КоАП РФ), то понятые обязательно участвуют в таком досмотре.
Запись о проведенном досмотре и его результатах вносится в протокол задержания и удостоверяется подписями понятых (ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ).
После проведения досмотра у задержанных изымаются предметы, вещества и продукты питания:
1) обнаруженные орудия или предметы административного правонарушения, или документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие предметы изымаются в присутствии вышеупомянутых понятых (ч. 1 ст. 27.10 КоАП РФ), упаковываются по правилам ст. 27.10 КоАП РФ и хранятся согласно инструкции, утвержденной приказом МВД России от 31.12.2009 № 1025, до рассмотрения дела об административном правонарушении;
2) опасные или же такие, которые могут быть использованы в качестве орудия преступления;
3) продукты и предметы, не включенные в Перечень продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды, которые задержанные лица могут иметь при себе, хранить и получать в передачах (абз. 1 п. 11 Наставления). Перечень разрешенных продуктов и предметов приводится в приложении № 4 к Наставлению; он довольно скромен – например, разрешена пластиковая посуда, некоторые туалетные принадлежности, готовая к употреблению еда. В принципе задержанным позволительно оставить при себе одежду, головной убор, обувь по сезону (в одном комплекте), носовые платки, а инвалидам – в том числе протезы или костыли (п. 14 Положения № 627).
Родственники и знакомые могут принести задержанному передачу (еду и гигиенические предметы первой необходимости). Такие передачи проверяются сотрудниками полиции и передаются задержанному, обязательно в присутствии передающего (п. 16 Положения № 627).
Изъятое имущество, упомянутое в п. 2 и 3, хранится в МВД и возвращается задержанному после истечения срока задержания (п. 17 Положения № 627, абз. 2 п. 11 Наставления).
После досмотра у некоторых задержанных снимают отпечатки пальцев – а именно у тех, которые подлежат обязательно дактилоскопической регистрации в соответствии с федеральным законом.
В частности, дактилоскопируют тех задержанных, чью личность иным образом установить невозможно (абз. 3 п. «ж» ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.1998 № 128‑ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ»), и лиц иных категорий (п. 12 Наставления). На практике зачастую берут отпечатки пальцев у каждого, если дактилоскопист на месте (см., например, решение Ворошиловского районного суда г. Ростова‑на‑Дону Ростовской области от 07.04.2014 по делу № 2‑1156/2014).
Задержанных осматривают два раза – до помещения в КАЗ (комнату или камеру для административно задержанных) и после окончания срока задержания (ч. 16 ст. 14 Закона «О полиции», абз. 2 п. 200 Административного регламента № 185). Цель этого осмотра – выявить признаки психических, инфекционных и угрожающих жизни заболеваний (абз. 3 п. 6 Положения № 627), у задержанного спрашивают, нет ли у него хронических заболеваний и жалоб на состояние здоровья (п. 15 Наставления). Результаты осмотра вносятся в протокол задержания.
В случае если задержанное лицо имеет видимые признаки ранения или телесных повреждений, полиция обязана пригласить бригаду скорой медицинской помощи, а если это невозможно – доставить задержанного в ближайшую государственную или муниципальную больницу (п. 16.1 Наставления).
Кроме того, необходимо выяснить у задержанного, откуда, когда и как появились повреждения и ранения (п. 16.2 Наставления), и в течение трех часов сообщить о травме (тяжелом заболевании, увечье) близким родственникам задержанного и прокурору (п. 16.4 Наставления).
Задержанные на срок более трех часов обеспечиваются питанием по норме питания, утвержденной постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 205, причем предполагается, как правило, наличие горячего питания (абз. 2 п. 4 Положения № 627).
Задержанные располагаются на скамейках или диванах, а задержанным на срок более трех часов предоставляется (в ночное время) место для сна (п. 11 Положения № 627). Положение № 627 не предписывает выдачу постельных принадлежностей, поэтому жалобы на условия содержания в этой части суды признают необоснованными (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу № 2‑923/2015).
Однако существуют судебные решения, устанавливающие, что объем ограничения прав лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, не может превышать аналогичного для лиц, задержанных за совершение уголовных преступлений, которым постельные принадлежности и белье для сна предоставляются (на основании п. 43 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22.11.2005 № 950, см. также решение Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу № 2‑1061/2015, апелляционное определение СК по гражданским делам Красноярского краевого суда от 10.09.2012 по делу № 33‑7877/2012).
Норма площади на одного человека в КАЗ составляет не менее двух квадратных метров на человека (ч. 11 Положения № 627).
Нарушения указанного права административно задержанных могут быть легко доказуемы, потому что все задержанные должны быть зарегистрированы (п. 8.3 Наставления) в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (приложение № 3 к Наставлению), причем фиксируются дата и время задержания и окончания срока задержания (в часах и минутах), что позволяет достоверно установить периоды времени, в течение которых упомянутая выше норма площади не соблюдалась (см., например, мотивировочную часть Решения Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу № 2‑923/2015).
Задержанных располагают не в одну общую камеру, а распределяют: женщин отдельно от мужчин, несовершеннолетних отдельно от взрослых, заразных больных отдельно от всех остальных (ч. 7 Положения № 627). При этом тяжелобольные люди (а также больные в состоянии средней тяжести), беременные женщины, больные сахарным диабетом (в средней или тяжелой степени) не могут быть размещены в КАЗе (п. 8 Положения № 627). То же относится к задержанным, у которых с собой дети до 14 лет, при условии, что детей нельзя передать родственникам (п. 8 Положения № 627). На практике таких лиц не всегда отпускают домой, однако до рассмотрения дела судьей размещают в более комфортных условиях, например, в комнате отдыха сотрудников ОВД. Вопреки распространенному убеждению, административно задержанных не обязаны размещать отдельно от лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, поскольку это не предусмотрено ни Положением № 627, ни иными актами (решение Кировского районного суда г. Томска Томской области от 20.05.2015 по делу № 2‑923/2015).
Как правило, административно задержанный остается в КАЗ (КСЗЛ) ненадолго (во всяком случае в качестве именно задержанного, а не подвергнутого административному аресту).
В самое ближайшее время задержанного препроводят к судье для разбирательства по его административному делу, поскольку такое дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента задержания (ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ) и поскольку скорейшего направления требуют ведомственные акты МВД России (см. п. 19 Наставления, утв. приказом МВД России от 30.04.2012 № 389).
В любом случае, по истечении 48 часов, проведенных в КАЗ, в отсутствии судебного решения, полиция обязательно отпустит человека на свободу (поскольку этого требует ч. 1 ст. 14 Закона «О полиции» и подзаконные акты, например, п. 201 Административного регламента № 185; а кроме того, полицейские «опасаются» прокурорских проверок с целью подтверждения законности нахождения задержанных лиц в КАЗ).
На любые нарушения закона, связанные с содержанием в КАЗ (КСЗЛ), можно пожаловаться в суд (в порядке главы 22 КАС РФ) или в досудебном порядке в вышестоящий орган полиции либо прокурору (ст. 53 Закона «О полиции», п. 32 Наставления, ст. 10 Закона «О прокуратуре»).
Рассмотрение досудебных обращений осуществляется по правилам Федерального закона от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» и Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе МВД России, утв. приказом МВД России от 12.09.2013 № 707.
Установленные нарушения, связанные с режимом пребывания административно задержанного в КАЗ, могут являться самостоятельным (независимо от законности самого задержания) основанием для возмещения причиненного вреда, в том числе морального, в порядке ст. 1069 ГК РФ (решения Иглинского районного суда Республики Башкортостан от 27.05.2015 по делу № 2‑1061/2015, Советского районного суда г. Орла Орловской области от 15.08.2014 по делу № 2‑2236/14, Ленинского районного суда г. Костромы Костромской области от 04.12.2014 по делу № 2‑2047/2014, Смирныховского районного суда Сахалинской области от 28.04.2014 по делу № 2‑208/2014).
|