В соответствии с ч. 4 ст. 13 ФЗ от 07.02.2011 № 3‑ФЗ «О полиции» – «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции… обязательны для исполнения… организациями, должностными лицами и иными лицами…».
Однако необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные, т. е. основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.
Права сотрудников полиции перечислены в ст. 13 Закона «О полиции». Кроме этого, деятельность сотрудников регламентирована Федеральным законом от 12.08.1995 № 144‑ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности».
При направлении запросов сотрудниками полиции в качестве обоснования законности их требований используются следующие нормы права:
– п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции»;
– ст. ст. 6–7 Закона «Об оперативно‑розыскной деятельности»;
– ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
– ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
– ст. ст. 144–145 Уголовно‑процессуального кодекса РФ.
Выясним, являются ли они достаточным обоснованием законности требований сотрудниками полиции.
Закон «О полиции», ст. 13.
Сотрудники полиции в своих запросах о представлении информации обосновывают свои требования п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции».
Рассмотрим п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции».
В данном пункте говорится о том, что в связи с расследуемыми уголовными делами и проверкой заявлений о преступлениях сотрудники полиции имеют право запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (и их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан. Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности.
Но главное здесь – это законность и обоснованность запроса.
Помимо номера материала проверки или возбужденного уголовного дела, по которым истребуются документы, должны быть указаны факты (аргументы), каким образом истребуемые полицией документы относятся к проводимой проверке или уголовному делу.
Придраться к слову
Пункт 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции».
Сотрудники полиции вправе истребовать для проведения экспертиз от организаций независимо от форм собственности образцы и каталоги вашей продукции, техническую и технологическую документацию и другие информационные материалы.
В связи с некорректностью формулировки – «другие информационные материалы» – сотрудники полиции могут включать в это понятие любые интересующие их предметы и документы.
Экспертизы проводятся в рамках возбужденного уголовного дела и производства по делу об административном правонарушении.
Следовательно, если в запросе имеется ссылка на вышеуказанную норму права, в обязательном порядке должна быть отражена информация о конкретном уголовном деле с присвоенным ему номером либо о деле об административном правонарушении. В противном случае вы вправе на запрос не реагировать ввиду его необоснованности.
Более того, при проведении доследственной проверки по уголовному делу неправомерны ссылки на указанную норму, что, в свою очередь, является основанием для отказа в предоставлении информации.
Ст. 6–7 Федерального закона от 12.08.1995 № 144‑ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности».
В ст. 6 Закона перечислены оперативно‑розыскные мероприятия, которые могут проводить сотрудники полиции:
– опрос;
– наведение справок;
– сбор образцов для сравнительного исследования;
– проверочная закупка;
– исследование предметов и документов;
– наблюдение;
– отождествление личности;
– обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и
транспортных средств;
– контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
– прослушивание телефонных переговоров;
– снятие информации с технических каналов связи;
– оперативное внедрение;
– контролируемая поставка;
– оперативный эксперимент.
Необходимо заметить, что мероприятие «наведение справок» проводится для получения именно справок, поскольку понятия «справка» и «документация» не идентичны между собой.
Оно может проводиться в виде гласного опроса и подразумевает получение согласия лица (организации), в отношении которого оно направлено.
Исследование предметов и документов применяется только к тем предметам и документам, которые уже находятся у сотрудников полиции, то есть, добыты ими в рамках ранее проведенных оперативно‑розыскных мероприятий.
Готовить злодеяние
Статья 7 Закона «Об оперативно‑розыскной деятельности», как основания для проведения ОРМ.
Наиболее часто применяемое основание – это «ставшие известными органам, осуществляющим оперативно‑розыскную деятельность, сведения о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела».
Указанные основания (какие именно) должны быть сообщены Вам в случае проведения в отношении вас оперативно‑розыскных мероприятий, и на основании этих данных вы решаете, соглашаться с проведением данных мероприятий или нет.
Статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Часто в своих запросах сотрудники полиции указывают на ответственность, предусмотренную ст. 19.7 КоАП РФ, – за непредставление сведений (информации): для граждан – от 100 до 300 рублей; для юридических лиц – от 3000 до 5000 рублей.
Согласно ч. 4 ст. 13 Закона «О полиции» «требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные п. п. 4, 17 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции», обязательны для исполнения… организациями… и иными лицами в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения».
Статья 7 ФЗ от 07.08.2001 № 115‑ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В запросах о представлении информации также часто встречается ссылка на данный Закон как на основание запроса.
Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию и документацию у граждан и организаций данный Закон не предоставляет. Равно не предусмотрена обязанность граждан и организаций представлять информацию и документацию сотрудникам полиции.
В ст. 7 закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности.
Такая проверка должна проводиться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом. Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным Законом, является МНС РФ (банки).
Как было указано выше, обязанности представлять сотрудникам полиции информацию и документацию гражданами и организациями данной статьей не предусмотрено.
Ст. 144–145 УПК РФ.
Статья 144 УПК РФ регламентирует порядок рассмотрения сообщения о преступлении.
Статья 145 УПК РФ – порядок принятия решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении и описывает виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
Вышеуказанные нормы уголовно‑процессуального законодательства не предоставляют сотрудникам полиции права изъятия и истребования документов в коммерческих и иных организациях, равно как и не возлагают на организации соответствующие обязанности по представлению информации.
Практические рекомендации
Итак, из приведенного выше анализа прав сотрудников полиции и российского законодательства становится ясно, что с введением в действие Закона «О полиции» органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности теперь обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.
В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.
Однако в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции» требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными.
Но только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции. И до тех пор пока Вам непонятны причины и основания проверки, Вы не можете оценивать обоснованность истребования запрашиваемых у Вас документов, а следовательно, не можете оценить законность данного требования и не можете быть абсолютно уверены в законности ваших действий.
Поэтому в ответ на запрос Вы можете направить письмо с просьбой разъяснить законность и обоснованность указанных в запросе требований (официально ли проводится проверка или возбуждено уголовное дело, каковы их номера).
До получения разъяснений, подтверждающих законность требований сотрудников полиции, предоставлять документы не рекомендуется.
|