Если обвинение основывается исключительно или в решающей степени на показаниях отсутствующих свидетелей, то их использование в качестве доказательств возможно только в исключительном случае, при условии, что в конкретной ситуации имелись достаточные факторы, уравновешивающие ограничение прав защиты, а также были предприняты меры, обеспечивающие справедливую и надлежащую оценку достоверности этих показаний.
Правила, касающиеся гарантий права обвиняемого допрашивать показывающих против него свидетелей, распространяются на случаи:
• оглашения в судебном разбирательстве показаний свидетеля, не явившегося в суд;
• оглашения в судебном разбирательстве показаний свидетеля, дававшего показания против себя или близких лиц на досудебном этапе, но отказавшегося от дачи показаний в суде;
• допроса анонимного свидетеля (свидетеля, в отношении которого применена мера безопасности в виде сохранения в тайне сведений о его личности). По мнению ЕСПЧ, обвиняемый (и его защитник) должен не только иметь возможность в принципе задавать вопросы свидетелю, показывающему против него, но и знакомиться со сведениями о личности допрашиваемых свидетелей, а также следить за их поведением в ходе допроса с целью обеспечения реальной возможности опровержения их показаний, проверки надежности таких показаний.
При этом показания свидетеля могут быть зафиксированы не только в протоколе его допроса, но и в других документах (это могут быть протоколы очной ставки, опознания, проверки показаний на месте, объяснения, явка с повинной и пр.). Более того, по делу «Ходорковский и Лебедев против России» ЕСПЧ указал, что гарантии п. d ч. 3 ст. 6 Конвенции распространяются и на допрос экспертов, привлеченных стороной обвинения для дачи заключения.
Например, в постановлении по делу «Владимир Романов против России» указано, что «Хотя Европейский суд учитывает обязанность национальных судов обеспечивать надлежащее рассмотрение дел и избегать неоправданных задержек в уголовном судопроизводстве, он полагает, что отложение разбирательства на пять дней в целях получения показаний И. в процессе, на котором заявитель обвинялся в совершении весьма серьезного преступления, грозившего длительным сроком лишения свободы, представляло собой обоснованное отступление от принципа неотложности разбирательства».
По мнению ЕСПЧ, ст. 6 Конвенции обязывает государство принимать меры, в частности, позволяющие обвиняемому допросить свидетелей, показывающих против него, или обеспечивающие их допрос.
ЕСПЧ неоднократно указывал, что он, понимая те материальные трудности, с которыми сталкиваются государственные органы, не считает, однако, непреодолимыми обстоятельствами, в частности, необходимость обеспечения явки в суд свидетеля, проживающего в соседней стране, возмещение свидетелю транспортных и иных расходов, определение местонахождения или розыск свидетеля и ожидание возвращения свидетеля из командировки (дела «Кривошапкин против России», «Мельников против России», «Макеев против России»).
|