Арест допускается при наличии достаточных данных полагать, что сведения, содержащиеся в телефонных и интернет‑переговорах (смс‑сообщениях) могут иметь отношение к уголовному делу.
Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи (прослушивание телефонных переговоров (ПТП) и снятие информации с технических каналов связи (СИТКС) – СМС, ММС) (ст. ст. 185–186 УПК РФ).
Прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи требует санкции суда, поскольку это прямое ограничение прав гражданина России, предусмотренных ст. 23 Конституции.
Существует два способа получения судебной санкции на ПТП и СИТКС:
– следователем в порядке ст. ст. 165 и 186 УПК РФ;
– оперативниками по правилам ст. 9 ФЗ «Об оперативно‑розыскной деятельности».
Первый вызывает наименьшее беспокойство за режим соблюдения законности при истребовании соответствующего разрешения на прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи, ибо он предполагает контроль руководства следственного органа, надзирающего прокурора и судебную проверку доводов в обоснование соответствующего ходатайства.
Есть почти полная гарантия того, что следователь, пожелавший осуществить ПТП или СИТКС, не станет указывать иные данные о телефонном номере или лице, чем те, которые реально подтверждаются материалами уголовного дела, поскольку эти документы всегда хранятся при нем и могут быть доступны многим участникам судопроизводства впоследствии.
Куда сложнее дела обстоят с делами оперативного учета (ДОУ), по которым спецслужбы проводят ОРМ до возбуждения уголовного дела или в рамках него, но без контроля со стороны следствия. Дела оперативного учета относятся к информации под грифами «секретно» и «совершенно секретно», хранятся в подразделениях‑инициаторах, доступ к ним не со стороны лиц, их ведущих, практически невозможен.
Даже прокуроры не могут быть уверены в том, что субъекты ОРД предоставляют им для осуществления надзорных функций дела оперативного учета в полном объеме.
Что уж говорить про судью, который получает в обоснование выдачи санкции лишь постановление и рапорт о том, что «кто‑то, где‑то»… Поэтому любой недобросовестный оперативник, когда у него возникает необходимость поставить на технический контроль телефон адвоката, защищающего подозреваемого, попросту вкладывает в дело оперативного учета «агентурное сообщение» о том, что определенный абонент, может представлять интерес для целей предупреждения или пресечения преступной деятельности и указывает «нужный» номер в объемном списке тех, которые необходимо прослушивать.
Соответственно, достоверно узнать в отношении кого и как долго осуществлялись прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи в рамках дела оперативного учета судье реально невозможно. В то же время не выдать санкцию суд не может.
Поэтому советы «бывалых»:
• если говорите о чем‑то, о чем не надо знать еще кому‑то, – лучше не говорите по телефону вообще.
Наиболее приемлемый вариант для отправки конфиденциального сообщения вне офиса: интернет‑кафе, почтовое отделение;
• если же хотите поговорить по сотовому телефону, перед серьезным разговором меняйте сим‑карты и телефон, поговорите и выбросьте сим‑карту вместе с телефоном, как не будет жалко;
• если хотите говорить о чем‑либо, не выбрасывая своего телефона: отключите и извлеките батарею питания из него; выключите телефон, находящийся на Вашем рабочем столе, из розетки питания и телефонного разъема; извлеките из сотового телефона sim‑карту (т. к. телефон регистрируется в сети не только по IP‑адресу или по sim‑карте, необходимо отключить и процессор самого телефона); при смене sim‑карты в обязательном порядке меняете телефон;
• компьютеры необходимо отключать от сети Интернет для сохранения конфиденциальности разговора.
|