Трасология — один из основных разделов криминалистической техники, в котором изучаются теоретические положения и закономерности образования следов контактного взаимодействия, отражающих механизм совершения преступления; разрабатываются рекомендации по применению средств и методов обнаружения, изъятия и исследования следов в целях выяснения обстоятельств, значимых для расследования и предупреждения преступлений.
Любое преступное деяние вызывает в окружающей обстановке различные изменения, т.е. оставляет следы. Криминалисты различают следы в широком и узком смысле слова. Под первой группой следов понимаются любые материальные последствия, связанные с событием преступления. Это могут быть следы, образованные при воздействии одного объекта на другой; предметы, брошенные или утерянные преступником, части разрушенных объектов, волокна тканей, брызги крови, слюны, поверхностные наслоения различных веществ и др. К следам в узком смысле, изучаемым трасологией, относятся только следы-отображения.
Под следами-отображениями понимаются такие следы, в которых отображаются внешние признаки оставившего их объекта и (или) механизм их образования. Это следы пальцев и ладоней рук, обуви, транспортных средств, орудий взлома и др. В качестве следов, отражающих механизм их образования, можно назвать различные узлы, швы, брызги крови, спермы, грудного молока, слюны и др.
Криминалистическое значение следов определяется объёмом устанавливаемых по ним существенных обстоятельств расследуемого преступления. При этом могут решаться как идентификационные, так и диагностические задачи. Первые преследуют цель установить групповую принадлежность или общий источник происхождения, а затем отождествить объект по его следам. Человека идентифицируют по оставленным им на месте происшествия следам пальцев рук, босых ног, реже зубов, губ, ушной раковины, лба. По следам определяют вид орудия, использованного преступником. Полученные сведения облегчают поиск, а затем и отождествление этого орудия. Капли ГСМ помогают установить вид транспортного средства, в котором они используются, а затем и конкретный автомобиль.
При решении диагностических задач важно выяснить механизм образования следов, т.е. характер взаимодействия объектов в момент следообразования. Диагностическими считаются задачи по установлению того, с какой стороны (снаружи или изнутри) взломана преграда; в каком направлении скрылось транспортное средство, исправен ли механизм замка и каким способом его открывали, не перебит ли номер на двигателе, шасси автомобиля и т.д. Диагностические исследования позволяют выяснить причинную связь между преступным событием и наступившими вредными последствиями, проанализировать всю совокупность образовавшихся следов, чтобы детально разобраться в сути произошедшего.
Изучение следов контактного взаимодействия дает
возможность определить орудие преступления и получить сведения о субъекте, его применившем (физические данные,
профессиональные навыки и др.). Иными словами, следы могут быть полезными при решении следующих криминалистических задач: а) установление групповой принадлежности объектов; б) выяснение отдельных анатомо-физиологических особенностей лица, оставившего следы; в) установление механизма
следообразования и обстоятельств расследуемого преступления; г) идентификация лиц и предметов по оставленным следам.
В ряде случаев криминалистический анализ следов позволяет выяснить причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, что облегчает разработку мероприятий по их предупреждению, в частности, путем технической защиты объектов от аналогичных расследуемому преступных посягательств.
При разработке методов научного исследования и практических рекомендаций трасология отправляется от положений двух теорий: идентификации и отражения, а также от криминалистического учения о признаках объектов.
Принципиальные положения, образующие основу трасологии, — это:
1) индивидуальность объектов материального мира. Все названные объекты тождественны только самим себе, т.е. строго индивидуальны. Хотя внешнее строение у однородных объектов по форме, размерам и другим общим характеристикам может совпадать, оно неизбежно будет различаться по частным признакам. К последним криминалисты относят особенности рельефа и микрорельефа следа. Многие однородные объекты достаточно сходны по ряду характеристик внешнего строения, но вся совокупность признаков делает каждый из них неповторимым;
2) способность внешней структуры предмета, включая его частные признаки, достаточно полно и точно отображаться на других объектах в виде следов. Полнота и адекватность передачи в следах мелких деталей строения предмета зависит от условий следообразования, главные из которых — физические свойства материалов следообразующего и следовоспринимающего объектов и механизм их взаимодействия. Чем податливее, пластичнее следовоспринимающий объект и тоньше его структура, тем четче и полнее передаются мелкие детали. Важно помнить, что, отображаясь в следе, внешнее строение объекта всегда получается обратным, зеркальным;
3) относительная устойчивость трассологических объектов, позволяющая производить сравнительные исследования. Изучаемые трассологией следы-отображения образуются при взаимном контакте двух объектов: того, на котором остался след, — следовоспринимающего и объекта, оставившего след, — следообразующего. Участки их взаимного соприкосновения при следообразовании именуются контактными поверхностями. Поэтому объектами трассологических исследований могут быть только твердые тела, обладающие достаточно устойчивыми внешними признаками.
При следовом контакте происходит физическое, химическое или биологическое взаимодействие объектов. Физическое воздействие может быть механическим, электрическим или термическим. Следы биологической природы образуются, например, в результате гниения под воздействием микроорганизмов.
Трассология обычно занимается следами механического взаимодействия. Изучение особенностей такого взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объекта и возникающих при этом следов составляет суть трассологических исследований.
Процесс следообразования при этом обусловлен рядом факторов. В первую очередь это физические свойства контактирующих объектов, сила и направление взаимодействия.
В зависимости от того, какими объектами оставлены следы, в трассологии существует подразделение на следы: а) человека, его рук (ног, губ, лба, зубов и др.); б) орудий, инструментов, производственных механизмов и машин; в) транспортных средств; г) животных.
По механизму образования следы классифицируются на статические и динамические, объемные и поверхностные, локальные и периферические.
Статические — такие следы, при образовании которых каждая точка рельефа следообразующего объекта оставляет точечное отображение на следовоспринимающем объекте. Статический след формируется в момент покоя (статики), когда объекты друг относительно друга неподвижны, поэтому наиболее точно передает внешнее строение следообразующего объекта. Частным случаем данной группы являются следы качения.
Динамические следы образуются при перемещении (иногда взаимном) следообразующего и следовоспринимающего объектов. Тогда каждая точка поверхности оставляет след в виде линии (трассы). Возвышающиеся части рельефа образуют углубления (бороздки), а впадинам соответствуют выступы (валики). К динамическим относятся следы сверления, разруба, распила, юза и др.
Статические и динамические следы бывают объемными и поверхностными. Объемные имеют не только длину и ширину, но и глубину. Они возникают от вдавливания следообразующего объекта в податливую следовоспринимающую поверхность, которая при этом деформируется. В объемном следе форма объекта, его размеры, детали рельефа передаются полнее.
Поверхностные следы остаются, когда оба объекта, взаимодействующих при следообразовании, по твердости примерно одинаковы либо воспринимающая поверхность значительно прочнее. В результате их взаимодействия возникают плоскостные отображения, например следы кроссовок на линолеуме, пальцев на мобильнике и т.п. Они делятся на следы наслоения и отслоения. Первые остаются в результате прилипания частиц, которые отделились от следообразующего объекта на соприкасавшемся участке. Следы-отслоения возникают тогда, когда на следообразующий объект наслаиваются частицы вещества со следовоспринимающей поверхности. Такие следы остаются всегда, однако в ряде случаев имеют толщину всего в один или несколько атомных слоёв.
В зависимости от места расположения изменений, сформировавших следы, их классифицируют на локальные и периферические. Локальные следы образуются в границах взаимодействия контактных поверхностей, а периферические — за счет изменений за их границами.
По возможности визуального восприятия следы подразделяются на видимые, слабовидимые и невидимые. Видимые следы хорошо различимы невооруженным глазом и обнаруживаются без каких-либо специальных манипуляций. Слабовидимыми или вообще невидимыми следы могут быть вследствие ахроматичности (отсутствия цвета), совпадения их окраски с цветом фона, а также из-за микроскопически малых размеров.
Для обнаружения слабовидимых и невидимых следов используется специальное освещение (или оборудование), а также физическое и химическое воздействие на них специальными веществами. Приемы обнаружения, закрепления и изъятия зависят от классификационной категории следов.
Прежде чем начинать поиск следов на месте происшествия, нужно проанализировать его обстановку, мысленно реконструировать ее. Это поможет выяснить состояние и положение ее отдельных предметов на момент происшествия; вероятные пути прихода и ухода преступника; объекты, к которым он прикасался руками, другими частями тела, возможные меры по сокрытию содеянного и т.д. Необходимо мысленно представить
последовательность и образ действий преступника в данной
обстановке, что поможет определить локализацию следов, механизм их образования и, возможно, уничтожения злоумышленником.
Установив механизм возникновения следов, легче выяснить причинные связи следообразования и расследуемого преступления, значение каждого конкретного следа в криминальном событии. Необходимо определить место каждого следа в анализируемой следовой картине, «привязать» его к предметам обстановки, что поможет выяснить обстоятельства произошедшего, а также полнее описать следы в протоколе.
Если видимые следы легко обнаружить посредством простого осмотра, то мелкие их разновидности требуют применения луп различной мощности и дополнительного освещения. Для выявления следов, совпадающих по цвету с объектом-носителем, полезны специальные светофильтры, а также ультрафиолетовые осветители (УФО) и электронно-оптические преобразователи (ЭОП). Слабовидимые следы становятся лучше различимыми при их освещении узким пучком света, падающим на осматриваемую поверхность под острым углом. Необходимо принять меры по сохранению обнаруженных следов до момента их изъятия.
Все выявленные следы подлежат фотографированию. Сначала запечатлевают положение следа на объекте, затем — сам след по правилам масштабной съемки на цветные носители изображений. Возможна и зарисовка следов с выделением их индивидуализирующих признаков. Расположение следов отмечают также на плане, прилагаемом к протоколу осмотра места происшествия.
Обязательный способ фиксации обнаруженных следов — их точное описание в протоколе. Нужно отразить характеристики и состояние следовоспринимающих поверхностей, поскольку они способны влиять на отображения следообразующих объектов, выявляемость и сохранность следов. Затем описывается их локализация на объекте, взаимное расположение и признаки: форма, размеры, особенности каждого следа. Здесь не обойтись без точных измерений.
Максимально подробно нужно фиксировать наиболее характерные признаки. В протоколе указываются также приемы и средства, примененные для обнаружения, закрепления и изъятия следов. Поскольку протокол обычно составляется по завершении следственного осмотра, то в его заключительной части особо оговаривается, какие следы были изъяты, как упакованы, куда направлены для экспертного исследования.
Необходимо помнить, что осмотр, фиксация, измерения, изготовление объемных слепков и плоскостных копий следов должны осуществляться в режиме их максимальной сохранности.
Если объект со следами невозможно изъять в натуре ввиду его громоздкости или ценности, то со следов нужно изготовить копии (в первую очередь фотографические). Поверхностные следы рук (босых ног) для визуализации обрабатывают порошками или химическими реагентами, а затем переносят на дактилоскопическую пленку. С объемных следов обуви, орудий взлома, транспортных средств изготавливаются слепки: гипсовые, пластилиновые, полимерные, — наиболее точно воспроизводящие их форму, размеры и особенности микрорельефа поверхности.
С места происшествия рекомендуется изымать все обнаруженные следы, имеющие отношение к данному событию. Практика свидетельствует, что даже недостаточно полные и четкие следы могут послужить материалом для трассологического исследования, ибо в своей совокупности создают достаточно полное представление о следообразующем объекте.
Предметы со следами и их копии (слепки) должны быть упакованы так, чтобы исключить их повреждение при
транспортировке. Упакованные объекты в соответствии со ст. 82 УПК РФ опечатывают и снабжают пояснительными надписями: кто, по какому делу, в чьем присутствии произвел изъятие.
Объекты со следами или их копии подлежат экспертному исследованию, которое в первую очередь позволяет установить группу к которой относится следообразующий предмет, что существенно облегчает его розыск. После представления эксперту искомых объектов осуществляется идентификационное
исследование.
|