Воскресенье, 24.11.2024, 22:47
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Следы автотранспортных средств

Трасология изучает следы автотранспортных средств, оставляемые их колесами и выступающими частями, а также отделившиеся узлы и детали. Исследование любой из названных групп следов нередко сопровождается анализом следов — веществ, относящихся к области материаловедческих исследований.

Следы автотранспорта фигурируют при расследовании дорожно-транспортных происшествий, а также преступлений, в ходе которых он использовался для вывоза похищенного, бегства преступников, быстрого перемещения потерпевших, трупов и т.д.

По следам колес и выступающих частей, по отделившимся деталям и узлам возможно отождествление автотранспортного средства (установление его групповой принадлежности). Кроме того, изучение таких следов позволяет восстановить механизм произошедшего события: определить направление и скорость движения, место, угол и линию столкновения, другие важные обстоятельства ДТП.

Следы колес характерны для безрельсового транспорта (автомобили, мотоциклы, троллейбусы, тракторы и др.). Наибольшее криминалистическое значение имеют следы колес автомобилей, которые и будут рассмотрены подробно.

В зависимости от состояния колес в момент следообразования различаются следы качения и скольжения. Первые — результат поступательно-вращательного движения, вторые образуются в случае пробуксовки или полной блокировки колес при экстренном торможении.

Следы качения сходны по механизму образования со статическими: каждая деталь рельефа шины оставляет свой отпечаток. Правда, вследствие поступательного движения происходит некоторая деформация, когда грунтозацепы сглаживают края следа. Это увеличивает его размеры и уменьшает промежутки между выступами, что необходимо учитывать.

Следы колес автотранспорта бывают поверхностными и объемными. К первым относят следы наслоения (машина преодолела загрязненный участок, а затем пошла по сухому асфальту) и отслоения. Объемные следы образуются вследствие остаточной деформации грунта и передают не только трехмерную копию беговой поверхности протектора, но и отчасти его боковые стороны.

По следам ходовой части определяют направление и режим движения (торможения, пробуксовки, остановки); вид и модель шины, а нередко проводят идентификацию автомобиля. Выяснение вида (модели) и направления движения необходимо для поиска транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия.

Грузовые и легковые автомобили различаются по следам, наличию (отсутствию) задних спаренных колес, величине базы и ширине колеи. Шириной колеи считается промежуток между центральными линиями следов правых и левых колес или между просветами задних спаренных колес. В следах автотранспорта обычно отображаются задние колеса, которые полностью или частично перекрывают отпечатки передних колес. Однако переднюю колею можно изучить и замерить на повороте.

Ширину беговой части протектора от одного его края до другого измеряют на участке с четким отображением рисунка. Рисунок протектора фотографируют, а все элементы замеряют и описывают в протоколе. Затем, пользуясь справочником, выясняют, какой марке автотранспортных средств соответствуют такие параметры.

Определить направленность движения автомобиля можно по следующим признакам: а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения; б) при переезде луж на направление движения указывает след влаги, сходящий на нет; в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения; г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения; д) при езде по траве ее стебли будут примяты по движению.

О торможении свидетельствует уменьшающаяся четкость отображения рисунка протектора. Если обнаружены следы юза (скольжения), то их используют для определения скорости движения автомобиля перед остановкой. Для этого замеряют общую длину следа торможения, от которой отнимают величину базы автомобиля. Все названные признаки следов ходовой части автотранспорта должны быть отражены в протоколе осмотра места происшествия.

Кроме детального описания, сопровождаемого измерениями, осуществляется фотосъемка. Значительный по протяженности след запечатлевают методом линейной панорамы. Отдельно фотографируют участки с наиболее четко выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняются масштабным способом. С участка объемного следа протектора, отобразившего его индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок.

В распоряжение эксперта следует предоставить ксерокопию протокола осмотра места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом бывает предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо вследствие большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, который будет проводить трасологические исследования.

На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего и др.

Отделившиеся детали и части (осколки фарного или лобового стекол, частицы лакокрасочного покрытия или перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где произошло столкновение (наезд).

Исследование фарных и иных осколков позволяет установить тип, конструкцию, марку изделия, а по нему — модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены однородные осколки, то назначают экспертизу для установления целого по частям. Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия помогут выяснить окраску транспортного средства, после обнаружения которого проводятся трасологическая и материаловедческая экспертизы.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.03.2017)
Просмотров: 236 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%