Весной 1972 года началась отсыпка грунта первых километров знаменитой Байкало‑Амурской магистрали, уже через два года объявленной Всесоюзной комсомольской ударной стройкой. Тысячи романтиков‑добровольцев со всех концов многонациональной страны хлынули в Восточную Сибирь, чтобы стать участниками столь грандиозного, доселе невиданного проекта.
Тогда мало кто в стране знал о том, что за четыре десятилетия до этого уже делались попытки проложить знаменитый БАМ и только начавшаяся Вторая мировая война помешала осуществлению планов советского правительства.
Еще в 1926 году подразделения железнодорожных войск РККА начали проводить топографическую разведку будущей трассы БАМа – важной в стратегическом плане транспортной артерии. А через шесть лет вышло специальное постановление Совета народных комиссаров СССР, согласно которому строительство железной дороги передавалось в ведение Особого управления ОГПУ. Осенью 1938 года был создан Бамлаг, в состав которого вошли шесть исправительно‑трудовых лагерей. И вот в суровых климатических условиях, без специального оборудования и техники многочисленный спецконтингент начал «стройку века».
Испытать все ужасы этого строительства довелось будущему Маршалу Советского Союза К. Рокоссовскому, философу П. Флоренскому, писателю Ю. Домбровскому, иерею Украинской православной церкви А. Усенко и еще тысячам безвестных заключенных, многие из которых закончили свой земной путь на одном из участков магистрали.
Экстрасенс из Комсомольска‑на‑Амуре Юрий Васильевич Парамонов, который в 1972–1973 годах прокладывал первые участки магистрали, вспоминает, насколько тяжелой была аура тех мест, видевших сотни мученических смертей строителей‑заключенных. Порой перед взором тогда еще молодого парня отчетливо возникали изможденные человеческие фигуры, и казалось, что стонет сама земля, пропитанная потом и кровью. Ю. Парамонов считает, что многочисленные легенды о призраках и всякой иной чертовщине ничуть не являются выдумкой охочей до шуток и розыгрышей бамовской молодежи.
|