До 2003 года, пока не был сдан в эксплуатацию Северомуйский тоннель, железнодорожное движение через хребет осуществлялось по Северомуйскому обходу, главной достопримечательностью которого был и остается знаменитый Чертов мост – высокая и крутая двухъярусная эстакада, проложенная над долиной реки Итыкит.
Известно, что и сегодня машинисты грузовых поездов, въезжающих на Чертов мост, предусмотрительно крестятся – настолько сложным и опасным представляется путь по этому сооружению, где поезда идут со скоростью не более 20 километров в час. Поговаривают, что подобный ритуал железнодорожники совершают еще и для того, чтобы не встретить на путях чертей, которые, согласно преданиям, в изобилии водятся в тех местах.
Старые машинисты уверяют, что хвостатые и юркие существа с поросячьими рожицами время от времени появляются на железнодорожном полотне перед медленно поднимающимся составом, а иногда даже прыгают на сцепку локомотива, ловко взбираются на крышу электровоза и устраивают там неистовые пляски…
Сразу после развала СССР в прессе стало упорно муссироваться мнение о том, что строительство БАМа не было экономически оправдано и что у этой магистрали нет будущего. Какое‑то время жизнь на бывшей «стройке века» действительно едва лишь теплилась, однако с наступлением нового столетия интерес к Байкало‑Амурской магистрали возник с удвоенной силой. Был даже разработан проект, предусматривающий двукратное увеличение пропускной способности БАМа – железнодорожной артерии, способной, как предполагают аналитики, существенно укрепить экономику страны и дать жизнь ее малоосвоенным, но богатым ресурсами восточным регионам.
4 Вражками москвичи называли овраги; в данном случае это овраг ручья Черторыя.
|