В позднее Средневековье вся Европа была охвачена погоней за магическими тайнами и мистическими откровениями. Маги и алхимики стремились постичь все секреты природы, научиться превращать свинец в золото и жить вечно.
Кладезем тайных премудростей были гримуары – трактаты о сверхъестественном, которые часто имели весьма загадочное происхождение. Авторство самого известного и авторитетного из них приписывалось библейскому персонажу – автору знаменитых притч царю Соломону.
Магией люди интересовались и пытались заниматься всегда. Но именно позднее Средневековье стало временем, когда алхимики и маги жили при дворах большинства европейских государей. А император Священной Римской империи Рудольф II во второй половине XVI века превратил Прагу (имперскую столицу того времени) в настоящий центр магии и алхимии.
Император и сам был не чужд тайных наук, а кроме того, оказывал радушный прием каждому, кто мог складно говорить о движении небесных тел, секрете превращения металлов друг в друга, создании искусственного человека (гомункула) или эликсире бессмертия. При этом оккультная наука действовала не по тем же законам, что современная. Если сейчас выше всего ценятся новейшие достижения, то в средневековой алхимии чем древнее было знание алхимика, тем выше был его авторитет и ценнее услуги. Но свое вдохновение средневековые маги, как и современные ученые, черпали в первую очередь в книгах.
Существовал специальный тип книг, предназначенных для постижения запретных тайн. Назывались такие трактаты гримуарами. Они были очень разными. Одни представляли собой сборник рецептов магических зелий. Другие целиком были посвящены проблеме поиска пресловутого философского камня, способного решить разом все проблемы и с богатством, и со здоровьем. А некоторые из гримуаров до сих пор до конца не расшифрованы, и их точный смысл остается загадкой.
Одной из самых популярных тем, которой были посвящены гримуары, был вызов различных сверхъестественных существ. Как ни боролась католическая церковь с колдовством и чернокнижием, но люди веками массово верили, что заключить контракт с могущественным демоном – это отличный вариант для того, чтобы счастливо устроить свою жизнь. Правда, делать это, разумеется, нужно было по всем правилам. Вот эти‑то правила и были изложены в гримуарах: как правильно вызвать демона, как подчинить его своей воле, как строить разговор и как добиться желаемого.
Кто же писал эти таинственные книги? Главным образом, конечно, сами чернокнижники. Но очень редко они подписывались своим настоящим именем, ведь за игры с демонологией можно было попасть в серьезные неприятности. Поэтому авторство приписывали более высоким авторитетам.
Например, Гермесу Трисмегисту – вымышленному богослову, который, как считалось, обладал исключительной мудростью и был причастен ко всем тайнам. А порой поступали проще – авторами гримуаров делали библейских царей и пророков. Например, Моисея или Соломона.
Для алхимиков царь Соломон был не просто библейским персонажем, автором мудрых притч, Книги Екклесиаста и Песни песней. Поклонники оккультных наук были уверены, что он обладал могущественной магией, позволявшей повелевать демонами. Аналогичные мотивы, кстати, есть в исламе, где Соломон (Сулейман ибн Дауд) является повелителем бесчисленных полчищ джиннов, выполняющих любые его приказы. Поэтому ничего удивительного, что один из самых известных дошедших до нас гримуаров носит название «Ключ Соломона» и почти полностью посвящен именно демонологии.
Строго говоря, «Ключ Соломона» – это не книга, а сборник. Он содержит несколько трактатов, никак не связанных друг с другом и, вполне возможно, даже написанных разными авторами. Средневековые маги, впрочем, верили, что все они написаны Соломоном, но в разное время. Кроме того, выделяют «Большой ключ Соломона» и «Малый ключ Соломона».
«Большой ключ» – более ранний гримуар, написанный ориентировочно в XIV–XV веках. Он интересен тем, что автор всячески подчеркивает свою приверженность христианской церкви. Все манипуляции с вызванными духами осуществляются посредством призывов к Богу и, как подразумевается, с помощью Божественной же силы. Перед началом магических процедур рекомендуется исповедоваться в грехах, иначе Бог может не прийти на помощь грешнику.
«Большой ключ Соломона» послужил источником вдохновения для «Малого», который иногда называют «Лемегетон». Этот гримуар частично написан в XVI веке, но полностью оформился уже к середине XVII столетия. «Малый» он только по возрасту. По размеру же, наоборот, превосходит «старшего брата».
«Малый ключ Соломона» состоит из пяти частей, каждая из которых представляет собой самостоятельный трактат. И снова нет никакой уверенности, что все они написаны одной рукой. И уж тем более, что царь Соломон (существование которого историки вполне признают) имел какое‑то отношение к созданию хотя бы одного из них. Но при этом впечатляет колоссальная работа, проделанная создателем (или создателями) гримуара.
Первая книга «Малого ключа» называется «Гоетия». В ней содержатся описания 72 демонов, которые были заключены Соломоном в медный сосуд. Сосуд он бросил на дно озера. Там его нашли вавилоняне и, думая, что внутри золото, разбили. Демоны вырвались на свободу и разлетелись по всему свету.
Именно этих потусторонних «гостей» и пытались вызвать и подчинить своей воле средневековые маги. А «Гоетия» должна была помочь им лучше понять, с кем они имеют дело. Трактат содержит довольно подробные инструкции по вызову демонов и управлению ими.
Во второй книге, называемой «Теургия Гоетия», перечислены духи воздуха. Они в плену у Соломона не томились и не относятся к силам зла. «Эти духи по своей натуре добрые и злые одновременно. Одна часть их добрая, другая – злая. Ими управляют князья, каждый из которых живет в одной из четырех частей света», – пишет автор гримуара.
Третья книга называется «Арс Паулина», и некоторые исследователи полагают, что это напрямую связано с именем апостола Павла. Содержание ее еще более удивительно, чем у первых двух. На этот раз магу предлагают научиться повелевать ангелами. Ангелы, по мнению автора гримуара, повелевают дневными и ночными часами, а также знаками зодиака. При этом каждый из них имеет в подчинении сонмы духов, которых тоже можно вызывать и подчинять. Этот причудливый сплав астрологии и христианства проиллюстрирован многочисленными изображениями печатей, с помощью которых можно вызвать различных ангелов. В том числе и ангела‑хранителя.
Название четвертой книги «Малого ключа» имеет явную связь с арабским миром – «Арс Алмадель». Таинственный Восток всегда считался в Европе настоящей кладовой оккультного знания. Так что без отсылок к сарацинам обходились лишь некоторые гримуары. Речь здесь тоже идет об ангелах, обитающих в «одном из четырех зодиакальных миров».
Пятая книга под названием «Арс Нотория» заметно отличается от всех остальных. Она практически полностью состоит из различных воззваний непосредственно к Богу, которого просят дать силу и защиту. «О Всевышний Бог, Отец наш. Ты безгранично правишь миром – подтверди и исполни мою просьбу и совершенствуй мой ум и память, а также придай силы, чтобы изучать науки и совершенствовать память, красноречие и упорство во всех способах учения. Аминь», – говорится в гримуаре.
Эту часть «Малого ключа Соломона» считают самой древней. Похоже, она была создана еще в XIII веке. Скорее всего, это вариант текста, на который опирался автор «Большого ключа». Все‑таки изначально маги пытались действовать именем Бога, хотя и в обход церкви.
Идеи о подчинении демонов, духов и ангелов появились позднее.
Специалисты (как историки, так и те, кто называет себя магами в наши дни) до сих пор спорят о том, кто и когда написал «Ключ Соломона» и есть ли в этом гримуаре что‑то, кроме фантазий о всемогуществе. Совсем недавно было осуществлено первое полное академическое издание «Малого ключа». Но сколько загадок еще таит в себе этот древний текст?
|