Понедельник, 25.11.2024, 00:44
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Кровавый шлейф Янтарной комнаты

За необыкновенную красоту янтарь – затвердевшую тысячи лет назад смолу деревьев – называли слезами солнца, затвердевшим медом, застывшими в морской воде осколками падающих звезд, взбитой китами и затвердевшей морской пеной…

Во все времена этому камню приписывали магические и целебные свойства. Он входил в состав эликсира бессмертия, который предложил папе Бонифацию VIII его личный врач. Считалось, что янтарь исцеляет от лихорадки, растертый в порошок – помогает при заболеваниях желудка, а если смешать его с розовым маслом и медом – может излечивать детские болезни и ослабленное зрение.

Архангельские поморы перед выходом в море свой корабль окутывали дымом горящего янтаря в надежде, что это принесет удачу в плавании и промысле.

О лечебных свойствах янтаря поговаривали и в средневековой Европе. Хранителям знаний было известно, что янтарные изделия создавали вокруг себя особо благоприятный микроклимат, уничтожавший бактерии, наполняли атмосферу спокойствием, что вело к быстрому восстановлению сил и помогало снимать стрессы. Янтарными панелями стали отделывать целые комнаты.

Древние предания говорят, что в мире было не менее девяти янтарных кабинетов культового и светского назначения: в VIII веке до н. э. в Греции, в XII веке – в Китае. История сохранила сведения о том, что в конце VII века в Британии был создан янтарный кабинет, следы которого затерялись. В середине VIII века датские мастера изготовили целых пять янтарных кабинетов по заказу западноевропейской знати, в том числе из Испании, Британии, Германии. В начале IX века на греческом острове Скирос в монастыре появился янтарный кабинет, изготовленный из янтаря Южных Карпат.

В конце XVII века из месторождений янтаря на острове Тришен, у устья реки Эльба, немецкими мастерами был изготовлен один янтарный кабинет, а датскими мастерами – еще два. Один из последних был куплен неким русским купцом из Петербурга. Однако свою покупку он увез в родное село у станции Тосно, опасаясь, что ее может отобрать царь Петр Алексеевич. Второй датский кабинет был увезен в Швецию, в район города Юнгаверк, в качестве трофея. Следы этих солнечных шедевров также затерялись в веках.

В России, как гласят некоторые хроники, янтарных комнат, кроме описанной купеческой, было по меньшей мере две. Одна – в Царском Селе, другая – в одном из дворцов Романовых в Крыму. Последнюю создавали во второй половине XIX века при императоре Александре II. В смутном 1917 году она была спрятана до лучших времен в подземном хранилище к северу от Москвы, и судьба ее тоже неизвестна.

Такое количество янтарных комнат объясняется просто: аристократия прекрасно знала, что янтарь положительно действует на здоровье и настроение не только при прямом контакте, но и на расстоянии. В пространстве, окруженном настенными янтарными панно, образуется своеобразное энергетическое поле, которое создает благоприятный микроклимат и исцеляет от многих болезней. Янтарь плохо проводит электрический ток, но, являясь изолятором, действует как природный ионизатор. При электризации он продолжительное время сохраняет отрицательно заряженные ионы. Фитонциды, выделяемые янтарем, влияют благотворно на дыхательную и сердечно‑сосудистую системы, оказывают положительное воздействие на иммунную систему, улучшают сон, настроение, общее состояние организма.

Но именно Янтарная комната Царскосельского дворца не дает покоя кладоискателям и историкам. Уже семьдесят лет идут ее поиски, уже петербургскими реставраторами создана новая янтарная комната, а шедевр XVIII века так и не могут найти. Словно неведомая сила скрывает это чудо от глаз человеческих. Может быть, к счастью…

Императрица Екатерина II неоднократно говорила, что в Янтарной комнате у нее повышается настроение и проясняется мышление.

Прусский король Фридрих I был большим ценителем янтарных изделий. Его дворец был переполнен всевозможными шкатулками, статуэтками, шахматами, мундштуками, тростями. Когда архитектор Андреас Шлютер предложил монарху свой проект янтарного кабинета для Городского дворца в Берлине, тот пришел в восторг: подобного не было даже у французских королей! Очарованный янтарем со времен своей коронации, которая прошла в Орденском замке Кенигсберга, обильно украшенном «солнечным камнем», Фридрих жаждал поскорее увидеть этот замысел воплощенным.

Шлютер вместе с мастером Готфридом Туссо принялся за многолетнюю работу, и в 1709 году янтарный кабинет представили королю.

Фридрих был в восторге. Правда, недолго. По ночам, а иногда и днем, в кабинете стало происходить что‑то немыслимое: на закрытых окнах колыхались занавески, сами собой гасли и вспыхивали свечи, пустое помещение наполнялось таинственным шепотом. В конце концов янтарные панели рухнули со всех четырех стен. Король испугался. Он приказал немедленно арестовать Туссо, обвинив его в государственной измене. Мастер больше не увидел солнечного света – умер в заточении, проклиная и неблагодарного короля, и свое творение, ставшее причиной беды. Шлютера выслали из страны. Он нашел пристанище в России, где и скончался в 1714 году от тифа, пережив короля на год.

Сменившему Фридриха I на троне Фридриху Вильгельму I янтарный кабинет вовсе не был нужен: он не одобрял мотовство и любовь отца к искусствам, предпочитая тратиться на армию. Кое‑как собранный после недавнего скандала кабинет был полностью разобран, упакован в ящики и перевезен в берлинский Цейхгауз, где хранился невостребованным до 1716 года. Вспомнили о нем, когда Пруссию посетило Великое русское посольство во главе с Петром I. Фридрих Вильгельм I нуждался в союзнике, чтобы отнять у шведов южное побережье Балтики. Русский царь слыл большим ценителем диковин, и прусский король решил поразить воображение «сего рослого чужеземного варвара». За двое суток кабинет собрали в одном из залов Городского дворца для демонстрации русскому самодержцу. Петр был поражен красотой увиденного. «Король одарил меня изрядным презентом: яхтою, которая в Потсдаме зело убранная, и кабинетом Янтарным, о чем давно желали», – писал он жене Екатерине. В благодарность «царь‑строитель» подарил «королю‑солдату» 55 гвардейцев двухметрового роста.

Однако самодержец вскоре разочаровался в подарке «брата Вильгельма». Приехав в Петербург, Петр внимательно рассмотрел янтарный кабинет. Он оказался недоделанным и не производил такого впечатления, как в прусском замке. Государь охладел к сокровищу.

Янтарную комнату довели до ума уже при дочери Петра. В 1743 году императрица Елизавета Петровна поручила мастеру‑резчику Александру Мартелли под присмотром обер‑архитектора Бартоломео Франческо Растрелли «исправить» кабинет. Растрелли ввел в отделку золоченую деревянную резьбу, зеркала и мозаичные картины из агата и яшмы. Собрали панели вначале в Зимнем дворце. Но, видимо, в нем также стали происходить некие странности, так как государыня вдруг вызвала в Петербург тринадцать монахов из Сестрорецкого монастыря. Трое суток иноки провели в посте и молитве. На четвертую ночь они вошли в янтарную комнату. Двенадцать чернецов окружили одного, стоявшего в центре на коленях и читавшего молитву об изгнании беса. После того как минутная стрелка совершала полный оборот, монахи менялись. Следующий становился в центр круга – и так двенадцать раз…

В 1755 году кабинет преобразился в знаменитую Янтарную комнату Екатерининского дворца, существенно добавив в размерах и роскоши. Семьдесят шесть гвардейцев на руках за четырнадцать дней перенесли Янтарную комнату вместе с хрустальными люстрами из Зимнего дворца в Царское Село. Здесь Растрелли, Мартелли и пятеро мастеров из Кенигсберга «подгоняли» ее к новым условиям. Стены были высотой в 6 м, а панели – 4 м. Комнату пришлось дополнять рисованными под янтарь панно, зеркальными вставками, мозаикой из яшмы. Полный комплект комнаты состоял из 22 панно, 24 зеркальных колонн, 4 мозаик из яшмы на тему человеческих чувств, 180 мелких плиток, янтарных украшений: щиты с головами, 12 тюльпанов, 12 роз, 3 раковины с улитками. К этому надо добавить роскошные хрустальные люстры и настенные бра. С тех пор Янтарную комнату и называли «восьмым чудом света».

Около двухсот лет комната сохранялась без изменений, пока не грянула Вторая мировая война. Музейные экспонаты из Екатерининского дворца начали отправлять в Ленинград, но Янтарную комнату эвакуировать не успели. Тогда стены заклеили тонкой бумагой, марлей, ватином и забили досками.

Восемнадцатого сентября 1941 года немецкие войска вошли в город Пушкин (бывшее Царское Село), а вслед за ними прибыла специальная команда, которая сразу взяла Янтарную комнату под охрану. Оказывается, в штабах группы армий «Север» имелся список ценностей, предназначенных для немедленного вывоза в Германию. Были перечислены пятьдесят пять объектов с точным указанием их местоположения. Янтарная комната значилась в перечне как «удивительное произведение искусства, созданное немецкими мастерами». Адольф Гитлер непременно хотел видеть этот шедевр в своем родном городе – австрийском Линце. Там фюрер намеревался создать грандиозный музей арийских произведений искусства. Но, скорее всего, дело было не столько в немецком происхождении шедевра, сколько в желании Гитлера получать космическую энергию в тусклом свете янтаря. Преклонявшийся перед оккультными науками фюрер был наслышан о целебных свойствах знаменитого кабинета.

Однако из Пушкина Янтарная комната переехала не в Линц и даже не в Берлин, а в Кенигсберг. Как гауляйтеру Восточной Пруссии Эриху Коху удалось провернуть столь дерзкую операцию и не пострадать при этом – загадка. Но факт остается фактом: за тридцать шесть часов семь человек из строительного батальона демонтировали Янтарную комнату, и 14 октября 1941 года она была отправлена в Кенигсберг.

Увидев создание Шлютера и Туссо, директор кенигсбергского музея доктор искусствоведения Альфред Роде пришел в ужас. Солдаты не церемонились, упаковывая панели в ящики. Однако Роде очень быстро удалось привести восьмое чудо света в более или менее нормальный вид. Уже 13 ноября 1941 года комната демонстрировалась в одном из помещений Орденского замка высшим чинам рейха. Затем реставрацию продолжили…

В феврале 1944 года в замке произошел пожар. Янтарная комната слегка пострадала. Альфред Роде немедленно упаковал ее в ящики и от греха подальше отправил в один из многочисленных подвалов Кенигсбергского замка. С тех пор ее никто не видел.

Сначала Роде говорил, что комната сгорела во время массированных бомбежек американо‑британской авиации в августе 1944 года. Потом утверждал, что пожар уничтожил комнату во время штурма города советскими войсками. И в том и в другом случае он лукавил. Во‑первых, подвалы Королевского замка расположены глубоко под землей и имеют очень толстые стены – никакой огонь не мог проникнуть сквозь них. Во‑вторых, пламя не в силах полностью уничтожить детали крепежа панелей. В‑третьих, имеются документы, написанные рукой самого Роде. Например, 2 сентября 1944 года после бомбардировок союзников директор музея докладывал: «Янтарная комната, за исключением цокольных панелей, цела и невредима». О том же свидетельствует и сотрудник ведомства по охране памятников Герхард Штраус: «В замке я встретил своего коллегу доктора Роде. Я узнал от него, что Янтарная комната в подвале уцелела. Сейчас ее вынесли во двор, и доктор Роде раздумывал, куда ее перепрятать. Остановились на подвальном помещении в северной части замка». И уже после взятия Кенигсберга в показаниях советскому коменданту Альфред Роде говорил следующее: «В последнее время имущество Янтарной комнаты было упаковано в ящики и размещено в северном крыле Кенигсбергского замка, где сохранялось до 5 апреля 1945 года». О дальнейшей судьбе сокровища германский искусствовед умолчал…

Ясно главное: тогда комната уцелела. Была ли она вывезена из Кенигсберга или оставлена в городе – неизвестно. Существует огромное количество версий по поводу ее местонахождения. По одним сведениям, нацисты пытались ее вывезти из города, но как именно, неясно. Порты Пиллау и Данциг тогда работали с полной нагрузкой и без передышки. Свободное пространство на кораблях заполнялось тюками, коробками, железными и деревянными ящиками, в которых находилось все что угодно: от столового серебра до уникальных произведений искусства и секретных архивов. Большинство транспортов вместе со всем грузом покоятся на дне Балтики. После войны специальными отрядами проводились судоподъемные работы по всему Балтийскому побережью. За счет «выловленных» судов советский флот увеличился чуть ли не вдвое, но Янтарной комнаты тогда не нашли.

Как вспоминал бывший танкист, майор в отставке Дмитрий Груба, во время окружения Кенигсберга был уничтожен большой немецкий обоз, пытавшийся по льду Вислинского залива спастись от наступавших советских войск. После обстрела из танковых орудий весь обоз ушел под лед, а позже один из взятых в плен офицеров признался, что именно этот обоз и пытался вывезти из замка Бернштейнциммер Янтарную комнату. Но и в этом случае она теперь на морском дне.

Есть предположения, что Янтарную комнату переправили за океан или в укромный уголок Европы на подводной лодке. И хотя разместить восемнадцать крупных ящиков в столь ограниченном пространстве крайне сложно, полностью исключить эту версию нельзя.

Вполне возможно, что раритет спрятан в каком‑то из калининградских подземелий, коих там великое множество. Всевозможные тайные тоннели, переходы и залы на глубине 10–15 м сохранились в древнем городе еще с рыцарских времен. Подобные «подвалы» имеются во всех районах города. К тому же семьсот лет спустя потомки ливонских рыцарей понастроили примерно такое же количество бункеров. До сих пор не найдены схемы подземных коммуникаций, созданных в период войны. Разрушенный в годы войны город застроен современными зданиями, и проникнуть во многие подземелья почти невозможно. Даже если они и соединены между собой, нужно иметь план подземных дорог – а его нет!

В Европе различных средневековых подземелий, штолен, тоннелей тоже хватает. К тому же во время войны специальные немецкие строительные бригады оборудовали бункеры, предназначенные для хранения произведений искусства. За этим следил сам Мартин Борман. Возможно, тайник находится в одной из старых штолен Чехии или Словакии. В частности, «под подозрением» старая штольня, идущая от городка Горни‑Плана к Лисьей горе. Есть предположение, что вход в горную выработку расположен за органом местной церкви. Однако официальные власти социалистической Чехословакии всегда в самой категорической форме отвергали утверждения о нахождении сокрытых ценностей на территории страны.

Однажды Леониду Брежневу доложили, что Янтарная комната находится на территории ГДР. Генеральный секретарь попросил проверить информацию. Спецслужбы Восточной Германии отрапортовали: мол, шедевр из царскосельского дворца нужно искать в Австрии. Затем почему‑то быстро изменили свою точку зрения и назвали Швейцарию…

Более тридцати лет немецкий исследователь Георг Штайн искал Янтарную комнату: изучал архивы, разрабатывал версии, встречался с людьми, которые хоть как‑то могли приблизить его к разгадке тайны. 20 августа 1987 года Штайна нашли мертвым в баварском лесу. В полиции констатировали самоубийство и быстренько прикрыли дело. Однако факты говорят о другом: на теле обнаружены многочисленные раны, рядом с трупом валялись ножницы, скальпель, ножи – вероятно, Штайна пытали. Удивителен и способ «самоубийства»: чистокровный немец сделал себе японское харакири…

После гибели исследователя в его вещах обнаружили записку: «Я нашел новый след и подошел к тайне почти вплотную». А незадолго до смерти он сказал знакомому священнику из Нижней Баварии: «Искать в Европе больше не имеет смысла, все давно в Америке».

Путей в Америку для Янтарной комнаты имелось немало. Так, ящики с панелями могли быть вывезены вглубь Германии и спрятаны в соляной шахте Гросслебен, которая расположена неподалеку от Хельмштедта. Американцы очень интересовались этим объектом: туда, спасая от бомбежек, свозили художественные ценности из берлинских музеев. Инспектор Крюгер сообщал в Главное управление надзора за безопасностью горных работ: «Никакая другая шахта так не интересовала американцев, как гросслебенская. Надземные сооружения были окружены танками, вход в шахту был запрещен даже руководству предприятия». Из рассекреченных документов стало известно, что из 6800 гросслебенских ящиков более половины было вскрыто и опустошено. В этом импровизированном хранилище с большой вероятностью находились также архивные документы, указывающие путь к другим тайникам – в одном из них могли спрятать Янтарную комнату. Побывали вездесущие американцы и в Тюрингии, в рудниках Меркеса, где также располагались фонды музеев Берлина. Солдаты США переправили ценности в здание Германского имперского банка. И хотя охрана была усилена, по дороге загадочным образом бесследно исчезли три машины, груженные ящиками, на которых значилось: «Кенигсбергская гидротехническая служба» и стояла метка в виде красной точки. По ряду данных, именно так обозначили ящики с янтарными панелями.

Еще один тайник был в конце войны оборудован между Арнштадтом и Ордруфом. В марте 1945 года туда свозилось огромное количество вывезенных с востока произведений искусства. После оккупации Германии генерал Эйзенхауэр инспектировал данную территорию: посетил лагерь военнопленных и хранилище с музейными ценностями. Через несколько недель американцы передали этот район советской военной администрации, оставив подземелья совершенно пустыми, о чем свидетельствуют кадры кинохроники.

Все эти и многие другие факты навели еще одного немецкого исследователя, Пауля Энке, на мысль о том, что Янтарная комната давно найдена и вывезена американцами либо продана за океан. Но подтвердить свои догадки он не успел – тоже внезапно умер. Поговаривали об отравлении…

Чтобы перечислить все версии судьбы Янтарной комнаты, понадобилось бы несколько книг. Впрочем, одна из самых интересных гласит, что фашисты завладели лишь ее копией, а настоящая была надежно спрятана еще до начала Второй мировой войны. Говорят, что будто бы после подписания в 1939 году Пакта о ненападении Алексей Толстой предложил Сталину подарить Янтарную комнату Гитлеру для укрепления дружбы с Германией. Тем более что панели нуждались в реставрации и находились в плачевном состоянии. Однако Сталин вместо этого якобы повелел сделать для Гитлера макет Янтарной комнаты в натуральную величину. За двадцать дней до начала войны оригинал разобрали, уложили в ящики, спустили в подвалы Екатерининского дворца и замуровали. В зале же установили макет. Он‑то, предположительно, и достался гитлеровцам, а впоследствии сгорел в Кенигсберге, ушел на дно моря или уплыл за океан.

Тогда возникает новая загадка: что же в течение двадцати трех лет восстанавливали в Пушкине? Может быть, Янтарная комната никуда и не исчезала и ее реконструкция – это всего лишь мистификация, а подлинник просто извлекли из подвалов и установили на прежнее место?

Около 1990 года последний министр обороны СССР Евгений Шапошников поручил заниматься Янтарной комнатой первому заместителю начальника ГРУ, генерал‑полковнику Юрию Гусеву. С ним неоднократно встречался журналист Сергей Турченко. Разведчик всегда уходил от вопроса о местонахождении Янтарной комнаты, но во время последней встречи вдруг признался: «Допустим, я знаю, где находится Янтарная комната и другие ценности. Но силы, скрывающие эту тайну, таковы, что, расскажи я вам об этом, через неделю ни вас, ни меня в живых не будет». Через несколько дней Гусев погиб в автомобильной катастрофе…

Повторное сооружение Янтарной комнаты началось в 1981 году, и к трехсотлетию основания Санкт‑Петербурга (2003 году) она была полностью восстановлена. Ее высота – 7,8 м, площадь пола – 100 м2, облицовка трех стен янтарем – 86 м2. На реставрацию было израсходовано 7,85 млн долларов из бюджета России и 3,5 миллиона – из средств немецкой фирмы «Рургаз А. Г.». Для создания шедевра использовано 6 т янтаря из калининградского месторождения, насчитывающего 95 % мировых запасов «солнечного камня».

Правильно будет сказать, что нынешняя Янтарная комната в Пушкине создана заново. Дело не только в том, что пропавший шедевр Шлютера многих из тех, кто пытался его разыскать, привел к преждевременной смерти. Злой рок янтарного кабинета погубил и те здания, в которых его монтировали хотя бы раз.

Первой жертвой стал Городской дворец в Берлине, перестроенный из замка Гогенцоллерн. Провисев во дворце считанные дни, янтарный кабинет роковым образом повлиял на его судьбу: дворец был почти полностью разрушен союзной авиацией в годы Второй мировой войны, а развалины снесены в послевоенное время. Конечно, это может быть простым совпадением, но все‑таки ни одно здание, в котором выставлялось янтарное чудо, не сохранилось до сего дня.

Второй Зимний дворец5, куда переехала из Берлина Янтарная комната, просуществовал недолго. Императрица Анна Иоанновна посчитала царскую резиденцию слишком маленькой, и на том же месте Бартоломео Растрелли по ее повелению в 1731–1735 годах возвел третий по счету, четырехэтажный Зимний дворец. Но отпетый сестрорецкими монахами янтарный кабинет недолго томился в стенах над Невой. В 1755 году его по высочайшему повелению разобрали и перенесли в Царское Село. А Зимний дворец снесли до основания. Знакомый всему миру комплекс пятого6 по счету Зимнего дворца, возведенного Растрелли в 1754–1762 годах, покрыл плотной завесой тайны, происходившие в стенах его предшественника. Так быстро и резко ушел из жизни третий хранитель янтарного чуда.

Свой срок пришел и для Екатерининского дворца: всего за одну зиму 1941–1942 годов он был настолько разрушен немецкими оккупантами, что восстановлением его после войны занималось не одно поколение русских архитекторов и реставраторов. Теперь в нем все так, как в пору расцвета, даже новая Янтарная комната. Но это уже совсем другое произведение, дышащее духом отчизны, хоть и повторяющее внешне бесследно исчезнувший уникум.

Последним в списке жертв янтарного сокровища стал кенигсбергский Орденский замок, в котором в 1701 году был коронован Фридрих I, заказчик янтарного кабинета. Монополия на добычу янтаря и дары к коронации в свое время послужили поводом к рождению дивных панелей, и вот они вернулись в отчее лоно, хотя и в потрепанном виде. Но после реставрации, проведенной в древних стенах фанатично преданным шлютеровскому шедевру доктором Роде, околдованный янтарем замок уже не мог уйти от судьбы.

Англо‑американские бомбардировщики в 1944 году за несколько ночей превратили центр города в руины, но замок держался. Пережив штурм города советскими частями, он все же мог бы быть сохранен как исторический памятник, но роковое влияние кабинета не прекратилось: вслед за разрушениями начались один за другим пожары, мешавшие вести подробные обследования. К тому же изрытая местность вокруг замка таила и другие опасности для поисковых команд. Смельчаки подрывались на минах, проваливались в пустоты, мгновенно заполнявшиеся водой из близлежащей реки Прегель, гибли под обвалами и осыпями. К концу сороковых в развалинах строжайше было запрещено искать что‑либо из‑за обрушений, и замок стали постепенно сносить. К 1969 году его остатки ввиду плановой реконструкции центра города полностью ликвидировали. Орденский замок, простоявший семь веков, разделил судьбу зданий, в стенах которых хоть раз побывал янтарный кабинет Фридриха I или созданная с его участием Янтарная комната.

Из зданий, некогда вмещавших в себя первый шедевр, до нас дошел лишь берлинский Цейхгауз, бывшее Румесхалле, ныне Немецкий исторический музей. Может, потому и стоит он, как и прежде, на Унтер‑ден‑Линден, что янтарные панели хранились в ящиках и действие негативной мощи наложенного мастером проклятия не испытали на себе его старые стены.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (13.12.2017)
Просмотров: 206 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%