Почему вообще кто‑то обращается к перекупщикам? Понятно почему. И моральный аспект далеко не на последнем месте. Большинству людей неприятно каждый раз лгать потенциальным покупателям. Поэтому они, связываясь с перекупами, избавляют себя не только от дышащей на ладан машины, но и от необходимости врать и нести за свои слова ответственность.
Иногда люди обращаются к перекупщикам просто, чтобы быстро получить деньги и купить новый автомобиль. И за этим, как правило, они идут в автосалоны. Под автосалонами понимаются не только официальные дилеры, но и всякие «серые» и ара‑салоны – будем называть их просто автосалонами, про которые в интернете и по телевизору написано и снято очень много страшного.
Обычно их организуют разбогатевшие дилеры‑одиночки, которые раньше покупали и перепродавали машины сами, а теперь арендовали стоянку или помещение, наняли людей и только руководят. И хотя с виду все может выглядеть очень прилично, схема работы остается то же: купить машину подешевле, продать подороже. Так как в такие автосалоны по собственному желанию приезжают нечасто, машины выкупают менеджеры под видом обычных людей вне стен самого автосалона.
Зарабатывают такие площадки на самих машинах, на комиссиях от оформленных кредитов и страховок, на хитрым образом составленных договорах и иногда на комиссионных сборах за продажу (эти деньги берут уже с продавца, а не с покупателя).
В такие автосалоны стоит идти даже не столько с автоэкспертом, сколько с юристом, так как иногда там идут на прямой обман и подмену одного договора на другой в момент подписания. Ещё там любят предлагать автокредиты с очень выгодными (для банков) условиями, брать плату за доставку и предпродажную подготовку автомобиля, за расторжение договора и так далее, но об этом в следующей главе.
Как обманывают «серые» салоны
Об автосалонах с вывеской какой‑то марки (об официальных дилерах), мы поговорим позже. А пока что речь пойдет о так называемых «серых» салонах. Если у вас есть пример знакомого, которого не обманули в таком салоне, значит, либо обман еще не всплыл, либо это очень редкое исключение. Не хочу сказать, что все – плохие, но перед походом туда, смотрите отзывы в интернете. Причем лучше искать не по названию, а по фактическому адресу (названия и сайты меняются часто, а вот фактический адрес сменить сложнее).
Обманывать могут по‑разному. Например, вот, что рассказал мне хозяин одного из таких «серых» салонов, с которым я случайно познакомился по совсем другому поводу.
Во‑первых, «серые» салоны появляются исключительно благодаря обманным схемам. Никогда более или менее честный перекупщик‑частник не сможет вырасти до собственного автоцентра. Во‑вторых, после того, как дилер‑частник превращается в дилера с собственной площадкой и зданием, он продолжает работать по своим уже отработанным мошенническим схемам.
Никто не скрывает, что любимые клиенты «серых» дилеров – это простофили из провинции, которые не привыкли быть все время на чеку, верят людям на слово и не стараются вникать в смысл договора. Им не так уж и важно, где покупать машину, главное, чтобы «дешево и сердито». Для них главное – наведенный лоск, а условия покупки – дело десятое.
Сам владелец салона рассказывал мне, что для солидности они пишут, что являются официальными дилерами – никто за почти 12 лет существования салона никогда не спрашивал подтверждающие документы. Ещё в рекламных объявлениях часто пишут, что дорогу для клиентов из других регионов оплачивает автосалон. Так они привлекают доверчивых людей, ищущих халявы.
Это выгодно с разных сторон. Во‑первых, человек из другого города приезжает всегда с деньгами. Во‑вторых, он едет с мыслью, что уедет обратно на собственном автомобиле и поэтому охотнее, чем местные жители, соглашается на кредит, если на понравившийся автомобиль не хватает денег.
А денег, как правило, и впрямь не хватает, потому как любимый способ обмана – указывать на сайте одну цену на автомобиль, подтверждая это по телефону, а в автосалоне называть уже другую. Иногда выше на 100 000 рублей. Причины могут быть разные: менеджеры ошиблись, автомобиля не оказалось на складе, дилер только что поднял цены, ту машину купили час назад и так далее. В итоге человеку остается либо уйти из автосалона и возвращаться восвояси ни с чем, либо соглашаться и подписывать кредитный договор, который, как позже выясняется, оформлен под 40% годовых. Это не шутка. В дилерских центрах, где вам обещают кредит на машину по двум документам за два часа, не бывает ставки в 7%, минимум 20–25%.
В‑третьих, даже когда человек понимает, что его обманули, он не знает, куда бежать – он ведь в другом городе, где все чужое и не у кого попросить помощи.
Второй по распространенности вариант обмана – сотрудники автосалона заключают с клиентом предварительный договор и берут предоплату якобы для того, чтобы поскорее запустить процесс оформления сделки. Иногда просят даже внести полную стоимость автомобиля, но это уже из разряда экзотики. Через некоторое время клиенту приносят ещё один договор уже для подписания. Клиент, недолго думая и не читая его ещё раз, подписывает. А потом выясняется, что в договоре было прописано, что внесенная сумма за автомобиль не возвращается, что стоимость может измениться, что есть ещё комиссия за составления договора, доставку автомобиля, предпродажную подготовку и так далее.
При этом если в договоре есть пункт о том, что цена автомобиля может измениться, она обязательно меняется. За несколько часов, пока клиент ожидает менеджера в зоне отдыха, стоимость машины увеличивается на 50–100 тысяч рублей. Обосновывается это опять‑таки абсолютно несуразными причинами. На ваше возмущение вернуть деньги менеджеры всегда отвечают отказом и тычут носом в только что подписанный договор.
Есть и другие схемы обманы. Может быть, что автомобиль, который вы видели в объявлении, отличается от того, что есть на самом деле. Может отличаться год выпуска, пробег, состояние, комплектация, и даже цвет. Иногда вообще показывают один автомобиль, а в договоре нагло прописывают другой.
Из всего вышесказанного стоит сделать несколько выводов.
1. Никогда не давайте никаких предоплат и тем более полных сумм за машину без заключения договора купли‑продажи.
2. Договор должен быть именно «договором купли‑продажи», а не «предварительным договором» или каким‑то еще.
3. Читайте договор внимательно. Каждую строчку, все сноски и все, что написано мелким шрифтом. Проверяйте все данные, сравнивайте VIN на автомобиле, который вам показывали, и тот, что написан в договоре. В договоре должна быть указана та стоимость автомобиля, о которой вы договаривались на этапе осмотра.
4. Слишком толстый договор должен насторожить. Стандартный спокойно вмещается на 4–5 листах. Естественно, в нем не должно быть никаких путанных и непонятных фраз о том, что цена может измениться, доставка и предпродажная подготовка оплачиваются отдельно и чего‑то в этом духе. Каждая строчка договора должна быть понятна вам.
5. Если вы приехали в салон, а обещанной вам машины нет – уходите, вас пытаются обмануть.
6. Если тянут с договором или ПТС – готовьтесь к обману, а лучше сразу уходите.
7. В договоре обязательно должно быть написано: «Продавец передает покупателю товар, не являющийся предметом спора, не заложенный и не арестованный – полностью свободный от чьих бы то ни было имущественных прав и притязаний».
8. Не стесняйтесь просить или даже требовать внести изменения в договор, исключить или внести какие‑то пункты. Это ваше право. Это же договор, а не ультиматум.
9. В договоре не должно быть никаких условий по поводу того, что автомобиль должен обслуживаться в каком‑то определенном сервисе. Не должно быть никаких неустоек в случае расторжения договора.
10. Никогда не верьте менеджерам автосалонов на слово. Даже если они мамой клянутся или крест показывают. Не соглашайтесь и не подписывайтесь под тем, что для вас не выгодно.
11. Торгуйтесь. Никто не запрещает вам этого делать.
12. Не выпускайте подписанный договор из рук – его могут подправить. Если вам приносят сначала договор для ознакомления, а потом для подписания, скорее всего, во втором невыгодные для вас условия и те пункты, которых не было в ознакомительном. Читайте все заново перед тем, как ставить подпись.
13. Лучше всего приходить в такой автосалон с юристом.
14. Кредитов за два часа с нормальными условиями не существует.
15. Если не хватает денег на автомобиль, и вы готовы взять кредит, получайте одобрение банка самостоятельно и проводите оплату по договору непосредственно в банке, а не у посредников в салоне.
16. Смотрите в интернете отзывы об автосалоне, в который собираетесь пойти. Причем, проверяйте его не по названию, а по адресу. Ищите в интернете рейтинги автосалонов вашего города.
17. Если автомобиль находится в автосалоне, то продавцом должен выступать сам автосалон как юридическое лицо, являясь при этом либо собственником на основании договора купли‑продажи, либо действуя от имени бывшего владельца на основании договора комиссии. Часто «серые» салоны пытаются уйти от формального участия в сделке и дают клиенту договор с уже стоящей подписью владельца. Или ещё хуже – расписываются за него сами. В этом случае к автосалону не удастся предъявить никаких претензий, а бывший владелец при большом желании вообще может оспорить такой договор, лишив вас и денег, и машины.
18. По статистике примерно в половине случаев «серые» автосалоны в объявлении завышают год выпуска автомобиля и говорят, что машину продает хозяин. Примерно в 80% случаев указывается ложная информация о количестве владельцев. В 25% случаев автомобиля, который был в объявлении, никогда не было в салоне. Так «серые» дилеры заманивают клиентов, чтобы предложить им что‑то другое и «обработать» их на месте.
Другие причины не связываться с «серыми» салонами
В предыдущей главе я рассказал о том, как обманывают в автосалонах неофициальных дилеров. Но почти стопроцентный обман – это не единственная причина не покупать там машину.
Другая причина – вам не дадут его нормально осмотреть. Из чисто моей практики: когда в такой салон приходит автоэксперт хотя бы только с толщиномером, не говоря уже про диагностический разъем, менеджеры буквально собственной грудью защищают машину, не давая её померить и проверить.
Самое распространённое, что делают в автосалонах с машинами – скручивают пробег. Чтоб вы понимали, скрученный пробег неприятен не только тем, что это обман, а еще и тем, что вы не узнаете, когда и какие работы выполнялись, какой ресурс остался у узлов и агрегатов машины. Понятно, что можно скрутить пробег с 70 000 тысяч до 50 000, а можно с 350 000 до 170 000, но и то, и то – имеет последствия.
В первом случае вы не поменяете вовремя мало в коробке, не замените ремни ГРМ, не сделаете регламентные работы и получите поломки, которых можно было бы избежать, знай вы настоящий пробег. Во втором случае машина может быть в прямом смысле слова убитой.
В автосалонах по‑прежнему любят продавать автомобили по договору комиссии. Это когда собственник привозит машину в автосалон и оставляет её там, а продажей за определенный процент занимаются менеджеры. Чем плох такой способ продажи машины для продавца, поговорим во второй части книги, а для покупателя такой способ покупки плох тем, что часто менеджер все свои действия должен согласовывать с собственником. То есть нормально поторговаться не получится, получить машину сразу – тоже, так как документы у собственника, плюс договор будет заключаться не с дилером, а с владельцем.
В «серых» салонах, как правило, не дают провести тест‑драйв. То есть услышать какие‑то звуки, говорящие о неисправностях, не получится. В конце концов, не получится элементарно почувствовать комфортно в этой машине или нет.
На подъемнике машину тоже не дадут поднять, отвести в независимый сервис для проверки снова нельзя. Провести электронную диагностику на месте соглашаются единицы.
В общем, даже если вас не обманут, в «сером» автосалоне с договором, кредитом или чем‑то ещё, вас обязательно постараются обмануть с самим автомобилем.
И хотя я знаю два исключения из этого правила, я бы рекомендовал воздержать от покупки на некоторое время, чем покупать автомобиль там, хотя бы по той причине, что я знаю всего два исключения из нескольких сотен случаев обмана. Проще говоря, купить автомобиль без последствий для самого в «сером» салоне можно с вероятностью не более 5–10 процентов.
|