Я уже вскользь упомянул о том, откуда дилеры берут подержанные машины. В основном, они их покупают сами под видом частников. Иногда дилеров ищут специально, чтобы продать им автомобиль после аварии. Если говорить об официальных дилерах, то к ним люди приезжают сами, чтобы сдать свой старый автомобиль в Trade‑in и тут же купить новый. В последнее время услуга Trade‑in предлагается и в автосалонах неофициальных дилеров.
Ещё один поток подержанных автомобилей к дилерам идет от онлайн‑аукциона CarPrice. Жители мегаполисов, скорее всего, уже слышали по радио или в какой‑то другой рекламе о том, что это такое. Но я расскажу подробнее.
CarPrice – это автомобильный онлайн‑аукцион, в котором могут принимать участие только дилеры. Причем стать автодилером может абсолютно любой человек (не нужно иметь ни ООО, ни ИП), нужно только внести депозит, тем самым подтвердив свои намерения.
Для обывателя аукцион выглядит следующим образом: вы приезжаете в одну из точек CarPrice, отдаете документы на проверку менеджеру. Потом, если с документами все в порядке, происходит осмотр машины. Осматривают автомобиль чисто визуально и при помощи толщиномера. Никакой диагностики двигателя, электроники и осмотра подвески не делается. Чаще всего даже тест‑драйв не проводят.
После всего этого менеджер заполняет аукционный лист, выставляет автомобиль на продажу, и полчаса за него ведутся торги. По итогам аукциона вам сообщают цену, за которую у вас готовы выкупить автомобиль прямо сейчас.
Как правило, озвученная цена примерно на 20% ниже рыночной стоимости. При этом предлагают вам не ту цену, которую предложил за машину дилер, а ниже – свою комиссию за сделку берет CarPrice. По данным CarPrice на сделку соглашается примерно треть приехавших на осмотр.
В основном это те люди, кто никогда не сталкивался и не хочет сталкиваться с самостоятельной продажей автомобиля. Те, кому важнее время, а не вырученная сумма. И те, кому срочно нужны деньги.
Если бы к аукционам допускались обычные люди, ищущие автомобиль для себя, тогда для вас как покупателя CarPrice был бы полезен. Вы бы, по крайней мере, знали о всех видимых повреждениях и были уверены в том, что с документами все в порядке и машина не кредитная. Но в том виде, в котором CarPrice есть сейчас, он несет пользу только автодилерам. А из‑за того, что в цепочке между старым сособственником и новым появилось ещё одно звено, цены на машины растут, количество перекупщиков увеличивается, количество машин, которые продают сами частники, уменьшается.
Официальные дилеры тоже обманывают
Официальные дилеры откровенным мошенничеством, как «серые» салоны, не занимаются. У них все довольно прозрачно в плане кредитов и договоров. Но доверять им на 100% все равно нельзя. По крайней мере, всем подряд. Бывали случаи, когда официальные дилеры продавали кредитные машины. Это, конечно, скорее исключение, чем правило, потому что принявший такую машину менеджер получит по шапке за халатность, но факт остается фактом. Если вдруг прежний владелец перестанет выплачивать за нее кредит, у нового владельца банк может попробовать забрать машину, за которую он честно заплатил. Придется отбиваться, тратить время, деньги и нервы.
В некоторых официальных салонах скручивают пробеги, хотя об этом, конечно, никто не говорит. Ещё чаще покупателям просто не говорят обо всех проблемах подержанного автомобиля. Скрытием дефектов тоже иногда занимаются. Короче говоря, у официальных дилеров происходит все то же самое, что и у неофициальных, но в немного меньших масштабах. В целом вероятность купить нормальную машину у официала выше, чем у простого дилера, но…
…выбирать машину из trade‑in я бы стал только после того, как все остальные варианты уже рассмотрены .
И хотя на первый взгляд все выглядит очень печально, есть дилеры, которые ничего не скрывают и кроме существующих недочетов скажут еще и о том, что может сломаться в ближайшее время. Из крупных это, например, Major, Genser, Avilon[1]. Если у частников машину найти не удастся, то первым делом можно идти именно в автосалоны этих дилерских сетей. У них огромные диагностические листы, которые описывают машину до мелочей.
А вот в последнюю очередь я бы пошел в Рольф, Автогермес и У‑Сервис. У них в договорах есть пункты о неустойке. То есть, если вы подписали договор, но потом вдруг по какой‑то причине передумали, вы все равно должны заплатить указанный в договоре процент от стоимости машины. Кроме того, заявленное техническое состояние автомобилей редко соответствует действительности. При этом часто менеджеры этих автосалонов не дают тщательно осмотреть автомобиль перед подписанием договора, всячески вас отвлекая.
Я сказал лишь о некоторых крупных московских дилерских сетях, но в интернете можно найти информацию и отзывы почти о любом другом автосалоне. Согласно статистике, полученной за годы подбора автомобилей, официальные дилеры почти никогда не обманывают с количеством владельцев по ПТС и годом выпуска, примерно в 15% случаев корректируют пробег и в 20 случаях из ста мешают нормальной проверке автомобиля.
[1] Это не реклама, это рекомендация. Автосалоны этих дилерских сетей в Москве не были замечены в мошенничестве на момент написания книги.
|