Строго говоря, дать однозначный ответ на вопрос «скручен ли пробег?», нельзя. Истории о том, что пробег скручивается только на одометре, а записывается ещё в нескольких контрольных точках, в принципе имеют под собой почву. Но так происходит только в дорогих машинах. На большинстве автомобилей, в том числе бюджетных, таких контрольных точек нет, поэтому даже официальные дилеры не в силах выполнить какую‑то проверку, чтобы отказать таксистам, намотавшим 50 000 и смотавшим пробег до 15 000 км, в замене запчастей по гарантии.
Но по косвенным признакам сделать для себя выводы, конечно же, можно. Во‑первых, надо посмотреть под капот. Иногда там остаются бирки о последней замене масла. И бывает так, что на бирке написано, например, 120 000, а на одометре всего 80 000. Во‑вторых, попросите у владельца сервисную книжку с историей обслуживания и ТО. Частники, которым предложили скрутить пробег по смс[1], редко задумываются о других способах проверки и скручивают пробег, не позаботившись о том, чтобы скрыть улики везде. Так что, посмотрев последние записи о ТО, позвонив на сервис (или приехав туда с VIN‑кодом), можно получить противоречивую информацию о том, что данный автомобиль прошел обслуживание на 50 000 км вперед. Перекупщики таких ошибок, естественно, не допускают.
Иногда в базах данных, о которых я буду рассказывать позже, есть сведения, которые указывались при последнем получении диагностической карты, в том числе пробег. Опытные перекупщики при скрутке пробега заново получают диагностическую карту, чтобы таким способом нельзя было выявить обман, частники же и перекупщики, которые особо не заморачиваются, оставляют все, как есть.
Кстати, перекупщики, а особенно «серые» салоны, порой вообще не заморачиваются со скруткой пробега и маскировкой вторичных признаков, а просто пишут в объявлении пробег, который захотят. Расчет на то, что при покупке покупатель будет держать в уме цифры из объявления и не посмотрит на одометр. Каким бы странным и глупым это ни казалось, часто такой подход прокатывает.
Обратите внимание на сколы. Они должны быть – об этом я уже говорил – но если их слишком много, а на одометре 40 000 км, то либо машина ездила только по грунтовкам за Камазом, либо пробег скручивали.
Если заявленный пробег до 100 000 км, то можно посмотреть на шины. В среднем их хватает на 35–40 тысяч километров при нормальном стиле вождения. С учетом зимней резины летним приходит конец примерно к 70 000 км. Иногда чуть позже. Так что если вас уверяют, что машина проехала всего 40 000 км, у нее два комплекта резины и летние уже стерты – пробег скручен.
Посмотрите на тормозные диски и ремень ГРМ. В зависимости от модели их меняют каждые 70–100 тысяч километров. Так что если автомобиль пробежал якобы 40 000 км, а на нем уже заменен ремень ГРМ – это повод задуматься. То же самое относится к тормозным дискам. Они могут изнашиваться позже или раньше в зависимости от стиля езды, но не раньше 60 000 км, если это только не спорткар или какая‑то заряженная модификация[2].
Понимаю, что не все хорошо разбираются в технической части машины, и не все знают, как выглядят изношенные детали, но можно попросить владельца съездить вместе с вами на осмотр к какому‑нибудь знающему приятелю. Или заехать на СТО и попросить мастеров посмотреть то, что вы скажете. Это не очень дорого. В регионах от 500 рублей.
Откройте и закройте все двери несколько раз. Если дверь не фиксируется, значит, фиксаторы стерлись, а пробег однозначно больше 150 000 км. Причем 150 000 км – это минимум, на многих машинах фиксаторы не стираются вплоть до 300 000 км. Причем, если не фиксируются пассажирские двери, машина почти точно работала в такси. Но, чтобы понять, как работают фиксаторы на данной модели в принципе, неплохо было бы почувствовать это на машине с заведомо небольшим пробегом или съездить в дилерский центр, если модель ещё не снята с производства.
[1] Просто для справки: смс с предложениями скрутить пробег приходят очень многим из тех, кто публикует объявление на Авито и Авто.ру. Аргументация в сообщении очень простая: заплатите 1,5–3 тысячи рублей за скрутку пробега и продайте машину на 20–80 тысяч дороже. Помимо предложений по скрутке пробега часто звонят и пишут серые дилеры, предлагающие «помощь» в продаже автомобиля.
[2] Под заряженными модификациями тут стоит понимать не только истинно спортивные автомобили типа BMW M3 или Subaru WRX STI, но и просто модификации с топовыми двигателями. Например, Mitsubishi Lancer IX 2,0, Mitsubishi Outlander 3,0, Skoda Octavia RS, Lada Granta Sport, Hyundai Genesis 3,8 и т. д. и т. п.
|