Даже если вы не разбираетесь в устройстве автомобиля, подшипниках, цилиндрах, трубочках и во всем остальном, кое‑что проверить можно. На холодном двигателе (если машина стояла во дворе, а не приехала откуда‑то) проверьте уровень масла. Заодно посмотрите на его цвет. Свежее должно быть золотистого цвета. Если масло менялось недавно, то оно должно течь тонкой струйкой, не обрываясь. В масле не должно быть никаких посторонних частиц и тем более металлической стружки. После этого спросите продавца, как часто он его менял (важно при этом смотреть ему прямо в глаза). Запустите двигатель и, открыв капот, послушаете, как он звучит. Никаких лишних звуков, вроде постукиваний, быть не должно.
Так выглядит масло, отходившее 4000 км. Если масло темное или черное, да ещё и с какими‑то вкраплениями – масло не меняли уже очень давно. Для нормального автовладельца это, конечно, дикость, но встречались люди, которые вообще не обслуживали машину и не меняли масло до тех пор, пока на приборной панели не загорится значок.
Одна девушка где‑то вычитала, что на Land Rover Freelander менять масло нужно раз в 24 000 км. К советам официального дилера и сервисменам она почему‑то не прислушивалась. Странно, но факт.
Можно ещё открутить крышку заливной горловины масла и посмотреть что там внутри. Во‑первых, не должно быть никакого пастообразного налета, во‑вторых, если удастся туда заглянуть одним глазом, все, что увидите должно быть золотистого цвета. Посмотрите все шланги. Чем меньше на них трещин и чем они эластичнее, тем лучше.
Подкапотное пространство в целом должно быть естественно‑грязным, но никаких течей и подтеков быть не должно. Если двигатель помыт, то ничего этого увидеть не удастся. А моют двигатель перед продажей либо по незнанию, что его лучше не мыть, либо специально для того, чтобы скрыть какие‑то подтеки.
Лезть куда‑то глубже вам вряд ли позволят, да и не стоит. Единственное, что можно сделать, это на работающем двигателе, проверить трубку кондиционера[1]. Если он заправлен и хорошо работает, она должна быть холодной, почти ледяной.
По поводу подвески, ходовой и всего, что под машиной и скрыто от глаз, в интернете много советов. «Поднимите на домкрате одно колесо, покачайте в вертикальной и горизонтальной плоскости…, потом другое…, третье» и так далее. Все это довольно долго, грязно неудобно и глупо. Лучше загнать машину на ближайший сервис и провести диагностику всего, что захотите. Не так много денег с вас возьмут, зато получите заключение специалистов. Они же могут дать консультацию по поводу того, что и сколько еще прослужит – сами вы (если вы простой автолюбитель) это никогда не определите. И важное замечание – если продавец предлагает вам «свой» сервис, ни в коем случае не соглашайтесь. Даже (а лучше сказать – тем более) если он сам готов оплатить диагностику. Может быть, это сервис его брата/свата и так далее, может быть, там работают его знакомые или он заранее с кем‑то договорился. В общем, автосервис и автомеханик должны быть как минимум независимыми, а как максимум знакомые вам. Выбирать сервис должны вы.
Если кто‑то думает, что загонять на сервис надо все машины – нет. Я перечислил и еще перечислю достаточно признаков, по которым можно сделать вывод смотреть машину дальше или нет. На практике обычно получается, что в сервис загоняешь всего одну машину – ту, которую и берешь. Иногда две.
[1] Как это сделать и где найти его трубку рассказывается в следующей главе.
|