Письмо - это средство запечатления мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Специально созданные знаковые системы письма служат средством выражения определенного содержания, обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию. Данные знаки хорошо выделяются в почерке человека. Почерк - это зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Навык предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий. Формирование письменно-двигательного навыка происходит одновременно с обучением письма. Этот процесс начинается с детского сада, продолжается в период школьного среднего обучения и высшего учебного заведения. В эти годы у человека формируется индивидуальность почерка и выражается в специфических изменениях, дополнениях или сокращениях обычной прописи. Такие особенности почерка зависят от многих обстоятельств субъективного и объективного характера. Основную роль в формировании почерка конечно играют обстоятельства субъективного характера и поэтому почерк каждого человека индивидуален. К таким обстоятельствам можно отнести: анатомические особенности пишущего (строение рук, глаз, недостатки зрения и др.); психофизиологические особенности обучающегося письму (например, восприятие письменных знаков, запоминание их строения и их элементов, внимание и осознание движений при обучении письму); тип нервной системы и память.
К обстоятельствам объективного характера относятся: поза, посадка, состояние пишущего (опьянение, наркотическое возбуждение, болезнь) и условия письма (например, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по строению почерка или выполнение рукописи недостаточно хорошим пишущим предметом на плохо проклеенной бумаге, затрудняет исполнение связных движений и т.д.); методика обучения письму (отсутствие линовки и связное свободное письмо способствует проявлению особенностей координации движений учащегося).
Обстоятельства субъективного и объективного характера влияют на образование у каждого человека индивидуального почерка.
В результате многократных повторений и упражнений письменно-двигательный навык у человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить почерк не дают положительных результатов.
Физиологической основой формирования письменнодвигательного навыка в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. Давая характеристику свойствам систем временных связей, возникающих в коре больших полушарий головного мозга, И.П. Павлов писал: «Вся установка и распределение по коре полушарий раздражительных и тормозных состояний, происшедших в определенный период, под влиянием внешних и внутренних раздражителей при однообразной, повторяющейся обстановке все более фиксируется, совершаясь все легче и автоматичнее. Таким образом, получается в коре динамический стереотип (системность), поддержание которого составляет все меньший и меньший нервный труд; стереотип же становится косным, часто трудно изменяемым, трудно преодолеваемым новой обстановкой, новыми раздражителями».
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в почерке под воздействием различных причин могут наступить изменения. К таким причинам можно отнести: старость и состояние пишущего (находился он в состоянии опьянения или наркотического возбуждения, состоянии болезни и др.).
Идентификационные признаки письма. Идентификация личности по признакам письма относится к числу наиболее сложных криминалистических исследований рукописей. Основная их цель - идентификация исполнителя письма. С их помощью решают вопросы, касающиеся установления авторства. В качестве объектов исследования могут выступать различные по содержанию рукописи и краткие записи (подписи, цифры, рисунки, символы и др.), в которых проявились устойчивые индивидуальные особенности письма.
Принято различать:
- технические навыки (посадка человека при письме, расположение бумаги, держание пишущего средства и т.д.);
- графические навыки (воспроизведение письменных знаков и их сочетаний);
- навыки письменной речи (владение словарным запасом и построение предложений текста и др.).
Признаки письменной речи - это манера изложения текста, общий уровень грамотности, стилистические и грамматические особенности языка, словарный запас.
Признаки письменной речи выражают смысловую сторону письма и делятся на общие и частные.
Общие признаки характеризуют письменную речь (почерк) человека в целом и позволяют дифференцировать исполнителей рукописей по степени владения ею. Наиболее общим признаком письменной речи является сам уровень владения. Его показателями является степень развития грамматических, лексических и стилистических навыков письма. Уровень этот может быть высоким, средним и низким.
Под общим уровнем грамотности понимается степень владения исполнителем грамматическими правилами письма. В зависимости от количества орфографических и синтаксических ошибок уровень грамотности исполнителя характеризуется как высокий, средний и низкий.
Лексические признаки характеризуют общий словарный запас, употребление терминов, свойственных лицам определенных профессий, местности и т.п.
Среди них можно выделить:
- профессионализмы - слова, специфические для лиц определенных профессий;
- архаизмы - устаревшие слова и выражения;
- диалектизмы - слова и обороты речи, используемые в определенной местности;
- варваризмы - употребление слов из других языков;
- арготизмы (жаргонизмы) - слова искусственного, условного языка определенных групп людей, отличающихся от общенародного языка;
- вульгаризмы - слова просторечной лексики, несущие резко выраженную грубость;
- неологизмы - новые слова в языке, которые еще не вошли в его активный запас.
Стилистические признаки характеризуют язык, архитектонику текста, стиль изложения. Стиль изложения чаще всего подразделяют на официально-деловой, научный, производственно-технический, публицистический, литературнохудожественный, разговорно-бытовой.
Частные признаки письменной речи:
- признаки орфографических навыков - устойчивое неправильное написание слов;
- признаки пунктуационных навыков, в том числе своеобразное использование тех или иных знаков препинания, разделение текста на абзацы, разделы;
- признаки лексико-фразеологических навыков - использование слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами, использование определенных диалектизмов, вульгаризмов, жаргонизмов, просторечия и др.;
- признаки синтаксических навыков - определенное нарушение правил синтаксиса, своеобразное использование синтаксических конструкций и т.п.;
- признаки стилистических навыков - устойчивое нарушение норм лексической стилистики, своеобразные композиции изложения.
Исследование и идентификация рукописного текста для розыска его исполнителя. В случаях обнаружения рукописного текста в ходе расследования преступления в виде записей неизвестного лица, анонимных писем клеветнического или угрожающего характера, различных поддельных документов и др. составляют розыскную таблицу (см. рис. 1).
В следственной практике выделяют четыре этапа работы с такими документами:
- осмотр, изучение и описание обнаруженного документа, как вещественного доказательства;
- составление розыскной таблицы;
- проверка почерков предполагаемых исполнителей документа;
- производство криминалистической (почерковедческой) экспертизы.
В ходе обнаружения таких документов необходимо соблюдать правила работы с ними. На поверхности данных документов могут быть оставлены бесцветные потожировые следы пальцев рук преступника. Данные следы можно обработать дактилоскопическими порошками с целью их выявления. При осмотре документа следует его правильно описать, обращая внимание на сам материал письма (например, текст выполнен на стандартном листе бумаги или на отдельном его клочке, бланке документации и др.). После приступают к изучению содержания письма, чтобы установить какими сведениями обладает исполнитель данного документа, выяснить его цель. Эти данные необходимы для определения круга лиц, среди которых необходимо вести розыск автора документа. Затем переходят к анализу признаков письма. В большинстве случаев исполнитель рукописи старается исказить и изменить свою письменную речь. Умышленно снижает уровень своей грамотности, стиль изложения, лексику и др. Но, несмотря на все старания исполнителя документа в заключительной части рукописи контроль со стороны пишущего обычно ослабевает, что приводит к передаче признаков присущей ему письменной речи.
Всестороннему анализу подвергаются общие и частные признаки почерка. В ходе исследования необходимо установить, нет ли в рукописи умышленного изменения общих и частных признаков почерка, т.к. они не могут быть использованы для розыска.
Для составления розыскной таблицы из исследованного текста выбирают наиболее характерные, редко встречающиеся и устойчивые признаки (обычно 6-8 букв). Затем определяют круг лиц, которые могли быть исполнителями настоящего документа и
проводят проверку их почерка. При их совпадении назначают почерковедческую экспертизу.
Подготовка материалов для почерковедческой экспертизы. Для назначения почерковедческой экспертизы следователь выносит постановление, руководствуясь ст. 195 УПК РФ. В распоряжение эксперта необходимо направить исследуемый документ и доброкачественные сравнительные образцы (свободные и экспериментальные) почерка возможного исполнителя документа.
Свободные образцы - рукописи, выполненные предполагаемым исполнителем вне связи с уголовным делом до его возбуждения. К ним относятся: заявления о приеме на работу, собственноручные объяснения, записи в блокнотах, личная переписка и т.д.
Экспериментальные - рукописи, выполненные проверяемым лицом по предложению следователя, оперативного работника специально для сравнительного исследования в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Экспериментальные образцы могут быть получены под диктовку или самостоятельного написания какого-либо текста. Ни в коем случае нельзя проверяемому лицу давать списывать с исследуемого текста. Исходя из тактических соображений, составляют специальный текст, в котором повторяются слова, имеющиеся в исследуемом тексте. Объем экспериментального образца определяется с учетом объема исследуемого текста и как сложилась практика получения таких образцов - это 5-10 страниц рукописного текста. При этом темп диктовки можно чередовать как медленно, так и быстро.
Условно-свободные - рукописи, выполненные после возбуждения уголовного дела, но не специально для почерковедческой экспертизы (объяснение по делу, собственноручные показания и т.д.).
Розыскная таблица
образец) Рис. 1
Буквы Графическое Описание признаков письменных алфавита изображение знаков
письменных
Вертикальное направление движений
Б
Т
И
Н
знаков
Направление движений с отклонением
вверх
Левоокружное направление при
выполнении знака
Правоокружное движение при
выполнении знака
12.2 Следственный осмотр документов
В процессе расследования преступлений, особенно экономического характера, следователю часто приходится работать с документами, обнаруженными в ходе осмотра места происшествия, обыска и выемки.
Работа с такими документами начинается с их осмотра. При этом необходимо соблюдать рекомендованные правила. Если обнаружены влажные документы, то их необходимо просушить в помещении при комнатной температуре в расправленном виде. Категорически запрещается просушивать влажные документы с помощью нагревательных приборов. При осмотре документов пользоваться только перчатками и пинцетом, т.к. на данных документах, возможно, находятся следы пальцев рук, и неизвестно их местонахождение. На обнаруженных документах и конвертах в ходе осмотра не допускается производить записи и перегибать их в местах, не совпадающих с уже имеющимися перегибами. Запрещается хранение осмотренных документов в загрязненных и влажных местах. После осмотра и его описания настоящий документ следует хранить в конверте при деле. Подшивать документ к материалам уголовного дела запрещается.
Магнитные диски компьютеров, аудио и видеокассеты, флэшкарты надо оберегать от воздействия магнитных полей и других приборов способных излучать магнитные волны.
Определившись с содержанием документа, его назначением после его осмотра и изучения, необходимо ознакомиться также и с подлинными документами такого характера. В ходе осмотра следует обращать внимание на форму бланка, оттиски печати,
штампа, фотоснимок, защитную сетку для установления признаков подделки. В необходимых случаях при осмотре и предварительном исследовании документа могут применяться технические средства и быть привлечены специалисты. Результаты осмотра отражаются в протоколе в соответствии с требованиями норм уголовно- процессуального законодательства.
При возникновении сомнений в подлинности документа назначается криминалистическая экспертиза.
|