Большинство нарушений прав налогоплательщика возникает при проведении налоговыми органами налоговых проверок.
Проверки, проводимые налоговыми органами, делятся на камеральные (на основе налоговой декларации, представляемой налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета) и выездные (на территории, в офисе налогоплательщика).
Камеральная налоговая проверка проводится в течение трех месяцев с момента представления налоговой декларации и соответствующих документов. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. При этом налоговый орган не имеет право требовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, то должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки.
При проведении камеральной налоговой проверки участие адвоката может сводиться к даче консультаций налогоплательщику как непосредственно до начала такой проверки, т. е. на стадии заполнения налоговой декларации, так и на стадии проведения проверки, например в случае неправомерных истребований документов проверяющим или при необходимости давать пояснения после получения акта налоговой проверки.
При проведении выездной налоговой проверки участие адвоката также желательно, так как позиция налогоплательщика по тем или иным вопросам применения налогового права, выраженная при взаимодействии с налоговыми органами, может существенно облегчить положение налогоплательщика в дальнейшем.
Далее будут рассмотрены этапы проведения выездной налоговой проверки организации и описаны возможные действия адвоката (представителя налогоплательщика).
Выездная налоговая проверка начинается с вручения решения о проведении такой проверки руководителю организации под расписку или иному уполномоченному на то лицу. Дата вручения решения о проведении проверки очень важна для определения сроков проведения проверки. Выездная налоговая проверка по общему правилу не может длиться более двух месяцев[1]. Данное ограничение было введено законодателем в связи с тем, что выездная налоговая проверка сопровождается нарушением обычного ритма хозяйственной жизни налогоплательщиков.
Присутствие сотрудников налоговых органов на территории налогоплательщика, необходимость выделения для их контрольной деятельности рабочего места с функционирующим оборудованием, постоянное взаимодействие работников проверяемой организации с инспекторами, сопровождаемое требуемыми объяснениями особенностей хозяйственных операций, приводят к определенному ограничению экономической свободы налогоплательщиков.
Несмотря на указанные в ст. 89 НК РФ сроки проведения выездных налоговых проверок, руководитель налогового органа вправе приостанавливать их.
Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
На этот период приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.
Адвокат может обжаловать решение о приостановлении проверки, однако судебное разбирательство скорее всего будет течь дольше, чем сама приостановка проверки, поэтому при принятии решения об обращении в суд необходимо взвесить все за и против.
В день окончания выездной налоговой проверки проверяющими должна быть составлена справка о проведенной проверке и вручена налогоплательщику или его представителю. Адвокат должен убедиться в том, что справка получена, с тем чтобы у налогового органа не было возможности продолжить проведение проверки.
В течение двух месяцев после окончания выездной налоговой проверки сотрудниками налогового органа составляется акт, который вручается налогоплательщику (представителю). В акте налоговой проверки указываются документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений.
Нельзя недооценивать роль адвоката на следующем этапе. Это так называемый этап возражений. На этой стадии налогоплательщик может воспользоваться своим правом и представить в течение месяца со дня получения акта письменные объяснения, привести свои доводы несогласия с выводами проверяющих, изложенными в акте выездной налоговой проверки.
Грамотно и с соблюдением законодательства написанные возражения учитываются руководителем налогового органа при вынесении решения. Поэтому на этапе возражений адвокату надлежит собрать как можно больше документов, опровергающих доводы налогового органа, сформировать правовую позицию.
При рассмотрении материалов выездной налоговой проверки руководителем налогового органа учитываются все находящиеся к этому времени в распоряжении руководителя документы, касающиеся проверки, в том числе письменные объяснения налогоплательщика. Налогоплательщик также извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Умение адвоката убедить процессуального ьпротивника в своей правовой позиции играет не последнюю роль в этом процессе. Этот этап является последним, когда можно повлиять на выносимое решение.
Результатом рассмотрения материалов проверки является вынесение решения. Решения бывают трех видов:
— о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности;
— об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
— о сборе дополнительных материалов налогового контроля.
Решение об отказе в привлечении к налоговой ответственности
выносится в том случае, если отсутствуют событие налогового правонарушения, вина лица в совершении налогового правонарушения, истек срок давности привлечения к ответственности[2] и лицо к моменту совершения деяния не достигло 16-летнего возраста.
Решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении одного месяца со дня вручения соответствующего постановления лицу, в отношении которого они были вынесены.
До момента вступления решения в силу, может быть подана апелляционная жалоба в вышестоящий налоговый орган. Решение, которое адвокат безуспешно обжаловал в вышестоящий налоговый орган, может быть обжаловано в Федеральную налоговую службу в течение трех месяцев со дня принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе) или в суд.
После вступления решения в силу в течение 10 рабочих дней налоговый орган должен направить налогоплательщику требование об уплате налога. Если решение не будет исполнено добровольно в срок, который указан в требовании, налоговый орган получит право взыскать все доначисленное (в том числе пени и штрафы) в принудительном порядке.
Неисполнение требования может повлечь за собой и другие последствия.
Налоговая инспекция может направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Сделать это она обязана при одновременном выполнении следующих условий:
— если налогоплательщик не исполнил требование в полном объеме в течение двух месяцев со дня окончания срока его исполнения;
— если указанное требование направлено налогоплательщику на основании решения о привлечении его к ответственности за совершение налогового правонарушения;
— если размер недоимки позволяет сделать предположение о факте совершения налогового преступления.
Во всех перечисленных выше стадиях адвокат, знающий все тонкости закона, процессуальные сроки, основы налогового учета, может принимать активное участие, помогая налогоплательщику выработать правильную позицию как в налоговом органе, так и — в последующем — в суде.
[1] Вместе с тем закон допускает продление указанного срока до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.
[2] Согласно ст. 113 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года.
Налоговым агентом признается лицо, на которое в соответствии с нормами НК РФ возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов.
|