Структура Конвенции состоит из Преамбулы и примыкающей к ней ст. 1, содержащей базовое обязательство соблюдать права человека; разд. I «Права и свободы», содержащего ст. 2—18 и описывающего гарантируемые права и свободы, а также ряд ограничений по реализации этих прав; разд. II, носящего название «Европейский Суд по правам человека», который содержит ст. 19—51 и задает базовые параметры работы Европейского Суда, а также разд. III «Различные положения», в частности правила о подписании, ратификации, формулировании оговорок и денонсации Конвенции Также непосредственно к Конвенции «примыкают» протоколы № 1, 4, 61, 7, провозглашающие ряд дополнительных к содержащимся в «теле» Конвенции прав и свобод.
Следует отметить, что практически с момента подписания и ратификации Конвенция стала подвергаться изменениям путем принятия дополнительных протоколов. Эти изменения в основном касались либо процедурных моментов, т. е. улучшения функционирования Европейского Суда и Европейской Комиссии (и в этом случае они, как правило, включались в текст Конвенции), либо расширения гарантируемых прав и свобод (и в этом случае содержались в тексте Протоколов к Конвенции).
Представляется полезным изложить права и свободы, содержащиеся в Конвенции и Протоколах № 1, 4, 7 в виде таблицы:
Личные права и свободы
Гражданские права и свободы
Процессуальные права
Конвенция
Статья 2 «Право на жизнь»
Статья 3 «Запрещение пыток»
Статья 4
«Запрещение рабства и принудительного труда» Статья 8 «Право на уважение частной и семейной жизни»
Статья 9 «Свобода мысли, совести и религии»
Статья 10 «Свобода выражения мнения» Статья 11 «Свобода собраний и объединений» Статья 12 «Право на вступление в брак» Статья 14 «Запрещение дискриминации»
Статья 5 «Право на свободу и личную неприкосновенность»
Статья 6 «Право
на справедливое судебное
разбирательство»
Статья 7 «Наказание исключительно на основании закона»
Статья 13 «Право на эффективное средство правовой защиты»
Протокол № 1
Статья 2 «Право на образование»
Статья 1 «Защита собственности»
Статья 3 «Право на свободные выборы»
Протокол № 4
Статья 2 «Свобода передвижения»
Статья 1 «Запрещение лишения свободы за долги»
Статья 3 «Запрещение высылки граждан» Статья 4 «Запрещение коллективной высылки иностранцев»
Протокол № 7
Статья 5 «Равенство супругов»
Статья 1 «Процедурные гарантии относительно высылки иностранцев» Статья 2 «Право на апелляцию приговоров в уголовных делах»
Статья 3 «Компенсация за ошибочное осуждение» Статья 4 «Право не быть обвиненным и наказанным дважды»
Протокол № 6 не ратифицирован Российской Федерацией.
Производство по обращениям в Европейский Суд по правам человека до 1 июня 2010 г. осуществлялось согласно процессуальным нормам, предусмотренным положениями Конвенции, измененными и дополненными Протоколом № 11 (вступил в силу с 1 ноября 1998 г.).
Смотря в прошлое и оценивая значение этого международного акта, играющего особую роль для Российской Федерации (поскольку она ратифицировала Конвенцию 5 мая 1998 г., т. е. незадолго до вступления в силу Протокола № 11), необходимо отдать должное масштабу реформы европейского правозащитного механизма. Результатом принятия Протокола № 11 к Конвенции стали, во-первых, упразднение Европейской Комиссии по правам человека и создание нового, работающего постоянно, а не по сессионному принципу Европейского Суда по правам человека, и, во-вторых (что, наверное, самое главное), появление свободного и ничем не обусловленного (за исключением положений ст. 35 Конвенции) права индивидуального обращения в Европейский Суд любого человека, находящегося под юрисдикцией государств — членов СЕ. Это был огромный шаг на пути создания действенной гарантии соблюдения участниками Конвенции прав и свобод, провозглашенных в ней.
Вместе с тем предоставленное право «индивидуальной петиции» породило проблему перегруженности Европейского Суда.
Повседневная практика Европейского Суда и Комитета Министров СЕ привела к необходимости поиска путей оптимизации деятельности Суда и деятельности Комитета Министров СЕ по надзору за исполнением решений Европейского Суда.
Консолидированные усилия правительств государств — членов СЕ и экспертного сообщества привели к разработке и принятию Протокола № 14 к Конвенции.
Протокол № 14 к Конвенции вступил в силу с 1 июня 2010 г., через три месяца после его ратификации Российской Федерацией. Соответственно были внесены изменения в Регламент Европейского Суда.
Все основные новеллы, содержащиеся в Протоколе № 14 к Конвенции, направлены на увеличение «пропускной» способности Суда:
— введение единоличного порядка рассмотрения вопроса о приемлемости той или иной жалобы и принятия решения об исключении жалобы из списка рассматриваемых дел;
— предоставление возможности комитетам Суда (из трех судей) выносить постановления одновременно по вопросу о приемлемости и по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений Конвенции либо
Протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившихся норм прецедентного права Суда;
— предоставление возможности Комитету Министров по ходатайству пленарного заседания Суда на определенный срок уменьшить количество судей в составе палат с семи до пяти;
— появление нового критерия неприемлемости жалобы — отсутствия значительного вреда для заявителя. Окончательно этот критерий был установлен прецедентной практикой ЕСПЧ (см. Решение от 1 июля 2010 г. по делу «Королев против России» (жалоба № 25551/05)).
Также Протокол № 14 к Конвенции содержит новые положения относительно возможного вступления ЕС в качестве нового члена СЕ, процессуальной роли Комиссара по правам человека, продления срока полномочий судей Европейского Суда и некоторые другие.
|