Результативность расследования преступлений существенно зависит от того массива криминалистически значимой информации, которым располагает следователь и лица, привлекаемые им к взаимодействию. Для сбора и обработки такой информации в последние годы все шире применяются современные информационные технологии, предполагающие опору на достаточно мощные компьютеры, снабженные соответствующим программным обеспечением, а также компьютерные системы и сети.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27 июля 2006 г. (ст. 2) установил, что информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации, а также средства осуществления таких процессов и методов. Следовательно, современные информационные технологии представляют собой совокупность аппаратного обеспечения - технических средств управления информационными ресурсами, комплекса программных средств и организационно-методического обеспечения.
В современном обществе основным техническим средством переработки информации служат ПК, внедрение которых в информационную сферу, а также применение телекоммуникационных средств связи определили новый этап развития информационных технологий. Следствием этого стало изменение их названия. Прилагательное «современные» подчеркивает новаторский характер этих технологий, ибо их внедрение существенно изменяет содержание различных видов человеческой деятельности, в том числе и связанных с уголовным судопроизводством. Понятие современной информационной технологии включает также коммуникационные технологии, обеспечивающие передачу информации разными современными средствами. Современные информационные технологии имеют «дружественный» интерфейс работы пользователя, они включают в себя ПК и телекоммуникационные устройства.
Современные средства и методы осуществления информационных процессов, в особенности Интернет, создают своего рода особую виртуальную реальность, представляя специфическую картину реальной действительности путём передачи сообщений, изображений, текстов и т.д. Насыщение современной жизни компьютерными системами,
телекоммуникациями, виртуальной реальностью не только существенно видоизменяет преступность, но и открывает новые возможности борьбы с ней. Эти возможности необходимо как можно быстрее и полнее интегрировать в отечественную криминалистику.
Информационно-аналитическая работа при расследовании преступлений включает собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной и ориентирующей информации в целях принятия оптимальных тактических и процессуальных решений.
Источниками такой информации обычно являются: а) заявления и сообщения о преступлениях; б) результаты следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий; в) выводы экспертов и заключения специалистов; г) данные криминалистических и иных учетов; д) сведения, предоставляемые различными участниками уголовного судопроизводства; е) сообщения средств массовой информации, ж) материалы уголовных дел и отказные материалы; оперативные сводки, ориентировки и др.
Следователь, постоянно перерабатывая огромные массивы самой разнообразной информации, должен вычленять из них криминалистики значимые сведения. Эта задача осложняется трудностями получения данных из различных источников, постояннымдефицитом времени, а нередко и неопытностью, профессиональным уровнем самого следователя. Вместе с тем весьма значительное время тратится на рутинную работу по составлению различных процессуальных документов: постановлений, протоколов, запросов и др.
Значение информационно-аналитической работы многократно возрастает при расследовании групповых и многоэпизодных деликтов, совершаемых членами организованных преступных групп и сообществ. Следователь при этом решает сложные тактические и познавательные задачи, встающие в ходе раскрытия и расследования серийных преступлений, особенно в сфере реформируемой экономики, выявления межрегиональных и международных преступных связей. Такие задачи вообще не могут быть решены без отлаженного информационно-аналитического обеспечения.
Интенсивное внедрение в деятельность правоохранительных органов средств компьютерной техники также стимулирует использование информационно-аналитических методов. Этот процесс заметно влияет на организацию расследования преступлений, методическое обеспечение следственной, оперативно-розыскной, экспертной, судебной деятельности, научную организацию их труда, оптимизирует собирание, хранение, систематизацию и анализ доказательственной и ориентирующей информации.
В последние годы стали возможными получение необходимой информации с помощью автоматических информационно - справочных систем, компьютерный расчет корреляционных связей между элементами криминалистической характеристики отдельных видов и групп преступлений для конкретных регионов; углубленный анализ интенсивности криминальных связей между городами и районами того или иного субъекта РФ; составление виртуальных сборников типовых планов расследования, методических рекомендаций, алгоритмов решения различных следственных, экспертных, оперативно-розыскных, судебных задач.
Использование современных информационных технологий не только рационализирует информационные процессы, происходящие в уголовном судопроизводстве, но и делает эффективными системы поддержки решений, принимаемых следователями, экспертами, оперативными сотрудниками, судьями.
При расследовании конкретного уголовного дела в ПК в диалоговом режиме вводятся сведения о механизме и способе совершения преступления, предмете преступного посягательства, потерпевшем и др. После обработки на монитор выдаются рекомендации, которые могут быть использованы в планировании расследования, позволяют сгруппировать данные по эпизодам и участникам, а также осуществить конкретное следственное действие; производятся поиск и сопоставление эпизодов, фамилий, кличек, дат и пр. Компьютерный «интеллект» является в данном случае обобщенным передовым опытом следственной (розыскной, экспертной) деятельности, а выдаваемые рекомендации позволяют оптимизировать принимаемые решения.
Компьютеризированная информационная система будет работоспособной, если: 1) вся вводимая информация записывается с использованием специальной терминологии на языке, исключающем различное толкование;2) переработка информации производится в соответствии с алгоритмом — точно определенной последовательностью операций, позволяющей решить любую конкретную задачу из некоторого класса однотипных задач, причем исходные данные могут в определенных пределах варьировать.
Поэтому современные информационные технологии должны активно использоваться также при преподавании криминалистики в высших учебных заведениях, при повышении квалификации следователей, экспертов, судей, оперативных работников. С этой целью уже создан ряд имитационных обучающих систем, в которых моделируются как отдельные следственные действия (например, осмотр виртуального места происшествия), так и ход расследования по уголовному делу в целом.
Перспективными направлениями применения новых информационных технологий при изучении криминалистики являются: 1) использование студентами средств компьютерной техники и автоматизированных информационно-справочных систем; 2) практическое освоение разработанных на компьютерной базе систем поддержки принятия решений, автоматизированных рабочих мест (АРМ) сотрудников различных служб и подразделений правоохранительных органов; 3) применение ПК в ходе практических занятий по криминалистической технике, тактике и методике; 4) работа в компьютерных классах по приобретению практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов преступлений (на базе имитационных обучающих систем); 5) компьютерный контроль знаний по различным разделам и отраслям криминалистики.
Использование персональных компьютеров (ПК) для приобретения практических навыков раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений результативно на имитационных обучающих системах («Следователь»,«Убийство», «Рэкет», «Убийство без трупа», «Расследование изнасилований»), созданных на основе успешно расследованных реальных уголовных дел. Они формируют у студентов навыки принятия решений при расследовании отдельных видов и групп преступлений, обучают выдвижению и проверке следственных версий, планированию расследования.
Обучение, как известно, предполагает постоянную обратную связь со студенческой аудиторией, контроль качества и глубины усвоения учащимися знаний, умения использовать их при решении практических задач следственной деятельности. Таким образом, одна из основных форм использования современных информационных технологий в учебном процессе — программированный контроль знаний студентов.
|