Воскресенье, 24.11.2024, 22:51
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 16
Гостей: 16
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Информационное право как отрасль права

Понятие информационного права появилось относительно недавно и трактуется учеными-юристами по-разному.

Так, В.А. Копылов предлагает определять термин «информационное право» как систему охраняемых государством социальных норм и отношений, возникающих в информационной сфере - сфере производства, преобразования и потребления информации, и относит к основным объектам правового регулирования информационные отношения, «возникающие при осуществлении информационных процессов - процессов создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации».

М.М. Рассолов определяет информационное право как совокупность юридических норм и институтов, регулирующих информационные отношения в информационной сфере.

И.Л. Бачило и В.Н. Лопатин приходят к выводу, что «информационное право - совокупность правовых норм, регулирующих отношения в информационной сфере, связанных с оборотом информации, формированием и использованием информационных ресурсов, созданием и функционированием информационных систем в целях обеспечения безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества».

Анализируя предлагаемые понятия, можно прийти к выводу, что они выбираются исходя из объектов и предметной области информационного права, по отношению к которым или в связи с которыми возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию. В информационном праве основным объектом, по поводу которого возникают общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, является информация, находящаяся в гражданском, административном или ином общественном обороте.

В любом случае все приведенные определения информационного права основаны на совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения в информационной сфере. При этом данные нормы имеют свою специфику, так как касаются непосредственно информации. Можно смело утверждать, что практически все общественные отношения содержат информационную составляющую. Отсюда об информационном праве принято говорить в широком и узком смысле.

Если придерживаться расширенной версии, то нормы информационного права можно выявить практически в любой тематике законодательства. Например, информационно-правовой характер носят нормы КоАП РФ о процессуальных действиях со свидетелями и прочими лицами, нормы налогового законодательства о декларировании и отчетности и т.д. Однако в этих случаях информационная деятельность играет хотя и немаловажную, но вспомогательную роль, т.е. является средством для достижения цели, лежащей за пределами

 

Информационное право

информационной сферы (рассмотрение административного правонарушения и привлечение виновных к административной ответственности, взимание налогов и т.д.).

К информационному праву в узком смысле относят лишь такие нормы, которые регулируют информационные процессы, являющиеся самоцелью, т.е. когда информация есть не только средство достижения чего-либо иного, но и конечный итог.

Поскольку информационное право является сравнительно молодой, развивающейся отраслью права, то понятие информационного права, его содержание и основные институты только формируются.

Отталкиваясь от изложенных выше точек зрения, можно заключить, что в настоящее время информационное право - это сравнительно новое и самостоятельное направление юридической науки.

Сущность и характер общественных отношений, возникающих между различными субъектами в информационной сфере, во многом определяются особенностями и юридическими свойствами информации - основного объекта, по поводу которого и возникают эти отношения.

Объект информационных отношений обладает несомненными специфическими свойствами. Данная специфика предопределена многоаспектностью и многогранностью самого понятия «информация». Соответственно информационные отношения, как правило, не выступают в чистом виде. Чаще всего они «сопровождают» другие отношения в сфере управления, государственного строительства, международного сотрудничества, в области экономики, жизни граждан и т.д. Процессы этого «сопровождения» все чаще и чаще регламентируются законодательными и иными нормативными актами: устанавливаются обязательность предоставления соответствующих видов информации, порядок ее распространения, правила доступа к ней и ограничения, ответственность за определенные правонарушения, обеспечение информационной безопасности и т.д. Отношения, складывающиеся между участниками этих процессов, в реальной правовой действительности обособляются и тем самым переходят в категорию предмета информационного права.

Процесс расширения границ информатизации современного общества, всех его государственных и негосударственных структур приводит к расширению сферы отношений, регулируемых нормами информационного права. Содержание таких отношений определяется постепенно под воздействием внешних объективно происходящих и исторически обусловленных процессов социальноэкономического, политического и иного характера.

Предмет информационного права - часть общественных отношений, которая связана с созданием, оформлением, хранением и обработкой, распространением, использованием информационных ресурсов, связывается с развитием в области формирования и управления информационными ресурсами, с развитием и использованием новых технологических работ с информацией и

5

 

Информационное право

технологиями ее передачи в системах и сетях коммуникации, с установлением мер по обеспечению безопасности в информационных сферах и включает в себя юридическую ответственность в названных областях.

Предметная область информационного права включает в себя процесс информатизации - организацию социально-экономических и научно-технических оптимальных условии для удовлетворения информационных потребностеи и реализации прав субъектов на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Под методом правового регулирования понимаются способы воздействия отрасли информационного права на информационные отношения. Многофункциональность и специфика информации приводят к необходимости применять в информационном праве по сути дела весь известный спектр методов правового регулирования в зависимости от вида и назначения информации.

Вообще в теории права существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений: императивный (основан на использовании властеотношений и строгой связанности субъектов права правовыми рамками) и диспозитивный (основан на равенстве субъектов, их самостоятельности при вступлении в правоотношения, ответственности по своим обязательствам и т.п.). Способами воздействия на общественные отношения для императивного метода являются запрет и предписания, для диспозитивного - согласования, рекомендации.

В сфере правового регулирования существует деление и на такие два метода, как административно-правовой и гражданско-правовой (иногда их называют публично-правовой и частноправовой). Эти методы имеют особое значение для регулирования информационных отношений.

Методы - это приемы юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование в данной области общественных отношений того или иного комплекса юридического инструментария, средств юридического воздействия. Алексеев выделяет централизованное, императивное регулирование (метод субординации) и децентрализованное (диспозитивное) регулирование (метод координации). Способами же правового регулирования, по его мнению, являются те пути юридического воздействия, которые выражены в юридических нормах, в других элементах правовой системы. Это позитивное обязывание, дозволение, запреты и ограничения.

Все эти способы широко используются в информационном законодательстве. Так, в информационном праве при регулировании отношений информационной собственности, при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения и т.п. применяются диспозитивные методы.

Императивные методы регулирования информационных отношений применяются при различных видах деятельности государственных органов в информационной сфере: формировании и реализации государственной политики по развитию информационного общества; определении компетенции органов государственной власти в сфере предоставления информации, затрагивающей

6

 

Информационное право

интересы личности (в порядке обеспечения конституционных прав граждан по поиску и получению информации); регулировании информационных отношений в области СМИ, информационной безопасности и т.д.

Один из ведущих специалистов информационного права М.А. Федотов утверждает, что «мы находимся на пороге появления нового метода правового регулирования. Этот метод правового регулирования будет связан с функционированием права в телекоммуникационных сетях, с использованием новых информационных и коммуникационных технологий. Традиционные представления о методах правового регулирования, которые позволяют нам вычленять традиционные отрасли права, как то административное право, гражданское право, конституционное (или государственное) право, уголовнопроцессуальное право и т.д., применить в данном случае мы не сможем».

Но если представить, что телекоммуникационные сети типа Интернета - это не просто новое средство коммуникации, а новая сфера обитания человеческой цивилизации, новая сфера человеческой активности и новая сфера применения права, то мы поймем, что информационное право будет иметь свой особый метод правового регулирования, ибо он в первую очередь будет осуществляться в телекоммуникационных сетях, в киберпространстве. Иными словами, человек будет не просто пользоваться телекоммуникационными сетями, он будет вступать в правовые отношения, испытывать на себе правовое регулирование через телекоммуникационные сети, внутри телекоммуникационных сетей».

Методы правового регулирования следует отличать от методов науки информационного права, среди которых выделяются общенаучные (логический, исторический, статистический, социологический и др.) и специфические - информационные. При решении вопроса о методологии информационного права следует, по меньшей мере, исходить из необходимости учета особых свойств информации, понятий информационной сферы и информационного общества.

При исследовании информации как основного объекта правоотношений применяют методы теории информации (науки, изучающей количественные закономерности, связанные с получением, передачей, обработкой и хранением информации); информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы во всех областях человеческой деятельности); правовой информатики (науки, изучающей информацию, информационные процессы, информационные технологии и информационные системы в правовой сфере) и правовой кибернетики (науки, изучающей информационные особенности процессов управления в правовой сфере).

В целом информационное право представляет собой комплексную отрасль права, имеющую свой особый предмет правового регулирования - информационные отношения и использующую весь набор традиционных методов правового регулирования в пределах одной предметной отрасли.

 

Информационное право

Затрагивая исторический аспект развития отрасли информационного права, следует отметить, что впервые предложил и обосновал необходимость создания самостоятельной отрасли права - информационного права - А.Б. Венгеров в 1975 г.

В условиях нынешнего формирования и развития информационного общества роль информационного права будет существенно возрастать, ведь информационное право составляет правовую основу информационного общества. В информационном обществе происходит фактическое стирание географических и геополитических границ и, как правило, не действуют национальные законодательства. Следовательно, информационное право как правовая основа такого общества должно строиться главным образом на нормах международного права, регулирующих основные группы информационных отношений на межгосударственном уровне.

В трансграничной сети Интернета практически отсутствует не только российское право, но и международное, поэтому здесь бурно произрастает весь спектр информационных правонарушений.

В мировом масштабе существуют и такие серьезные проблемы, как регулирование отношений интеллектуальной собственности и информации, отношений, связанных с информационными ресурсами, защита информации, защита прав личности в условиях информационного общества и др. Все это требует скорейшего формирования правовой базы информационного общества, основу которой составляет информационное право.

Во многих научных работах и в России, и за рубежом обсуждаются проблемы информационного права. Это в первую очередь трактование самого понятия «информационное право», структура и состав информационного права, его предмет и метод, роль информационного права в жизни личности, общества, государства.

Соотношение информационного права с другими отраслями права

Лавинообразно нарастающие потребности информационного общества в правовом регулировании возникающих в нем общественных отношений приводят к формированию новой комплексной отрасли права, называемой ныне информационным правом. Особенности структуры и содержания информационного права определяются особенностями основных составляющих это право элементов.

Таким образом, информационное право включает в себя многие правовые проблемы административного права, фокусируя их в плоскости регулирования информационных отношений, которые становятся иногда для административного права специфическими и недоступными для разрешения собственными средствами.

В последние годы в связи с развитием машинных информационных технологий в сфере социального управления происходит своеобразное вытеснение многих вопросов информационного обеспечения из сферы, традиционно принадлежащей административному праву. Основой таких

8

 

Информационное право

процессов является нарастающая дифференциация процессов информационного обеспечения принятия решений в сфере государственного управления (использования баз и банков данных, «ситуационных комнат» и т.п.). Одним из основополагающих принципов информационного обеспечения для сферы государственного управления в демократизирующемся обществе становится требование «информационной прозрачности» административной системы. Таким образом, вся процедура информационного обеспечения административной системы перемещается в область информационного права.

Кроме того, формирование информационного права тесно связано с формированием информационного общества. Выделим особенности формирования информационного общества.

Наличие информационной инфраструктуры (трансграничные информационно-телекоммуникационные сети и информационные ресурсы в них).

Массовое применение персональных компьютеров и подключение их к трансграничным информационно-телекоммуникационным сетям.

Подготовка членов общества к работе на компьютерах в трансграничных информационно - телекоммуникационных сетях.

Новые формы и виды работы в трансграничных информационнотелекоммуникационных сетях и виртуальном пространстве.

Возможность практически мгновенно получать из трансграничных информационно - телекоммуникационных сетей информацию.

Возможность мгновенно общаться.

Интеграция СМИ и трансграничных информационнотелекоммуникационных сетей.

Отсутствие географических и геополитических границ государств, участвующих в трансграничных информационно-телекоммуникационных сетях.

Основные отграничения информационного права от других отраслей.

Значительный массив законодательства.

Экономическая и социальная заинтересованность государства в развитии информационных отношений.

Возникновение и бурное развитие правоотношений в информационной сфере, влекущие за собой постоянное расширение отношений субъектов и объектов.

Наличие самостоятельного предмета правового регулирования.

Международный характер информационного права

Комплексный характер информационного права. Суть: нормы информационного права имеют вторую прописку.

Нормы информационного права регулируют отношения в основных отраслях права.

Одновременно входят во вторую отрасль правового информирования. Информационное право входит в семейство отраслей административного права, которое выражается в следующем.

 

Информационное право

Информация уже достаточно давно рассматривается как ресурс для самых различных видов социальной деятельности, в числе которых и государственное управление. Для характеристики роли информации в государственном управлении следует обратить внимание на то, что она одновременно выступает в нескольких качествах. С одной стороны, информация необходима для осуществления качественного управления любой сферой общественной жизни, т.е. она является особым ресурсом государственного управления. С другой стороны, деятельность в сфере информации, как и любой другой социальный процесс, является объектом государственного управления и существует установленный законодательством круг субъектов, которые это управление осуществляют. Кроме того, многие ученые отмечают, что правовые акты и иные решения, принимаемые органами власти, являются информацией особого вида, т.е. процесс управления понимается как частично или полностью информационный, а информация оценивается как результат деятельности органов власти. И наконец, в настоящее время в ряде исследований выделяется информация как средство управляющего воздействия на социальный процесс.

В последующие годы с развитием информационных технологий основным принципом информационного обеспечения должна стать «информационная прозрачность», что потребует четкого государственного регулирования информационных процессов.

Взаимосвязь информационного права с конституционным правом, правом граждан на информацию обеспечивается Конституцией РФ. Свобода массовой информации гарантируется нормами Конституции. Пределы осуществления права на информацию регулируются нормами конституционного и административного права одновременно.

Взаимосвязь информационного права с гражданским правом выражается в том, что информация может выступать объектом гражданско-правовых отношений в условиях рыночной экономики, и потому часть информационных отношений регулируется нормами гражданского права. Вопросы авторского права, интеллектуальной собственности являются институтами гражданского права. Все это позволяет более наглядно обосновывать тезис о комплексности информационного права.

Система информационного права. Информационное право рассматривается как наука, как учебная дисциплина и как собственно система правового регулирования отношений в информационной сфере, т.е. отрасль российского права.

Информационное право как наука - это система научных знаний об информационном праве как отрасли права, его предмете, методах, принципах правового регулирования информационных отношений, истории развития, его основных институтах, сравнительно-правовом анализе норм права и общественных отношений в информационной сфере зарубежных стран. И эта наука находится на начальном этапе своего формирования.

 

Информационное право

Информационное право как учебная дисциплина - это система знаний об информационном праве, обязательных к изучению в соответствующих учебных заведениях, в первую очередь юридических.

Информационное право в качестве учебной дисциплины основано на действующем федеральном законодательстве в информационной сфере - сфере обращения информации и правового регулирования возникающих при этом общественных отношений. Изучение курса информационного права включает основные вопросы, связанные с содержанием информационной сферы, особенностями объектов информационного права, описанием источников информационного права.

Информационное право как одна из отраслей российского права представляет собой систему норм права, регулирующих отношения в информационной сфере. Это одна из самых молодых отраслей в системе российского права.

Рассмотренные три системы информационного права практически совпадают. Информационное право как отрасль права, как наука и учебная дисциплина делится на общую и особенную части.

Общая часть, представляющая собой системообразующее начало, включает изучение: предмета, методов, способов, принципов правового регулирования общественных отношений, связанных с производством и обращением информации в общем виде, вопросов правового регулирования информационных отношений, возникающих при обращении информации, при производстве и применении информационных технологий и средств их обеспечения, в области информационной безопасности, а также в виртуальной среде Интернета. Сюда же следует включить и институт юридической ответственности за правонарушения в информационной сфере.

Особенная часть содержит вопросы правового регулирования информационных отношений, возникающих при производстве и обращении информации разных видов (массовой, в области библиотечного и архивного дела и др.), на основе методов, способов и принципов информационного права, изучаемых в общей части. Сюда же включено изучение двух групп институтов информационного права: 1) института обращения открытой информации; 2) института обращения информации ограниченного доступа.

Информационное право функционирует в соответствии с определенными принципами, которые, как и принципы любой другой отрасли права, означают основные идеи и требования, законодательные отправные начала, организационные начала, наиболее характерные черты и свойства той или иной деятельности.

Опираясь на объективные закономерности общественных отношений в информационной сфере, особенности и юридические свойства информации, можно сформулировать принципы информационного права.

Принцип сбалансированных интересов личности, общества и государства. Интересы личности в информационной сфере заключаются: в

11

Информационное право

реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на ее использование в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития; в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере направлены на обеспечение интересов личности в этой сфере, упрочение демократии, создание правового социального государства, достижение и поддержание общественного согласия, духовное обновление России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются: в создании условий для гармоничного развития российской информационной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею при обеспечении незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и правопорядка; в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества.

2. Принцип законности. Это универсальный принцип, распространяющийся на все без исключения стороны общественной и государственной жизни. Он проявляется, прежде всего, в соблюдении Конституции и законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности в информационной сфере. Важную роль в обеспечении принципа законности играет информированность о содержании законов и иных нормативных юридических актов широких слоев населения, не говоря уже о государственных и муниципальных служащих. Возможности ознакомления с содержанием законов в последнее время неизмеримо выросли, в том числе и благодаря информационному праву. Достаточно вспомнить, как трудно было приобрести текст какого-либо закона, например кодекса, в книжных магазинах в сравнительно недавнем прошлом.

3. Принцип гласности. Имеется в виду открытость в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации.

4. Принцип правового равенства. Правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса основывается на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом.

Названный принцип вытекает из более общего положения, согласно которому «государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также

12

 

Информационное право

других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности» (ст. 19 Конституции Российской Федерации).

5. Принцип ответственности. Применительно к информационному праву это означает неотвратимое наступление ответственности за нарушение норм и правил, закрепленных в нормативных правовых актах.

6. Принцип отчуждения прав на использование информации. Данный принцип основан на юридическом свойстве физической неотчуждаемости информации от ее создателя (обладателя). Он заключается как бы в замене процедуры отчуждения информации на отчуждение прав на использование информации.

7. Принцип оборотоспособности информации. Он основан на свойстве обособляемости и овеществляемости информации и заключается в том, что информация может обращаться как самостоятельный объект, т.е. независимо от ее создателя или обладателя.

Принцип информационного объекта (информационной вещи).

Основан на свойстве двуединства информации и материального носителя и заключается в том, что на такой объект должны распространяться одновременно и взаимосвязанно два института: интеллектуальной собственности, защищающего право на информацию на материальном носителе, и вещной собственности, защищающего право собственности на материальный носитель с зафиксированной на нем информацией.

9. Принцип распространяемости информации. Основан на свойстве распространяемости информации и заключается в том, что одна и та же информация может одновременно принадлежать неограниченному кругу лиц.

Принцип организационной формы. Основан на одноименном свойстве информации и заключается в том, что в правовой системе речь, как правило, должна идти по поводу не информации вообще (например, в философском ее понимании), а информации, представленной в определенной организационной форме (документ - оригинал, подлинник, копия; массив документов; банк данных; библиотека; архив и т.п.). Этот принцип позволяет также относить к категории информационных объектов, как отдельные документы, так и сложные организационные информационные структуры.

Основные субъекты информационного права. Субъект информационного права - это обладатель прав и обязанностей, которыми он наделен с целью реализации полномочий, возложенных на него информационным правом.

Субъект общественных отношений в информационной сфере - это физическое лицо или организация, являющиеся участником информационных отношений, наделенные определенными правами и обязанностями в информационной сфере и способные их осуществлять.

Субъект информационного права и субъект общественных отношений в информационной сфере два равно взаимосвязанных по значению понятия.

Информационное право

Условия, при которых субъект информационного права может стать субъектом общественных отношений в информационной сфере, это:

- наличие необходимых информационно-правовых норм, предусматривающих права и обязанности субъекта;

- наличие оснований возникновения, изменения и прекращения общественных отношений в информационной сфере;

- правоспособность и дееспособность в информационном праве.

Понятие правоспособности в информационном праве несколько отличается

от общепринятого. Конечно, правоспособность в данном случае - это установленная и охраняемая государством возможность субъекта вступать в общественные отношения в информационной сфере, иметь юридические права и нести соответствующие юридические обязанности. Следует подчеркнуть, что еще предстоит решить проблемы взаимодействия субъектов в информационной сфере, поскольку существует необходимость установления не только юридических, но также моральных, этических и иных прав и обязанностей.

Дееспособность в информационном праве - способность субъекта своими действиями осуществлять принадлежащие ему права и создавать для себя обязанности (в том числе морально-этические) и реализовывать их в рамках конкретных информационных отношений.

Возраст, с которого наступает полная дееспособность у физического лица практически во всех отраслях права, составляет 18 лет. Но реально существует дееспособность малолетних, которая наступает поэтапно, по мере достижения ребенком определенного возраста. Если за информацией обращается гражданин, необходимо иметь в виду, что различные категории граждан имеют неодинаковый объем дееспособности. Так, от имени несовершеннолетних, не достигших 14 лет (малолетних), действуют родители, усыновители или опекуны, поскольку малолетние могут самостоятельно совершать очень ограниченный круг сделок (ст. 28 ГК). Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут совершать любые юридические действия, но с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя, однако некоторые сделки несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают самостоятельно (ст. 26 ГК). Гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК).

В науке субъекты информационного права (общественных отношений в информационной сфере) классифицируются по следующим видам:

- индивидуальные субъекты (физические лица) - гражданин, индивид, человек, личность, лицо;

- коллективные субъекты - органы государственной власти, организации и учреждения.

Учет основных принципов правового регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, позволяет определять основные особенности информационных отношений. Поскольку информационный

Информационное право

объект состоит из информации (содержание) и материального носителя, то правомочия владения, пользования и распоряжения такой сложной вещью должны реализовываться при условии применения дополнительных, так называемых информационных правомочий, определяющих порядок использования информации, отображенной в этой вещи, на основе юридических свойств информации.

Информационные правомочия можно определить как право:

- создавать информацию;

- знать содержание информации (владение информацией);

- применять информацию в собственной деятельности (пользование информацией);

- тиражировать и распространять информацию (распоряжение информацией).

Здесь участвуют три субъекта:

производитель информации - обладает всеми информационными правомочиями по факту создания информации;

обладатель информации (пользователь по авторскому праву) - приобретает информационные правомочия (например, по авторскому договору);

потребитель информации - имеет только право знать содержание информации и применять в личной деятельности, ему запрещается распространять информацию.

Отсюда следует, что собственники информационных объектов могут быть двух видов:

- производитель или обладатель информации, отображенной в этом информационном объекте;

- потребитель информации, содержащейся в приобретенном им информационном объекте.

Собственник имеет исключительные (для производителя информации) или неисключительные (для обладателя информации) права на тиражирование и распространение информации, отображенной в этом объекте. При этом он имеет все правомочия вещного собственника по отношению к своему экземпляру информационного объекта (оригиналу, копии объекта), т.е. может этот объект продать, передать, подарить, сдать в аренду и т.п.

Собственник второго вида имеет право лишь применять в своей деятельности информацию, отображенную в этом объекте, а не включать ее в гражданский оборот. Он также обладает всеми вещными правами на законно приобретенный им информационный объект и может включать его в состав своего имущества.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.12.2017)
Просмотров: 308 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%