Воскресенье, 24.11.2024, 22:22
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Информационно-правовые нормы и отношения. Источники информационного права

Информационные нормы: понятие, особенности, виды.

Информационно-правовые нормы регулируют обособленную группу общественных отношений применительно к особенностям информационной сферы. Информационно-правовая норма задает содержание прав и обязанностей субъектов, участвующих в правоотношении.

Особенности информационно-правовых норм способствуют реализации информационных прав и свобод, а также реализуют информационные процессы при обращении информации. Структура информационно-правовых норм не отличается от классического определения и представляет собой:

гипотезу;

испозицию;

санкцию.

Выделим виды информационно-правовых норм по способу воздействия.

Диспозитивные (автору принадлежит право на использование произведения, информация может быть накоплена в государственных и негосударственных ресурсах, информация - товар).

Императивные:

нормы-определения;

нормы-принципы;

нормы-цели;

нормы-санкции;

обязывающие нормы.

Виды информационно-правовых норм:

по содержанию:

материальные;

процессуальные;

по масштабу действия:

федеральные;

субъектов Федерации;

местные.

Виды источников информационного права. В связи с тем что главными особенностями информационного права являются его комплексный и международный характер, источники информационного права можно разделить на:

международно-правовые нормативные акты;

Конституцию РФ;

нормативно-правовые акты в составе информационного права;

Информационное право

- нормативные акты других отраслей права.

Информационное законодательство имеет свою систематизацию в государственном классификаторе. Различают следующие классификации.

Законодательство, регулирующее общие положения.

Управление в сфере информации и информатизации.

Информационные ресурсы пользования.

Информатизация, использование информационных технологий.

Средства массовой информации.

Реклама.

Информационная безопасность.

Проанализировав существующую систему информационного права и действующего законодательства, можно сделать вывод о том, что подавляющая часть источников информационного права - это нормативные акты других отраслей права. Поэтому информационное законодательство логично разделить на следующие группы.

Об осуществлении права на поиск, получение информации (нормы конституционного права).

О гражданском обороте информации.

О формировании информационных ресурсов, их подготовке и предоставлении информационных услуг.

О создании и применении информационных систем, их сетей, информационных технологий и средств их обеспечения.

Об информационной безопасности.

О средствах массовой информации.

О библиотечном деле.

Об архивах.

О государственной тайне.

О коммерческой, служебной тайне (отсутствует).

О персональных данных.

Информационное правоотношение: содержание и структура.

Информационно-правовые отношения - это регулируемые нормами информационного права общественные отношения, складывающиеся в информационной сфере.

Сложность разработки эффективных способов правового регулирования различных информационных отношений, возникающих в информационной сфере (инфосфере) общественно-производственной деятельности, обусловлена, в частности, тем, что практически все общественно-производственные отношения имеют информационную составляющую. Поэтому информационно-правовой характер носят многие нормы различных отраслей права (например, нормы Налогового кодекса РФ о декларировании и отчетности, нормы Земельного кодекса РФ о мониторинге земли и информировании, нормы Уголовнопроцессуального кодекса РФ о процессуальных действиях со свидетелями и другими лицами и др.).

Информационное право

Вместе с тем можно выделить информационные отношения, представляющие собой одновременно и средство для достижения конкретных целей (как в предыдущих примерах), и определенный результат именно информационной деятельности (например, отношения, возникающие при производстве и распространении массовой информации, при применении механизмов информационной безопасности, при создании и функционировании ГАС «Выборы», ГАС «Правосудие» и др.).

В связи с тем, что все информационные отношения в зависимости от их назначения можно разделить на целевые (являющиеся средством достижения конкретных целей и одновременно результатом определенной информационной деятельности) и обеспечивающие (являющиеся средством достижения конкретных целей), соответствующие информационные правоотношения (урегулированные информационно-правовыми нормами информационные отношения, т.е. общественные отношения, возникающие по поводу информации либо юридически значимых результатов действий (бездействия) в отношении ее: передача, получение, преобразование, предоставление, неразглашение и др.) также можно разделить на два больших класса:

целевые - информационные правоотношения в информационной сфере (как пересечение множеств «информационные правоотношения» и «правоотношения в инфосфере»);

обеспечивающие - информационные правоотношения в иных сферах (экономической, политической, социальной, т.е. в сфере социального обеспечения и страхования, образования и культуры, охраны здоровья и т.п.; экологической, брачно-семейной, трудовой, нравственной и др.).

Особенности и отличия данных классов правоотношений, имеющих традиционную трипартитную структуру («субъекты - объект - содержание»), определяются главным образом их объектами (фактическим содержанием).

По субъектам информационное правоотношение принципиально не отличается от иных правоотношений, поскольку субъектами информационного правоотношения считаются его правосубъектные участники - носители субъективных юридических прав (управомоченные) и обязанностей (правообязанные), которыми могут быть:

индивиды: граждане, иностранные граждане, лица без гражданства, лица с двойным гражданством;

организации (государственные: органы государства, государственные учреждения и предприятия, государство; негосударственные: общественные объединения; хозяйственные организации, религиозные конфессии и др.); социальные общности (народ, нации, население, трудовой коллектив). Перечисленные индивидуальные и коллективные субъекты могут быть собственниками информации, т.е. владельцами, включая обладателей (носителей); пользователями (потребителями), включая операторов автоматизированных информационных систем (АИС), и распорядителями.

Информационное право

Содержанием информационного правоотношения, так же как и иных правоотношений, являются:

связывающие его участников взаимные позитивные субъективные юридические права (определяющие защищенную законом возможность того или иного поведения) и обязанности (определяющие должное поведение) - юридические связи (юридическое содержание);

совокупность реальных действий по использованию и осуществлению прав и обязанностей (фактическое содержание).

Здесь уже проявляется отличие, состоящее в том, что в информационных правоотношениях реальные действия имеют в основном информационный характер, т.е. фактическое содержание таких правоотношений имеет главным образом информационную природу.

Субъективные права имеют общую внутреннюю структуру, которая традиционно проявляется в наличии следующих трех основных элементов:

правомочие на собственные действия, заключающееся в возможности совершения фактических и юридически значимых действий;

правомочие на чужие действия, заключающееся в возможности требовать от обязанного лица исполнения возложенных на него обязанностей;

правомочие на защиту, заключающееся в возможности прибегнуть к государственно-принудительным мерам в случае нарушения субъективного права или неисполнения одним из участников правоотношения своих обязанностей.

Юридическая обязанность также обладает внутренней структурой, которая характеризуется наличием следующих традиционных элементов:

необходимостью совершить определенные действия или воздержаться от них;

необходимостью исполнить требования управомоченного субъекта;

необходимостью нести ответственность за нарушение субъективных прав других участников правоотношения или за неисполнение их законных требований.

Объектами целевого информационного правоотношения являются особые, специфические объекты, среди которых:

информационно-правовые режимы (для статических правоотношений);

информационная деятельность, учитывающая установленные информационно-правовые режимы (для динамических правоотношений).

Элементами (составными частями) информационных правоотношений являются: субъекты (участники), объекты (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание правоотношения (юридические факты).

Субъектом информационно-правового отношения называется тот, кто наделен информационными правами и обязанностями. Субъекты

информационного правоотношения - это физические лица и организации, которым информационным законодательством предоставлена возможность или способность быть носителями прав и обязанностей в информационной сфере

 

Информационное право

деятельности и вступать в конкретные информационно-правовые отношения, в том числе:

индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства), наделенные правами и обязанностями в информационной сфере;

коллективные субъекты - органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия и учреждения различных форм собственности, а также общественные объединения, наделенные информационными правами и обязанностями выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое, персонифицированно.

Информационная правосубъектность у граждан России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других формирований - с момента образования их в установленном порядке.

Правосубъектность - это правоспособность и дееспособность, взятые в единстве и развитии. Правоспособность - это закрепляемая за субъектом права возможность иметь права и обязанности, носящие юридический характер. Дееспособность - это закрепленная за субъектом права возможность своими действиями приобретать права и обязанности, предусмотренные законодательством.

Общим объектом регулирования информационно-правовых норм, как и любых других правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - те общественные отношения, по поводу которых возникает правоотношение субъектов. В каждом конкретном информационном правоотношении его стороны (участники) осуществляют предоставленные им права и возложенные на них обязанности.

В содержании информационного правоотношения различают две стороны: материальную (поведение субъектов) и юридическую (субъективные юридические права и обязанности).

По вопросу о том, что является объектом правоотношения, в юридической литературе существуют различные мнения. Одни авторы в качестве единственного объекта любого правового отношения признают объект имущественных отношений, иногда именуемый предметом (материальные предметы и вещи), и объект неимущественных отношений (действия, поведение людей). Например, профессор В.А. Копылов объектами информационных правоотношений (информационных объектов) называет документированную информацию, информационные продукты и услуги; исключительные права и т.д.

Классификация информационных правоотношений. Классификация информационных отношений является важнейшей задачей в деле обоснования отраслевой самостоятельности информационного права и создания кодифицированного правового акта в информационной сфере.

Информационные правоотношения, как и все общественные правоотношения, могут быть также: односторонними и двусторонними (включая

20

 

Информационное право

«условно многосторонние») - по числу участников правоотношений; абсолютными и относительными - по степени индивидуализации сторон; простыми и сложными - по структуре и количеству взаимосвязей прав и обязанностей сторон (причем отдельные юридические связи могут иметь неинформационную природу); регулятивными (включая общерегулятивные) и охранительными - по функциональному назначению; активными и пассивными - по характеру обязанности сторон; материальными и процессуальными - по характеру правового регулирования. И также возникают при наступлении предусмотренных законом юридических фактов (договора, правонарушения, события, административного акта и др.).

Вместе с тем информационные правоотношения в инфосфере (целевые) в зависимости от информационной «насыщенности» их фактического содержания и «чистоты» информационной природы объекта-деятельности (объема информационных действий), т.е. от роли и «величины» информационной составляющей, условно можно разделить на следующие три основные группы:

Чисто информационные правоотношения, т.е. с преобладанием информационной природы у объекта (уже сегодня образованные и поддерживаемые относительно самостоятельными комплексами норм права, которые можно рассматривать как подотрасли информационного права) в области:

средств обеспечения информационной безопасности личности, общества и государства и соответствующей привилегированной содержательной информации, необходимой для удовлетворения информационных потребностей жизнедеятельности (функционирования), развития и обучения - подотрасль «Право информационной безопасности» (включая институт тайны, институт информационных прав и свобод и др.);

средств массовой информации (СМИ) и соответствующей "массовой" информации - подотрасль «Медиаправо» (включая институт прав телерадиовещателей и др.);

средств автоматизации (включая автоматизированные информационные системы - АИС, автоматизированные системы управления - АСУ, государственные автоматизированные системы - ГАС) и электронновычислительной техники и соответствующей машинной информации - подотрасль «Компьютерное право» (включая институт электронного документооборота, институт электронной подписи, институт программно-математического обеспечения и др.);

средств телематики (включая глобальные телематические сети типа сетей Интернет, Релком, Ситек, Sedab, Remart и др.) и соответствующей электронно-цифровой информации - подотрасль «Интернет-право» (включая институт телекоммуникаций, институт связи и др.).

Смешанные информационные правоотношения (информационноимущественные, информационно-неимущественные, информационно-

Информационное право

хозяйственные, информационно-производственные и др.): в области правовой информатизации, интеллектуальной собственности и собственности на информационные ресурсы, компьютерной преступности и др.

Частично информационные правоотношения: в области употребления (использования) информационных средств и ресурсов (в области культуры, библиотечного дела, архивов и др.).

На основе данной продуктивной классификации предметом комплексной отрасли права - информационного права логично определить способы и нормы правового регулирования информационных отношений в инфосфере, выделив по значимости и с учетом предметов других отраслей права следующие классы соответствующих информационных правоотношений:

основные (предметные, отраслевые) - чисто информационные правоотношения (регулируются исключительно нормами информационного права);

дополнительные (смешанные, двухотраслевые) - смешанные информационные правоотношения (регулируются комплексом норм информационного и других отраслей права);

факультативные (смежные, практически других отраслей) - частично информационные правоотношения (регулируются нормами других отраслей права, которые могут входить в информационное право только в части, касающейся непосредственно информационно-правового режима).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.12.2017)
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%