Современные научные представления об обществе характеризуют его как социальную, саморазвивающуюся систему, продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности людей, объединенных общими интересами. Однако общество является сложным объектом для научного познания, его основные характеристики разрабатываются в рамках многих наук, научный инструментарий, выводы и достижения которых имеют методологическое значение в т.ч. и для определения правовой природы информационной деятельности.
В частности, традиционно считается, что в научный оборот понятие «информационная деятельность» ввели западные исследователи в рамках развития ими с середины ХХ века социологической и футурологической концепции информационного общества как разновидности теории постиндустриального общества.
В связи с этим можно отметить, например, что О. Тоффлер возникновение «информационной деятельности» связывает с превращением информации как теоретических знаний в источник инноваций - «информационный» сектор развития политики и экономики (телекоммуникации, массовое вещание и компьютерные услуги, производство компьютерного и телекоммуникационного оборудования, информационные товары и услуги).
М. Дертузос, открывший термин «информация» как глагол, описал понятие «информационная работа» как процесс преобразования пассивных данных в активную информацию за счет умственных усилий человека или работы программного обеспечения. Б. Гейтс использовал данные подходы для описания информационной деятельности. Суть данного описания И.Л. Бачило кратко характеризует так: «когда информационная работа превращается в профессионально ориентированную или становится привычным способом получения и обработки информации, тогда, можно говорить об информационной деятельности».
Отечественные ученые категорию деятельности к анализу информационных процессов в обществе также стали применять в результате изменения представлений об информации. В частности, в 60-80-х гг. ХХ века, когда информационная деятельность, как практическая работа с информацией в разных формах, в т.ч. на профессиональной основе, приобрела в обществе достаточную определенность и самостоятельность, возникла наука информатика, изучающая информацию, информационные процессы и информационные системы во всех областях человеческой деятельности. В первых работах отечественных ученых по теории информатики информационная деятельность определялась как
Информационное право
деятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации.
В 70-80-е годы ХХ века термин «информация», став в науке общефилософским научным понятием, обеспечил формирование информационного подхода к анализу социальных процессов, характерной чертой которого является ориентированность исследователя на анализ именно «информационного» среза действительности. Позволяя провести структурный анализ практически любого вида социальной деятельности, информационный подход обозначил в науке не только проблему информационной деятельности, но и состав ее элементов. Например, Н.П. Ващекиным и Ю.Ф. Абрамовым, при изучении информационной процессов были выделены категории различных «субъектов информационной деятельности». По признаку специализации данных субъектов можно определить виды информационной деятельности (общего характера, специальная, специализированная). Что и было сделано в последующем И.Л. Бачило в рамках информационного права.
История выделения информационной деятельности в специализированную категорию научного познания характерна и для таких наук, как массовая коммуникация, информатика, документология, библиотечное дело, научноинформационная и информационно-аналитическая деятельность, теория управления и др.
В этой связи, например, можно отметить, что в начале 90-х гг. ХХ века, отражая результат трансформации идеологической функции государства, содержание информационной деятельности в нашей стране в значительной мере связывалось с деятельностью сотрудников СМИ по производству, передаче и распространению массовой информации с информационными, просветительскими и социальными целями. В рамках изданного в это время Закона РФ «О средствах массовой информации» каждое из слов термина «средства массовой информации» фиксировало содержание и формы конкретного вида информационной деятельности. Так, массовая коммуникация представляет собой поток коммуникативных действий с информационными, просветительскими и социальными целями. Средства распространения информации (периодические печатные издания, радио, телевидение, связь и др.), не просто информируют, а «интерпретируют» информацию с определенной социальной целью. Данную информационную деятельность на профессиональной основе осуществляют сотрудники СМИ.
Разработку понятия «информационная деятельность» в рамках информатики - науки изучающей информацию, информационные процессы и информационные системы во всех областях человеческой деятельности обеспечила компьютеризация - процесс развития и широкого внедрения компьютерной и иной вычислительной техники для обработки информации во всех видах человеческой деятельности. В работах по теории информатики информационная деятельность определяется не только как деятельность человека, связанная с процессами получения, преобразования, накопления и передачи информации, но и как
38
Информационное право
организационно оформленной разновидности научного труда и научнотехнической деятельности. На этой основе в науке возникают такие важные для систематизации понятия «информационная деятельность» категории и институты как компьютерная и научно-информационная деятельность, компьютерное право. В рамках данных подходов информационную деятельность стала определяться как деятельность, основанная на информационном взаимодействии между источником информации и ее получателем, направленная на достижение каких- либо целей, посредством информационных процессов.
Более широким понятием, чем «компьютеризация», в истории развития информационной деятельности с середины 90-х годов ХХ века является понятие «информатизация», означающее применение не только компьютерной и вычислительной техники, но и иных информационных систем и технологий, в комплексе обеспечивающих уже не только оперативную переработку и накопление информации, а полное, достоверное, исчерпывающее и своевременное ее использование во всех видах деятельности человека.
В науке существует два основных теоретико-методологических подхода к информатизации: технократический и гуманитарный. Для систематизации информационной деятельности важным, прежде всего, является то, что «демократизация общества, рост информационной активности и потребления вызвали к жизни новое определение информационных технологий как средств управления общественным сознанием». С начала ХХ! века информация и деятельность, связанная с ее обработкой и обращением как со специфическим объектом интересов личности, общества, государства и их структур, превращаются в особый предмет социально-экономических отношений. Это способствовало тому, что информационная деятельность в институциональных и культурных контекстах стала изучаться не только социальной информатикой, но и другими гуманитарными науками.
Первичной организованной формой представления информации является документ. Исторические традиции развития этого вопроса показывают, что документационная деятельность как процесс сбора, систематизации, поиска, распространения документов также является важным этапом в истории выделения информационной деятельности в специализированную категорию научного познания. В частности, в настоящее время на документе, понимаемом как объект, позволяющий получить от/из него требуемую информацию», строят свою деятельность библиотека, библиографический социальный институт канцелярия, архив и многие другие документально-коммуникационные институты.
Определение правовой природы информационной деятельности затрагивает содержание работы всех указанных институтов, задачами которых являются количественное преобразование и структурное упорядочение информации. Кроме того, количественное преобразование информации как способ информационной деятельности осуществляется путем научного описания книг, оформления их перечней и указателей (библиографирование), составления краткой письменной характеристики произведения (аннотирование) или его краткого письменного
39
Информационное право
изложения (реферирование), объединения больших информационных массивов в виде баз данных и их совокупности (банк данных). Структурное упорядочение информации осуществляется на основе приведения ее в определенный стандартный порядок в расположении и взаимосвязи (систематизация), отбора по определенным признакам и свойствам (предметизация).
Еще одной сформировавшейся (институционально, профессионально и технологически оформленной) и востребованной отраслью информационной деятельности в настоящее время является информационно-аналитическая деятельность. Ее основная социальная функция - производство нового знания на основе переработки имеющейся информации в целях оптимизации принятия решений. То есть, она связана уже не только с количественным, но и качественным преобразованием информации, предоставлением информационных продуктов и услуг во всех сферах деятельности, где концентрируются и перерабатываются мощные потоки информации.
В настоящее время информационно-аналитические службы создаются в структурах практически всех органов власти, в органах СМИ, в сфере бизнеса, при политических партиях и движениях и т.д. Доминанта развития информационноаналитической деятельности прослеживается и на других примерах в социуме: реальностью являются набор данных о биржевых котировках, транспортной обстановке, погоде, электронное голосование, интерактивные опросы общественного мнения, мониторинги и экспертизы различных социальных проектов и т.д. Также информационно-аналитическая деятельность может иметь и отрицательную направленность.
Важные мировоззренческие и методологические основы для научного определения понятия «информационная деятельность», исследования ее содержания и формы дают общая теория управления и теория государственного управления, поскольку любой процесс управления, осуществляемый в указанных системах, по своей сути является информационным процессом, связанным с получением, переработкой и передачей информации. Не менее важным является и то, что в управлении происходит взаимодействие не со всей информацией, а только с той, которая необходима для решения задач управления. Т.е. в данном случае речь идет об управленческой информации, или об информационном обеспечении управления.
В настоящее время развитие информационных систем и технологий трансформирует вопрос информационного обеспечения управления в проблему соотношения информационного обеспечения и информатизации органов власти, разграничивает на функциональной основе его информационно-аналитическую (проведения синтеза и анализа информации) и информатизационную (технические и технологические задачи) составляющие. В частности, в рамках обобщения материала, позволяющего выделить информационную деятельность в специализированную категорию научного познания, можно, например, сослаться на сделанные в результате анализа данной проблемы Е.А. Поворовой выводы, о том, что в основе информационно-аналитического обеспечения лежит:
Информационное право
- определение потребителя информации;
- определение состава, периодичности циркуляции, форм предоставления информации; определение источников информации и способов доступа к ним;
- унификация процессов и средств сбора, регистрации, обработки, хранения, обновления, передачи и использования информации, распределение этих задач между субъектами, участвующими в процессе информационного обеспечения;
- организация хранения массивов информации;
- формирование унифицированной системы документации, разработка документооборота и технологических процессов формирования документов;
- формирование и применение порядка взаимодействия информационных систем, организация использования информации для оценки тенденций, альтернатив решений и действий, разработки прогнозов, выработки общей стратегии; организация обратной связи.
Информатизационное обеспечение государственного управления также имеет не технократический, а во многом организационно-правовой характер деятельности, поскольку:
- задачи информатизации согласовываются с задачами, решаемыми в рамках административной реформы;
- создается методология административного моделирования;
- ведется работа по упорядочению и оформлению механизмов сбора, переработки, хранения и передачи государственной информации в электронном виде;
- формируется «инфраструктура доверия», обеспечивающая юридическую значимость электронного документооборота, доверие граждан к электронному взаимодействию при исполнении государственных функций и предоставлении государственных услуг; разрабатывается система стандартизации программного обеспечения.
В теории государства и права, в административном праве и в других публичных отраслях права информационное обеспечение рассматривается в качестве обеспечивающей функции государственного управления. Однако достигнутый в настоящее время уровень информатизации органов государственной власти дает основания говорить уже не об обеспечивающем, а о целевом характере информационной функции государства. Несмотря на то, что у ученых пока нет единого взгляда на то, имеет ли информационная функция государства самостоятельный характер, и если имеет, то с какого времени, большинство из них сходятся во мнении о том, что «информационная функция федеральных органов исполнительной власти сегодня реализуется через их информационную деятельность». Например, Э.В. Талапина в связи с этим, выделяет следующие направления реализации информационной функции государства:
Информационное право
- создание информации;
- сопровождение информации, имеющей государственное значение (прежде всего, это специализированные подфункции учета, контроля, мониторинга);
- открытость органов государственной власти для граждан;
- сбор, обработка, охрана и защита информации, необходимой для реализации функций государства;
- учреждение специализированных структур в сфере информации и регулирование их деятельности - СМИ, ТВ, радио, печатная продукция, архивы, библиотеки, культура, образование (массовая информация и распространение знаний);
- информационный обмен между органами государственной власти (внутри аппарата); использование информации во внутренних интересах государства (для выполнения всех других государственных функций);
- переработка информации и создание новой (решения исполнительной власти, судебных органов).
Обобщая указанные направления информационной деятельности в государственном управлении, следует иметь в виду, что отдельные из них в настоящее время имеют законодательное оформление, поскольку право является одним из самых активных и эффективных социальных регуляторов. Сложная природа возникновения информации, ее выражения и включения в социальноэкономическую сферу общественных отношений в виде объекта, а также все указанные выше причины (научно-техническая, социальная, экономическая) выделения информационной деятельности в специализированное понятие научного познания обусловливают выделение ее и в основу информационных отношений, регулируемых информационным правом. Исходя из этого, в информационном праве информационная деятельность получила в настоящее время определение информационно-правовой деятельности, являющейся с правовой точки зрения определенной совокупностью совершаемых конкретными субъектами и требуемых информационным законодательством информационноправовых действий, имеющих юридическую цель, без констатации которой они теряют свое содержание.
|