Информационные системы электросвязи: Интернет, электронная почта, цифровая связь, мобильная связь. Все указанные виды информационных систем электросвязи представляют собой технологические системы, предназначенные для передачи по линиям электросвязи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники, т.е. являются информационно-коммуникационными сетями по оказанию телематических услуг связи.
Интернет. Интернет как информационно-телекоммуникационная сеть - это средство передачи сведений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях, объективированных в форме, позволяющей провести их машинную обработку (расшифровку).
С технической точки зрения Интернет представляет собой крупнейшую телекоммуникационную сеть, образованную путем объединения тысяч телекоммуникационных сетей различных типов. Такое объединение стало возможным за счет использования межсетевого протокола TCP/IP, играющего роль своеобразного переводчика стандартов при передаче данных между разнотипными телекоммуникационными сетями.
Интернет - это глобальное межсетевое компьютерное информационное пространство, априори не имеющее каких-либо границ, конечного числа пользователей, четких организационных элементов с постоянно развивающимися и видоизменяющимися техническими характеристиками (архитектурой). Как глобальная компьютерная сеть Интернет не только дает доступ к емким специализированным информационным серверам, но и обеспечивает посредством интернет-технологий многие другие разновидности электросвязи. Сегодня Интернет представляет собой наиболее активно развивающуюся и эволюционирующую часть мировой телекоммуникационной технологии (информационной индустрии). Интернет прочно вошел в нашу повседневную жизнь, стал ее неотъемлемой частью. Вместе с Интернетом возникли не только новые предметы отношений (сайт, интернет-страница, домен, электронная почта), но и новый тип общественных отношений - интернет-отношения.
Законодательство Российской Федерации не содержит определений Интернета, но отдельные его правовые признаки отражены в ряде законов.
Так, на основании п.35 ст.2 Федерального закона «О связи» Интернет можно отнести к области определения понятия «электросвязь».
На информационные ресурсы в Интернете распространяется действие Закона РФ «О средствах массовой информации», поскольку в соответствии со ст. 2 указанного Закона под средством массовой информации понимается не только периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма,
43
Информационное право
кинохроникальная программа, но и иная форма периодического распространения массовой информации.
В НК РФ (подп. 25 п. 1 ст. 264) Интернет рассматривается как информационная система. В КоАП РФ (ст. 5.5) Интернет назван в качестве информационно-телекоммуникационной сети и указан отдельно от средств массовой информации. АПК РФ (подп. 9 п. 1 ст. 247) определяет Интернет как международную ассоциацию сетей.
В праве Интернет должен рассматриваться не как сам по себе, а в рамках общественных отношений, где он может выступать либо субъектом (источником деятельности), либо объектом (на что направлена деятельность). От того, чем является Интернет - субъектом или объектом права зависит принципиальная реализация правового регулирования интернет-отношений.
Анализ показывает, что с точки зрения теории права Интернет не может рассматриваться в качестве субъекта права, поскольку он не является ни лицом, ни организацией, обладающей правосубъектностью (не способен иметь какие-либо самостоятельные права и нести обязанности, так как за каждым возникающим в Интернете правоотношением стоит конкретный правоспособный субъект). Интернет не обладает имущественной обособленностью, в нем отсутствует организационное единство.
Не является Интернет и объектом права, поскольку правовые отношения порождает не Интернет как глобальная компьютерная сеть, а объекты, тем или иным образом связанные с такой сетью. Основными объектами отношений в Интернете, являются: информационные ресурсы и информационные услуги; информационные права и свободы; информационная целостность и информационный суверенитет; информационная безопасность.
Все вышеизложенное свидетельствует, что по своей правовой природе Интернет представляет собой совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между специальными субъектами.
Основные субъекты правоотношений, складывающихся в Интернете, подразделяются на следующие группы:
- пользователи информации и потребители информационных услуг сети Интернет;
- производители информационных технологий в сети Интернет и средств их обеспечения (услуг по подключению и работе в сети Интернет), а также производители (обладатели) информации;
- информационные посредники, обеспечивающие процесс передачи и получения информации» - провайдеры, операторы информационных систем, администраторы.
В целом, правоотношения в сети Интернет можно свести к двум основным видам: распространение информации с использованием сети Интернет и предоставление доступа к информации с использованием данной сети. На
Информационное право
основе этого Интернет можно определить как совокупность информационных общественных отношений в виртуальной среде, где содержанием правоотношения являются отношения между сторонами, в которых предметом выступают информационные услуги.
В целом же предметом правового регулирования интернет-права является совокупность общественных отношений, складывающихся между сторонами информационно-обменного процесса, а также иными его участниками по вопросу своевременного и полного предоставления информации посредством сети Интернет.
Основными направлениями правового регулирования отношений в Интернете являются: защита от вредной, незаконной информации; соблюдение авторских и смежных прав в условиях распространения информации в электронном виде; вопросы электронного документооборота; вопросы киберэкономики; информационная безопасность; правонарушения в Интернете.
Все это указывает на необходимость детальной разработки и принятия соответствующей законодательной базы интернет-права, выделения ее в отдельную отрасль права. В новую отрасль необходимо включить уже существующие законы, ратифицированные международные правовые акты. Начинать формирование интернет-права необходимо, прежде всего, с принятия федерального закона, который бы определял основные термины, сферу действия, принципы деятельности в области Интернета, принципы и основные направления государственной политики в данной сфере, общие положения о лицензировании и сертификации в области некоторых направлений в Интернете.
Электронная почта. Распространение информации с использованием сети Интернет может производиться двумя способами: путем размещения информации для свободного доступа и путем непосредственного обмена информацией между пользователями в деловой и (или) личной (частной) переписке. Второй способ распространение информации с использованием сети Интернет и определяет смысл электронной почты.
В толковых словарях электронная почта (Electronic mail или просто e-mail) определяется как система пересылки почтовых сообщений между абонентами, одна из важнейших возможностей Интернета; также электронной почтой называют и сами сообщения, пересылаемые между пользователями. Услуги, связанные с электронной почтой, соответствуют приведенному в Федеральном законе «О связи» понятию услуг связи, под которыми понимается деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.
В отличие от обычной почтовой связи электронная почта работает намного быстрее и надежнее. По каналам электронной почты передаются, в частности, биржевые сводки, платежные документы и совершаются сделки. Электронная почта используется и для обмена информацией с контрагентами в коммерческом обороте.
Информационное право
В законодательстве РФ определение понятия «электронная почта» отсутствует, однако многие федеральные законы активно используют его и термины, отражающие его правовые признаки, например, «адрес электронной почты». В ст. 10 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» установлена обязанность государственных органов и органов местного самоуправления на своих официальных сайтах указывать адреса электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Так же в законодательстве РФ и в иных нормативных правовых актах Российской Федерации используется много других, тождественных понятию «электронная почта», терминов. Например, «электронное почтовое сообщение», «электронное письмо (сообщение)», «переписка в электронной форме», «электронный документ» и др.
В широком смысле электронная почта - разновидность электросвязи, осуществляемая посредством сервисов Интернета (интернет-технологий). Использование электронной почты предполагает высокоскоростную передачи информации по телекоммуникационным сетям связи на любые расстояния. При передаче сообщения электронной почты через Интернет используется следующая схема: лицо, отправляющее электронную почту, (пользователь) - почтовый сервер (отправитель) - сеть-Интернет - почтовый сервер (получатель) - лицо, получающее электронную почту (пользователь). При этом информация в электронных почтовых сообщениях, как правило, представлена в форме письменных знаков. Пользователь имеет закрепленное за ним дисковое пространство на сервере провайдера - почтовый ящик. Благодаря уникальному адресу вся получаемая и отправляемая электронная почта персонифицирована. Почтовая программа предоставляет сведения об отправителе, регистрирует время получения сообщения, обеспечивает сортировку большого объема сообщений.
Важнейшим правовым признаком электронной почты является ее адрес. Законодательного определения данного понятия также пока нет. В целом под «адресом электронной почты» в науке и практике понимается адрес абонента, получаемый при заключении договора с провайдером или при создании «почтового ящика» на любом из серверов, предлагающих эту услугу бесплатно.
Структура адреса электронной почты зависит от вида сети, в которую отправляется письмо: Интернет (глобальная сеть), Интранет (внутренняя сеть) и т.д. Наиболее распространены адреса электронной почты сети Интернет. Они состоят из 2-х частей, разделенных символом @ («собака»). Например, адрес электронной почты: dsk@mail.ru. Здесь dsk - идентификатор (имя) пользователя, написанное буквами латинского алфавита. Mail.ru - доменный адрес почтового сервера нахождения электронного почтового ящика. Местами нахождения электронной почты могут быть: почтовые ящики, выделяемые по договору
Информационное право
провайдером на его сервере (обычно назначаются провайдером) или почтовые ящики, находящиеся на бесплатном почтовом сервере (например, www.mail.ru).
С технической точки зрения электронная почта - система, позволяющая передавать сообщения не только в глобальной компьютерной сети Интернет, но и в локальных компьютерных сетях. В этой связи на основе процессов автоматизации документооборота широкое распространение получило понятие «ведомственная электронная почта» (система (меж)- ведомственного электронного документооборота).
В Типовом законе ЮНСИТРАЛ 1996 года «Об электронной торговле» электронный обмен данными (ЭДИ) означает электронную передачу с одного компьютера на другой информации с использованием согласованного стандарта структуризации информации.
В соответствии с техническими требованиями к организации взаимодействия системы межведомственного документооборота с системами электронного документооборота федеральных органов исполнительной власти, утвержденными Распоряжением Правительства РФ от 02.10.2009 №1403-р система
электронного документооборота - это система автоматизации делопроизводства и документооборота в федеральном органе исполнительной власти, обеспечивающая возможности внутреннего электронного документооборота.
В соответствии с п.5.6 Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах, утвержденной Приказом ФТС России от 18.10.2004 № 160, электронная почта - один из компонентов системы автоматизации документооборота, средство доставки, отправки информации и ее передачи между пользователями как внутри организации, так и между организациями, имеющими соответствующие аппаратные и программные средства. При передаче ведомственной электронной почты отправитель запускает программу отправки почты и создает файл сообщения, указывает его имя, дату и время отправки. Сообщения можно вводить и редактировать с помощью текстовых редакторов. Электронные сообщения передаются адресатам в соответствии со списком рассылки. Полученные документы обрабатываются при помощи
автоматизированной регистрации. Адресат получает изображение документа на экране компьютера или в виде копии на бумажном носителе, полученной при помощи принтера. Электронные сообщения, посылаемые по электронной почте, исполняются аналогично документам на бумажных носителях.
Утверждаемыми в федеральных органах исполнительной власти
положениями о ведомственной электронной почте устанавливаются правила создания, использования, удаления адресов электронной ведомственной почты, правила использования электронной переписки в деятельности того или иного федерального органа исполнительной власти.
В целом основными направлениями правового регулирования отношений при применении электронной почты являются:
- использование электронной почты для ведения деловой деятельности;
47
Информационное право
- использование электронной почты для официальных контактов с органами государственной власти;
- использование электронной почты для ведения личных дел;
- обеспечение безопасности, управление доступом и сохранение конфиденциальности сообщений;
- администрирование и хранение электронных писем.
Все это указывает на необходимость разработки и принятия соответствующей законодательной базы по распространению информации с использованием электронной почты.
Цифровая связь. Телерадиовещание можно рассматривать как комплексный процесс, включающий в себя распространение теле- и радиопрограмм с использованием сетей электросвязи («телерадиовещание» в узком смысле этого слова), а также деятельность по приему, обработке, хранению, передаче и доставке сигналов телевизионных каналов и радиоканалов («услуги связи для целей телерадиовещания»). Участниками этого процесса являются вещатель и оператор связи.
Распространение сигналов телерадиовещания традиционно осуществляется в аналоговом формате - с выделением определенной полосы радиочастот на один канал. При этом все полосы радиочастот в той или иной степени подвержены влиянию промышленных или атмосферных помех.
Для обеспечения доставки потребителю стабильного и чистого телерадиосигнала операторы связи используют спутниковые и интернеттехнологии, различные виды высокочастотных кабельных сетей и специального защитного оборудования. В целом эфирная наземная трансляция и трансляция в кабельных сетях как услуги связи укладываются в действующее законодательство о связи, однако Федеральный закон «О связи» не регулирует все особенности этой деятельности, как это, например, имеет место в области почтовой связи.
Кроме того, распространение телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным, а с учетом ограниченности свободного радиочастотного ресурса модернизация аналоговых сетей вещания по принципу воспроизводства, тем более для организации новых каналов вещания, становится бесперспективной. В связи с этим начат переход с аналогового типа телерадиовещания на цифровой.
Цифровое телерадиовещание - это телерадиовещание, осуществляемое посредством цифровых методов обработки и передачи телерадиосигнала. Для преобразования аналогового сигнала в цифровой вид его разбивают на отдельные временные отсчеты (дискретизация сигнала), а специальное кодирующее устройство - кодер - отсортировывает сигнал от помех. Благодаря компрессии цифровых данных полоса пропускания сигнала сужается и на месте одного аналогового канала может располагаться несколько цифровых (мультиплекс).
Информационное право
Мобильное телевидение - технология мобильного вещания, позволяющая передавать цифровой видеосигнал на коммуникаторы, мобильные телефоны, портативные телевизоры и иные мобильные устройства пользовательского оконечного оборудования. Доставка сигнала до указанного оборудования производится через цифровые наземные телевизионные передатчики двух видов: для эфирного вещания сигналов телеканалов (стандарт DVB-T) и для передачи сигналов мобильного телевидения (стандарт DVB-H). Прием сигналов указанных стандартов осуществляется на пользовательское оконечное оборудование (при этом также может использоваться и оборудование подвижной радиотелефонной (сотовой) связи). Вопросы трансляции общедоступных общеобязательных телеканалов в глобальной сети Интернет с помощью мобильного вещания в действующем законодательстве не отражены.
|