Понятие средств массовой информации. Согласно абз. 3 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Из данного определения видно следующее.
Средство массовой информации - одна из форм распространения информации, в которой содержатся подробные сообщения и материалы, для неопределенного круга лиц. Условно говоря, средство массовой информации - это сборник информации, функция которого - передача информации.
Средство массовой информации - это форма периодического распространения массовой информации. Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения» периодичность - это характеристика регулярности выхода издания, определяемая числом его номеров или выпусков за определенный, строго фиксированный промежуток времени (п. 3.1.4.).
Практика применения Закона РФ «О средствах массовой информации» свидетельствует о том, что особо следует различать форму и вид распространения массовой информации.
По видам распространения могут быть выделены следующие средства массовой информации: традиционные, к ним относятся телерадиовещание, периодические печатные издания; традиционные средства массовой информации, интегрированные в сетевые, т.е. периодические печатные издания в электронном виде, телерадиоканалы, имеющие свой сайт в Интернете, и т.д.; собственно сетевые СМИ, т.е. рожденные в сети Интернет.
Рассмотрим основные формы традиционных видов распространения средств массовой информации.
1. Периодические печатные издания. Под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;
Периодическое издание - сериальное издание, выходящее через определенные промежутки времени, как правило, с постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковое заглавие. Периодические издания могут быть ежедневными, еженедельными, ежемесячными, ежеквартальными, ежегодными.
Информационное право
Газета - периодическое газетное издание, выходящее через непродолжительные интервалы времени, содержащее официальные материалы, оперативную информацию и статьи по актуальным общественно-политическим, научным, производственным и другим вопросам, а также литературные произведения и рекламу. Газета может выпускаться в течение короткого времени, ограниченного определенным мероприятием. Газета может иметь приложение. Различают общеполитические и специализированные газеты, а также специальные газетные выпуски.
Журнал - периодическое журнальное издание, имеющее постоянную рубрикацию и содержащее статьи или рефераты по различным вопросам и литературно-художественные произведения. Журнал может иметь приложение. Различают виды журналов: литературно-художественный, общественнополитический, научный (научно-теоретический, научно-практический и научнометодический), научно-популярный, производственно-практический, популярный, реферативный.
Альманах - сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. Альманах может быть также сериальным изданием, т.е. выходящим в течение времени, продолжительность которого заранее не установлена, как правило, нумерованными и (или) датированными выпусками (томами), имеющими одинаковое заглавие.
Бюллетень - периодическое или продолжающееся издание, выпускаемое оперативно, содержащее краткие официальные материалы по вопросам, входящим в круг ведения выпускающей его организации. Различают виды бюллетеней: статистический, бюллетень-хроника, рекламный, справочный.
Следующая форма средств массовой информации - радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.
Определения видовых понятий «радиопрограмма», «телепрограмма», «видеопрограмма», «кинохроникальная программ» в государственных стандартах отсутствуют, а в иных нормативных документах Российской Федерации, как правило, являются общими.
В научных изданиях радиопрограмма, как форма распространения информации, - это совокупность периодических аудиосообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в радиоэфир не реже одного раза в год. Радиопрограмма является своеобразным материальным носителем, существующим в виде физического электромагнитного поля, отображающего то либо иное аудиосообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Телепрограмма, как форма распространения информации, представляет собой совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и передач, имеющих постоянное название и выходящих в телеэфир не реже одного раза в
51
Информационное право
год. Как и радиопрограмма, телепрограмма существует в виде физического электромагнитного поля, отображающего аудиовизуальное сообщение в форме сигналов определенного частотного спектра.
Еще одной формой распространения информации, относящейся к средствам массовой информации являются видео- и кинохроникальные программы, под которыми понимается совокупность периодических аудиовизуальных сообщений и материалов, имеющих постоянное название и выходящих в свет не реже одного раза в год. Видео- и кинохроникальные программы существуют в виде кинопленок, видеокассет, CD-дисков, флеш-накопителей и иных материальных носителей, на которых по определенной технологии зафиксированы видео- и звуковые сигналы.
Законодатель выделяет и специализированные средства массовой информации, понимая под ними ту часть средств массовой информации, в отношении которых установлены специальные правила регистрации или распространения продукции этих средств. Так, согласно ст. 8 Закона РФ «О средствах массовой информации» правила регистрации СМИ.
Учредителю или лицу, действующему по его уполномочию, высылается или выдается уведомление о приеме заявления о регистрации СМИ и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются регистрирующим органом в месячный срок с указанной даты.
Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия регистрирующим органом решения о регистрации средства массовой информации.
На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Регистрирующий орган ведет реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с федеральными законами.
Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются регистрирующим органом бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.
Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение одного года со дня выдачи
52
Информационное право
свидетельства о регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о регистрации средства массовой информации признается недействительным.
Не требуется регистрация:
средств массовой информации, учреждаемых органами
государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, одной образовательной организации или одного промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Иными средствами массовой информации называются периодические печатные издания, созданные с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, иные средства массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений, системы телетекста, видеотекста и иные телекоммуникационные сети.
Требования, предъявляемые к использованию средств массовой информации. В основу использования средств массовой информации положен принцип свободы массовой информации, закрепленный в ч.5 ст.29 Конституции РФ и развитый в ст.1 Закона РФ «О средствах массовой информации». В соответствии с данным принципом не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством о средствах массовой информации:
поиск, получение, производство и распространение массовой информации;
учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими;
изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации.
В Законе РФ «О средствах массовой информации» также закреплен принцип недопустимости злоупотребления свободой массовой информации, который не допускает использование средств массовой информации:
Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на
Информационное право
их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете их деятельности.
Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.
Порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем контртеррористической операции.
При освещении контртеррористической операции запрещается распространение в средствах массовой информации сведений о специальных средствах, технических приемах и тактике проведения такой операции, если их распространение может препятствовать проведению контртеррористической операции или поставить под угрозу жизнь и здоровье людей. Сведения о сотрудниках специальных подразделений, лицах, оказывающих содействие в проведении такой операции, выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии террористического акта, и о членах семей указанных лиц могут быть преданы огласке в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о государственной тайне и персональных данных.
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о
несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.
Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Важнейшим принципом использования средств массовой информации является закрепленный в ч.5 ст.29 Конституции РФ принцип запрета цензуры. Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо
54
Информационное право
является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.
Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, - не допускается.
Понятие электронной публикации. В настоящее время все более широкое распространение получают электронные издания: как электронные версии печатных изданий, так и самостоятельные.
Электронное издание - электронный документ (группа электронных документов), прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. Электронные издания различают:
по наличию печатного эквивалента: электронный аналог печатного издания и самостоятельное электронное издание, не имеющее печатных аналогов;
по природе основной информации: текстовое (символьное), изобразительное, звуковое, программный продукт, мультимедийное;
по целевому назначению: официальное, научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, рекламное, художественное, электронное издание для досуга;
по технологии распространения: локальное, сетевое, электронное издание комбинированного распространения;
по периодичности: непериодические, сериальные, периодические, продолжающиеся, обновляемые.
Электронное издание не является разновидностью печатного, поэтому его регистрация обязательна (об освобождении от регистрации см. ст. 12 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
В соответствии со ст.23 Закона РФ «О средствах массовой информации» издатели электронных средств массовой информации имеют статус информационного агентства (на них одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации). Бюллетень, вестник, иное издание или программа, учреждаемые информационным агентством, регистрируются в общем порядке и распространяются ими на магнитных носителях, по сети Интернет, по каналам спутниковой связи. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его названием. Основными потребителями продукции информационных агентств являются журналисты. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна, она
Информационное право
освобождает редакцию и журналиста от ответственности за недостоверность сообщения, полученного от информационного агентства.
Организация деятельности средств массовой информации.
Деятельность средств массовой информации осуществляется после
приобретения ими соответствующего правового статуса. По смыслу Закона РФ «О средствах массовой информации» формирование и легитимация средств массовой информации состоит из стадий учреждения и регистрации, а в необходимых случаях и процедуры лицензирования.
Общие и специальные требования к распространению массовой информации. Общие требования к распространению массовой информации определяет глава III Закона РФ «О средствах массовой информации». Под распространением массовой информации Закон понимает:
продажу (подписку, доставку, раздачу) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписей программ;
трансляцию радио-, телепрограмм (вещание);
демонстрацию кинохроникальных программ.
Закона РФ «О средствах массовой информации» разграничивает коммерческое и некоммерческое распространение продукции средств массовой информации. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.
Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона.
Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, - помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, - допускается не иначе как с согласия указанных лиц.
В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.
Распространение продукции средства массовой информации,
осуществляемое с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», может быть прекращено судом на основании заявления федерального органа исполнительной власти,
Информационное право
осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию. При этом распространение указанной продукции может быть приостановлено судом в целях необходимости обеспечения иска, предусмотренного настоящей частью.
Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать выходные данные. При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже четырех раз в сутки редакция обязана объявлять название программы.
Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического содержания без кодирования сигнала допускается только в период с 23 до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией.
Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влекут привлечение к административной ответственности согласно ст. 13.22 КоАП РФ. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.
Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем.
Лицензирование вещания. В соответствии со ст. 31 Закона РФ «О средствах массовой информации» в случае использования технических средств эфирного, проводного или кабельного телерадиовещания для распространения продукции средств массовой информации необходимо получение лицензии.
Телевизионное вещание, радиовещание (далее также - вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (далее - лицензирующий орган). Получение лицензии на вещание не требуется в случае, если распространение телеканала или радиоканала осуществляется в неизменном виде по договору с вещателем, имеющим лицензию на вещание телеканала, радиоканала.
Вещатель, являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на всей территории Российской Федерации в любых средах вещания, в том числе осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание (универсальная лицензия).
Вещатель, не являющийся редакцией телеканала или радиоканала, в соответствии с лицензией на вещание вправе осуществлять распространение телеканала или радиоканала на территории Российской Федерации в определенных среде или средах вещания в пределах прав, полученных таким вещателем в установленном порядке от редакции телеканала или радиоканала.
Выделение конкретных радиочастот для вещания с использованием
57
Информационное право
ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания) осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и предусматривающем в том числе проведение торгов (конкурса, аукциона).
В лицензии на телевизионное вещание, радиовещание указываются:
сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности;
наименование (название) распространяемого телеканала или радиоканала;
программная направленность телеканала, радиоканала (основные тематические направления вещания - информационный, музыкальный, спортивный и подобные);
территория распространения телеканала или радиоканала;
объем вещания (в часах);
дата начала вещания;
срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание, отметка о продлении срока ее действия;
сведения о среде вещания телеканала или радиоканала (наземное эфирное вещание, спутниковое вещание, кабельное вещание, иные среды вещания);
сведения об используемых радиочастотах, о месте установки и мощности используемых передатчиков, позиции телеканала или радиоканала в мультиплексе (за исключением наземного эфирного аналогового вещания), параметры спутникового вещания, программная концепция вещания, заявленная при проведении торгов (конкурса, аукциона).
Перечень лицензионных требований устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом положений законодательства Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензионными требованиями при осуществлении телевизионного вещания, радиовещания являются также:
выполнение лицензиатом условий осуществления эфирного вещания с использованием радиочастот, определенных по результатам торгов (конкурса, аукциона);
соблюдение лицензиатом параметров вещания, указанных в лицензии на вещание;
предоставление лицензиатом сведений.
Уступка лицензии на вещание другому лицу допускается только с согласия органа, ее выдавшего, с соответствующим переоформлением лицензии.
Срок действия лицензии на телевизионное вещание, радиовещание составляет десять лет, если меньший срок не указан соискателем лицензии в заявлении о предоставлении лицензии при его подаче.
Деятельность, предусмотренная лицензией на телевизионное вещание, радиовещание, может осуществляться только получившим такую лицензию
58
Информационное право
юридическим лицом.
Обязательные сообщения. Ст.35 Закона РФ «О средствах массовой информации» предусматривает случаи, когда некоторые сообщения редакция средства массовой информации обязана публиковать вне зависимости от своего желания. В частности, Редакция обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:
вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;
поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.
Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Российской Федерации.
Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».
(Редакции средств массовой информации обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, экстренную информацию об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Отношения средств массовой информации с гражданами и организациями строятся на основе положений главы IV Закона РФ «О средствах массовой информации», регламентирующих права и обязанности их редакций по поводу получения информации, запроса информации, отказа и отсрочки в предоставлении информации, защиты конфиденциальной информации, соблюдения права на авторские произведения и письма, опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, права на ответ.
Согласно ст.38 Закона РФ «О средствах массовой информации» граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Последние предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем
59
Информационное право
проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.
Вопросы предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) регулируют также иные федеральные законы и нормативные правовые акты.
Согласно ст. 39 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен в устной, письменной и электронной форме. Закон не обязывает редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.
Запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок (ч. 2 ст. 40 Закона РФ «О средствах массовой информации).
Отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке (абз. 3 ст.61 Закона РФ «О средствах массовой информации»).
В соответствии с требованиями ст. 42 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.
В соответствии со ст.ст. 43-45 Закона РФ «О средствах массовой информации» гражданин или организация и их представители вправе потребовать от редакции опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь и достоинство сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
В опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения: является злоупотреблением свободой массовой информации, противоречит вступившему в законную силу решению суда, является анонимным.
В опровержении может быть отказано: если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации, если
60
Информационное право
требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.
Отказ редакции средства массовой информации в опровержении либо нарушение установленного Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд. Ст. 152 ГК РФ предоставляет гражданину, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, право наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда. Компенсация морального вреда определяется судом при вынесении решения в денежном выражении. При определении размера компенсации морального вреда судам следует принимать во внимание обстоятельства, указанные в ч. 2 ст. 151 и п. 2 ст. 1101 ГК РФ, и иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Согласно ст. 46 Закона РФ «О средствах массовой информации» гражданин или организация, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации. Ответ на ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.
Профессиональный статус (правовое положение) журналиста
устанавливает глава V Закона РФ «О средствах массовой информации».
В соответствии с абз.10 ст.2 Закона РФ «О средствах массовой информации» журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Перечень прав журналиста на доступ к информации и на распоряжение полученной информацией устанавливает ст. 47 Закона РФ «О средствах массовой информации». В частности, журналист имеет право:
искать, запрашивать, получать и распространять информацию;
посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;
быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;
получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;
копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований части первой статьи 42 Закона;
Информационное право
производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;
посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;
проверять достоверность сообщаемой ему информации;
излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;
отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;
снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 42 Закона;
распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.
Указанный Перечень прав журналиста не является исчерпывающим и может расширяться иными федеральными законами, законами субъектов РФ и подзаконными актами. Ст. 51 Закона РФ «О средствах массовой информации не допускается злоупотребление правами журналиста.
Обязанности журналиста определяет ст. 49 Закона РФ «О средствах массовой информации». В частности, журналист обязан:
соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;
проверять достоверность сообщаемой им информации;
удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;
сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;
получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;
при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино - и фотосъемки;
отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно, либо его выполнение, связано с нарушением закона;
Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.
Информационное право
При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.
Реализация журналистом своих прав и исполнение возложенных на него обязанностей могут быть сопряжены с аккредитацией журналиста при государственном органе, организации, учреждении, органе общественного объединения. В соответствии со ст. 48 Закона РФ «О средствах массовой информации» редакция имеет право подать заявку в указанные органы на аккредитацию при них своих журналистов.
Аккредитация журналиста - это разрешительная административноправовая процедура, по результатам которой журналист получает право постоянно присутствовать при осуществлении функций аккредитующего его органа с целью объективного освещения в средствах массовой информации деятельности этого органа, создания необходимых условий для осуществления профессиональной деятельности представителей средств массовой информации.
Специальные требования установлены для аккредитации корреспондентов иностранных средств массовой информации. Для аккредитации корреспондента иностранному средству массовой информации необходимо открыть корреспондентский пункт с разрешения МИД России (если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации).
Отказ в аккредитации, лишение аккредитации, а равно нарушение прав аккредитованного журналиста могут быть обжалованы в суд в порядке гражданского судопроизводства.
|