Воскресенье, 24.11.2024, 22:54
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие "лесные отношения"

Лесное законодательство формируется как отрасль российского законодательства, регулирующая лесные отношения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ЛК РФ лесное законодательство регулирует лесные отношения, под которыми законодатель понимает отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Таким образом, предметом лесного законодательства выступают:

- отношения в области использования лесов - отношения, возникающие в связи с заготовкой древесины и живицы, недревесных и пищевых лесных ресурсов, сбором лекарственных растений, ведением сельского хозяйства и осуществлением различных видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, созданием лесных плантаций и их эксплуатацией, осуществлением рекреационной деятельности, переработкой древесины и иных лесных ресурсов, а также с осуществлением иных видов деятельности, предусмотренных ЛК РФ;

- отношения в области охраны лесов от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия;

- отношения в области защиты лесов, под которой законодатель понимает защиту лесов от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам); защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов;

- отношения в области воспроизводства лесов - лесное семеноводство, естественное и (или) искусственное лесовосстановление, уход за лесами (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия) и т.д.

С целью точного разграничения предметов лесного и гражданского законодательства в ч. 2 ст. 3 ЛК РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также ЗК РФ, если иное не установлено ЛК РФ и иными федеральными законами.

Использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются исходя из законодательно закрепленного понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 ЛК РФ).

Закрепленный в ЛК РФ двойственный подход к понятию леса развивается в решениях Конституционного Суда РФ.

Так, в Постановлении от 09.01.1998 N 1-П "По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд РФ указал, что "лесной фонд - ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом, необходимости обеспечения устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды в условиях возрастания глобального экологического значения лесов России и выполнения ею соответствующих международных обязательств), а также рационального использования этого природного ресурса в интересах Российской Федерации и ее субъектов - представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим".

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 02.06.2015 N 12-П "По делу о проверке конституционности части 2 статьи 99, части 2 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации и положений Постановления Правительства Российской Федерации "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Заполярнефть" отмечается, что при регулировании отношений по возмещению вреда, причиненного лесам, необходим учет свойств леса и как природного ресурса, и как экологической системы. Для исчисления размера возмещения причиненного лесам вреда должны приниматься во внимание имущественная ценность леса, которая устанавливается на основе таких показателей, как рыночная или кадастровая стоимость, и его экологическая ценность, определяемая исходя из присущих лесам свойств - уникальности, способности к возобновлению, заменимости, местоположения и др.

Особенностью правового регулирования лесных отношений является "привязка" леса к земле: леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Поэтому использование, охрана, защита и воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам.

2. Участники лесных отношений

Современное лесное законодательство расширило субъектный состав лесных правоотношений. Субъектами (участниками) лесных правоотношений могут быть:

- государство (Российская Федерация);

- государственные образования (субъекты РФ);

- муниципальные образования;

- юридические лица;

- граждане.

Российская Федерация и ее субъекты участвуют в лесных правоотношениях через соответствующие органы государственной власти. Муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории города федерального значения) принимают участие в лесных правоотношениях через органы местного самоуправления.

Полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области лесных отношений закреплены в ст. 81 - 84 ЛК РФ.

Помимо ЛК РФ полномочия органов государственной и муниципальной власти как участников лесных правоотношений закреплены также в иных нормативных правовых актах РФ (например, в Федеральных законах от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлении Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").

Полномочия государственных органов власти субъектов РФ могут устанавливаться также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (см., например, Закон Республики Марий Эл от 31.05.2007 N 26-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области лесных отношений", Закон Республики Карелия от 05.05.2008 N 1188-ЗРК "О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений", Областной закон Новгородской области от 14.03.2007 N 58-ОЗ "О разграничении полномочий Новгородской областной Думы и Правительства Новгородской области в области лесных отношений", Постановление администрации Тверской области от 16.09.2008 N 338-па "Об осуществлении полномочий в области лесных отношений", Постановление правительства Чукотского автономного округа от 22.12.2006 N 238 "Об уполномоченном органе Чукотского автономного округа по осуществлению отдельных полномочий в области лесных отношений").

Полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться, помимо нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (см., например, Постановление главы г. Красноярска от 04.08.2009 N 287 "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле на территории города Красноярска").

Участвуя в имущественных отношениях, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования следуют предписаниям ст. 124 - 127 ГК РФ.

Участниками лесных правоотношений являются также юридические лица, осуществляющие ведение лесного хозяйства, использование лесного фонда, а также лесов, не входящих в лесной фонд.

Юридические лица, включая юридических лиц с иностранным капиталом, могут участвовать в лесных правоотношениях, если они зарегистрированы в соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и др.).

Участниками лесных правоотношений могут стать также граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства (апатриды).

Поскольку ЛК РФ не устанавливает особенностей правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства как участников лесных отношений, последние участвуют в лесных правоотношениях на территории Российской Федерации наравне с гражданами РФ.

Правовой статус граждан зависит от вида лесных правоотношений. Участниками одних лесных правоотношений могут быть только дееспособные совершеннолетние граждане (например, отношений по лесопользованию, требующих заключения письменного договора). К участию в других лесных правоотношениях допускаются несовершеннолетние граждане (например, заготовка пищевых лесных ресурсов для собственных нужд).

3. Лесное законодательство

В ст. 2 ЛК РФ лесное законодательство определяется как совокупность ЛК РФ, иных федеральных законов, регулирующих лесные отношения, а также законов субъектов РФ, которые регулируют лесные отношения на региональном уровне и принимаются в соответствии с актами федерального лесного законодательства.

Отраслеобразующей осью лесного законодательства является ЛК РФ, нормами которого урегулированы все разновидности лесных отношений.

В настоящее время ЛК РФ включает 22 главы, охватывающие практически все институты лесного права:

- общие основы и принципы лесного законодательства;

- использование лесов;

- учет и маркировку древесины;

- транспортировку древесины и учет сделок с ней;

- единую государственную автоматизированную информационную систему - учета древесины и сделок с ней;

- охрану лесов от пожаров;

- охрану лесов от загрязнения и иного негативного воздействия;

- защиту лесов;

- воспроизводство лесов и лесоразведение;

- лесоустройство и проектирование лесных участков;

- предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

- договор купли-продажи лесных насаждений;

- аукционы по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений;

- полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений;

- управление в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов;

- плату за использование лесов и оценку лесов;

- федеральный государственный лесной надзор и муниципальный лесной контроль (лесную охрану);

- ответственность за нарушение лесного законодательства и т.д.

Помимо ЛК РФ к актам лесного законодательства, принимаемым на федеральном уровне, относятся немногочисленные несистематизированные акты федерального законодательства, регулирующие лесные отношения (например, Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", содержащий не только организационные нормы и переходные положения, но и ряд важных материальных норм).

Двухуровневая система лесного законодательства, предусматривающая включение в него как федеральную компоненту (ЛК РФ и другие федеральные законы), так и региональное лесное законодательство, обусловлена установленным Конституцией РФ распределением полномочий по регулированию лесных отношений между Российской Федерацией и ее субъектами.

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации в этой области относятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, включая право на благоприятную окружающую среду; федеральная государственная собственность на леса, другие природные ресурсы и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области экологического развития РФ; гражданское законодательство в части правовой защиты имущественных отношений, возникающих при использовании и охране лесных объектов, и т.д.

Согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся: вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, лесными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности (в том числе на леса и другие природные ресурсы); природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории. В этой же статье Конституции РФ закреплено, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды также относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). При этом принятые в соответствии с упомянутой конституционной нормой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ).

Лесное законодательство субъектов РФ формируется в соответствии с Конституцией РФ и с учетом полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений, закрепленных в ст. 82 ЛК РФ.

В отдельных случаях в ЛК РФ содержатся отсылочные нормы к конкретным актам лесного законодательства субъекта РФ, например:

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 29.1);

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов РФ (ст. 30);

- в исключительных случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, допускается осуществление заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников гражданами, юридическими лицами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений без предоставления лесных участков (ст. 32);

- порядок заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (ст. 33);

- порядок заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд устанавливается законом субъекта РФ (ст. 35);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ст. 76).

В акте регионального лесного законодательства, как правило, содержится статья, в которой определяется предмет регулирования лесных отношений на уровне субъекта РФ.

Так, в ст. 1 Закона Московской области от 12.07.2007 N 104/2007-ОЗ "Об использовании лесов на территории Московской области" закреплено, что этот Закон, в соответствии с ЛК РФ, устанавливает:

- порядок заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд;

- порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд;

- исключительные случаи заготовки древесины для обеспечения государственных или муниципальных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников;

- порядок дополнительного финансирования осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных в соответствии со ст. 83 ЛК РФ.

Чаще всего законодательство субъекта РФ является несистематизированным.

Например, в Ленинградской области принято несколько актов лесного законодательства: Областные законы Ленинградской области от 13.11.2007 N 160-оз "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд", от 11.12.2007 N 173-оз "О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на территории Ленинградской области", от 08.11.2007 N 155-оз "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений для собственных нужд" и т.д.

В Хабаровском крае действуют, в частности, Законы Хабаровского края от 24.06.2009 N 250 "О реализации отдельных полномочий Хабаровского края в области лесных отношений", от 26.12.2007 N 175 "О порядке заготовки и сбора гражданами недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на территории Хабаровского края", от 14.11.2007 N 158 "О порядке заготовки гражданами пищевых лесных ресурсов и сбора ими лекарственных растений для собственных нужд на территории Хабаровского края".

В "лесных" регионах РФ сформировалось развитое лесное законодательство, особое место в котором занимают законы, устанавливающие различного рода нормативы и тарифы лесопользования (см., например, Закон Красноярского края от 06.12.2007 N 3-788 "О ставках платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в собственности края, ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности края, в целях его аренды").

В отдельных субъектах РФ предприняты попытки систематизировать региональное лесное законодательство через принятие закона, включающего в себя все виды лесных отношений, которые может регулировать субъект РФ в соответствии с предоставленными ему полномочиями (см., например, Закон Республики Мордовия от 14.06.2011 N 26-З "О регулировании лесных отношений в Республике Мордовия", Закон Тульской области от 05.12.2007 N 917-ЗТО "О лесах Тульской области", Закон Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области", Закон Волгоградской области от 07.04.2008 N 1650-ОД "Об использовании лесов на территории Волгоградской области", Закон Белгородской области от 16.11.2007 N 164 "О реализации в Белгородской области положений Лесного кодекса Российской Федерации").

4. Подзаконные акты - источники лесного права

Как бы подробно ни были урегулированы лесные отношения в актах лесного законодательства (в ЛК РФ, иных федеральных и региональных законах, регулирующих лесные отношения), система источников лесного права не может обойтись без многочисленных подзаконных актов, развивающих и дополняющих акты лесного законодательства. Такие подзаконные акты принимаются в соответствии с компетенцией, законодательно закрепленной за органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

5. Указы Президента РФ

Действующий ЛК РФ не содержит норм, которые делегируют Президенту РФ полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения. Между тем нормативные указы Президента РФ регулируют ряд вопросов, связанных с системой управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (например, Указ Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").

6. Постановления Правительства РФ

Особое место в системе нормативных правовых актов подзаконного характера, принимаемых на федеральном уровне, занимают акты Правительства РФ.

Нормотворческие полномочия Правительства РФ в сфере правового регулирования лесных отношений устанавливаются непосредственно в актах лесного законодательства - ЛК РФ, Федеральном законе "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации". По отдельным вопросам лесных отношений Правительство РФ в соответствии с предписаниями лесного законодательства обязано принять соответствующие постановления, по другим оно может реализовать нормотворческие полномочия по своему усмотрению.

В соответствии с Федеральным законом от 23.07.2008 N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" ряд полномочий в сфере правового регулирования лесных отношений, ранее закрепленных за Правительством РФ непосредственно, переданы федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством РФ.

Таким образом, сфера нормотворческой деятельности Правительства РФ по регулированию лесных отношений в настоящее время сузилась.

Следует иметь в виду, что по отдельным вопросам, нормотворчество по которым в силу предписаний Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" передано уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, Правительством РФ в течение 2007 - 2008 годов был принят ряд постановлений, которые продолжают действовать до тех пор, пока уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти ни примет по этому вопросу соответствующий нормативный правовой акт.

Сейчас Правительство РФ, согласно предписаниям ЛК РФ, наделено правом устанавливать:

- порядок реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда (ст. 20);

- порядок подготовки перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждения (ст. 22);

- порядок учета древесины (ст. 50.1);

- порядок маркировки и требования к маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) (ст. 50.2);

- форму декларации о сделках с древесиной и порядок ее представления (ст. 50.5);

- правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов (ст. 53);

- порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форму, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ (ст. 53.3);

- классификацию чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, порядок введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций (ст. 53.6);

- ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, в целях его аренды (ст. 73);

- ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности (ст. 76);

- методики распределения субвенций из федерального бюджета, предоставляемых субъектам РФ для осуществления передаваемых полномочий Российской Федерации в области лесных отношений (ст. 83);

- размер и порядок взимания платы за предоставление выписок из государственного лесного реестра (ст. 91);

- порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в лесах (ст. 97);

- особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда (ст. 100);

- функциональные зоны в лесопарковых зонах, площадь и границы лесопарковых зон, зеленых зон (ст. 105) и т.д.

Реализуя перечисленные полномочия, Правительство РФ принимает постановления, в которых, как правило, указываются статьи Лесного кодекса РФ, в соответствии с которыми и во исполнение которых принимаются данные подзаконные нормативные правовые акты (см., например, Постановления Правительства РФ от 01.02.2016 N 53 "Об утверждении Методики определения размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключаемому в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации", от 14.12.2009 N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон").

7. Нормативные правовые акты федеральных органов

исполнительной власти

Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты в случаях, предусмотренных как в самом ЛК РФ, так и в подзаконных актах Президента РФ и Правительства РФ.

В ЛК РФ содержится большое количество норм, наделяющих федеральные органы исполнительной власти правом принимать нормативные правовые акты в области лесных отношений (см., например, ст. 15, 26, 29, 31, 32).

Реализуя соответствующие полномочия, Рослесхоз принимает нормативные приказы (см., например, Приказы от 11.08.2015 N 290 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 27.05.2011 N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки", от 27.12.2010 N 515 "Об утверждении Порядка использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых").

Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы (п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219).

Так, в соответствии с пп. 5.2.102 этого Положения Минприроды России принимает нормативные правовые акты, устанавливающие особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях (например, Приказ от 08.09.2010 N 357 "Об утверждении Особенностей рубки лесных насаждений и воспроизводства видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, и редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев и кустарников при использовании лесов для строительства или реконструкции объектов, необходимых для организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развития города Сочи как горноклиматического курорта").

8. Региональные подзаконные акты

Нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут издавать органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий, на основании и во исполнение ЛК РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

В отдельных случаях ЛК РФ непосредственно предписывает органам государственной власти субъектов РФ принять акты, регулирующие лесные отношения (ч. 4 ст. 76, ч. 4 ст. 77, ч. 3 ст. 86, ч. 2 ст. 87 и т.д.), в других случаях это делается опосредствованно - через определение полномочий органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений (ст. 82) и передачу осуществления отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ (ст. 83).

Вопрос о полномочиях органов государственной власти субъектов РФ в области лесных отношений затронут также в пп. 60 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

На уровне субъекта РФ нормативные правовые акты подзаконного характера, регулирующие лесные отношения, могут приниматься:

- высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) (см., например, Указы губернатора Красноярского края от 22.04.2008 N 60-уг "Об утверждении Порядка заключения с гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд", губернатора Новгородской области от 26.12.2008 N 304 "Об утверждении Лесного плана Новгородской области");

- правительством субъекта РФ (см., например, Постановления правительства Хабаровского края от 04.06.2008 N 135-пр "Об утверждении Порядка деятельности лесничих на территории Хабаровского края", правительства Омской области от 27.03.2008 N 34-п "Об утверждении ставок платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан");

- органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим функции в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в пределах, установленных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ (см., например, Приказ Госкомлеса Республики Хакасия от 29.09.2009 N 357 "Об организации использования лесов в целях осуществления гражданами сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд").

9. Муниципальные акты в системе источников лесного права

В ЛК РФ содержится упоминание о муниципальных нормативных правовых актах, регулирующих лесные отношения. Такие акты принимаются органами местного самоуправления на основании и во исполнение ЛК РФ, других федеральных законов, законов субъектов РФ, а также указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ.

Муниципальные правовые акты, регулирующие лесные отношения, могут приниматься органами местного самоуправления только в пределах установленных полномочий. Муниципальный правовой акт принимается по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления.

Вопросы местного значения, относящиеся к предмету лесного законодательства, закреплены в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п. 19 и 32 ч. 1 ст. 14, п. 25 и 38 ч. 1 ст. 16 и др.). Наряду с этим в самом ЛК РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области лесных отношений (ст. 84).

Реализуя свои полномочия, органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, становящиеся источниками лесного права (например, Постановление главы г. Красноярска "Об утверждении Положения о муниципальном лесном контроле и надзоре на территории города Красноярска", Постановление администрации Валдайского муниципального района от 08.02.2006 N 83 "О порядке предоставления участков лесного фонда для отпуска древесины населению", решение Собрания депутатов муниципального образования "Оршанский муниципальный район" от 25.12.2007 N 404 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов, ставках платы за единицу объема древесины и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования "Оршанский муниципальный район").

В тексте муниципальных правовых актов, регулирующих лесные отношения, как правило, содержится указание на законодательные и иные нормативные правовые акты, в соответствии с которыми были приняты муниципальные источники лесного права.

Например, в решении Думы г. Братска от 26.05.2008 N 540/г-Д, которым утверждено Положение о полномочиях органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования города Братска, отмечается, что данный муниципальный правовой акт принят в целях установления единого порядка ведения лесного хозяйства, на основании ст. 16 и 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 84 ЛК РФ.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (21.12.2017)
Просмотров: 286 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%