Многоуровневая система лесного законодательства в Российской Федерации, наличие в системе источников лесного законодательства, наряду с нормативными правовыми актами, принимаемыми на федеральном уровне, региональных и муниципальных источников требуют обеспечения единства нормативно-правового регулирования лесных отношений.
Одной из важнейших правовых гарантий такого единства являются принципы лесного законодательства, закрепленные в ст. 1 ЛК РФ:
1) устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала;
2) сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду;
3) использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов;
4) обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах;
5) воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов;
6) обеспечение охраны и защиты лесов;
7) участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством РФ порядке и формах;
8) использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека;
9) подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций;
10) недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления;
11) платность использования лесов.
Принципы лесного законодательства отражают общие начала, основные посылы законодательного регулирования лесных отношений. В принципах в концентрированном виде представлено основное содержание лесного права, отражены основные тенденции лесного законодательства.
Руководствуясь принципами, законодатель развивает лесное законодательство, принимает новые нормативные правовые акты и достигает при этом единообразия в нормативно-правовом регулировании на всей территории Российской Федерации.
Наконец, с помощью принципов на стадии правоприменения (как административного, так и судебного) устраняются пробелы, существующие в действующем лесном законодательстве.
|