К субъектам, которые могут осуществлять использование лесов в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности, относятся научные и образовательные организации.
В ч. 1 ст. 2 Закона о науке научная (научно-исследовательская) деятельность определяется как деятельность, направленная на получение, а также применение новых знаний, в том числе фундаментальные, прикладные и поисковые научные исследования.
Целью проведения фундаментальных исследований является получение знаний об основополагающих закономерностях строения, развития и функционирования окружающей среды, общества и человека.
Прикладные научные исследования направлены на применение знаний в целях решения конкретных практических задач.
Поисковые исследования проводятся посредством выполнения научно-исследовательских работ и подразделяются на ориентированные (для получения и последующего применения новых знаний) и прикладные научные исследования.
Научно-техническая деятельность также направлена на получение и применение новых знаний, однако отвечает задачам инженерных, технологических, социальных, экономических, гуманитарных и других проблем и обеспечивает функционирование науки, производства и техники как единой системы.
Научными организациями признаются юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и (или) научно-техническую деятельность (п. 1 ст. 5 Закона о науке).
Научная организация может сотрудничать с образовательными организациями высшего образования, а может и сама осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, а также дополнительным профессиональным программам и программам профессионального обучения.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность представляет собой реализацию образовательных программ образовательными организациями, а также в отдельных случаях организациями, осуществляющими обучение, и индивидуальными предпринимателями.
Образовательной организацией признается некоммерческая организация, которая действует на основании лицензии и осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности.
В зависимости от создающего субъекта образовательная организация может быть государственной, муниципальной или частной.
В соответствии с ч. 2 ст. 40 ЛК РФ для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.
Для того чтобы понять, кто вправе осуществлять данный вид лесопользования, обратимся к судебной практике.
Так, Седьмой арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 25.06.2012 N А02-1124/2011 поддержал выводы нижестоящего суда, пояснив, что учредительные документы организации должны содержать прямое указание на осуществление научно-исследовательской и образовательной деятельности для признания их таковыми. Если организация создана в предпринимательских целях, ее основной задачей является извлечение прибыли из коммерческой деятельности. Соответственно, такая организация, не являясь научно-исследовательской и образовательной, не может быть арендатором лесного участка, предназначенного для использования в научно-исследовательской и образовательной деятельности.
Истец - департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры обратился в суд с иском к ФГБУ о признании недействительным договора постоянного (бессрочного) пользования лесным участком и об обязании ответчика вернуть арендованный лесной участок. Истец указал, что ответчик не является научно-исследовательской и образовательной организацией, не занимается соответствующими видами деятельности. На основании этого договор не соответствует ч. 1 и 2 ст. 40 ЛК РФ.
Из смысла данной статьи усматривается, что предоставление лесных участков происходит не с целью осуществления предпринимательской деятельности. Основываясь на содержании и существе задач и принципов деятельности, отраженных в уставе ответчика, и указанных видов его деятельности в ЕГРЮЛ, суд пришел к выводу, что характер деятельности данной организации соответствует требованиям Закона о науке, а потому требования истца не удовлетворил.
См.: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2014 N А75-5820/2013.
Таким образом, ключевым аспектом в признании субъекта использования лесов в научно-исследовательских и образовательных целях является непредпринимательский характер деятельности, а также отражение соответствующего характера деятельности в учредительных документах.
Приказом Рослесхоза от 23.12.2011 N 548 утверждены Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности. Помимо общих положений они регламентируют права и обязанности государственных и муниципальных учреждений, иных научных, образовательных организаций, которые используют леса для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также требования к соответствующему виду использования лесов.
К правам указанных организаций и учреждений относятся создание лесной инфраструктуры, осуществление рубки в образовательных и научных целях, проведение различного рода испытаний, экспериментов, создание и использование объектов учебно-практической и научной базы и проч.
В их обязанности входит соблюдение договора аренды лесного участка, правил пожарной и санитарной безопасности, неприменение методик, ведущих к эрозии почв, предоставление отчета об использовании лесов, подача лесной декларации и проч.
В числе требований к использованию лесов для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности - запрет на негативное воздействие на лесной участок и территории за его пределами путем повреждения лесных насаждений, почв и растительного покрова, захламления различными видами отходов, а также химическими и радиоактивными веществами. Также предусматривается обязательная рекультивация земель, нарушенных в ходе использования лесов в рамках научно-исследовательской и образовательной деятельности, в срок, не превышающий одного года после окончания работ.
Для использования лесов в научно-исследовательской и образовательной деятельности понадобятся следующие документы:
- для государственных или муниципальных учреждений - свидетельство о регистрации права на постоянное (бессрочное) пользование лесным участком;
- для лиц, не являющихся государственными или муниципальными организациями:
зарегистрированный договор аренды лесного участка;
акт приема-передачи в аренду соответствующего лесного участка;
прошедший в установленном законом порядке процедуру государственной экспертизы проект освоения лесов;
лесная декларация.
|