Воскресенье, 24.11.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 14
Гостей: 14
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Понятие науки конституционного права

Под наукой конституционного права понимается систематизированное, объективное знание о нормах и институтах национальных отраслей конституционного права современных государств, урегулированных ими общественных отношениях, национальных отраслях конституционного законодательства, конституционно-правовой практике, теоретических концепциях, гипотезах и доктринах познания предмета науки.

В предложенном определении науки конституционного права по существу очерчен и ее предмет. Наука изучает конституционно-правовые нормы и институты, обобщает и анализирует практику их реализации. Поскольку нормы конституционного права находят свое внешнее выражение в определенных юридических формах, то в предмет науки входит также изучение соответствующих отраслей национального законодательства, сложившихся источников права.

Общественные отношения, которые складываются между индивидами, организациями и социальными общностями, являются комплексным объектом научного исследования. Они изучаются практически всеми отраслями гуманитарных наук. Однако в предмет науки конституционного права входят не все виды общественных отношений, а только те из них, которые урегулированы конституционно-правовыми нормами. Они представляют научный интерес лишь в качестве конституционных правоотношений.

Современная наука конституционного права не может успешно развиваться без использования творческих наработок ведущих отечественных и зарубежных государствоведов, полученных ими научных результатов. В этой связи в предмет науки включаются материализованные в обнародованных трудах теоретические взгляды ученых, конституционно-правовые концепции, доктрины и гипотезы, разрабатываемые исследователями конституционного права. С некоторыми оговорками можно сказать, что наука конституционного права изучает самое себя.

От предмета науки конституционного права следует отличать ее объекты. Представляется, что объектами познания являются относительно обособленные элементы самого предмета науки. В качестве таковых выступают: конкретная правовая норма, институт конституционного права, конституционное правоотношение, нормативный правовой акт, практика деятельности органов государственной власти и др.

Наука конституционного права выполняет в обществе некоторые специфические для нее функции. Они представляют собой основные направления научной деятельности по решению задач, объективно возникающих в процессе конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Первостепенной функцией науки конституционного права является гносеологическая (познавательная) функция. Ее назначение заключается в познании на сущностном уровне предмета науки конституционного права, производстве нового теоретического знания, фиксируемого в соответствующих знаковых формах. Тем самым она позволяет выявить общие тенденции и закономерности развития конституционного права в современном мире, построить логически непротиворечивые научные теории, обеспечить приращивание истинных, обоснованных и проверяемых знаний, определить наиболее удачные и перспективные идеи, спрогнозировать вероятные изменения в системе и структуре отраслевого законодательства.

Однако производимое наукой конституционного права теоретическое знание ни в коем случае нельзя признать конечной целью всестороннего исследования ее предмета. Накопленное трудами многих поколений ученых знание служит эффективным средством не только дальнейшего исследования предмета науки, воспроизведения его свойств в сущностных характеристиках, но и отправным началом решения сугубо практических задач, удовлетворения социальных потребностей как законодательных, так и правоприменительных органов государственной власти. На этом фоне вырисовывается вторая, соподчиненная функция науки конституционного права, означающая практическую реализацию теоретических наработок отечественных и зарубежных ученых, реальное воплощение в жизнь полученного знания. Ее осуществление поможет избежать сбоев в функционировании системы конституционно-правового регулирования общественных отношений, обеспечить непрерывное совершенствование законодательства и практики его применения.

Наличие в науке конституционного права познавательной и практически реализующей функций признается фактически всеми отечественными и зарубежными государствоведами. Различия между ними касаются лишь терминологии и формулировок. Тем не менее, в юридической литературе предпринимаются попытки доказать полное тождество функций науки и учебного курса конституционного права или несколько детализировать каждую из двух названных функций. В этой связи выделяются такие, например, функции науки конституционного права, как прогностическая, прикладная, коммуникационная и познавательная.

Представляется, однако, что подобная детализация не отменяет признания двух основных функций науки конституционного права, а лишь в какой-то степени заслоняет их, всегда оставаясь неполной и условной. Поскольку предмет науки конституционного права познается в процессе проведения фундаментальных и прикладных исследований, то логично предположить, что им соответствуют и две функции, получившие в литературе названия гносеологической (познавательной) функции и функции реализации теоретического знания.

Методологическую основу науки конституционного права составляют различные философские системы, выработанные в результате логического обобщения понятия и категории, совокупность принципов и методов, с помощью которых наука исследует свой предмет.

Исходным мировоззренческим фундаментом для познания предмета науки конституционного права служит та или иная философская система. Научные исследования отечественных и зарубежных ученых, как свидетельствует практика, базировались и базируются на основе философского позитивизма, политической философии,                марксизма,                                                                                           материалистической                              диалектики,

экзистенциализма, неоконфуцианства, религиозно-нравственной философии и др.

Выдающимися достижениями научной мысли являются понятия и категории. В новейшей юридической литературе понятиями науки конституционного права принято считать логические обобщения, которые отражают наиболее значимые, устойчивые свойства и признаки объектов конституционно-правовой действительности,        придающие каждому их них качественную

определенность. Иначе говоря, понятие - это мысль, которая по каким-то существенным признакам выделяет из множества объектов конституционно-правовой действительности строго определенный объект и выражает его свойства доступными для восприятия словами. В качестве типичных для науки конституционного права понятий можно назвать: «конституция», «гражданин», «народовластие», «выборы», «референдум», «митинг» и т. п.

В отличие от философии наука конституционного права изучает свой предмет преимущественно на понятийном уровне, описывая внешние свойства и признаки объекта познания, раскрывая его содержание. Тем не менее, она использует и научные категории, которые являются предельными обобщениями в определенном ряду, составляя либо его основу, либо вершину. Соответственно категории науки конституционного права можно определить как логические построения, объединяющие знание об объектах конституционно-правовой действительности на более высоком, сущностном уровне. По своему смысловому значению категории близки к таким терминам, как «закон», или «закономерность».

Для иллюстрации теоретических положений раскроем содержание некоторых категорий науки конституционного права. Категория «общественные объединения» используется для характеристики общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности. Введенная А. В. Дайси в научный оборот категория «верховенство парламента» определяет место законодательного органа Великобритании в системе органов государственной власти, раскрывает сущность парламента с абсолютно неопределенной компетенцией. Категория «федерация» используется в науке конституционного права с целью выявить и осмыслить сущностные признаки этой формы политико-территориальной организации государства, включая видовые признаки, отличающие ее от унитарного государства и конфедерации.

В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке четко прослеживается двоякая тенденция. С одной стороны, происходит постоянная дифференциация научного познания на все более узкие научные дисциплины в рамках одного предмета или направления, а с другой стороны, набирает силу интеграция знаний смежных и даже принципиально разных дисциплин. В этой связи наукой конституционного права используются для исследования своего предмета не только собственные понятия и категории, но и понятия и категории, заимствованные из отраслевых юридических дисциплин, социологии, географии, экономических наук, политологии, этнографии, кибернетики, математической логики и др. Что касается философии и общей теории государства и права, то они выступают по отношению к науке конституционного права в качестве методологических дисциплин. Поэтому их понятия и категории являются исходными при изучении предмета науки конституционного права.

Наука конституционного права при исследовании своего предмета руководствуется определенными принципами, которые представляют собой основные, предпосылочные положения для получения новых знаний. В их состав входят принципы объективности, системности, историзма, диалектической противоречивости, научного плюрализма и верификации. Строгое следование этим принципам позволяет создать цельную систему представлений о предмете науки конституционного права, провести их опытную проверку.

Составной частью методологии науки конституционного права являются методы познания предмета науки, воспроизведения в мышлении его сущностных свойств.

В литературе по общей теории права методы обычно определяются как совокупность приемов и способов научного познания реальной действительности, сущности правовых явлений. В зависимости от сферы применения методов большинство ученых выделяют в их составе общие, частно-научные и специальные методы познания предмета.

В науке конституционного права из общих методов исследования предмета чаще других применяются философский метод в различных его вариантах, системный подход и структурно­функциональный метод.

Значение философского метода состоит в том, что он помогает определить основные направления исследований предмета науки конституционного права, которые могут оказаться весьма плодотворными: продвигаясь по ним можно получить новые знания. Это особенно справедливо в отношении научного объяснения проблемных вопросов совершенствования конституционного законодательства и практики его применения, установления закономерностей развития отраслей конституционного права в национальных системах права.

Объективная необходимость применения системного подхода в науке конституционного права обусловлена характером предмета исследования. Отрасль конституционного права, все ее подотрасли и правовые институты представляют собой сложные образования, обладающие системными свойствами. В свою очередь и конституционное право входит в качестве подсистемы в структуру национальной системы права, которая является системой более высокого порядка. Системный подход позволяет охватить предмет познания во всей его сложности и взаимосвязях между структурными элементами, исследуя его как самостоятельную систему, образованную из систем более низкого порядка. С данной точки зрения любая задача по исследованию предмета науки конституционного права может быть корректно поставлена и решена только на своем уровне, объективно отражающем сущностные свойства относительно самостоятельной системы.

При последовательной реализации системного подхода к исследованию предмета конституционного права можно отвлечься от его несущественных свойств, уйти от схематизированных, упрощенных взглядов и концепций, внести обоснованные рекомендации и предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, повышению эффективности организации и деятельности органов государственной власти.

Структурно-функциональный метод основан на том, что все конституционно-правовые явления имеют свою внутреннюю структуру и одновременно сами входят в качестве составного элемента в другую более обширную структуру. В процессе структурно-функционального анализа вычленяются отдельные элементы структуры, дается их функциональная характеристика, анализируются сложные взаимосвязи. Данный метод оказался подходящим инструментом для исследования структуры конституционного права, политико-территориальной организации государства, системы разделения властей, структуры и функций органов государственной власти, механизма конституционно-правового принуждения, функциональных связей между федеральным и региональным законодательством, между конституционным и международным правом.

Понятием частно-научные методы познания обозначаются многочисленные методы, разработанные конкретными науками. При исследовании предмета науки конституционного права широко применяются исторический подход, методы формальной логики, социологические и статистические методы. В совокупности с другими методами они позволяют не только получить новое знание о предмете исследования, но и проверить его достоверность эмпирическим путем.

Специальные методы исследования предмета науки конституционного права являются по своему характеру юридическими. В их состав входят: формально-юридический метод, методы толкования права, метод конституционно-правового моделирования, метод правотворческого эксперимента и сравнительно-правовой метод. С помощью этих методов познается содержание норм конституционного права, постигается их смысл, обосновывается с научных позиций их правильное понимание, раскрывается структура правовых норм, дается характеристика юридической формы их внешнего выражения.

Особое значение в науке конституционного права имеет сравнительно-правовой (компаративный) метод исследования. Использование этого метода создает дополнительные возможности как для глубокого и всестороннего исследования отраслей конституционного права России и зарубежных стран, так и для установления общих закономерностей развития теории и практики конституционализма в целом.

Объектами сравнительно-правового исследования служат: 1) конституционные нормативные правовые акты; 2) конституционно-правовой институт; 3) конкретная конституционно-правовая норма; 4) правила законодательной техники, используемая терминология, процедура подготовки и принятия конституции, законов и иных нормативных правовых актов.

Применение сравнительно-правового метода позволяет обнаружить и исследовать общее и особенное в содержании институтов и конкретных норм конституционного права, определить сходство и различие между отраслями конституционного законодательства и правилами законодательной техники России и зарубежных стран, оценить их преимущества и недостатки, заимствовать положительный опыт конституционно-правового регулирования общественных отношений.

Результаты сравнительно-правовых исследований используется для обеспечения законодательных органов государственной власти России необходимой информацией, разработки научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию конституционного законодательства, законодательной техники, подготовки концепций и проектов конкретных законодательных и иных

нормативно-правовых актов, выработки межгосударственных соглашений.

Источниками науки конституционного права являются формализованные носители информации о содержании, характере, закономерностях и тенденциях развития национальных отраслей конституционного права современных государств, об урегулированных их нормами общественных отношениях, о сложившихся отраслях конституционного законодательства, практике его реализации. В этом смысле выделяют научные труды отечественных и зарубежных ученых, нормативные источники конституционного права, конституционно-правовую практику, результаты конкретных социологических исследований конституционно-правовых явлений.

В настоящее время наука конституционного права во все большей степени развивается как единое целое в мировом масштабе. Однако в зависимости от выбора объектов и методологии исследования в ее составе сформировалось множество научных направлений и школ.

Научное направление можно определить как преобладающий характер научно-исследовательской деятельности в области конституционного права, обусловленный общностью объектов и методологии познания, который находит свое материализованное выражение в форме научных трудов его приверженцев.

Понятие научной школы конституционного права используется для обозначения исторически сложившегося, иерархически организованного коллектива ученых, которые объединены общим направлением и общей методологией исследований в области конституционного права, заданными основателем данной научной школы. Для характеристики научной школы особую важность имеют такие критерии, как деловые и личностные качества основателя и нынешнего руководителя, персональный и количественный состав научных сотрудников, время и обстоятельства основания школы, главные отличительные особенности научного поиска (объекты и методология исследований), основные научные достижения, формально-организационная принадлежность ученых к научной школе.

В Западной Европе и Северной Америке научные направления и школы в конституционной юриспруденции традиционно формировались в классических университетах. Тем не менее, имеются и всемирно известные научные школы конституционного права, которые сложились в государственных научно-исследовательских учреждениях. Среди них можно назвать научные школы Института политических исследований (Франция), Института сравнительного публичного и международного права им. Макса Планка (Германия), Центра конституционных исследований (Испания), Института им. Ганса Кельзена (Австрия).

В России отсутствуют научные школы конституционного права в их классическом понимании. Объясняется это тем, что России только за последнее столетие дважды навязывали посредством насилия совершенно чуждые ей философские системы и единственно правильную методологию научных исследований, внедряли в индивидуальное и общественное сознание классовые и общечеловеческие ценности. В результате был прерван процесс естественного развития науки конституционного права, становления научных школ. Теперь в России научные школы выделяют не по общности в объектах и методологии исследования, а по географическому принципу, в зависимости от месторасположения научных центров. В этом смысле говорят о московской, петербургской, воронежской, саратовской и екатеринбургской научных школах конституционного права.

Развитие науки конституционного права не является простым наращиванием нового, теоретически разработанного знания, а представляет собой противоречивый, сложный процесс, в котором тесно переплетены как большие успехи, так и серьезные неудачи. Поэтому результаты научных исследований конституционного права, полученные каждой научной школой или представителями любого научного направления в данной области, неправильно оценивать лишь в качестве заблуждений и ошибок или триумфа единственно правильной методологии познания реальной действительности. В них следует видеть проявления той относительности, которая неизбежно присуща каждой

объективной истине, противоречивому процессу познания предмета науки конституционного права.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.03.2017)
Просмотров: 225 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%