Австрийский ученый Г. Кельзен является крупнейшим теоретиком права XX века. Он опубликовал более 400 научных работ, посвященных проблемам общей теории права, международного публичного права, конституционализма, конституционного контроля, философии, политологии. Однако наибольшую известность получила монография Г. Кельзена «Чистое учение о праве» («Reine Rechtslehre». V., 1934), которая имеет большое методологическое значение для всестороннего познания предмета науки конституционного права, для решения чисто практических задач.
В качестве объекта научного исследования Г. Кельзен выбрал только позитивное право, под которым ученый понимал действующие в обществе юридические нормы. Для его познания он использовал догматический и нормативный методы, которые являются исключительно правовыми методами. С их помощью Г. Кельзен выработал структурное понимание позитивного права, которое дало возможность уяснить, чем право является само по себе, какова его система, структура и внутреннее функционирование.
Для Г. Кельзена представлялось очевидным, что в реальной действительности существует только одна единственная правовая наука. В качестве таковой выступает правовая догматика или нормативная теория права, поскольку она располагает собственными, специфическими правовыми методами познания. Все прочие науки, такие, например, как социология права или психология права, не являются по своей сути правовыми науками, а представляют собой лишь науки о праве, так как в отношении права они применяют неправовые методы познания. Нормативно-догматический подход к праву не должен допускать методологического синкретизма и применения методов, разработанных другими науками.
Центральное место в чистой теории права Г. Кельзена занимает учение об иерархии правовых норм и источнике их действительности. По Кельзену иерархия правовых норм представляет собой взаимозависимость норм и их производность друг от друга. Действительность нормы в конкретной национальной системе права достигается только в том случае, когда норма более высокого уровня предопределяет действительность нормы более низкого уровня и таким образом гарантирует ее принадлежность к системе. Венчает иерархию правовых норм основная норма (Grundnorm), которая существует априори и мыслится как трансцендентально-логическая предпосылка. Она не создается путем правовой процедуры, поскольку не может быть установлена государственной властью, чья компетенция должна была бы основываться на еще более высокой норме. По своим свойствам Grundnorm не может быть правовой нормой, но все же должна быть нормативна. В противном случае она не могла бы считаться высшей и последней нормой, от которой производны все прочие нормы, служить критерием действительности каждой из них. Без существования такой нормы и вся правовая система не может претендовать на нормативность, так как каждая норма должна основываться на другой норме, логически предшествовать ей или стоящей выше в иерархии.
Действительность Grundnorm Г. Кельзена не исходит ни из какой более высокой нормы, тем не менее, основание для ее законности не может вызывать сомнения. Как считал ученый, она действительна потому, что коренится в сознании народа и выражает идею абсолютной справедливости.
Совершенно очевидно, что Grundnorm Г. Кельзена не подпадает по своим признакам под определение правовой нормы, а, скорее всего, характеризуется формальными признаками источника права. В авторской трактовке она безусловно служит исходной причиной становления и развития национальной системы права, объективно обусловливает необходимость издания, либо изменения и дополнения тех или иных нормативных правовых актов. В ее социальной природе коренятся важнейшие качественные свойства права (общезначимость, нормативность, обязательность). Вызывает лишь некоторые возражения слишком прямолинейный и категоричный вывод Г. Кельзена о том, что основная норма выражает идею абсолютной справедливости. Представляется, что у каждого народа есть своя Grundnorm, которая по своему содержанию существенно отличается от основных норм других народов. Она не обязательно выражает идею абсолютной справедливости, но бесспорно выражает сущность и самобытность национального характера или менталитета народа.
Признание Grundnorm Г. Кельзена самостоятельным источником права требует определение его места и роли в системе других источников. Исходной посылкой для решения этой задачи служит главный тезис Г. Кельзена о том, что Grundnorm «коренится в сознании народа». Из его содержания легко вывести умозаключение, что основная норма по своим качественным свойствам не может относиться к традиционным источникам права в материальном смысле, под которыми понимается совокупность экономических, социальных и культурных условий жизни общества. Она является самостоятельным источником права, сопоставимым по своей правообразующей силе с материальными жизненными отношениями.
Обращение к научным трудам отечественных и зарубежных этнографов и этнопсихологов дает возможность предположить, что знаменитая Grundnorm Г. Кельзена является оригинальным стереотипом поведения, под которым обычно понимают нормы отношений между группой и индивидом, а также между самими индивидами. Эти нормы регулируют поведение и поступки людей, входящих в этническую общность.
Оригинальные стереотипы закрепляются в общественном сознании народа в результате смыслового и эмоционального восприятия тех или иных действий и поступков, которые многократно повторяются и в силу этих причин остаются в памяти последовательно сменяющихся поколений. В отличие от обычаев они представляют собой схематичные, привычные правила поведения людей, которые являются предельно устойчивыми и несут в себе, благодаря предшествующему опыту, оценочный элемент в виде смыслового и эмоционального отношения к ставшим уже типичными действиям и поступкам. Но поскольку у каждого этноса (народа) стереотип стал по существу одной из главных причин возникновения и развития национальных систем права, то его с полным основанием можно рассматривать в качестве этнопсихологического источника права.
Обобщение доступной практики правотворчества свидетельствует, что эффективные законы и иные нормативные правовые акты принимаются только в тех странах, где в содержании правовых норм учитываются не только материальные условия жизни общества, но и стереотипы поведения граждан. Так, например, стереотипом поведения граждан Германии является стремление к порядку. Малейшее нарушение в каких-либо звеньях социальной системы порядка ведет к смятению в умах граждан и дезорганизации их деятельности. Немцы спокойно живут под началом властей, не жаждут перемен и испытывают педантичное пристрастие к внешнему порядку.
Государство с помощью правовых норм регулирует сложившиеся в обществе отношения, всем понятное поведение граждан, их постоянное следование порядку и принятому образу действий, которые всеми воспринимаются как общественно обязывающие нормы. Тем самым государство выражает в содержании правовых норм стереотип поведения граждан, что обеспечивает исключительно высокую эффективность действующего законодательства Германии.
Этническим стереотипом русского народа и наций, воспитанных в русской духовной культуре, стал нравственный абсолют - жить по совести, сформировавшийся под влиянием Православия. Он воплотился в индивидуальном и общественном сознании в виде понятного всем афоризма: «Не суди меня по закону, а суди по совести». Однако в России еще пока мало принимается законов, в содержании которых находил бы свое выражение стереотип поведения граждан. Это существенно снижает эффективность правового регулирования общественных отношений.
Таким образом, чистая теория права Г. Кельзена может использоваться в качестве методологии структурного юридического анализа конституционного права, выявления дефектных норм, которые не соответствуют нормам более высокого уровня, учета этнических стереотипов поведения граждан в законотворчестве.
|