На изломе XX и XXI веков политико-социологическое направление в науке конституционного права трансформировалось в сугубо политическое, которое и стало господствующим в современных условиях. В научной и учебной литературе конституционное право все больше изучается с точки зрения политологии, как своеобразное политическое явление. В предмет науки конституционного права включают теоретические и практические положения о различных социальных группах, правящих элитах, политических партиях, деловых кругах, властных структурах, общественных объединениях граждан, современных моделях демократии, политической и правовой культуре. При конституционной характеристике государства исследуются не только нормы права, но и те политические силы, которые приводят их в действие.
Для политического направления в науке конституционного права характерно и то, что конституционные и политические институты исследуются не только в статике, но и в динамике. В этой связи в качестве объектов научного познания конституционного и политического процесса отграничиваются коммуникативные связи, общественное мнение, средства массовой информации, политическое поведение субъектов конституционно-правовых отношений, процесс принятия политических решений, политическая активность социально-профессиональных групп.
Политология как самостоятельная научная дисциплина не располагает собственными методами исследования конституционного права. Это обусловлено тем, что конституционное право является общественным явлением и к нему применимы методы конкретно-социологических исследований. Однако политология изучает его как явление особого рода, как политическое явление, связанное тысячами нитей с социальными институтами правового характера.
При изучении с политологических позиций динамики конституционно-правовых институтов, их функционирования, политического поведения субъектов конституционно-правовых отношений широко применяются психологические методы познания реальной действительности.
Политическое направление в современной науке конституционного права, как по географии своего распространения, так и по количеству сформировавшихся в его составе относительно самостоятельных течений является самым разветвленным в мире. За последние десятилетия оно укоренилось практически на всех заселенных человеком материках.
Во Франции государствоведы и политологи исследуют конституционное право с позиций институционализма. В качестве отправного начала они берут учение уже упоминавшегося М. Ориц об институции, под которой ученый понимал политическую организацию общества как комплекс различных объединений граждан (институций). В структуре политической организации общества выделяют такие, например, институции, как государство и его органы, публичная власть, избирательный корпус, политический режим, профсоюзы, общественные объединения граждан, политические партии, церковь, семья. Все институции признаются политическими, поскольку они в той или иной степени влияют на осуществление публичной власти.
В зависимости от объема конституционно-правового регулирования статуса институций все они подразделяются на конституционные и политические. Вполне естественно, что все конституционные институции являются политическими, но не все политические институции уже стали конституционными. В этой связи конституционное право изучается как система юридических норм, закрепляющих определенные общественные отношения, развитие которых в предписанном направлении приведет к учреждению новых политических институций. Структура учебных курсов и монографических работ строится по определенной схеме подачи научного материала, раскрывающего содержание конституционного права и политических институций как относительно самостоятельных объектов познания. Традиционными в этом смысле являются учебные курсы и научные труды таких известных французских государствоведов и политологов, как Ж. Бюрдо, М. Дюверже, Ж. Ведель, М. Прело, Д. Обер, Ж. Булуаз, Б. Шантебу, Ж. Ссель, Ж. -П. Жакке, Ф. Ардан, П. Пакетта, И. Гюше,. С. Пьер- Кан.
Методология научных исследований современного конституционного права, разработанная французскими учеными с целью его изучения с политологических позиций, была успешно адаптирована применительно к местным условиям во многих странах Азии и Африки. Политологический подход явно прослеживается в научных трудах М. П. Шармы, Д. К. Джохари, Н. Прасада, Ш. Паулы (Индия), Р. Джахана (Бангладеш), Б. О. Нвамбузаи, С. Онимиды, Э. Осаджи (Нигерия), Г. Гичери (Кения), М. Окайи (Гана), П. Тессы (Камерун), А. Габу (Конго).
В современной России с политологических позиций, пионерно освоенных французскими учеными, исследуют конституционное право И. Н. Гомеров и А. Н. Медушевский. Своими научными трудами они в значительной степени преодолели традиционный для России разрыв в изучении политологических и правовых дисциплин, внесли существенный вклад в исследование конституционного права и политических институтов.
В Великобритании, США, Испании и странах Латинской Америки, где политическая наука развивалась преимущественно на базе социологии и психологии, основное внимание уделяется исследованию функционирования конституционных институтов, политического поведения субъектов конституционно-правовых отношений. Объектами научного познания являются главным образом деятельность государственных и общественных организаций, количественное и качественное изменение их функций под воздействием внешней среды, совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных реакций граждан, больших и малых групп людей как субъектов конституционно-правовых отношений под влиянием различных побудительных факторов политического характера. Таковыми факторами могут быть сообщения в средствах массовой информации, выборы в органы госу дарствен ной и муниципальной власти, референдумы и плебисциты, митинги и демонстрации, съезды политических партий и конференции профсоюзов, парламентский и правительственный кризисы, тронная речь монарха и послание президента к нации и т. п.
Эти идеи в той или иной степени нашли свое выражение в содержании научных трудов А. Дженингса, К. Лидса, Д. Грифорите, М. Крэнстона, Р. Джевелла (Великобритания), А. Ромни, Ч. М. Мерриама, С. М. Липсета (США), Агияре де Луке, Ф. Р. Льоренте, М. Херонима де Миньена (Испания), Л. Кинтаны (Аргентина), Д. Паульсена (Перу).
В Германии политологический подход к исследованию государственного и конституционного права подпитывается методологией нормативистского изучения права. Немецкие государствоведы и политологи сосредоточивают свои усилия на изучении юридическими, конкретно-социологическими и психологическими методами конституционных основ политических институтов, определении оптимальных вариантов поведения лиц и групп людей в конкретных политических ситуациях, средствах сохранения в сложившихся условиях нормативного правопорядка. Именно с этих позиций написаны лучшие научные труды К. Доллингера, Т. Элвайна, К. фон Бойме, К. Россетера.
Политологический подход к изучению современного конституционного права вполне допустим, поскольку его нормы регулируют преимущественно политические отношения, отношения в сфере осуществления публичной власти. Конституционное право есть способ легитимизации и осуществления политики, а политика через институты власти и принимаемые законы гарантирует определенную меру свободы и ответственности личности, ее права, интересы. В известном смысле можно сказать, что конституционное право является сгустком политики, ее концентрированным
выражением.
Научное исследование конституционного права с политологических позиций принесло немало важных, практически значимых результатов. Были выявлены общие закономерности конституционноправового регулирования политических систем в различных странах, раскрыта политическая природа государственного механизма осуществления публичной власти, исследованы конституционные основы политических режимов, разработана научно обоснованная методика прогнозирования политического поведения избирателей, определения эффективности прямой и обратной связи между обществом и государством.
Политологический подход к исследованию конституционного права позволил, в конечном счете, глубже проникнуть в его сущность, познать его специфику, которые, тем не менее, не зависят от политики, а лишь воздействуют на нее. Поэтому вряд ли продуктивно обосновывать примат политики над конституционным правом, растворять его основные институты в содержании политических институтов, конструировать из них некие гибридные институты, как это делал, например, Ж. Бюрдо в своем многотомном курсе политической науки.
|