В настоящее время с позиций теологии исследуется конституционное право в Государстве-городе Ватикан, Израиле и во многих исламских странах.
В Ватикане основное внимание уделяется исследованию проблем взаимоотношения церкви и государства, легитимности светской власти, воплощения заповедей Божиих в содержании юридических законов, определения основных направлений деятельности государственного аппарата папскими энцикликами. Научными исследованиями занимаются главным образом служащие конгреции по теологии Римской курии.
В Израиле прослеживается абсорбция (впитывание) норм еврейского религиозного права законодательными актами Кнессета и судебными прецедентами, определяющими конституционноправовой статус личности. Законы государства и судебные прецеденты используются как для придания нормативного характера религиозным институтам, так и для соблюдения религиозных постулатов всеми гражданами Израиля. В этой связи в Израиле и поныне проводятся комплексные научные исследования свода основных законов государства, конституционно-правовых обычаев, судебных прецедентов, Торы и Талмуда. Для израильских ученых Тора и Талмуд являются не только священными книгами, сборниками древнейших религиозных, бытовых и правовых предписаний иудейства, но и источниками современного религиозного и светского права страны. Именно в таком ключе подготовлены наиболее значимые научные труды А. Штейнзальца, М. Элона, 3. Фалька, Б. Лифшитца, И. Энгларда, Ю. Ядина.
В таких исламских государствах, как Иран, Саудовская Аравия, Судан, Йемен, Пакистан, Кувейт, Афганистан и Мавритания непосредственно действует мусульманское право. Оно представляет собой свод правовых и теологических нормативов, закрепленных, прежде всего, в Коране и Сунне.
Согласно канонам ислама существующее мусульманское право было ниспослано Аллахом, который в определенный момент истории соблагоизволил открыть его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Оно даровано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно строго руководствоваться правом Всевышнего, а не создавать под влиянием постоянно изменяющихся условий собственную правовую систему.
Мусульманское право как определенная совокупность божественно установленных, вечных и неизменных предписаний составляет предмет познания юридической науки (доктрины). Однако исламские правоведы, в отличие от Пророка Мухаммеда, не имеют в силу своей человеческой немощи контактов с Богом и, следовательно, не могут непосредственно развивать мусульманское право, вносить предложения по его совершенствованию. Их задача ограничивается разъяснением и толкованием данного Аллахом права, приспособлением его к практическому использованию. Они обогащают науку мусульманского права новыми знаниями лишь в результате более глубокого познания божественных установлений, проникновения в их сокровенный смысл. Причем решение всех правовых вопросов должно быть сопряжено с Кораном. Сунной, иджмой и киясом. Благодаря этому могут быть получены новые, достоверные знания о правилах поведения человека при исполнении им своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях, о принципах строительства исламского государства.
Методами исследования мусульманской юридической науки являются дедуктивный и казуистический методы. Их применение с целью познания мусульманского права в полной мере воплотилось в научных трудах таких выдающихся исламских мыслителей, как Аш-Шафия, Абу Йусуф, Абу-Хамид Мухаммед Газали, Джамаль ад-Дин аль-Афгани, Бурхануддин Маргинаний, Мухоммед Ал- Хушани, Аятолла Хомейни Рухулла.
География распространения современной юридической науки мусульманского права охватывает почти весь исламский мир. Причем в странах непосредственного действия мусульманского права она стала преимущественно отраслью прикладной науки, что находит свое материализованное выражение в религиозно-юридических комментариях и сборниках фетв-решений высших духовных авторитетов о соответствии того или иного поступка, варианта поведения Корану. В остальных исламских странах научные исследования мусульманского права представляют главным образом академический интерес, поскольку все отрасли их национальных систем права уже давно вестернизированы, претерпели существенные изменения под влиянием иностранного и международного права.
В современной России возрождается насильственно прерванная традиция теологического понимания права. За последние годы отечественная литература обогатилась интересными работами по общей теории права, в содержании которых прослеживается близкий к христианскому подход к правопониманию. В первую очередь это касается научных трудов Р. С. Байниязова, В. М. Баранова, А. М. Величко, В. М. Корельского, Н. Нарочницкой, Р. А. Папаяна, В. Н. Синюкова, В. В. Сорокина, В. А. Томсинова, О. И. Цыбулевской. В. А. Цыпиной, И. Л. Честнова. Своими трудами они внесли существенный вклад в восстановление преемственности русской религиозно-философской и правовой мысли. Как резонно считает В. В. Сорокин, на Руси испокон веков первым и главным законом признавался Закон Божий, вторым - закон нравственный и третьим - юридический закон государства. Если юридический закон противоречил нравственному закону и тем более Закону Божиему, то народ считал его несправедливым, отказывал ему в повиновении. Поэтому игнорировать в России сложившиеся традиции правопонимания, отвергать ценностные ориентации народа крайне опасно. Совершенно очевидно, что ни законодатель, ни правоприменитель не могут рассчитывать на эффективность в реализации права, если граждане проявляют к нему безразличие, недоверие либо внутренний протест.
Теологический подход к познанию права имеет большое методологическое значение для развития науки конституционного права России. Он позволяет с учетом теоретических наработок переосмыслить значение конституционных принципов светского государства и идеологического плюрализма, по-новому взглянуть на проблему соотношения прав и обязанностей граждан, объективно оценить социальный характер государства, справедливость избирательной системы и референдумного права, внести научно обоснованные предложения по совершенствованию законодательства на основе нравственных начал. Без этого у России нет будущего.
|