Понедельник, 25.11.2024, 00:01
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Способы приобретения гражданства

Классификация способов приобретения гражданства основывается либо на легальных определениях, либо на достижениях теории конституционного права. Первый способ заключается в перечислении тех положений законодательства, которые описывают различные варианты приобретения гражданства. В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 11) предусмотрено приобретение гражданства:

• по рождению;

• в результате приема в гражданство Российской Федерации;

• в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

• по иным основаниям, предусмотренным данным законом или международным договором Российской Федерации.

Данный перечень в целом совпадет с научной трактовкой. В науке выделяется два основных способа приобретения гражданства: в силу факта рождения («филиация») и путем натурализации («укоренение»). Помимо основных, существует ряд нетипичных способов, таких как выбор гражданства («оптация»), принудительное изменение гражданства («трансферт»), восстановление в гражданстве («репатриация»).

Наиболее распространенным способом приобретения гражданства является филиация. Получение гражданства по рождению указано первым среди способов приобретения российского гражданства. Как правило, филиация закреплена в законодательстве почти всех стран, а для ряда государств является единственным легальным способом получения гражданства. Законодательство ОАЭ, Брунея, Кувейта, Катара, Омана, Бахрейна, Саудовской Аравии и Японии либо запрещает натурализацию, либо устанавливает запретительные цензы (например, 30 лет проживания, личное решение главы государства, состояние в браке с подданным). При этом в развитых странах существует тенденция ужесточения иммиграционной политики, направленная на снижение числа случаев предоставления гражданства в порядке натурализации.

Филиация не связана с волеизъявлением лица. Предоставление гражданства происходит автоматически на основании норм законодательства. Выделяется два принципа филиации, определяющих причину предоставления гражданства: «принцип почвы» и «принцип крови».

«Принцип почвы» означает, что любое лицо, родившееся на территории государства, признается его гражданином. Если в законодательстве данный принцип является главенствующим, то при его применении не имеет значения гражданство родителей ребенка. В частности, данный принцип абсолютизирован в США. Более того, законодательство США предоставляет особый статус урожденному на территории США гражданину - только такой гражданин вправе избираться на пост Президента США.

«Принцип крови» (или «политический принцип») связывает предоставление гражданства по рождению с гражданством родителей. В ряде стран допустимо предоставление по «принципу крови», если соответствующее гражданство есть хотя бы у одного из родителей. Для стран Персидского залива имеет значение и пол родителя - детям предоставляется гражданство отца.

Нетрудно заметить, что «принцип почвы» и «принцип крови» напрямую связаны с территориальным и личным верховенством государства, являются следствием данного проявления государственного суверенитета. Соответственно, одновременное действие обоих «принципов» является самым распространенным вариантом «филиации». При таком сочетании в законодательстве должны быть закреплены способы разрешения конфликта «принципа почвы» и «принципа крови».

Такой конфликт возникает в следующих случаях:

• один либо оба родителя ребенка являются иностранцами, а ребенок рожден на территории государства;

• родители ребенка являются апатридами либо неизвестны, а ребенок рожден на территории государства;

• один либо оба родителя ребенка являются гражданами, а ребенок рожден вне границ государства.

В таких ситуациях предоставление гражданства ребенку зависит от законодательно закрепленных принципов гражданства. В частности, Российская Федерация исходит из принципа сокращения числа лиц без гражданства («апатридов»), и в случаях, когда один из родителей является гражданином Российской Федерации и существует риск, что ребенок станет апатридом, такому ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации.

Так, в Федеральном законе «О гражданстве» (ст. 12) перечислены следующие случаи приобретения гражданства по рождению:

• оба родителя ребенка или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);

• один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

• один из родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

• оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Также в данном законе установлено что если ребенок находится на территории Российской Федерации и родители его неизвестны, такой ребенок становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Натурализация (или «укоренение») как способ приобретения гражданства предусмотрена российским законодательством. В порядке натурализации могут получить гражданство иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие восемнадцати лет и обладающие дееспособностью. В


 

Общий порядок предполагает выполнение лицом ряда условий:

• ценз оседлости, заключающийся в требовании проживания на территории Российской Федерации на законных основаниях в течение пяти лет непрерывно (допускаются выезды за пределы не более чем на три месяца в течение каждого года);

• соблюдение Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

• наличие законного источника средств к существованию (имущественный ценз или ценз занятости);

• обращение в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося иного гражданства (за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин);

• владение русским языком (языковой ценз).

Законом предусмотрено снижение ценза оседлости до одного года для ряда категорий, таких как лица, имеющие высокие достижения области науки, техники и культ>гры, обладающие профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации; лица, которым предоставлено политическое убежище, либо признанные беженцами. Ценз оседлости и необходимость представления вида на жительство при натурализации отсутствуют полностью для граждан государств, входивших в СССР, проходивших не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках или воинских формированиях.

Специфические условия натурализации предусмотрены для лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией. Для таких лиц выполнение условий, указанных выше, не требуется.

Упрощенный порядок натурализации предусматривает отсутствие ценза оседлости либо необходимости соблюдать иные вышеперечисленные условия для ряда категорий лиц, имеющих связи с Российской Федерацией. Ценз оседлости исключен в отношении лиц:

• имеющих хотя бы одного из родителей - гражданина Российской Федерации и проживающего на

территории Российской Федерации;

• имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, не получивших гражданство этих государств и являющихся апатридами;

• являющихся гражданами государств, входивших в состав СССР, получивших среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

Также упрощенный порядок приобретения гражданства в порядке натурализации применим для иностранцев и апатридов, проживающих на территории Российской Федерации если:

• они родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;

• состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

• являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;

• имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным

• имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Иностранцам и апатридам, проживающим в Российской Федерации и признанным комиссией Федеральной миграционной службы носителями русского языка, для получения российского гражданства требуется лишь иметь законный источник средств к существованию, соблюдать Конституцию и законы России, а иностранцам также отказаться от имевшегося гражданства (кроме случаев, установленных международными договорами).

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации», и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке также без соблюдения вышеприведенных условий ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

• ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

• ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по

заявлению этого родителя;

• ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, кроме случаев установления опеки или попечительства по заявлению родителей либо самих несовершеннолетних граждан, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации;

• ребенок, помещенный под надзор в российскую организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на постоянной основе, - по заявлению руководителя такой организации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и члены их семей также могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Наличие цензов при натурализации закрепляется в законодательстве большинства стран. Наиболее распространена доктрина «домицилия», или ценза оседлости, выражающаяся в эффективной связи лица с государством.

Репатриация, или восстановление в гражданстве, заключается в предоставлении гражданства лицам, ранее им обладавшим. Таковыми могут быть как иностранные граждане, так и апатриды. В соответствии с российским законодательством репатриация проходит аналогично общему либо упрощенному порядку натурализации, за одним исключением при использовании общего порядка - срок проживания таких лиц на территории Российской Федерации, необходимый для получения гражданства, сокращается до трех лет.

Для лиц, желающих восстановиться в гражданстве Российской Федерации либо приобрести его, установлен ряд ограничений, при которых репатриация (натурализация) не допускается:

• такие лица выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;

• имеют ограничения на въезд в Российскую Федерацию;

• использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;

• состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства;

• имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами;

• преследуются в уголовном порядке компетентными органами Российской Федерации или компетентными органами иностранных государств за преступления;

• осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы.

Оптация (или выбор гражданства) также предусмотрена законодательством как способ приобретения гражданства. Данный способ связан с изменением Государственной границы Российской Федерации. Соответственно, лица, проживающие на территории, государственная принадлежность которых изменена, получают право на выбор гражданства в порядки и сроки, которые устанавливаются соответствующим международным договором Российской Федерации.

Трансферт (принудительное изменение гражданства) не предусмотрен законодательством Российской Федерации. Практика применения данного способа за рубежом, как правило, связана с насильственным изменением границ государств при вооруженных конфликтах либо с государственными переворотами. В качестве примера можно привести декрет главы Уганды 1972 г., в соответствии с которым лица «не угандийского происхождения» были обязаны покинуть территорию страны, либо принять угандийское гражданство.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (04.03.2017)
Просмотров: 392 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%