На политической карте мира представлено более двухсот суверенных государств. У каждого из них имеется своя конституция, которая может быть совершенно непохожей на конституции других государств. В этой связи необходимо сформулировать самое общее, предельно широкое определение конституции, под которое подошла бы конституция любого современного государства.
Пользуясь описательным методом изучения конституций современных государств как первичным методом познания объективной реальности, можно предложить примерно следующее определение конституции как родового понятия. Конституция - это основной закон государства, свод законов, совокупность официально признанных конституционно-правовых обычаев и судебных прецедентов, священных писаний и преданий, закрепляющих устои общества и государства, основы правового статуса человека, личности и гражданина, политико-территориальную организацию государства, систему органов государственной власти и местного самоуправления, порядок их формирования и деятельности, название столицы страны и основные символы государства.
Столь широкое определение конституции имеет не только теоретическое, но и практическое значение. На его основе можно сформулировать видовое определение сходных между собой конституций, вскрыть сущность конституции каждого конкретного государства, последовательно освещая общепризнанную в юридической науке систему понятий и категорий низшего порядка, произвести классификацию конституций современных государств.
Определение конституции как основного закона государства фактически указывает на ее место в системе национального права в целом. В равной степени оно означает, что конституция служит основой национальной системы права каждого государства, но вовсе не какой-либо разновидностью его законов.
В некоторых зарубежных странах конституции официально именуются основными законами государства. В качестве иллюстраций можно назвать Основной закон ФРГ 1949 г., Основной закон Республики Гвинея 1990 г., Основной закон Монголии 1992 г.
Вместе с тем, в конституциях ряда стран дается в самом тексте легальное определение основного закона государства или используются для его характеристики в качестве синонимов оба понятия, полностью совпадающие по своему смысловому значению. Так решается вопрос об основном законе в ныне действующих конституциях Беларуси, Венгрии, Монако, Норвегии, Польши, Украины, Финляндии, Китая, Алжира, Бенина, Намибии.
Однако подавляющее большинство конституций современных государств официально не называются основными законами. Тем не менее, им присущи все признаки основного закона государства, что необходимо отмечать в научном определении конституции.
Свод законов является конституцией государства лишь в случае, когда в его состав входят нормативные правовые акты конституционного характера, объединенные общностью предмета правового регулирования. В форме свода законов в настоящее время действуют конституции Австрии, Швеции и Канады.
Конституционно-правовые обычаи и судебные прецеденты входят в качестве составных частей в конституции Великобритании, Израиля и Новой Зеландии. В исключительно редких случаях конституции могут состоять только из одних правовых обычаев.
В Ватикане, Иране и Саудовской Аравии священные писания и предания обладают высшей юридической силой по отношению к светской конституции, законам и иным нормативным правовым актам. Поэтому можно с полным основанием утверждать, что в названных странах они являются фактически конституциями теократических государств. На это обстоятельство следует обращать особое внимание при выработке самого общего определения конституции.
Отправным началом изучения конституций современных государств служит их научная классификация. Однако в отечественной и зарубежной литературе не сложилось единство взглядов по вопросу о критериях классификации конституций, об их конкретных видах. Поэтому на практике их подразделяют на определенные группы и виды по самым разным основаниям. Причем не всегда учитываются общие признаки конституций и закономерные связи между их группами и видами.
В зависимости от способов принятия конституций все они подразделяются на три группы: 1) октроированные (дарованные сверху) конституции; 2) народные конституции; 3) конституции, принятые на основе международных договоров.
Старейшими из октроированных конституций являются конституции, дарованные монархами своим подданным в целях ограничения собственной власти. Обычно это делалось под давлением различных политических сил, выступающих против самодержавия. Классическим примером октроированной конституции является Манифест Императора всея Руси Николая II от 17 октября 1905 г., провозгласивший введение в стране гражданских свобод и формирование Государственной Думы, ограничивающей монаршую власть в законодательной сфере.
Однако не все дарованные волей монарха конституции отошли в прошлое, стали достоянием истории. В современных условиях продолжают действовать октроированные конституции в таких монархических государствах, как Монако, Лихтенштейн, Иордания, Кувейт, Оман, Катар, Тонго.
Второй вид октроированных конституций появился вследствие распада колониальной системы. Метрополии для сохранения своего присутствия навязывали конституции бывшим колониям одновременно с провозглашением их независимости. Колонизаторы стремились покинуть принадлежавшие им владения так, чтобы остаться в них навсегда. Поэтому в дарованных сверху конституциях закреплялись правовые нормы, ограничивающие суверенитет государств, освободившихся от колониальной зависимости. Так, например, Верховный комиссар Франции в подмандатном Ливане обнародовал 26 мая 1926 г. октроированную Конституцию независимого государства. Она провозгласила Ливан суверенной республикой, но Франция оставляла за собой контроль за его внешними сношениями и обороной.
Великобритания посредством октроированных конституций придавала бывшим колониям статус доминионов, насаждала государственный строй, подобный тому, который существовал тогда в самой метрополии.
Сегодня подавляющее большинство дарованных бывшими метрополиями конституций подверглось коренной модернизации или было заменено новыми. Тем не менее октроированные таким способом конституции продолжают действовать в Канаде, Австралии, Кении, Сент-Люсии, Кирибати, Маврикии, Белизе, на Ямайке, Барбадосе, Багамских Островах и в ряде других государств. Конституция Республики Вануату 1979 г. была принята правительствами Великобритании и Франции, что дает возможность рассматривать ее в качестве октроированной.
Третий вид откроированных конституций представлен конституциями, дарованными диктаторами, захватившими власть в результате государственного или военного переворота, и затем принявшим решение о поэтапном переходе к гражданской форме правления. Военной администрацией была принята ныне действующая Конституция Нигерии 1999 г., на основе которой был избран первый за 15 лет открытой диктатуры гражданский Президент страны.
Четвертый вид октроированных конституций сформировался в результате принятия парламентами США, Австралии и Новой Зеландии конституций и законов конституционного характера для ассоциированных государств и территорий. Конгрессом США была принята Конституция Пуэрто-Рико 1952 г., Федеральным парламентом Австралии - Закон о Кокосовых (Киллинг) Островах 1951 г.,
Палатой представителей (парламент) Новой Зеландии - Конституция Островов Кука 1965 г. и Конституция Ниуэ 1974 г.
С позиций ислама октроированной конституцией считается Коран, поскольку Он дарован человеку свыше, самим Аллахом через своего Пророка Мухаммеда. Особенно это справедливо для Ирана и Саудовской Аравии, где Коран официально признается не только священной книгой мусульман, но и конституцией государства.
Народные конституции современных государств объединяются в отдельной группе по общности родовых признаков. Такие конституции принимаются учредительной властью, которая юридически исходит от народа. Но среди них выделяются конституции, принятые парламентами, на референдумах, специальными учредительными собраниями и референдумно-парламентским способом.
Парламентами суверенных государств принято более сорока ныне действующих конституций. Среди них представлены конституции разных стран и поколений. Достаточно назвать хотя бы конституции Люксембурга 1868 г., Японии 1946 г., Греции 1975 г., Гайаны 1980 г., Тувалу 1986 г., Болгарии 1991 г., Украины 1996 г., Финляндии 1999 г., Судана 2006 г.
Достоинства парламентского способа принятия конституции заключаются в том, что он дает возможность депутатам обстоятельно обсудить с привлечением экспертов каждую статью проекта основного закона, внести поправки и дополнения, направленные на улучшение его структуры и содержания. При прочих равных условиях этот способ гарантирует принятие высококачественных конституций. Тем не менее он не лишен и серьезных недостатков. Как свидетельствует мировой опыт, депутаты вольно или невольно стремятся расширить компетенцию парламента за счет полномочий исполнительной власти, закрепить прямо в конституции для себя любимых непомерно широкие привилегии.
В XX веке самым распространенным способом принятия конституций стал референдум. Непосредственно на референдумах было принято свыше пятидесяти ныне действующих конституций. В их числе конституции Исландии 1944 г., Дании 1953 г., Франции 1958 г., Уругвая 1967 г., Морокко 1972 г., Кубы 1976 г., Испании 1978 г., Чили 1980 г., Либерии 1984 г., Алжира 1989 г., России 1993 г., Казахстана 1995 г., Нигера 1999 г. В начале текущего столетия были приняты на референдумах новые конституции Кот-д’Ивуара, Сенегала. Коморских Островов, Центрально-Африканской Республики, Ирака, Демократической Республики Конго. Таиланда и Южного Судана.
Референдумный способ принятия конституций, безусловно, является самым демократичным. Судьбу проекта конституции решают непосредственно граждане, обладающие правом участия в референдуме. Однако его ни в коей мере нельзя возводить в абсолют, считать исключительно эффективным. На референдуме граждане могут лишь проголосовать за или против проекта конституции, но никак не могут повлиять на его качество.
Референдум недопустимо проводить при отсутствии благоприятных условий для свободного волеизъявления граждан. В противном случае может быть принята конституция авторитарного типа. Так. в Чили с 1973 по 1990 г. правила военная хунта во главе с генералом А. Пиночетом, совершившая военный переворот, в результате которого трагически погиб Президент Республики С. Альенде и было отстранено от власти законное правительство Народного единства. При управлении страной хунта сочетала массовые политические репрессии с проведением глубоких социально-экономических реформ в неолиберальном духе. В связи с достигнутыми успехами в социально-экономической сфере хунтой было принято решение о разработке проекта новой Конституции Чили с целью смягчения тоталитарного политического режима. В 1980 г. проект Конституции был вынесен на референдум, который проводился в условиях военной диктатуры, под жестким контролем властей. Референдум по существу превратился в плебисцит о доверии генералу А. Пиночету, в средство принятия авторитарной конституции. Теперь из Конституции Чили исключены наиболее авторитарные, антидемократические положения, одобренные в свое время гражданами страны на референдуме.
Однако референдум может оказаться не подходящим способом принятия конституции даже в странах с прочными демократическими традициями. Примером тому может служить авторитарная Конституция Франции 1958 г., принятая на референдуме в условиях острого политического кризиса, вызванного колониальной войной в Алжире. Она кардинально изменила сложившийся баланс между высшими органами государственной власти в пользу Президента Франции, наделив его чрезвычайно широкими, дискретными полномочиями.
Оптимальным способом принятия конституции является созыв специального учредительного собрания для выработки проекта новой конституции и утверждения его в установленном законом порядке. Делегатами собрания обычно избираются авторитетные политики, опытные юристы, видные общественные деятели, которые не состоят на государственной службе и не представляют интересы какой-либо ветви власти или депутатского корпуса. Благодаря этому в работе учредительного собрания сочетаются высокий профессионализм и объективность делегатов в оценке проекта конституции.
Учредительными собраниями зарубежных стран было принято более тридцати ныне действующих конституций. Наиболее известными из них являются конституции США 1787 г., Норвегии 1814 г., Аргентины 1853 г., Мексики 1917 г., Италии 1947 г., Германии1949 г., Индии1950 г., Португалии 1976 г., Бразилии1988 г., ЮАР 1996 г.
Учредительные собрания могут называться по-разному: Филадельфийский конвент (США), Конституционный конгресс (Мексика), Парламентский совет (Германия), Конституционная ассамблея (ЮАР), Всеафганский Совет старейшин (Афганистан) и т. п. Но это не меняет их конституционноправовой статус, задачи и функции.
Референдумно-парламентским способом принято всего одиннадцать конституций суверенных государств, действующих в настоящее время. Конституции Ирландии 1937 г., Сьерра-Леоне 1991 г., Литвы 1992 г., Албании 1998 г., Швейцарии 1999 г., Конго 2002 г. и Сербии 2006 г. были одобрены национальными парламентами и приняты на всенародных референдумах. Напротив, конституции Сан-Томе и Принсипы 1990 г., Польши 1997 г., Руанды 2003 г. и Бурунди 2005 г. были приняты парламентами и одобрены на референдумах.
Референдумно-парламентский способ принятия конституции применяется, во-первых, согласно сложившейся традиции (Швейцария), во-вторых, с целью консолидации общества в условиях системного кризиса и, в-третьих, для придания свойств легитимности самому парламенту, сформированному в переходный от авторитаризма к демократии период.
Своеобразной модификацией проанализированного выше способа принятия народных конституций является референдумно-учредительный способ. Такой способ был применен для придания высшей юридической силы Конституции Румынии 1991 г., которая была принята Учредительным собранием и затем одобрена на референдуме.
Что касается конституций, принятых без участия учредительной власти, то их нельзя в рамках предложенной классификации относить к народным или откроированным. Ведь Конституция Индонезии 1945 г. была принята Комитетом по подготовке независимости страны, который не был наделен учредительной властью. То же можно сказать и о Конституции Мальдив 1997 г., одобренной Президентом Республики, в компетенцию которого не входило принятие нормативных правовых актов в форме законов.
В самостоятельную группу объединяют конституции, принятые на основе международных договоров, которые наделяют возможных субъектов конституционного процесса учредительной властью. К этой группе относятся Конституция Кипра 1960 г. и Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г.
Принятию Конституции Кипра предшествовали международные переговоры между
Великобританией, Грецией и Турцией с участием представителей греческой и турецкой общин острова о будущем статусе Республики Кипр, проходившие в 1959 г. в Цюрихе и Лондоне. В результате переговоров были приняты Меморандум об окончательном урегулировании кипрского вопроса, Договор о гарантиях сохранения независимости и территориальной целостности Кипра и Заявление сторон о согласованных мерах сторон по введению в действие достигнутых договоренностей. В качестве одной из мер предусматривалось создание комиссии по подготовке проекта Конституции Кипра, определению порядка его принятия и вступления в силу. Тем самым цюрихско-лондонские соглашения наделили комиссию учредительной властью и установили способ принятия ныне действующей Конституции Кипра.
Конституция Боснии и Герцоговины принималась в условиях военного конфликта между сербами и хорватами. В результате посреднических усилий США по примирению противоборствующих сторон в ноябре 1995 г. в Дейтоне (штат Огайо) состоялись переговоры о прекращении огня и базовых принципах государственного устройства Боснии и Герцеговины. В итоге было подписано в Париже Общее рамочное соглашение о мире в Боснии и Герцоговине, одно из приложений которого содержало текст проекта Конституции государства. Соглашением стороны в ультимативном порядке лишались права вносить какие-либо поправки и изменения в предъявленный им проект Конституции Боснии и Герцеговины. Конституция вступала в силу с момента подписания Общего рамочного соглашения.
Под Дейтонским соглашением поставили свои подписи президенты Боснии и Герцеговины, Хорватии, Союзной Республики Югославии и Федерации Боснии и Герцеговины.
Таким образом, Конституция Боснии и Герцеговины 1995 г. была принята путем подписания многостороннего международного соглашения. Другого такого способа принятия конституции суверенного государства не знает более чем 200-летняя история существования конституционализма.
По содержанию конституции современных государств можно, на наш взгляд, подразделить на два вида: политические и социальные. Содержание политических конституций заключается в
юридической характеристике сущностных свойств государства, механизма осуществления публичной власти, его структуры и функций, организационных форм участия граждан в управлении государством. В нем не раскрываются экономические и социальные аспекты конституционно-правового регулирования общественных отношений, если не считать выражения внутреннего смысла собственности и финансовой системы государства.
Классическим примером политической конституции является Конституция США 1787 г. Она определила главным образом структуру органов государственной власти, четко урегулировала их взаимоотношения, выстроенные на принципе разделения властей и системе сдержек и противовесов, разграничила на федеральном уровне предметы ведения и компетенцию между Союзом и штатами. В знаменитом Билле о правах, первых десяти поправках к Конституции США, закреплены лишь личные и политические права граждан. В нем нет даже упоминания о социально-экономических правах и свободах.
Хотя по несколько иным причинам, но к политическим конституциям относятся и основные законы всех социалистических стран. Все разделы конституций Вьетнама, КНДР и Кубы буквально пронизаны политическим содержанием» характеризующим государственное и общественное устройство социалистических стран, основные направления деятельности руководящих партий и органов государственной власти, общественных объединений, порядок реализации гражданами своих прав и свобод.
С классовых позиций в содержании конституций социалистических стран формулируются цели правового регулирования общественных отношений. Они направлены на огосударствление общества, замену механизма его саморегулирования механизмом тотального государственного регулирования, на установление полной зависимости гражданина от государства, его патерналистской политики. Наиболее удачно эти цели определены в содержании преамбулы ныне действующей Конституции
Вьетнама: «Настоящая Конституция регламентирует политическую, экономическую и культурную системы, систему национальной обороны и безопасности, основные права и свободы граждан, структуру и принципы организации и деятельности государственных органов, институционализирует отношения между партией-руководителем и народом-хозяином и государством-управителем».
Социальные конституции современных государств по своему содержанию принципиально отличаются от политических. В них государство конституируется как социальное, закрепляется разветвленная система социально-экономических прав и свобод личности, устанавливаются серьезные социальные обязанности государства по отношению к обществу, человеку и гражданину, общепризнанные принципы и нормы международного права считаются составной частью национального права.
В настоящее время почти все новейшие конституции стран Европы, Латинской Америки, Юго- Восточной Азии и Северной Африки являются социальными. Так, например, в Конституции РФ двадцать статей наполнено социальным содержанием. Еще в большей степени социализации подверглись конституции Испании, Италии, Португалии и Швейцарии. В их содержании определены социальные функции собственности, сформулированы цели социальной деятельности государства, раскрыты основные принципы его социально-экономической политики.
Содержание любой конституции находит свое выражение в определенной форме, которая служит способом его существования. Форма всегда содержательна, а содержание формировано. В этой связи форма является одним из важных критериев научной классификации конституций современных государств. На его основе все ныне действующие конституции подразделяются на писаные, неписаные и комбинированные.
Писаная конституция представляет собой основной закон государства, свод законов, собрание судебных прецедентов, священных писаний и преданий, общепризнанных правовых доктрин, содержание которых изложено буквами, иероглифами, вязью или иными графическими знаками в их общепринятом сочетании.
Конституции современных государств в своем подавляющем большинстве являются писаными, независимо от того, существуют ли они в качестве основных законов или представлены в виде свода законов. К писаным теперь относятся конституции всех стран континентальной Европы, Северо- Восточной и Юго-Восточной Азии, Африки, Северной и Южной Америки, Австралии.
Неписаную конституцию можно определить как совокупность конституционных соглашений, традиционных и парламентских обычаев, нормы которых регулируют порядок осуществления государственной власти в стране, реализации основных прав и свобод личности, отправления гражданами (подданными) своих политических обязанностей. В такой форме существовала с 1845 до 1875 г. Конституция Королевства Тонга, сложившаяся в результате объединения страны под началом нынешней династии монархов. Однако в ее состав входили лишь традиционные обычаи.
Значительно шире по своему содержанию была действующая до недавнего времени неписаная Конституция Королевства Бутан, обычные нормы которой наряду с другими вопросами конституционного характера подробно регулировали права и свободы подданных. На основе конституционных обычаев издавались указы короля, принимались парламентские законы и правительственные постановления, осуществлялась реализация прав и свобод подданных, отправлялись обязанности в сфере взаимодействия личности и государства. И лишь 18 июля 2009 г. была принята писаная Конституция Бутана, официально провозглашенная «высшим законом» государства (ст. 1).
Промежуточной положение между писаными и неписаными конституциями современных государств занимают комбинированные конституции. Как видно из самого названия, под комбинированными конституциями следует понимать совокупность разнообразных писаных и неписаных источников конституционного права, объединенных общностью предмета правового регулирования. В настоящее время комбинированными являются конституции Великобритании, Новой Зеландии, Израиля и Ливана.
При характеристике Конституции Великобритании отечественные государствоведы обычно следуют за А. Дайси, выдающимся английским юристом XIX века, который называл ее неписаной, подчеркивая тем самым, что она не изложена в форме единого акта, обладающего высшей юридической силой. Однако современные британские государствоведы и политологи в отличие от А. Дайси предпочитают говорить о Конституции Великобритании как о «неформализованной» или «некодифицированной», хотя данные понятия можно употреблять для ее характеристики с большими оговорками. Более правильно называть Конституцию Великобритании комбинированной, поскольку этот термин раскрывает форму ее содержания, указывает на взаимное расположение двух частей конституции - писаной и неписаной, способы их соединения.
Подробный анализ Конституции Великобритании представлен в специальном разделе учебников по конституционному праву зарубежных стран. Поэтому здесь целесообразно раскрыть в самом общем плане лишь отдельные признаки комбинированной конституции, характеризующие ее состав. Писаная часть Конституции Великобритании включает в себя акты (законы) парламента, судебные прецеденты и научные труды выдающихся юристов, классиков британского государствоведения.
В актах парламента, принятых в разные годы и даже в разные исторические эпохи, закреплены нормы конституционного права. В содержании судебных прецедентов сформулированы нормы общего права, регулирующие главным образом порядок защиты конституционных прав и свобод граждан. В трудах выдающихся юристов содержатся научно обоснованные положения, разъясняющие смысл Конституции Великобритании, входящих в нее парламентских актов и судебных прецедентов.
Неписаную часть Конституции Великобритании составляют конституционно-правовые обычаи, регулирующие широкий круг общественных отношений. Они сложились в форме конституционных соглашений, традиционных и парламентских обычаев.
Конституция Новой Зеландии по своей форме мало чем отличается от британской. Объясняется это тем, что Новая Зеландия с 1840 г. стала английской колонией. На ее территорию было распространено действие как статутов-законов, принятых парламентом Великобритании, так и общего права, выработанных в решениях судов первоначально в Англии, а затем и в ее заморских владениях. Хотя с 1947 г. Новая Зеландия стала суверенным государством, в ее границах действуют британские законы и иные нормативные правовые акты, если при их издании было оговорено, что они распространяются на Новую Зеландию. В их числе можно назвать: Договор Вайтанги 1840 г., Акт о даровании представительной Конституции Новозеландской колонии 1852 г., Акт о действительности
колониальных законов 1865 г., Акт о судопроизводстве 1908 г., Вестминстерский статут 1931 г.
Среди колониальных актов значительный интерес представляет Договор Вайтанги 1840 г., подписанный от имени британской Короны У. Гибсоном и вождями двадцати шести племен коренного народа Новой Зеландии маори. Он по существу определял колониальный статус Новой Зеландии, закреплял конституционные гарантии соблюдения жизненно важных прав маори. В частности, в ст. 2 Договора Вайтанги говорится: «Ее Величество Королева Великобритании подтверждает и гарантирует вождям и племенам Новой Зеландии, а также соответственно их семьям и отдельным лицам этой страны право полного, исключительного и неотъемлемого владения их землями, имуществом, лесами, рыбными богатствами и другой собственностью, которой они будут владеть коллективно или индивидуально до тех пор, пока у них будет на то воля и желание».
Положения Договора Вайтанги о колониальном статусе Новой Зеландии по известным причинам утратили свою юридическую силу, превратились в исторический памятник. Но продолжают действовать конституционные нормы о гарантиях прав коренного народа маори. Для их обеспечения в 1975 г. парламентским актом Новой Зеландии был учрежден Трибунал Вайтанги, специально уполномоченный заниматься подготовкой судебных исков маори о нарушении их прав.
Судебные дела, связанные с нарушением Договора Вайтанги, рассматривает Земельный суд маори в порядке гражданского судопроизводства. Жалобы на его решения вносятся в Аппеляционный суд маори, специально учрежденный Парламентом Новой Зеландии для их рассмотрения.
С 1947 г. принятие конституционно-правовых актов Новой Зеландии как суверенного государства относится к исключительной компетенции национального парламента. В результате его законодательной деятельности писаная часть Конституции Новой Зеландии обогатилась такими важнейшими актами, как Акт о применении Вестминстерского статута 1947 г., Билль о правах 1990 г., Акт о правах человека 1993 г., Избирательный акт 1993 г.
Вместе с тем в писаную часть Конституции Новой Зеландии по-прежнему включаются судебные прецеденты. Однако в научной доктрине и судебной практике Новой Зеландии признается достаточно обоснованным положение о существовании некой системы общего права, единой для всех суверенных государств, применяющих ее нормы для разрешения конкретных дел. В этой связи в состав Конституции Новой Зеландии включаются не только судебные прецеденты национальной системы общего права, но и судебные прецеденты Великобритании, Канады, Австралии и других стран англосаксонской системы права, сформулированные в решениях их высших судебных инстанций. Обязательным условием включения каждого прецедента в Конституцию Новой Зеландии является наличие в его содержании норм конституционного права.
В неписаной части Конституции Новой Зеландии представлены правовые обычаи трех видов: конституционные соглашения, этнические обычаи коренного народа маори и парламентские обычаи.
Уникальной по своему составу является комбинированная Конституция Израиля. В ее писаную часть входят: Декларация независимости государства Израиль 1945 г., основные законы государства, обычные парламентские законы, судебные прецеденты, Закон Божий, выраженный в Торе, доктринальные положения конституционного характера Талмуда.
Костяк Конституции Израиля составляют основные законы и обычные парламентские законы страны. Причем в законодательстве и юридической литературе Израиля понятие «основной закон» употребляется в смысле наиболее важный, принципиальный закон, а не в том, что он обладает высшей юридической силой по отношению к обычному парламентскому закону или является по сравнению с ним предпочтительнее. На сегодняшний день Кнессет (парламент) Израиля принял следующие Основные законы конституционного характера: о Кнессете 1958 г., о Государственных землях 1950 г., о Президенте Государства 1964 г., о Правительстве 1968 г. (в ред. 1992 г.), о бюджете 1975 г., об армии обороны Израиля 1980 г., об Иерусалиме, столице Израиля 1980 г., о юридической власти 1984 г., о контролере Государства 1986 г., о профессиональной свободе 1992 г. (в ред. 1994 г.), о чести и свободе личности 1992 г.
Среди обычных парламентских законов Израиля представлены такие основополагающие конституционные акты, как Закон о возвращении 1950 г., Закон о равноправии женщин 1951 г,, Закон о гражданстве 1952 г., Закон о Голанских высотах 1981 г.
В Израиле значительную роль в регулировании общественных отношений играет прецедентное право, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. В этой связи судебные прецеденты включаются в писаную часть Конституции Израиля, систематизируются по объектам правового регулирования в периодически издаваемых сборниках.
Правовым основанием для включения в писаную часть Конституции Израиля религиозных норм Торы и фундаментальных положений Талмуда служит Закон об основаниях в праве 1980 г. Под заголовком «дополнительные источники права» закон предписывает суду в случае, когда тот «не согласен с нормой, регулирующей принятие решения, и не находит никакого ответа ни в писаном праве, ни в судебной практике вообще, он должен при принятии вердикта исходить из принципов свободы, справедливости, мира в духе еврейской традиции» (ст. 2). Вполне естественно, что
перечисленные принципы воспроизведены в содержании Торы и Талмуда.
Под влиянием британских правовых традиций в Израиле сформировались конституционноправовые обычаи. Они существуют в форме конституционных соглашений и парламентских обычаев. В совокупности эти обычаи и составляют неписаную часть Конституции Израиля.
В рамках принятой классификации конституций современных государств в разряд комбинированных должна быть отнесена и Конституция Ливана. Несмотря на то» что ныне действующая Конституция Ливана 1926 г. является писаной, она была дополнена устным джентльменским соглашением между первым президентом Республики Бишаром аль-Хури и Премьер- министром Риядом Сольхом о справедливом представительстве религиозных общин в правительственном и государственном аппарате страны. Под названием Национальный пакт 1943 г. соглашение на практике стало неписаной частью Конституции Ливана.
Писаные конституции по форме систематизации подразделяются на кодифицированные и инкорпорированные. Кодифицированная конституция - это единый акт отраслевого законодательства, в котором все нормы приведены в систему, расположены в зависимости от характера объектов конституционно-правового регулирования.
Подавляющее большинство конституций современных государств являются кодифицированными. Внешне они напоминают сброшюрованные или переплетенные вместе листы с текстом конституционно-правового содержания.
Характерная особенность кодифицированных конституций заключается в том, что все они жестко структурированы.
В качестве структурных элементов обычно выделяются преамбула, разделы (части, главы) основного текста, заключительные и переходные положения. Между ними устанавливаются устойчивые информационно-правовые связи, обеспечивающие целостность конституции, сохранение ее основных свойств даже при внесении поправок и дополнений.
В процессе конституционно-правового строительства в различных странах мира обнаружилась тенденция к усложнению структуры кодифицированных конституций, что свидетельствует о расширении круга объектов, регулируемых их нормами.
В преамбуле обычно провозглашаются цели действия конституции, определяются исторические условия ее принятия, закрепляются принципы государственной политики. В новейших конституциях преамбулы отличаются ярко выраженным политико-правовым содержанием. Так, например, в ст. 176 Конституции Турции 1982 г. записано: «Преамбула декларирует основополагающие идеи и принципы, положенные в основу Конституции, и составляет неотъемлемую часть Конституции».
В конституциях Буркина-Фассо 1991 г. и Камеруна 1972 г. особо оговорено, что преамбулы являются их «неотъемлемой составляющей». В такой же формулировке признана юридическая сила преамбулы и в Конституции Коморских Островов 1975 г.
В основном тексте конституций выделяются главы, статьи, параграфы и другие элементы ее структуры. В них находят свое юридическое выражение как отдельные нормы, так и целостные конституционные институты.
Посредством включения в структуру конституций современных государств заключительных и переходных положений нормативно закрепляется порядок вступления в силу новой конституции, устанавливаются сроки действия ранее сформированных органов государственной власти, определяются условия применения на территории страны законов и других правовых актов, действующих до принятия конституции.
Значительно реже в конституции выделяются в качестве структурных элементов приложения. В их содержании могут быть сформулированы правовые нормы, имеющие важное юридическое значение. Так, например, в приложениях к конституциям США и Исландии даются поправки к самой конституции, которые согласно сложившейся традиции не инкорпорируются в основной текст. В первых двух приложениях к Конституции Кипра воспроизведены тексты международных договоров, гарантирующих независимость и территориальную целостность страны. Нормами приложений к Конституции Индии производится распределение компетенции между Союзом и штатами.
Инкорпорированная конституция в структурном отношении является аморфной. Она представляет собой официально составленный сборник законов и иных конституционно-правовых актов, расположенных по юридической силе или объектам правового регулирования, или в хронологическом порядке, времени их принятия. К инкорпорированным относятся конституции Австрии, Швеции, Чехии и Канады.
По сущности конституции современных государств подразделяются на реальные и фиктивные. Правильно понять специфику данной классификации довольно трудно, если не ввести в содержание учебника дополнительные категории - «материальная конституция» и «юридическая конституция», которые впервые в отечественной и зарубежной науке удачно использовал известный советский государствовед И. Е. Фарбер.
Материальная конституция - это объективно сложившиеся отношения между обществом и государством, осуществлению публичной власти, реализации основных прав и свобод человека, личности и гражданина.
Юридическая конституция представляет собой систему ныне действующих правовых норм, выраженных в форме, соответствующей их содержанию.
Если юридическая конституция адекватно отражает действительную, объективно данную материальную конституцию, то она является по своей сущности реальной. Такая конституция, во- первых, выражает соотношение политических сил в стране, во-вторых, степень жизнеобеспечения, самосохранения и саморазвития общества, в-третьих, механизм осуществления публичной власти в центре и на местах и, в-четвертых, реально сложившееся состояние защищенности основных прав и свобод человека, личности и гражданина.
В настоящее время в мире существует не так уж и много реальных конституций. Они стали фактом во многих странах Западной Европы, Канаде, США, Израиле, Сингапуре, Австралии, Новой Зеландии и в ряде других государств. Хотя и по совершенно другим причинам, но к реальным относятся также конституции теократических государств (Ватикан, Афганистан, Иран, Саудовская Аравия).
В случае когда юридическая конституция адекватно не отражает действительную, объективно данную материальную конституцию или находится в вопиющем противоречии с ее реальным состоянием, то она по своей сущности является фиктивной. Многим ее положениям, правовым нормам не соответствуют общественные отношения, сложившиеся в реальной действительности.
Появление фиктивных конституций обусловлено многими объективными и субъективными причинами. В социалистических странах действуют фиктивные конституции, поскольку они принимались с целью прикрыть истинный характер тоталитарного политического режима, отсутствие демократии. В странах с переходным политическим режимом действуют преимущественно демократические конституции, но их нормы о конституционном строе государства, гарантиях прав и свобод человека, личности и гражданина, о местном управлении и самоуправлении носят программный характер, рассчитаны на реализацию в отдаленной перспективе. К числу таких конституций относятся основные законы России и других стран СНГ, стран Восточной Европы, многих стран Латинской Америки и Африки.
Наблюдаются серьезные расхождения между материальной и юридической конституциями в странах с архаичными системами традиционного регулирования общественных отношений, что в значительной степени препятствует реализации конституционных норм, снижает их эффективность (Индия, Бангладеш, страны Тропической Африки и Океании).
Наконец, к фиктивным относятся конституции тех стран, в которых спустя многие годы после вступления в силу основных законов, произошло резкое изменение соотношения политических сил в обществе. Так, Конституция Колумбии 1991 г. является одной из наиболее современных и демократических в мире. Она характеризует Колумбию как социальное, правовое, унитарное, демократическое государство с республиканской формой правления. Государство основано на принципах плюрализма, уважении человеческого достоинства, труде и солидарности людей, децентрализации и автономии территориальных единиц. Конституция закрепляет приоритет общего интереса над частным, разветвленную систему прав и свобод человека и гражданина, гарантии их защиты. Однако в связи с партизанским движением в стране, формированием наркомафии, невиданным разгулом уголовного насилия эти положения Конституции Колумбии практически не реализуются.
Конституции всех суверенных государств устанавливают форму правления, которая служит основанием для их классификации на республиканские и монархические. В современных условиях подавляющее большинство конституций стран мира являются республиканскими (Россия, США, Германия, Франция, Индия, Китай. ЮАР и др.). Тем не менее на нашей планете представлено немало государств, в которых действуют монархические конституции (Великобритания, Бельгия, Испания, Норвегия. Швеция, Дания, Нидерланды, Япония, Таиланд, Марокко и др.).
По политическому режиму конституции современных государств подразделяются на демократические, авторитарные и тоталитарные. При этом необходимо иметь в виду, что ни одна в мире конституция нормативно не оформляет авторитарный и тем более тоталитарный режим в качестве государственного. Их можно выявить лишь путем глубокого анализа практически всех конституционных институтов.
В; зависимости от формы политико-территориальной организации государства, закрепленной в основном законе или своде законов, различаются конституции унитарных государств и конституции федеративных государств. Конституции унитарных государств действуют в таких, например, странах, как Украина, Белоруссия, Казахстан, Португалия, Финляндия, Тунис, Руанда, Куба, Сальвадор, Новая Зеландия. Конституции федеративных государств приняты в России, Австрии, Бельгии, Германии, Швейцарии, Боснии и Герцеговине, Индии, Пакистане, Нигерии, Эфиопии, Танзании, США, Канаде, Австралии и в ряде других стран.
В- федеративных государствах конституции, в свою очередь, классифицируются по уровню конституционного регулирования. По этому критерию выделяются федеральные конституции и конституции субъектов федерации. Примерами конституций субъектов федерации могут быть: конституции республик в составе России, конституции земель Германии, конституции штатов США, конституции островов Союза Коморских Островов, Конституция штата Джамму и Кашмир (Индия), Конституция Занзибара (Танзания), Конституция Невиса (Федерация Сент-Китс и Невис).
По срокам действия все конституции современных государств подразделяются на вечные, постоянные и временные.
В- мире известна лишь одна вечная конституция - Конституция Мексики 1917 г. В ее специальном разделе, озаглавленном «О нерушимости Конституции», записано: «Настоящая Конституция не теряет своей силы, даже если ее действие нарушено восстанием. Если в результате внутренних волнений образуется правительство в противоречии с принципами, установленными настоящей Конституцией, то действие Конституции восстанавливается с момента, когда народ вновь обретет свободу, а лица, входившие в правительство, образованное в результате восстания, либо сотрудничавшие с ним, предстанут перед судом в соответствии с положениями настоящей Конституции и изданных на ее основе законов» (ст. 136).
Таким образом, в Конституцию Мексики 1917 г. можно внести изменения и дополнения, но ее нельзя отменить. В этом смысле она является вечной.
В постоянных конституциях не устанавливаются сроки их действия, хотя иногда делаются оговорки, что та или конституция действует впредь до принятия новой. Среди конституций современных государств постоянных подавляющее большинство.
Временные конституции имеют ограниченный срок действия или строго определяют условия, при которых они должны быть заменены постоянными. Конституции могут называться по-разному, но тем не менее они по срокам действия остаются временными. Так, например, в Бурунди действует временная Конституция 2001 г., в Республике Южный Судан - переходная Конституция 2011 г., в ЮАР до 1996 г. была промежуточная Конституция 1993 г.
По способам изменения конституции классифицируются на гибкие, жесткие и смешанного типа.
Гибкие конституции изменяются в том же порядке, что и обычные парламентские законы или судебные прецеденты. Такие конституции действуют в Великобритании, Израиле, Камбодже, Таиланде, Сингапуре, Чаде, Лесото, Новой Зеландии и в ряде других государств.
Жесткие конституции в отличие от обычных парламентских законов изменяются в особом усложненном порядке. Так, поправки к Конституции Ирана принимаются специально учрежденным Советом по пересмотру Конституции, подписываются Президентом Республики и одобряются на референдуме. Только после этого они вступают в силу и инкорпорируются в основной текст Конституции. Конституция Бельгии предусматривает, что при внесении депутатами Парламента предложений о пересмотре соответствующих конституционных положений обе его палаты немедленно распускаются. Парламент в новом составе может поддержать инициированные ранее поправки и внести изменения в Конституцию большинством не менее чем две третьих поданных голосов.
Усложненный порядок изменения конституции придает ей известную стабильность. Поэтому вполне закономерно, что в 169 государствах, в том числе и в России, действуют жесткие конституции.
Конституции смешанного типа устанавливают для большинства положений обычный парламентский порядок их изменения, а для наиболее важных вводят особую усложненную процедуру. Это характерно для конституций Индии, Ботсваны и Ямайки.
Большинство поправок к Конституции Индии 1950 г. принимается абсолютным большинством голосов депутатов в каждой из палат Парламента. Для основополагающих статей Конституции о форме государства, статусе Индийского Союза и его субъектов, политике неприсоединения требуется одобрение поправок не менее чем половины легистратур (законодательных органов) штатов.
Поправки в большинство статей Конституции Ямайки 1962 г. принимаются депутатами обеих палат Парламента абсолютным большинством их голосов. Изменение статей о правах человека и гражданина и их гарантиях требует большинства в две третьих голосов, о форме государства и выходе из Содружества - проведения референдума.
Классификация конституций современных государств дает возможность осмыслить их юридические свойства, глубже понять особенности конституционного развития России, уяснить сущность ныне действующей Конституции РФ 1993 г.
|