Юридические документы окружают каждого из нас на протяжении всей жизни. Сам факт рождения ребенка является основанием создания целого ряда юридических документов: медицинского свидетельства о рождении <1>, записи акта о рождении <2>, свидетельства о рождении <3>. По мере взросления человек вступает в различные общественные отношения, что, в свою очередь, также порождает возникновение юридических документов. Например, при поступлении работника на работу впервые работодатель оформляет ему трудовую книжку (ст. 66 Трудового кодекса РФ <4>) - основной юридический документ о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Вступление в брак сопряжено с возникновением таких юридических документов, как заявление о заключении брака <5>, запись акта о заключении брака, свидетельство о заключении брака. Большую роль в жизнедеятельности человека играют гражданско-правовые договоры, такие как договор купли-продажи (гл. 30 Гражданского кодекса РФ <6>), дарения (гл. 32 ГК РФ), найма жилого помещения (гл. 35 ГК РФ), кредитный договор (§ 2 гл. 42 ГК РФ) и т.д. Специфический пласт правовой документации возникает в процессе создания <7> и функционирования юридических лиц, деятельности индивидуального предпринимателя.
На сегодняшний день количество юридических документов огромно, в связи с этим формулирование определения категории "юридический документ", а также определения понятия "качество юридического документа" является одним из актуальных вопросов. Метафорически категорию "юридический документ" можно представить в виде фундамента здания: если фундамент прочен (мы четко понимаем, что представляет собой юридический документ, в чем его сущность), здание стоит твердо, если нет - здание дает многочисленные трещины (невозможно говорить о качестве юридического документа, не раскрыв сущности данной категории). Качество юридического документа представляет собой некий каркас, отклонение от которого ведет к негативным последствиям в большей или меньшей степени.
В научной литературе существует множество определений категории "юридический документ". Рассмотрим некоторые из них. Одним из первых данной проблемой занимался А.Ф. Черданцев. Рассматривая сущность юридических документов и их классификацию, он формулирует два подхода к пониманию юридического документа.
Согласно первому подходу под юридическим документом понимается "письменный документ, фиксирующий идеальные объекты, которые имеют юридическое значение" <1>. Данное определение не лишено недостатков. Во-первых, оно необоснованно расширяет объем категории "юридический документ". Исходя из позиции А.Ф. Черданцева, к юридическим документам помимо документов, создаваемых с целью правового регулирования, также относятся документы, изначально не носящие правового характера (например, личный дневник обвиняемого, предсмертная записка), но впоследствии (в силу определенных обстоятельств) приобретшие правовое значение. Это, безусловно, неверно. Цель создания данных документов не носит правовой окраски, ввиду чего их содержание и форма не соотносятся (и не могут соотноситься) с требованиями, предъявляемыми к юридическим документам. Во-вторых, указание на письменную форму юридического документа ведет к необоснованному сужению данной категории: сбрасывается со счетов огромный пласт электронной документации, прочно вошедшей в документооборот <2>.
Проанализировав классификации юридических документов, А.Ф. Черданцев предлагает второй подход, согласно которому любой юридический документ имеет две привязки: к субъекту, его издавшему, и к субъекту-адресату, а в ряде случаев и иные привязки (к месту, времени его принятия и т.д.) - в совокупности они именуются реквизитами. С одной стороны, данное уточнение сужает объем категории "юридический документ", с другой - А.Ф. Черданцев снова оговаривает возможность привязывания иных документов, изначально не носящих правового характера, посредством связующего акта, например протокола, постановления.
Аналогичное определение дает Е.С. Шугрина. Она определяет юридический документ как "материальный носитель правовой информации" <1>. С этим также нельзя согласиться. Во-первых, понятия "правовая информация" и "информация, содержащаяся в юридическом документе" не совпадают по объему, а находятся с точки зрения логики в отношении подчинения, причем первое из них шире по объему, чем второе. Например, С.С. Москвин включает в содержание понятия "правовая информация" все сведения и сообщения, лежащие в правовом поле, в том числе результаты деятельности ученых-теоретиков и юристов-практиков <2>. Во-вторых, так же как и А.Ф. Черданцев, Е.С. Шугрина акцентирует внимание на материальном носителе правовой информации.
Е.В. Романова определяет юридический документ как "материальный носитель информации, носящей правовой характер и отражающей суть проведенного юридического процесса" <1>. Данное определение также вызывает много вопросов. Во-первых, оно содержит те же изъяны, что и вышеприведенные определения А.Ф. Черданцева и Е.С. Шугриной. Во-вторых, вводится еще один спорный признак юридического документа - отражение сути реализованного юридического процесса.
В литературе не существует единого подхода к определению понятия "юридический процесс". В.Д. Сорокин определяет юридический процесс как часть управленческой деятельности, посредством которой осуществляется применение норм материального права <1>. Безусловно, категория "юридический документ" не исчерпывается актами применения права. М.С. Строгович рассматривает юридический процесс как процедуру, представляющую собой совокупность "...последовательных, регламентированных, связанных друг с другом, облеченных в правовую форму, целенаправленных действий" <2>. Данное определение также сужает объем категории "юридический документ": многие юридические документы закрепляют не действия, а состояния (например, свидетельство о праве собственности), принципы, цели, иные надстроечные элементы.
Несколько иное определение категории "юридический документ" предлагает А.В. Никитин. Он понимает под юридическим документом "письменный документ установленной формы, предназначенный для фиксации идеальных объектов, имеющих юридическое значение и типично символическую природу легитимации" <1>.
По мнению Е.Ю. Жаровой, "правовой (юридический) документ - это имеющий юридическое значение, исходящий от официальных органов и учреждений документ, содержащий правовую информацию, характеризующийся общеобязательностью для адресатов, направленный на регулирование и упорядочивание общественных отношений" <1>. Недостатком данного определения является необоснованное сужение круга субъектов, создающих юридические документы. Наряду с органами и учреждениями юридические документы также могут создавать граждане, должностные лица. Кстати, значение используемого термина "учреждение" также вызывает сомнения. Законодатель, согласно подпараграфу 2 "Учреждения" параграфа 7 главы 4 ГК РФ, понимает под этим понятием разновидность юридического лица. Исходя же из контекста, под учреждением, по мнению Е.Ю. Жаровой, понимается любое юридическое лицо.
С.В. Стародубцев рассматривает юридический документ как собирательное понятие - разновидность документа, характеризующуюся тремя отличительными признаками: юридическая сила, юридическое значение, вовлеченность в правовое регулирование <1>.
Наиболее полное и адекватное определение, раскрывающее сущность юридического документа через его признаки, дает К.В. Каргин. Он понимает под юридическим документом "имеющий юридическое значение документ, вовлеченный в процесс правового регулирования посредством практической деятельности участников правовых отношений" <1>. Мы, рассматривая понятие качества и понятие дефекта юридического документа, будем опираться на данное определение.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки юридического документа. Во-первых, юридический документ представляет собой одну из разновидностей документов наряду с бухгалтерскими (например, счета, балансы, квитанции), техническими (например, инструкция по применению какого-либо прибора), политическими (программы партий) и иными видами документов.
Во-вторых, данная разновидность документа имеет юридическое значение, то есть реализуется в конкретных правоотношениях, порождая, изменяя и прекращая их. Иначе говоря, юридический документ представляет собой внешнюю форму выражения юридической практики. Как отмечает В.Н. Карташов, в данном значении юридический документ закрепляет правовые действия, методы и средства их осуществления, вынесенные решения <1>.
В-третьих, юридический документ создается и реализуется посредством деятельности участников правовых отношений. Например, закон создается посредством деятельности Государственной Думы Федерального Собрания РФ, иных органов и должностных лиц, принимающих участие в законодательном процессе. Решение суда исполняется посредством деятельности судебных приставов. Договор исполняется посредством действий сторон, его подписавших.
В-четвертых, юридический документ вовлечен в процесс правового регулирования. Правовое регулирование осуществляется посредством правового механизма - совокупности юридических средств, одним из которых являются юридические документы. Например, паспорт гражданина Российской Федерации позволяет человеку быть задействованным в широком спектре правоотношений, начиная от заключения договоров и заканчивая оформлением выезда за рубеж.
Проанализировав различные определения категории "юридический документ", перейдем к рассмотрению вопроса о качестве юридического документа. Качество юридического документа, являясь важным условием его правовой состоятельности, обеспечивает правильное представление о состоянии отраженных в юридическом документе правоотношений и надлежащее разрешение вопросов, связанных с их возникновением, функционированием, реализацией и прекращением.
За последние два десятилетия под влиянием экономического, политического и ряда иных факторов объем документооборота значительно увеличился. Это объясняется в первую очередь тем, что с переходом России к рыночному типу экономики все субъекты экономической деятельности получили самостоятельность и одновременно с ней приобрели право осуществления документооборота (в частности, право принятия уставных документов, локальных актов, заключения договоров). Кроме того, существенно расширился перечень субъектов, уполномоченных принимать нормативные правовые акты. Наряду с органами государственной власти широкие полномочия по документированию действий и состояний получили органы местного самоуправления. В частности, они могут принимать муниципальные нормативные правовые акты, регулирующие значительный пласт общественных отношений.
Многочисленность и разрозненность юридических документов, недостаточный профессионализм лиц, создающих (принимающих) юридические документы, их некомпетентность, а порой и явная юридическая безграмотность, не говоря уже о злоупотреблениях, ведут к созданию (принятию) некачественных юридических документов. Основная проблема заключается в том, что универсальное понятие качества юридического документа в юридической литературе до сих пор не сформулировано.
Теоретическая значимость формулирования определения понятия "качество юридического документа" заключается в дополнении базового понятийно-категориального аппарата юриспруденции, аккумулировании разрозненных признаков, характеризующих данное понятие, воедино. Практическая значимость его определения сводится к тому, что оно является неким мерилом состоятельности юридического документа, его реальной пригодности для того или иного конкретного дела.
Качество - одна из ключевых категорий философии, характеризующая содержательную сторону объекта. В философском словаре дается следующее определение этого понятия: качество есть существенная определенность объекта, позволяющая сравнивать его с другими объектами <1>. Отсюда вытекает, что качество присуще всем без исключения предметам и явлениям.
Качество тесно связано с количеством. Согласно одному из законов диалектики, сформулированных Г. Гегелем, количественные изменения переходят в качественные и наоборот. Философ писал: "Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи, или движения (так называемой энергии)" <1>.
В экономическом словаре под качеством понимается "совокупность свойств, признаков продукции, товаров, работ, услуг, труда, обуславливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям" <1>.
Под качеством документа как категории документоведения понимается совокупность свойств и признаков, определяющих документ и степень его соответствия предназначению <1>.
Разработаны определения и более узких понятий качества применительно к отдельным видам юридических документов. Например, К.К. Панько формулирует следующее определение качества нормативного правового акта (как разновидности юридического документа): "Качество нормативного правового акта обусловлено его соответствием экономическим закономерностям функционирования и развития общественных отношений, правилам логики и грамматики" <1>. Нормативный правовой акт должен быть безупречен как по содержанию, так и по форме. С этим, естественно, следует согласиться.
Многие авторы занимаются разработкой определения качества закона. Например, С.В. Поленина понимает под качеством закона его соответствие общественным потребностям, корреляцию его содержания со стоящими перед ним целями. Автор выделяет три составляющие, обеспечивающие качество закона: социальную, политическую и юридическую. Социальная составляющая выражается в степени соответствия отражения в законе объективных процессов, происходящих в обществе. Политическая составляющая показывает степень соответствия методов правовой регламентации требованиям правовой политики и задачам общественного развития. Наконец, юридическая составляющая проявляется в рациональности внутренней организации нормы, закона, системы законодательства в целом <1>.
В.В. Игнатенко определяет качество закона как совокупность трех групп свойств: правовой легальности закона, инструментально-правовых и технико-юридических свойств. Под правовой легальностью закона понимается совокупность свойств, характеризующих закон как элемент иерархической системы права. Инструментально-правовые свойства показывают точность соответствия правовых средств поставленным целям и задачам. Технико-юридические свойства отражают степень соответствия закона правилам и приемам законодательной техники <1>.
Развернутое и юридически грамотное определение качества закона дает В.М. Сырых. Он пишет: "Качество закона есть совокупность свойств, присущих закону, характеризующих его в качестве регулятора общественных отношений" <1>. Указывая на ценность закона как базового источника права, автор особое внимание уделяет сущности качества закона - совокупности свойств, присущих его содержанию и форме, посредством которых он и приобретает юридическую силу, становится ценным. Е.В. Сырых выделяет ряд условий, обеспечивающих создание качественного закона. К ним относятся: разработка закона с учетом достижений правовой науки, требований юридической техники, норм международного права, а также опыта зарубежных государств; соответствие целей правового регулирования уровню экономического, политического и социального развития общества <2>.
Н.А. Лопашенко разработала понятие качества применительно к уголовному законодательству. Под качеством уголовного закона она понимает "достаточный уровень законодательной техники, согласование отдельных частей закона, согласованность уголовного закона с законодательными актами других отраслей права, полноту и обоснованность криминализации, своевременность и безошибочность декриминализации" <1>.
А.А. Тенетко, изучая юридическую технику правоприменительных актов, затрагивает критерии качества данной группы юридических документов, однако определения понятия не формулирует. В частности, автор указывает, что "непосредственное влияние на качество правоприменительного акта оказывает степень формализации его содержания и формы" <1>. С этим следует согласиться: четкие требования, предъявляемые к правоприменительным актам, сократят количество допускаемых правоприменителем ошибок, а также упростят надзор за их качеством.
И.В. Рехтина формулирует определение качества судебного постановления, понимая под ним "совокупность его существенных свойств, которые позволяют рассматривать судебного постановления как индивидуально-конкретный процессуальный акт, принятый судом общей юрисдикции на основе действующего законодательства в результате осуществления правосудия по гражданским делам в письменной форме, носящий государственно-властный характер" <1>.
К сожалению, данное определение является чисто доктринальным. В законодательстве определение понятия "качество судебных постановлений" отсутствует. Некоторые признаки понятия "качество судебного постановления" нашли свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 07.02.1967 N 35 "Об улучшении организации судебных процессов и повышении культуры их проведения". В частности, Верховный Суд РФ обратил внимание судей, что "приговоры, решения, определения и постановления судов должны быть не только законными и обоснованными, но и мотивированными, составленными в ясных и понятных выражениях" <1>.
На важность качества постановлений Пленума Верховного Суда РФ в уголовном процессе указывают С.И. Мурзаков и А.В. Козлов <1>. Не формулируя определения понятия качества, авторы подчеркивают тесную взаимосвязь качества постановлений Пленума Верховного Суда РФ и качества правоприменительных актов. С этим следует согласиться, так как, несмотря на то что постановления Пленума Верховного Суда РФ официально не признаны источниками права, позиции высших судов являются обязательными для нижестоящих судебных органов.
Что же касается разработки универсального определения понятия качества юридического документа, то основная проблема заключается в многообразии юридических документов, в специфике их отдельных видов. Однако, несмотря на различия, существующие между разными группами (блоками) юридических документов, им присущи и общие черты. Рассмотрим универсальные признаки качества юридического документа.
1. Качество представляет собой систему свойств (характеристик), присущих всем без исключения юридическим документам. Свойства юридического документа отражаются как в его содержании, так и в форме - внешней объективизации. Под свойствами юридического документа следует понимать как правовые его свойства, так и социальные. К правовым свойствам относится совокупность элементов, характеризующих тот или иной юридический документ как часть (фрагмент) права. Под социальными свойствами юридического документа понимается совокупность элементов, способствующих реализации социальной функции права - возможности регулировать общественные отношения в интересах личности, общества и государства.
2. Предназначением социальных и правовых свойств юридического документа является его соответствие предъявляемым к нему требованиям. Все требования, предъявляемые к юридическому документу, можно разделить на закрепленные нормативными правовыми актами и иные. Требования, закрепленные нормативными правовыми актами, всегда касаются отдельных видов юридических документов. Это объясняется огромным многообразием юридических документов, различием выполняемых ими функций и задач. К иным требованиям относятся требования, прямо не прописанные в нормативных правовых актах, однако существенно влияющие на качество юридического документа. В то же время следует отметить, что грань между требованиями, закрепленными нормативными правовыми актами, и иными требованиями весьма условна, так как некоторые требования нормативно закреплены для отдельных видов юридических документов, но в принципе касаются практически всех.
Например, пункт 1 статьи 422 ГК РФ закрепляет необходимость соответствия договора законам и иным нормативным правовым актам <1>. В данном случае такое требование к юридическому документу, как законность, нормативно закреплено. В отношении многих юридических документов данное требование прямо не прописано. Например, Гражданский процессуальный кодекс РФ не устанавливает такого требования, как законность, применительно к судебному приказу <2>. Однако очевидно, что любой юридический документ должен быть законным.
Мы не ставим целью раскрыть, насколько то или иное требование прописано применительно к отдельным видам юридических документов (например, договорам, заявлениям, протоколам и т.д.), так как сделать это практически невозможно (ввиду огромного количества видов юридических документов) и бессмысленно: если требование прямо установлено, необходимость его соблюдения не вызывает споров. Нас интересуют требования, не установленные нормативными правовыми актами для большинства или всех видов юридических документов, но влияющие на их качество. К ним следует отнести: законность, юридическую обоснованность, логичность построения текста, достоверность, юридическую и лингвистическую грамотность, доступность. Рассмотрим каждое из них.
Первым требованием, предъявляемым к юридическому документу, является законность. Под законностью юридического документа (применительно к его содержательной стороне) понимается его "встраиваемость" в систему права: соответствие создаваемого юридического документа нормативным правовым актам. Например, включение в текст договора пункта об ограничении свободы передвижения в случае нарушения установленных для стороны договора обязанностей является незаконным, так как статья 27 Конституции РФ провозглашает свободу передвижения каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации <1>. Органы государственной власти субъекта РФ не могут принимать нормативные правовые акты, устанавливающие минимальный размер оплаты труда в соответствующем субъекте РФ ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Под законностью юридического документа (применительно к его формальной стороне) понимается правомочность субъекта, от которого он исходит. Например, Правительство РФ не вправе принимать федеральные законы, так как в статье 105 Конституции РФ закреплено, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Недееспособный гражданин не может лично заключать договоры (ч. 2 ст. 29 ГК РФ). Гражданин не вправе осуществлять эмиссию наличных денег (ст. 29 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ") <1>. Другим элементом законности (применительно к формальной стороне юридического документа) является соответствие внешнего выражения документа параметрам, установленным нормативными правовыми актами. Например, в пункте "а" статьи 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах РФ" прямо указано, что международный договор должен быть заключен в письменной форме <2>. Наконец, юридический документ обязательно должен иметь установленные нормативными правовыми актами реквизиты, соответствующие определенным требованиям.
Под реквизитом юридического документа (от лат. requisitum - требуемое, необходимое) понимается отдельный элемент текста, при отсутствии которого юридический документ по общему правилу теряет или даже не приобретает свою юридическую значимость <1>.
Универсальными реквизитами (встречающимися во многих юридических документах) являются: наименование документа, его номер, подпись лиц, создавших юридический документ, дата его создания и печать.
Вторым требованием является юридическая обоснованность. Юридическая обоснованность юридического документа состоит в его достаточной аргументации, наличии необходимых оснований для его создания (принятия). Например, в трудах С.Ф. Милюкова исследуется криминологическая обоснованность уголовного законодательства, то есть его соответствие сложившейся в настоящее время ситуации с преступностью <1>. При внесении законопроекта в Государственную Думу субъект законодательной инициативы должен представить мотивированное обоснование необходимости принятия законопроекта (п. "а" ч. 1 ст. 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ <2>). Обоснованность решения или приговора суда состоит в соответствии выводов суда, изложенных в решении или приговоре, обстоятельствам дела, что подтверждается совокупностью необходимых и достаточных доказательств. Обоснованность выдачи диплома с отличием состоит в истинном наличии условий, установленных законом (п. 28 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13.02.2014 N 112 <3>), подтвержденных соответствующими документами (в частности, экзаменационными ведомостями).
Третьим требованием является логичность построения текста. Следует оговориться, что не все юридические документы имеют форму текста. (Под текстом следует понимать несколько предложений, связанных друг с другом по смыслу и грамматически <1>.) Например, документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, деньги, избирательный бюллетень.
Текст юридического документа должен составляться с учетом требований логики - методов дедукции, индукции, синтеза, классификации и т.д. Как пишет Д.А. Керимов, "нарушение логики закона, неточность его понятий, формулировок, неопределенность использованных терминов порождают многочисленные запросы, влекут изменения и дополнения, различные толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии, одновременно являясь питательной почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильно его применять" <1>. Данное утверждение применимо и к иным видам юридических документов.
Четвертым требованием, предъявляемым к юридическим документам, является достоверность. Под достоверностью следует понимать соответствие содержания юридического документа действительности. О.А. Городов, рассматривая нормативные правовые акты, различает три вида достоверности: фактическую (соответствие текстуального выражения нормативного правового акта истинной воле лица, принявшего нормативный правовой акт; верное указание реквизитов); юридическую (опубликование текста нормативного правового акта в источнике официального опубликования); логическую (единство подхода к терминологии, непротиворечивость регулирования одних и тех же правовых отношений в разных нормативных правовых актах) <1>. Достоверность протокола судебного заседания заключается в правильном отражении последовательности и сути совершаемых действий, верном фиксировании информации, сообщаемой участниками процесса.
Пятым требованием является юридическая и лингвистическая грамотность. Под юридической грамотностью понимается правильное (раскрывающее его истинное содержание) и обоснованное (объясняемое невозможностью передать смысл нормы общеупотребительными словами) использование юридических терминов, конструкций, оборотов, иных средств юридической техники. В предисловии к книге Э. Аннерса "История европейского права" автор пишет о значении юридической техники следующее: "От того, в какой степени в стране развита юридическая техника, во многом зависит уровень ее цивилизованности" <1>. На сегодняшний день существует множество проблем юридической техники: активное внедрение иностранных терминов, терминов неюридической науки, использование нетипичных нормативных построений и предписаний <2>.
Под лингвистической грамотностью понимается соответствие текста юридического документа правилам русского языка: орфографии, пунктуации, стилистики и т.д. Следует отметить, что требования, предъявляемые к языку юридического документа, несколько отличаются от общеязыковых правил. Это обусловлено спецификой права. В частности, юридическому тексту присущи такие черты, как императивность, точность, шаблонность, официальность <1>. Вспоминается известная сакраментальная фраза, содержащаяся в тексте резолюции Александра III на прошение о помиловании: "Помиловать нельзя. Сослать в Сибирь", - в которой императрица Мария Федоровна переставила точку <2>.
Шестым требованием, предъявляемым к юридическому документу, является доступность. Несмотря на то что текст юридического документа имеет свою специфику, он должен быть понятен не только людям, имеющим юридическое образование, но и обычным гражданам, которым, как правило, он адресован. В частности, Н.Н. Ивакина пишет: "Доводя волю законодателя до сведения юридических и физических лиц, право через язык целенаправленно воздействует на сознание людей..." <1>. От того, насколько лицо понимает содержание нормативного правового акта, договора, решения суда, другого юридического документа, во многом будет зависеть качество их исполнения.
3. Качество юридического документа характеризуется его пригодностью и ценностью. Под пригодностью юридического документа понимается его способность должным образом воздействовать на общественные отношения. Пригодность юридического документа определяется соблюдением требований, предъявляемых к юридическому документу. В одних случаях юридический документ будет непригодным, в других - пригодным для использования в юридической практике.
Что касается критериев определения пригодности и непригодности юридического документа, то в юридическом смысле непригодными признаются только юридические документы, созданные с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами. В этом случае юридические документы не приобретают юридической силы. Например, договор продажи недвижимого имущества считается незаключенным, если в нем отсутствует согласованное в письменной форме условие о цене имущества (ч. 1 ст. 555 ГК РФ). Иногда юридический документ изначально приобретает юридическую силу, однако впоследствии ее утрачивает. В частности, нормативный правовой акт, противоречащий Конституции РФ, может быть признан неконституционным (глава IX Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде РФ" <1>).
В социальном же смысле, учитывая, что большинство юридических документов призвано регулировать отношения между людьми, непригодным может быть и юридический документ, соответствующий всем требованиям, установленным нормативными правовыми актами, но не соответствующий иным требованиям, ввиду чего не выполняющий стоящих перед ним функций и влекущий возникновение споров.
Например, условия договора прописаны неполно, формулировки двусмысленны, в результате чего одна из сторон, пользуясь изъянами юридического документа, нарушает права другой стороны. Спор заканчивается судебным разбирательством. Другой пример. Нормативный правовой акт содержит неоднозначные формулировки, не раскрывает содержание тех или иных юридических терминов, в результате чего у судов в процессе его применения возникают вопросы. Как правило, решением данной проблемы является дача соответствующих разъяснений по применению нормативного правового акта Верховным Судом РФ. И в том и в другом случае речь не идет о прекращении юридической силы юридического документа, однако для его качественного исполнения требуется разъяснение, решение суда. Следовательно, юридический документ также является некачественным.
Мы будем использовать понятие "непригодность юридического документа" в юридическом смысле, так как только при нарушении установленных нормативных правовых требований юридический документ лишается своего важнейшего свойства - юридической силы. Необходимость рассмотрения понятия "непригодность юридического документа" в социальном смысле обусловлена серьезностью подпадающих под данное понятие изъянов, требующих первостепенного внимания.
Под ценностью юридического документа понимается его социальное значение. В силу специфики свойств юридического документа его социальное значение, в свою очередь, определяется через юридическое значение - востребованность на законодательном уровне и в юридической практике.
Стоит отметить, что ценность юридического документа носит субъективный характер, иначе говоря, документ может быть ценен для одной группы субъектов и неценен для другой. Например, в 2013 году были внесены дополнения в Уголовный кодекс РФ, в частности, введена уголовная ответственность за оскорбление чувств верующих (ст. 148 УК РФ). Некоторые аналитики считают, что ужесточение ответственности за оскорбление чувств верующих обоснованно и необходимо. Другие уверены, что оскорбление чувств верующих, безусловно, является проблемой, требующей правового реагирования, но не уголовно-правовыми средствами. Третьи убеждены, что это не что иное, как нарушение свободы слова и равенства, и если уж вводить ответственность за оскорбление чувств, то как верующих, так и неверующих граждан <1>.
Таким образом, обобщая основные признаки понятия "качество юридического документа", мы можем сформулировать следующее определение: качество юридического документа - это система свойств, присущая содержанию и форме юридического документа, определяющая степень его ценности и пригодности для юридической практики.
|