Понедельник, 25.11.2024, 01:37
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Характеристика дефектов, касающихся содержания юридического документа

Рассмотрев дефекты формы юридических документов, перейдем к характеристике дефектов содержания. Прежде всего сформулируем определение категории "содержание юридического документа". Под содержанием юридического документа следует понимать единство его элементов, свойств, раскрывающих сущность и назначение юридического документа.

Для удобства анализа выделим несколько групп дефектов содержания:

- лингвистические дефекты;

- логические дефекты;

- дефекты фактов;

- фактические дефекты.

Под лингвистическими дефектами юридического документа понимаются изъяны, касающиеся языка как средства передачи содержания юридического документа. Язык представляет собой "важную знаковую систему в человеческой культуре", посредством которой осуществляются общение, информирование, понятийное мышление <1>. Язык, как и любая система, подчиняется строгим правилам, при нарушении которых происходит искажение смысла информации. Текст юридического документа также формируется посредством языка, следовательно, от соблюдения правил языка зависит качество юридического документа, в частности правильность его понимания теми или иными субъектами.

Как справедливо отмечала Екатерина II в Наказе комиссии, осуществляющей подготовку проекта нового уложения: "Законы должны быть писаны простым языком. Преступления не столь часты будут, чем большее число людей уложение читать и разуметь станут" <1>. Аналогичное утверждение мы находим и у языковеда А.А. Ушакова: "Чем естественнее, чем проще языковая конструкция, тем совершеннее язык. Тем лучше он отражает законодательную мысль" <2>.

Лингвистические дефекты очень распространены. Они характерны как для юридических документов, созданных властными субъектами, так и для юридических документов, составленных гражданами. Следует признать, что большая часть населения нормы русского языка знает плохо.

В частности, в Алтайском крае был проведен лингвистический эксперимент. В ходе эксперимента было изучено 50 решений, вынесенных районными судами, на предмет их соответствия языковым нормам. Результат исследования показал, что все анализируемые решения содержали те или иные лингвистические ошибки. 14 процентов от анализируемого количества судебных постановлений содержали 15 и более ошибок <1>. Аналогичное исследование было проведено в Восточно-Сибирском округе. На предмет лингвистической грамотности было проанализировано свыше 50 судебных постановлений, принятых Федеральным арбитражным судом. Многие из них также содержали лингвистические дефекты. Наиболее распространенными лингвистическими дефектами были названы следующие: "использование объемных формулировок, частое повторение одних и тех же слов в одном предложении; наличие грубых грамматических ошибок; нарушение расстановки знаков препинания" <2>.

Лингвистические дефекты, в свою очередь, разделяются на:

- синтаксические;

- грамматические;

- стилистические;

- лексические.

К синтаксическим дефектам юридических документов относятся изъяны, касающиеся строения предложения. Однородные дополнения препятствуют пониманию смысла текста нормы. Стоит отметить, что синтаксические правила могут быть при этом не нарушены, однако в данном случае специфика содержания текста требует использования простых синтаксических конструкций.

Примером синтаксического дефекта в юридическом документе может служить часть 1 статьи 4.5 КоАП РФ: "Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации...". Одно предложение, содержащееся в этом пункте, растягивается более чем на страницу. Длинный абзац текста психологически отталкивает от его осмысления, многочисленное нанизывание однородных конструкций затрудняет восприятие и вычленение необходимой информации.

Синтаксические дефекты также характерны для правоприменительных актов. Примером такого дефекта может быть цитата из решения суда: "Ссылка истца на то, что спорные помещения включены в состав имущества им приватизированного, правомерно на том основании, что КУГИ РО не исключил их из перечня приватизированного имущества, не подлежит принятию во внимание также в связи с тем, что данные объекты могли быть отнесены к подлежащим приватизации истцом только без наличия на то законных оснований" <1>. Данное предложение в принципе не имеет смысла.

Типичным синтаксическим дефектом обвинительных заключений является неправильный порядок слов в предложении, что ведет к недопониманию содержания, а также к смещению смысловых акцентов. По правилам русского языка расположение членов предложения осуществляется от темы (уже известной информации) к реме (новой информации) <1>.

В ряде случаев синтаксическим дефектом может служить чрезмерное использование прямой речи в судебных актах. Это придает акту эмоциональную окраску, что недопустимо и существенно увеличивает его объем. Использование прямой речи обоснованно лишь для передачи особенностей речи участника производства, в случае если конкретные слова играют важную роль для квалификации (например, по таким составам, как оскорбление и клевета).

К грамматическим дефектам относятся любые изъяны, нарушающие существующие правила грамматики. Примером таких нарушений могут быть орфографические ошибки, нередко принципиально изменяющие смысл конкретного слова, а иногда и юридического документа в целом; нарушение связи между словами (неверное склонение слова; неправильное использование предлогов); нарушение словообразования.

В качестве примера приведем выдержку из изученного нами заявления нотариуса (орфография сохранена): "Нотариус... просит вас придоставить акт сверки об фактическом начислении и фактической оплате за предостовление связи по договору...". Для судебных документов характерно неправильное написание слова "преемственность" (в первом слоге буква "е" заменяется на "и"); неверное написание частицы с причастием ("суд считает решение правильным и неподлежащим отмене") <1>; искажение слова "претензиозный" (должно быть - претензионный); раздельное написание прилагательного "вышеуказанный" <2>.

Под стилистическими дефектами юридического документа понимают изъяны, выражающиеся в несоответствии выбора языковых средств условиям обмена информацией. Примером стилистических дефектов является использование просторечных слов и выражений, научных терминов (особенно без расшифровки их значения), жаргонизмов.

Примером стилистического дефекта может служить отрывок из акта проверки: "Неотъемлемой частью акта проверки являются: расписка продавца о наличии денег в кассе, объяснения продавца по сложившейся ситуации, а также постановление и протокол об изъятии контрольно-кассовой ленты, принадлежащей контрольно-кассовой машине вместе с лентой" <1>. Акцентирование внимания на контрольно-кассовой ленте в данном случае явно необоснованно.

Под лексическими дефектами юридического документа понимаются изъяны, касающиеся значения слов. Лексические дефекты являются очень распространенными. Например, многие нормативные правовые акты либо не имеют понятийно-категориального аппарата (в частности, Лесной кодекс РФ <1>), либо он включает не все термины, используемые в нем.

Например, часть 2 статьи 39 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" использует понятие "муниципальный орган", однако его определения в статье 2, содержащей понятийно-категориальный аппарат, не дается. Это ведет к проблеме понимания содержания нормативного правового акта, а следовательно, затрудняет его реализацию.

На роль юридической терминологии обратил внимание С.С. Алексеев. Он пишет: юридическая терминология "необходима... потому, что во многих случаях без нее невозможно с необходимой точностью выразить мысль законодателя" <1>.

Также к лексическим дефектам следует отнести вложение в слово иного смысла, отличного от определения этого слова в другой (базовой для него) отрасли. Примером такого дефекта может служить термин "индивидуальный предприниматель": в гражданском праве под индивидуальным предпринимателем понимается лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность (основная цель которой - получение прибыли (ст. 2 ГК РФ)) без образования юридического лица; в трудовом праве законодатель необоснованно расширяет содержание этого понятия, объединяя две категории физических лиц в одну группу: помимо непосредственно индивидуальных предпринимателей к ним также отнесены адвокаты, нотариусы, иные лица, деятельность которых подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).

Приведем другой пример. В Основах законодательства РФ о культуре понятие "достоинство культур народов и национальных групп" определяется как "признание их ценности и проявление уважения к ним" <1>, то есть как отношение общества к субъекту. Однако Конституция РФ и ряд иных нормативных правовых актов используют слово "достоинство" в другом значении, понимая под ним осознание субъектом своей ценности (отношение же общества к субъекту в Конституции РФ именуется честью).

Другим распространенным лексическим дефектом является употребление разных терминов для обозначения одного и того же понятия. Например, часть 2 статьи 43 Конституции РФ, закрепляя право на образование, оперирует понятием "государственные и муниципальные образовательные учреждения". Федеральный закон "Об образовании в РФ" вводит термин "образовательная организация" (п. 18 ст. 2), при этом образовательные учреждения не упоминаются.

Также к лексическим дефектам следует отнести необоснованное использование иностранных слов; использование синонимов; тавтологию (например, в одном судебном акте содержалась следующая формулировка: "потерпевший сам лично принял похищенные вещи"); полисемию. Примером полисемии может служить юридический термин "крупный размер", используемый в Уголовном кодексе РФ. В разных статьях УК РФ понятие крупного размера различно: например, в статье 158 УК РФ крупным размером считается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей; в статье 159.1 УК РФ - стоимость имущества, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Завершая характеристику лексических дефектов, стоит вспомнить слова французского просветителя Ш. Монтескье: "Слова закона должны пониматься единообразно различными людьми" <1>. Данное утверждение может быть распространено и на акты применения права.

Рассмотрев лингвистические дефекты, перейдем к анализу логических дефектов. Под логическим дефектом юридического документа следует понимать изъян, заключающийся в нарушении правил и законов логики. Логические дефекты являются очень опасными, так как на первый взгляд они часто незаметны. Д.А. Керимов пишет: "Нарушение логики закона, неточность его понятий, формулировок, неопределенность использованных терминов порождают многочисленные запросы, влекут изменения и дополнения, различные толкования и разъяснения, вызывают непроизводительную трату времени, сил и энергии, одновременно являясь питательной почвой для бюрократической волокиты, позволяют извращать смысл закона и неправильно его применять" <1>.

Рассмотрим основные логические дефекты.

Во-первых, отсутствие единой цели, стоящей перед лицом, создающим юридический документ. На практике многие юридические документы слишком помпезны, направлены на обоснование своей значимости, а не на регулирование определенной сферы общественных отношений. В частности, высокопарность выражений наблюдается в Федеральном законе "Об образовании в РФ". Например, пункт 7 части 1 статьи 3 вышеназванного Закона закрепляет свободу выбора методов воспитания педагогическими работниками. Однако на практике воспитательная функция образовательных организаций сведена к минимуму: обсуждается вопрос о введении платы за группы продленного дня в школах, за подготовку детей к школе в детских садах и т.п.

Во-вторых, непоследовательность и неполнота содержания юридического документа. Большинство юридических документов представляют собой текст. Любой текст должен быть логически последовательным, только в этом случае он не вызывает затруднений в его понимании. Что касается полноты содержания, то, как уже отмечалось, практически любой юридический документ преследует конкретную цель, от полноты его содержания во многом будет зависеть качество реализации этой цели. Например, целью принятия нормативных правовых актов является качественное регулирование общественных отношений, в ряде случаев решение социальной проблемы правовыми средствами.

На практике многие юридические документы непоследовательны. Например, какую цель преследует законодатель, дважды изменяющий содержание нормы на прямо противоположное за небольшой промежуток времени? В частности, как объяснить декриминализацию клеветы в 2011 году <1> и ее повторную криминализацию в 2013 (ст. 128.1 УК РФ) <2>? Причем в качестве основного аргумента декриминализации выдвигался тезис о недостаточной общественной опасности клеветы, подчеркивалась необходимость перенесения данного состава в Кодекс об административных нарушениях РФ.

Другой пример. Лицо пишет заявление в полицию. Основной целью создания данного юридического документа является принятие уполномоченным лицом решения о возбуждении уголовного дела. Если же обстоятельства, указывающие на состав преступления, будут изложены неполно и непоследовательно, следователь (дознаватель) примет решение об отказе в возбуждении уголовного дела. Неполнота и непоследовательность положений договора ведут к неоднозначному пониманию его содержания сторонами, возникновению споров.

Весьма опасна непоследовательность решений суда. Она подрывает стабильность судебной практики, доверие к суду. Например, в 2004 году Верховный Суд РФ считал обособленным структурным разделением работников, которые "могут иметь свой особый интерес, отличающийся от интересов работников других разделений... в том числе в части установления условий труда и его оплаты" <1>. В 2006 году Верховный Суд РФ изменил свою позицию и под обособленным структурным разделением стал понимать "...разделение такой степени обособленности, которая обеспечивает его автономную от основной организации деятельность и которая, в случае забастовки работников такого разделения, обеспечивала бы возможность продолжения деятельности всей организации" <2>.

Третью группу дефектов предложенной нами классификации составляют дефекты фактов. Под юридическими фактами в теории права понимаются обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Дефекты фактов могут быть связаны как с содержанием самого юридического факта (например, недостижение возраста, необходимого для вступления в брак), так и с внешней формой его выражения (например, дефект в документе об образовании) <1>. Дефекты, связанные с содержанием юридического факта, нами не рассматриваются, так как выходят за пределы нашего исследования. Дефекты внешней формы выражения юридических фактов являются непосредственным предметом нашего изучения, так как они представляют собой одну из разновидностей дефектов юридических документов.

Можно выделить следующие виды дефектов внешней формы выражения юридических фактов:

- неполнота информации. Суть данного дефекта сводится к тому, что юридический документ содержит не всю необходимую для наступления юридических последствий информацию (например, документ, подтверждающий трудовой стаж, включает не все периоды трудовой деятельности работника);

- ошибки в содержании юридического документа, удостоверяющего юридический факт (например, неверное указание имени в документе об образовании, указание неправильного наименования юридического лица в свидетельстве о государственной регистрации, неверное указание даты в листе нетрудоспособности). Данная категория дефектов, как правило, возникает ввиду невнимательности лиц, создающих юридические документы;

- фальсификация доказательств о несуществующих юридических фактах. Данный вид дефектов является умышленным и, как правило, влечет уголовную ответственность. Например, статья 142.1 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за фальсификацию итогов голосования, статья 303 Уголовного кодекса РФ - за фальсификацию доказательств и результатов оперативно-разыскной деятельности;

- отсутствие юридического документа, подтверждающего юридический факт. Документ может отсутствовать по разным причинам. Например, лицо потеряло документ, либо он был украден, либо документ изначально не был выдан другой стороной (в частности, продавцы нередко не выдают кассовый чек, подтверждающий факт покупки товара). Отсутствие юридического документа, подтверждающего тот или иной факт, является серьезным дефектом, влекущим либо получение документа взамен утраченного (например, восстановление паспорта при его утере), либо установление фактов, имеющих юридическое значение, в судебном порядке, либо доказывание данного факта иными средствами, что бывает весьма проблематично.

Например, статья 493 Гражданского кодекса РФ содержит положение, согласно которому при отсутствии кассового чека лицо может доказывать факт совершения покупки, заключения договора розничной купли-продажи, ссылаясь на свидетельские показания. Но лицо могло совершать покупку в отсутствие свидетелей, исход дела во многом зависит от их показаний, которые отчасти субъективны, к тому же необходимо обеспечить явку свидетелей в суд для подтверждения юридического факта.

Следующей группой дефектов являются фактические ошибки. Под фактической ошибкой понимается неумышленный изъян в содержании юридического документа. Фактические ошибки характерны как для актов правотворчества, так и для правоприменительных актов. В актах правотворчества можно выделить следующие виды фактических ошибок.

Во-первых, неточность приведения реквизитов нормативных правовых актов, к которым отсылает юридический документ.

Во-вторых, неверное написание названий и наименований органов государственной власти, органов местного самоуправления. Например, в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наименование органов местного самоуправления и должностных лиц устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных традиций. Закон Республики Калмыкия "О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Калмыкия" закрепляет, что глава муниципального района должен именоваться следующим образом: глава (наименование муниципального района) районного муниципального образования Республики Калмыкия (ахлачи) <1>. Однако в большинстве муниципальных нормативных правовых актов наименования органов местного самоуправления и должностных лиц, закрепленные в Законе Республики Калмыкия, не учитываются. Например, глава муниципального района в муниципальных нормативных правовых актах именуется "глава РМО", "глава СМО" и т.п.

В-третьих, отсылка к нормативным правовым актам, утратившим юридическую силу. Например, Постановление администрации Ики-Бурульского сельского муниципального образования Республики Калмыкия "Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" отсылает к нормам утратившего силу Постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции" <1>.

В-четвертых, отсылка к статьям нормативного правового акта, не содержащим необходимой информации. Например, часть 8 статьи 391.10 Гражданского процессуального кодекса РФ гласит, что при рассмотрении гражданского дела в порядке надзора лица, указанные в части 4 этой же статьи, вправе дать объяснения, однако часть 4 статьи 391.10 Гражданского процессуального кодекса РФ не содержит перечня лиц, а устанавливает срок рассмотрения надзорной жалобы.

В-пятых, отсылка к нормативным правовым актам, которые еще не приняты. Например, пункт 16 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ", закрепляя право государственного служащего на медицинское страхование <1>, отсылает к специализированному закону "О медицинском страховании государственных служащих РФ". Данный закон до сих пор не принят <2>.

Под фактическими ошибками в правоприменительных и иных правореализационных юридических документах понимаются изъяны, касающиеся тех или иных фактических обстоятельств, отражаемых в них. Например, неправильное обозначение места и времени события, последовательности происходящего, фамилий, имен тех или иных лиц, названий организаций.

Подводя итог рассмотрению видов дефектов юридических документов, мы можем сделать вывод, что дефекты могут быть классифицированы по различным основаниям. Одним из ключевых оснований деления дефектов юридических документов является деление на дефекты формы и дефекты содержания. Охарактеризовав каждую из этих разновидностей дефектов, выявив ее сущность и рассмотрев подвиды, мы можем предложить эффективные меры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению дефектов юридических документов.

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.03.2017)
Просмотров: 301 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%