Прежде чем предлагать конкретные меры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению дефектов формы юридического документа, необходимо установить и понять причины данного явления, чтобы воздействовать на них, тем самым изменяя последствия.
К причинам возникновения дефектов формы юридического документа следует отнести:
- частое отсутствие требований законодательства, предъявляемых к форме юридических документов. В отношении многих юридических документов не установлено, ни на каком носителе они должны создаваться (составляться), ни какой письменной принадлежностью, отсутствуют или расплывчаты требования к тем или иным реквизитам;
- частое отсутствие норм, устанавливающих негативные последствия за несоблюдение требований, предъявляемых к юридическим документам. К негативным последствиям следует отнести не только юридическую ответственность, но и, например, отказ стороны от вступления в правоотношения ввиду несоответствия формы юридического документа установленным требованиям (особенно это актуально для юридических лиц);
- низкую правовую культуру населения. Большая часть населения не знает о наличии тех или иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к отдельным юридическим документам. Например, необходимость написать исковое заявление у многих вызывает панику.
Таким образом, для предупреждения дефектов формы юридических документов нам необходимо воздействовать на вышеобозначенные явления. Нужно разработать нормы, устанавливающие требования к форме юридических документов, если отсутствуют специальные требования, прописанные применительно к конкретному виду юридических документов. Необходимо установить юридическую ответственность за нарушения требований, предъявляемых к юридическим документам, если такая ответственность еще не установлена. Следует разработать комплекс мер, направленных на повышение правовой грамотности населения.
Для более глубокого анализа рассмотрим отдельно меры по предупреждению, выявлению, пресечению и устранению:
- дефектов носителя юридического документа;
- дефектов реквизитов юридического документа;
- дефектов структуры юридического документа.
Что касается носителя юридического документа, то данная проблема актуальна в отношении правоприменительных актов и иных правореализационных документов, так как акты правотворчества имеют официальный источник опубликования.
На сегодняшний день количество источников официального опубликования даже на федеральном уровне огромно. Это существенно затрудняет работу с массивом законодательства. Например, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не подлежащие государственной регистрации, подлежат официальному опубликованию в установленных этими же органами источниках официального опубликования. В частности, акты Министерства транспорта России публикуются в газете "Транспорт России" <1>. Кроме того, собственные источники официального опубликования имеют Центральный банк России <2>, Фонд социального страхования РФ <3>, некоторые другие органы и учреждения, имеющие особый статус.
Действенным способом решения данной проблемы видится введение единого официального источника электронного опубликования нормативных правовых актов. Это позволит упростить работу с нормативными правовыми актами (в бумажных источниках официального опубликования вносимые изменения публикуются отдельно от ранее действовавшего текста нормативного правового акта), обеспечить быстрый доступ каждого человека к тому или иному нормативному правовому акту.
Стоит отметить, что официальные источники электронного опубликования активно используются в зарубежных странах (в Бельгии, Эстонии и других), причем в некоторых государствах для тех или иных видов нормативных правовых актов допустимо только электронное опубликование (например, в Швейцарии) <1>. В Дании существует официальная правовая информационная система - Retsinformation (http://www.retsinfo.dk), она включает все законодательство Дании <2>.
В России также имеется некоторый опыт перехода к официальному электронному опубликованию. В частности, статья 4 Федерального закона от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в качестве одного из официальных источников опубликования указанных в названии Закона нормативных правовых актов закрепляет официальный интернет-портал правовой информации <1>.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым ввести обязательное официальное электронное опубликование всех нормативных правовых актов федеральных и региональных органов государственной власти, а также должностных лиц. За основу может быть взят существующий официальный интернет-портал правовой информации <1>. Все федеральные и региональные органы государственной власти, а также должностные лица, осуществляющие правотворчество, должны иметь возможность загружать на данный портал принятые ими нормативные правовые акты. В каждом федеральном и региональном органе государственной власти должно быть создано специальное разделение, ответственное за официальное электронное опубликование, либо данная обязанность должна быть возложена на конкретного сотрудника.
Это потребует серьезных финансовых и организационных затрат, однако позволит существенно улучшить качество работы с нормативными правовыми актами, будет способствовать повышению правовой культуры граждан, станет первым шагом на пути к дальнейшему частичному переходу к электронному документированию, что существенно снизит затраты на бумагу.
В частности, в США с 2001 по 2005 год на создание и работу Департамента электронного правительства выделялось 345 млн. долларов ежегодно. По данным Министерства юстиции Франции, в 2008 году 335 млн. евро бюджетных средств было предусмотрено на программу доступа к праву <1>.
В России в последние годы также указывается на необходимость внедрения системы официального электронного опубликования. В частности, в государственной программе "Информационное общество (2011 - 2020)" в качестве одного из приоритетных направлений обозначено развитие государственной системы правовой информации, большим плюсом является то, что на реализацию данного направления выделены денежные средства <1>.
Сложнее обстоят дела с муниципальными нормативными правовыми актами. С одной стороны, многие муниципалитеты (особенно сельские поселения) не имеют финансовых средств даже на выпуск официальных источников опубликования в печатном виде. С другой - официальное опубликование муниципальных правовых актов является обязательным в силу закона (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). В связи с этим признание официального электронного опубликования обязательным имеет ряд достоинств.
Во-первых, это позволит учитывать опыт других муниципалитетов при разработке муниципальных нормативных правовых актов. На сегодняшний день он, как правило, не учитывается ввиду отсутствия данных нормативных правовых актов в открытом доступе <1>.
Во-вторых, электронное опубликование сократит расходы муниципальных образований на печатные издания, которые являются официальным источником опубликования муниципальных нормативных правовых актов.
Особые трудности возникают с доведением до всеобщего сведения муниципальных нормативных правовых актов сельских поселений. Как правило, они вывешиваются на стендах, находящихся рядом со зданиями органов местного самоуправления. Объективно гражданин не будет ежедневно ходить смотреть на стенд, знакомиться с нормативным правовым актом стоя на улице тоже неудобно. В то же время у многих жителей сел есть доступ в Интернет, у пожилых людей есть дети, внуки, которые могут распечатать им муниципальный нормативный правовой акт.
Проблема финансирования электронного опубликования может быть решена двумя способами. Во-первых, следует использовать систему дотаций, субсидий (субъекта РФ - муниципальным районам, муниципальных районов - сельским поселениям) на осуществление данной деятельности. Во-вторых, возможно заключение соглашений между муниципальным районом и сельским поселением о передаче обязанности по размещению муниципальных нормативных правовых актов сельского поселения на официальном интернет-портале правовой информации муниципальному району.
Таким образом, официальный интернет-портал правовой информации должен стать официальным электронным источником опубликования всех нормативных правовых актов. Это, как уже отмечалось, облегчит ознакомление с ними, обеспечит удобство пользования и поиска, позволит учитывать опыт других субъектов РФ, муниципалитетов при разработке соответственно региональных и муниципальных нормативных правовых актов <1>.
К носителю правоприменительных актов и иных правореализационных документов, если отсутствуют специальные требования, установленные применительно к конкретному виду этих документов, также должен предъявляться ряд требований.
Юридический документ должен составляться (создаваться) на бумаге определенного формата и качества. Форматы бумаги установлены Государственным стандартом СССР 9327-60 "Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы" <1>. Наиболее пригодным форматом для юридических документов, на наш взгляд, является формат А4 (210 x 297): на листе формата А4 помещается оптимальное для восприятия количество информации; он смотрится наиболее презентабельно (например, если сравнивать с форматом А5). Кстати, международным стандартом ISO 216:1975 формат А4 также признается основным для официальных документов <2>.
Наряду с требованиями к формату бумаги необходимо на законодательном уровне закрепить требования к отступам, так как их несоблюдение ведет к частичной утрате текста документа. Рекомендации Государственного стандарта РФ ГОСТа Р 6.30-2003 устанавливают следующие поля: 20 мм - левое, 10 мм - правое, 20 мм - нижнее, 20 мм - верхнее <1>. Данное требование стандарта также должно найти отражение в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" с единственным изменением - левое поле необходимо увеличить до 30 мм, так как многие юридические документы скрепляются (сшиваются).
Качество носителя юридического документа также является очень важным, так как юридический документ должен быть долговечным, устойчивым к воздействиям внешних факторов. В противном случае он перестает быть пригодным, а следовательно, и качественным. Для того чтобы понять, какой вид бумаги является оптимальным для использования при создании (составлении) юридических документов, рассмотрим ее основные характеристики.
Плотность. Большинство юридических документов распечатывается на принтерах. Как показывает практика, для принтера оптимальной является бумага плотностью 80 - 90 г/м2. Если бумага меньшей плотности, принтер часто захватывает несколько листов одновременно, если большей - бумага застревает в принтере.
Белизна - способность бумаги отражать свет рассеянно и равномерно во всех направлениях. Чем выше параметр белизны, тем качественнее бумага, контрастнее текст на ней, следовательно, документ легко читаем. Белизна указывается в процентах по стандарту CIE или ISO. Например, офисная бумага имеет белизну 146 процентов, что обеспечивает нормальную читаемость документа.
Жесткость - показатель сопротивления листа изгибанию. Если этот показатель высокий, то принтеру трудно прокрутить бумагу, что приводит к замятию.
Шероховатость - характеризует микрорельеф поверхности бумаги. Измеряется в Бендстенах. Оптимальным является значение от 150 до 250 единиц. Бумага с более высоким уровнем шероховатости часто застревает в принтере, плотность печати на этой бумаге низкая <1>.
Если проанализировать вышеназванные характеристики бумаги, мы увидим, что в наибольшей степени данным требованиям отвечает офсетная бумага <1> (одна из ее разновидностей - офисная).
Текст юридического документа должен наноситься пишущей принадлежностью, печататься на принтере, свойства которого позволяют обеспечить читаемость и долговечность юридического документа. Под письменной принадлежностью понимается инструмент, применяемый для письма. К видам письменных принадлежностей следует отнести ручки, фломастеры, карандаши и т.д.
Вопрос об установлении требований к письменным принадлежностям актуален также по отношению к правоприменительным актам и иным правореализационным документам, так как способ изготовления источника официального опубликования нормативного правового акта единообразен и в изменениях не нуждается. Несмотря на то что большинство юридических документов печатается на принтере, некоторые до сих пор создаются рукописно. Например, заявления и доверенности. В связи с этим требования к пишущей принадлежности также должны найти отражение в федеральном законе.
В федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" необходимо установить запрет на создание всех юридических документов карандашом, иными приспособлениями, утрачивающими цветность, так как одним из свойств качества юридического документа является его пригодность в юридической практике, а следовательно, долговечность, невозможность внесения в него выгодных для одной из сторон изменений.
Данный запрет должен быть обеспечен наличием соответствующего состава в Кодексе об административных правонарушениях РФ, так как нарушение этого требования создает риск совершения другого противоправного действия - внесения незаконных изменений в юридический документ.
Оптимальной пишущей принадлежностью для создания юридических документов является ручка. Чернила для ручек, используемые при создании юридического документа, должны быть светостойкими и водостойкими. Проанализировав показатели свето- и водостойкости чернил разного вида (табл. 1, 2), мы пришли к выводу, что при составлении юридических документов следует использовать водные гелевые чернила.
Таблица 1. Показатели светостойкости разных видов чернил
Вид чернил
Показатель светостойкости в часах
для черных чернил
для цветных чернил
Водные чернила для капиллярных ручек, авторучек
1620
540
Водные гелевые чернила
1980
1600
Масляные гелевые чернила
800
580
Органические пасты шариковых ручек
1000
650
Таблица 2. Показатели водостойкости разных видов чернил <1>
Вид чернил
Показатель водостойкости (в экспериментальных условиях за 24 часа)
Водные чернила для капиллярных ручек, маркеров, роллеров
черные стойкие;
все цветные - растворяются
Водные чернила для авторучек с пером
все растворяются
Водные гелевые чернила
все цвета стойкие, кроме голубого
Масляные гелевые чернила
все цвета стойкие, кроме красного
Органические пасты шариковых ручек
синий и фиолетовый стойкие; все цветные - растворяются
Что касается цвета чернил, используемых при составлении юридического документа, считаем целесообразным закрепить диспозитивную норму. При создании, подписании правоприменительных актов и иных правореализационных документов следует использовать водные гелевые чернила синего или фиолетового цвета. Кроме того, на законодательном уровне необходимо закрепить запрет на использование чернил разного цвета при составлении одного юридического документа, так как это создает благоприятные условия для последующего внесения в документ незаконных изменений, добавления или замены отдельных страниц.
Что же касается цвета чернил, то синий и фиолетовый цвета обеспечивают легкость прочтения документа (цвета контрастны на белой бумаге, не создают дополнительной нагрузки на зрение, в отличие, например, от оранжевого цвета чернил). Использование чернил синего или фиолетового цвета позволяет контрастом выделить дописанное в документ от руки (например, номер документа, даты и подписи), что, в свою очередь, очень важно при решении вопроса о том, что перед нами - оригинал или копия юридического документа.
Практика знает примеры, когда использование цвета чернил, не соответствующего требованиям, установленным нормативным правовым актом, влекло негативные последствия. В частности, в Иркутске женщине вписали детей в паспорт чернилами синего цвета, хотя согласно действующему на тот момент Приказу МВД от 28.12.2006 N 1105 необходимо было использовать чернила черного цвета <1>. Это могло стать препятствием при реализации права на материнский капитал (формально паспорт был недействителен), поэтому документ пришлось менять. Сотрудники Федеральной миграционной службы своей вины не отрицали, но возмещать расходы по замене паспорта отказались, так как, по их мнению, люди сами должны следить, каким цветом в их паспорт вносятся записи <2>.
Проанализировав данную ситуацию, считаем необходимым установить административную ответственность для лиц, использующих при создании юридических документов цвет чернил, недопустимый нормативными правовыми актами, в случае если это создает препятствия при реализации прав. В рассмотренном нами случае к ответственности необходимо привлечь сотрудника Федеральной миграционной службы, внесшего эту запись. За нарушение иных требований, предъявляемых к носителю, а также пишущей принадлежности, устройству печати, также должна наступать административная ответственность только в случае, если допущенное нарушение препятствует использованию данного юридического документа. Например, чернила ручки утрачивают цветность, и документ становится нечитаемым.
Для формулирования требований, предъявляемых к принтеру, на котором осуществляется печать юридического документа, рассмотрим его основные характеристики. На сегодняшний день существует три основных вида принтеров, различающиеся по технологии печати: матричный, струйный и лазерный.
Качество печати матричного принтера достаточно низкое, в связи с этим он непригоден для печати юридических документов <1>.
Струйные принтеры демонстрируют самое высокое качество печати, однако наряду с этим они обладают рядом недостатков: заправка картриджа принтера очень дорогая, краска расходуется очень быстро; заявленное качество, прежде всего, необходимо для цветной печати, качество печати черно-белого документа практически не отличается от качества печати лазерного принтера. Кроме того, существенным недостатком является то, что краска засыхает не сразу, в связи с этим только что напечатанный документ легко испортить (смазать), дотронувшись до текста рукой <1>.
Лазерные принтеры отличаются высоким качеством печати, при этом они гораздо экономичнее. В частности, одной заправки картриджа хватает на 10 тысяч листов, работа барабана рассчитана примерно на 60 тысяч копий. Документы, распечатанные на лазерном принтере, долговечны: не поддаются воздействию солнечного света, воды и других факторов. Еще одним достоинством лазерного принтера является высокая скорость печати, ориентированность на большие объемы. Как правило, в организациях, органах государственной власти, органах местного самоуправления печать документов поставлена на поток <1>.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что юридические документы следует печатать на лазерном принтере, так как именно он показывает наилучшее соотношение цены и качества.
Рассмотрев требования, предъявляемые к пишущим принадлежностям или принтеру, остановимся на тесно связанной с ними группе требований, предъявляемых к читаемости документа. Как уже отмечалось, юридический документ может создаваться как рукописно, так и на компьютере, но и в том и в другом случае его текст должен быть написан (нанесен) разборчиво.
В частности, Постановлением судьи Свердловского областного суда дело по обвинению Сваловой и Щукиной было направлено на дополнительное расследование ввиду изготовления следственных документов почерком, не поддающимся прочтению. Прокурор опротестовал данное Постановление, сославшись на отсутствие такого основания в нормах Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, но Президиум Верховного Суда РФ протест отклонил <1>.
Проанализировав вышеприведенный пример из судебной практики, необходимо отметить, что во избежание возникновения споров требование о читаемости юридического документа должно найти закрепление в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу".
Считаем необходимым закрепить процедуру урегулирования спора о читаемости юридического документа. Данные дела должны рассматриваться в порядке гражданского искового судопроизводства. Адресат документа либо лицо, в отношении которого выдан данный юридический документ, вправе обратиться в суд с исковым заявлением со следующим требованием: выдать юридический документ, поддающийся прочтению, либо внести дополнения в ранее выданный (если выдача нового невозможна в силу закона), а также выплатить компенсацию за создание препятствий в реализации права или за нарушение права. Размер компенсации должен определяться судом с учетом всех обстоятельств дела.
Необходимо внести ряд соответствующих изменений в действующее законодательство.
Во-первых, пункт 3 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса РФ предлагаем изложить в следующей редакции: "В случае если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки правонарушения, суд сообщает об этом по подведомственности. В случае если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников признаки преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия".
Во-вторых, дополнить КоАП РФ статьей 5.59.1, изложив ее в следующей редакции:
"5.59.1. Нарушение требований, предъявляемых к форме юридического документа
1. Создание юридического документа, внесение в него изменений и дополнений карандашом, иным приспособлением, утрачивающим цветность, а равно создание юридического документа, внесение в него изменений и дополнений, не поддающихся прочтению ввиду неразборчивого почерка его создателя, некачественной печати печатающего устройства, если это повлекло нарушение прав и свобод человека, за исключением случаев, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей, на юридические лица - от пятидесяти до ста тысяч рублей.
2. Создание юридического документа, внесение в него изменений и дополнений с нарушением иных требований, предъявляемых к его форме, если это повлекло нарушение прав и свобод человека, за исключением случаев, предусмотренных статьями Уголовного кодекса РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей, на юридические лица - от пятидесяти до ста тысяч рублей.
3. Нарушение установленного срока устранения дефектов формы юридического документа влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати до сорока тысяч рублей, на юридические лица - от пятидесяти до ста тысяч рублей".
В-третьих, внести изменения в Уголовный кодекс РФ, дополнив его статьей 115.1 "Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также смерти ввиду невозможности прочтения медицинской документации".
Отдельно следует сказать о юридических документах, составляемых на электронных носителях. Необходимо принять федеральный закон "Об электронном документе", в котором сформулировать определение электронного документа, прописать требования, предъявляемые к его форме, определить формы представления электронного документа. Кстати, в странах ближнего зарубежья на сегодняшний день такие законы приняты, например в Республике Казахстан <1> и Республике Беларусь <2>.
С учетом анализа зарубежного опыта к электронному юридическому документу должны предъявляться следующие требования:
- создание, обработка, хранение, передача документа должны осуществляться с помощью программных и технических средств;
- документ должен иметь установленную законом структуру (неотъемлемым элементом структуры является электронная подпись);
- форма документа должна быть понятна и доступна для восприятия человека, не обладающего специальными техническими навыками.
В законе "Об электронном документе" необходимо четко прописать, что электронный документ приравнивается к документу на бумажном носителе, если электронный документ соответствует вышеизложенным требованиям. В случае если существуют сомнения в подлинности электронной подписи, необходимо обращаться в удостоверяющий центр, который выдает сертификаты ключей подписей и в данном случае может выполнять функции нотариуса - удостоверять подлинность электронной подписи. В случае возникновения иных сомнений в подлинности электронного документа должна проводиться экспертиза. Все эти положения носят общий характер и должны быть прописаны в федеральном законе "Об электронном документе".
Приведем пример из практики. ООО "Мосфармторг" предъявило иск о взыскании с ЗАО "Банк "Резервные финансы и инвестиции" 5 млн. рублей. На основании платежных поручений, подписанных электронной подписью генерального директора ООО "Мосфармторг", ЗАО "Банк "Резервные финансы и инвестиции" списало с расчетного счета клиента данную сумму. Суд в вынесенном Определении отметил: "Принимая во внимание акт, составленный по результатам работы экспертной комиссии, установившей подлинность электронной подписи на платежных поручениях, на основании которых банком были списаны спорные денежные средства, суд пришел к выводу об отказе в иске в связи с отсутствием доказательств причинения обществу убытков неправомерными действиями банка" <1>.
Немало споров вызывает вопрос о возможности различения подлинника и копии электронного документа. В литературе существует две точки зрения. Одни авторы считают, что подлинником является только первый экземпляр электронного документа (то есть составленный на конкретном компьютере): для признания электронного документа доказательством нужно будет нести в суд (иной орган, рассматривающий дело) компьютер, на котором он составлялся. Другие авторы убеждены, что у электронного документа не может быть копии: если он отвечает требованиям, предъявляемым к электронным документам, то он однозначно является доказательством (неважно, копировался данный файл с ранее созданного или создавался изначально) <1>.
Мы считаем, что электронный документ не может иметь копии, так как копированный файл содержит точно такую же электронную подпись, как и первоначальный (в отличие от копии бумажного носителя). Вопрос о признании электронного документа доказательством, как уже отмечалось, должен решаться исходя из того, соответствует ли данный документ требованиям, установленным федеральным законом "Об электронном документе".
Что касается дефектов реквизитов, то в первую очередь в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" необходимо закрепить определение понятия "реквизит юридического документа". В частности, Р.А. Сабитов, Е.Ю. Сабитова определяют реквизит как обязательный признак документа, содержащего информацию, имеющую юридическое значение <1>. Данное определение не лишено недостатков.
Во-первых, как уже отмечалось ранее, информация, имеющая юридическое значение, не всегда изначально облечена в форму юридического документа. Например, многие документы изначально создаются как частные и только при определенных обстоятельствах становятся юридическими. Ярким примером такого документа является личный дневник обвиняемого, приобщенный в качестве доказательства по уголовному делу.
Во-вторых, данное определение не раскрывает сущности реквизита, не позволяет отличить его от иных обязательных элементов юридического документа, например существенных условий договора.
Для формулирования определения понятия "реквизит юридического документа" рассмотрим его основные признаки.
Во-первых, это один из элементов юридического документа наряду с преамбулой, содержательно-регулятивной частью и другими.
Во-вторых, наличие реквизитов обеспечивает юридическому документу юридическую силу - важное юридическое свойство, делающее юридический документ обязательным для адресатов.
В-третьих, перечень реквизитов для разных юридических документов различен: состав реквизитов отдельного вида юридического документа вытекает из нормативного правового акта, регламентирующего его сущность и содержание. Например, пункт 9 Постановления Правительства от 13.08.1997 N 1009 содержит исчерпывающий перечень реквизитов актов федеральных органов исполнительной власти. Основное назначение реквизита состоит в идентификации юридического документа, в частности его адресата и адресанта, места, времени создания и т.д.
В-четвертых, наличие данного элемента является обязательным. При отсутствии того или иного реквизита юридический документ не имеет юридического значения. Например, пункт 1 статьи 186 Гражданского кодекса РФ закрепляет, что доверенность без указания даты ее совершения ничтожна.
Из вышеназванных признаков можно сформулировать следующее определение: реквизит юридического документа - это обязательный, предусмотренный законами или иными нормативными правовыми актами элемент юридического документа, позволяющий его идентифицировать, а также сообщающий ему юридическую силу.
Рассмотрим основные реквизиты каждой из групп юридических документов.
К реквизитам актов правотворчества относятся:
- герб. Вид герба зависит от уровня юридического документа. На нормативных правовых актах федеральных органов государственной власти размещается государственный герб РФ. Статья 3 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе РФ" указывает на необходимость размещения Государственного герба РФ на бланках актов, исходящих от федеральных органов государственной власти, должностных лиц государственных органов <1>. На актах органов государственной власти, должностных лиц государственных органов субъекта РФ размещается герб субъекта РФ. Описание этого герба содержится в соответствующем законе субъекта РФ. Например, в Нижегородской области данный вопрос регулируется Законом Нижегородской области от 10.09.1996 N 42-З "О Гербе Нижегородской области" <2>. На документах, исходящих от органов и должностных лиц местного самоуправления, размещается герб муниципального образования;
- наименование вида нормативного правового акта и его название.
В литературе существует две точки зрения относительно того, нужно ли нормативно закреплять систему источников российского права. Одни авторы (например, Б.А. Страшун) считают, что перечень источников российского права должен быть закрыт и закреплен в одном нормативном правовом акте, как правило, в Основном законе государства. Примером является Конституция Польши <1>. На первый взгляд данная точка зрения кажется весьма прогрессивной. Однако предлагаемая модель является идеалистической, на практике мы будем сталкиваться с источниками, не нашедшими отражения в Конституции, так как право очень динамично.
Другие авторы считают, что право - это то, что защищается судом. В данном случае, по сути, неважно, где именно содержатся нормы, важно, как их оценит суд <1>. К недостаткам данного подхода следует отнести огромную роль суда, а как следствие, возможность произвола со стороны судей, существование разной судебной практики по однотипным вопросам, а также длительность данной процедуры. Все это время (пока идет судебное разбирательство) спорный источник права будет действовать, а к моменту, когда будет вынесено решение, спорный нормативный правовой акт может быть уже отменен.
На наш взгляд, истина посередине. С одной стороны, как уже отмечалось, закрыть систему источников путем закрепления их видов в одном нормативном правовом акте на практике невозможно, с другой - всецело полагаться на не подкрепленную какими-либо нормами позицию суда тоже неправильно.
В связи с вышеизложенным считаем необходимым принять федеральный закон "О нормативных правовых актах в РФ". На сегодняшний день существует несколько проектов такого федерального закона <1>. Каждый из них содержит те или иные достоинства и недостатки. Анализ содержания проектов данного федерального закона не является предметом нашего исследования. Однако стоит отметить, что большое количество проектов федерального закона указывает на наличие проблемы, вызванной его отсутствием, и, как следствие, на необходимость скорейшего принятия вышеупомянутого федерального закона.
Во многих зарубежных государствах уже существуют аналогичные законы. Например, в 1973 году Закон о нормативных актах был принят в Болгарии; в 1987 году Закон о правотворчестве был принят в Венгрии; в 2010 году Закон о нормативных правовых актах принят в Азербайджане <1>.
Е.А. Лукьянова отмечает: "...На сегодняшний день фактически нигде и никем не установлена иерархия действующих нормативных актов, не определен исчерпывающий список их видов для различных нормотворческих органов. Идет постоянная война... сражение между федеральными нормативными актами и законами субъектов Федерации, между различными федеральными нормативными актами, между законами и нормативными договорами" <1>.
Принятие федерального закона "О нормативных правовых актах в РФ" позволит нормативно закрепить, что, собственно, понимается под нормативным правовым актом (существует несколько позиций <1>, и это вызывает серьезные трудности на практике), упорядочить систему нормативных правовых актов <2>, а также определить субъектов правотворчества.
На сегодняшний день, к сожалению, нормотворческими полномочиями наделен неограниченный круг лиц <1>. В частности, Министерство юстиции РФ допускает совместное принятие подзаконных нормативных правовых актов органом государственной власти и субъектом, который ему подчиняется <2>, что напрямую нарушает принцип субординации.
В то же время следует отметить, что принятие федерального закона "О нормативных правовых актах в РФ" должно быть основано на тщательном анализе существующей практики. В противном случае мы столкнемся с существенным расхождением видов нормативных правовых актов: реально существующих и закрепленных в предлагаемом федеральном законе. Ввиду важности данного закона для его разработки следует создать рабочую группу, в которую войдут в том числе ученые-юристы, а также организовать общественное обсуждение.
Что же касается отдельных спорных ситуаций, например, когда правовой акт, по наименованию являющийся нормативным правовым, не содержит норм права, то они должны решаться Конституционным Судом РФ или Верховным Судом РФ в зависимости от того, чему противоречит спорный правовой акт.
Практика знает такие примеры. В частности, предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ был вопрос о нормативности актов Президента РФ <1>. Следует отметить, что при наличии федерального закона "О нормативных правовых актах в РФ" Конституционному Суду РФ или Верховному Суду РФ будет от чего отталкиваться при вынесении подобного решения.
Кроме того, за принятие незаконных нормативных правовых актов, если это повлекло нарушение прав человека и гражданина, создало препятствия в реализации этих прав, должна быть предусмотрена ответственность, в частности дисциплинарная <1>.
Что касается названия нормативного правового акта, то считаем необходимым закрепить как полное название, так и сокращенное, которое будет приравниваться к полному, в случае если название включает более шести слов, так как в противном случае ссылка на такой нормативный правовой акт будет громоздкой. Сокращенное наименование должно отражать сущность (смысл) нормативного правового акта;
- наименование органа, принявшего (издавшего) нормативный правовой акт, либо указание на должностное лицо, принявшее (издавшее) нормативный правовой акт;
- дата подписания нормативного правового акта и его номер. В федеральном законе "О нормативных правовых актах в РФ" следует закрепить, что нумерация всех нормативных правовых актов должна быть последовательной. Установить запрет на оставление свободных номеров;
- наименование должности, фамилия, инициалы лица, подписавшего нормативный правовой акт, подпись.
Много проблем возникает с правоприменительными актами. На сегодняшний день требования, предъявляемые к правоприменительным актам, в том числе к реквизитам, не унифицированы. Четкое закрепление перечня реквизитов позволит внести ясность и упорядоченность.
К реквизитам правоприменительных актов относятся:
- герб;
- наименование органа, вынесшего правоприменительный акт; указание на должностное лицо, вынесшее правоприменительный акт;
- наименование акта. Правоприменительные акты принимаются различными органами государственной власти и должностными лицами, в связи с этим общая унификация наименований правоприменительных актов невозможна. Однако с целью наилучшего понимания гражданами, правоприменителями, в чем суть того или иного правоприменительного акта, в отдельных нормативных правовых актах, закрепляющих те или иные положения, касающиеся правоприменительных актов, следует сформулировать их определения. Например, пункт 28 статьи 5 УПК РФ закрепляет определение приговора. В то же время ГПК РФ не содержит понятийно-категориального аппарата и не прописывает, чем отличается решение суда от определения <1>.
- номер правоприменительного акта;
- дата и место вынесения;
- указание адресата правоприменительного акта (если их несколько, необходимо указать всех адресатов);
- подпись лиц (лица), вынесших (принявшего) правоприменительный акт;
- оттиск гербовой печати.
Говоря о реквизитах иных правореализационных документов, следует отметить, что количество видов правореализационных документов огромно. В частности, к ним относятся различные договоры, заявления, расписки, доверенности. Для каждого из этих видов предусмотрены свои реквизиты. В связи с этим мы сначала сформулируем общие рекомендации, а затем рассмотрим типичные реквизиты, характерные для большинства правореализационных документов.
При подготовке правореализационных документов следует ознакомиться с нормами материального права, так или иначе регулирующими правоотношение, которое фиксируется данным правореализационным документом. Хорошим подспорьем гражданину могут стать издаваемые организациями, оказывающими юридические услуги, адвокатами, профессиональными ассоциациями пособия, брошюры по созданию правореализационных документов.
Изначально идея может исходить как от государства, так и от самих вышеназванных субъектов. В случае если идея исходит от государства, в целом процедура должна быть схожа с государственным заказом. Если же инициатива исходит от самого субъекта, то возможно иное стимулирование, например предоставление специальных налоговых режимов коммерческим организациям, оказывающим юридические услуги, при выполнении определенного объема просветительской работы; субсидирование издательской деятельности.
С одной стороны, это позволит осуществить одно из важнейших направлений государственной политики - повышение правосознания и правовой культуры граждан, с другой - способствует развитию и укреплению субъектов профессионального сообщества.
Наконец, в случае возникновения у гражданина сомнений, затруднений следует обращаться за помощью к юристу. Ответственному подходу к составлению юридических документов могут способствовать средства массовой информации, в частности, должно подчеркиваться, что нарушение требований к реквизитам правореализационных документов часто влечет серьезные юридические последствия.
Необходимо продолжать развивать негосударственную систему бесплатной юридической помощи, закрепленную в статье 22 Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в РФ" <1>. К субъектам оказания бесплатной юридической помощи, согласно вышеназванному Закону, отнесены юридические клиники и негосударственные центры бесплатной юридической помощи. На сегодняшний день в целом данное направление следует признать эффективным. В частности, в Приволжском федеральном округе в рамках негосударственной системы бесплатной юридической помощи ежегодно юридическую помощь получают более 60 тысяч человек <2>.
Рассмотрим наиболее часто встречающиеся реквизиты правореализационных документов:
- наименование документа. Следует помнить, что наименование правореализационного документа должно соответствовать его содержанию. Например, Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" закрепляет определения видов обращений, что позволяет понять, чем они отличаются друг от друга. Один юридический документ не должен включать в себя элементы нескольких;
- дата и место создания документа. На практике, к сожалению, граждане часто забывают указать дату. В одних случаях это влечет недействительность документа, в других создает трудности при определении сроков вступления документа в силу, сроков его рассмотрения. Например, заявление, поданное в орган государственной власти, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" подлежит регистрации в течение трех дней с момента поступления <1>. Если заявление направляется в орган по почте, то момент поступления (в случае возникновения споров) можно определить по штампу почтового отделения. В случае подачи заявления путем непосредственного обращения в орган датой его поступления, как правило, будет дата, указанная в самом документе. Если же дата не указана, орган может затягивать момент регистрации, а следовательно, срок рассмотрения обращения.
Также необходимо закрепить, что неверное указание даты в правореализационном документе не влечет его недействительности, если иное прямо не установлено законодательством. Данное положение касается прежде всего договоров. В частности, Кассационным определением Томского областного суда от 20.12.2011 по делу N 33-3927/2011 такой изъян был назван технической ошибкой, не влияющей на согласованность существенных условий <1>;
- адресат и адресант документа (за исключением доверенностей и договоров <2>, некоторых иных правореализационных документов). Указание адресанта документа, как правило, проблем не вызывает, а адресат часто указывается неправильно, что создает серьезные проблемы. Прежде всего необходимо перечислить виды адресатов:
- орган (организация) в целом;
- разделение органа (организации);
- конкретное должностное лицо, руководитель организации.
В двух первых случаях наименование необходимо указывать в соответствии с нормативным правовым актом, локальным актом, определяющим его (ее) назначение, структуру, деятельность. Обращение к вышеназванным актам поможет не только правильно указать наименование, но и грамотно определить адресата, так как, как правило, отдельные функции одной и той же сферы распределены между разными органами (разделениями).
В случае же обращения к конкретному должностному лицу руководителю организации необходимо указать должность в соответствии с утвержденной структурой органа, штатным расписанием организации, а также фамилию и инициалы должностного лица. Если же правореализационный документ подается в организацию, то наименование юридического лица указывается в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц;
- оттиск печати. Прежде всего необходимо отметить, что не все субъекты правоотношений обязаны иметь печать. Субъекты, выполняющие государственную функцию (органы государственной власти; органы местного самоуправления и юридические лица в случае, если им передаются соответствующие полномочия), заверяют документы гербовой печатью. Требования, предъявляемые к гербовой печати, четко сформулированы в законодательстве. Юридические лица, в соответствии со вступившими в законную силу изменениями законодательства, как уже отмечалось, могут иметь печать, однако это не является их обязанностью.
Считаем необходимым отменить принятое изменение, закрепив требование об обязательности наличия печати у любого юридического лица, а также установить ряд ограничений, касающихся данного реквизита.
Во-первых, юридическим лицам нужно запретить иметь несколько печатей, так как это затрудняет их идентификацию. Следует создать реестр печатей юридических лиц; наделить орган, регистрирующий юридическое лицо, соответствующими полномочиями по проверке печати юридического лица на предмет соответствия законодательству, а также внесению образца оттиска печати в реестр. На сегодняшний день такой реестр создан только в Москве (ГУП "Московский реестр"). Регистрация печатей и штампов юридических лиц в данном реестре является добровольной <1>.
Во-вторых, следует запретить использовать оттиск печати, до степени смешения схожий с оттиском печати другого юридического лица, так как в этом случае идентификация участника гражданского оборота также затруднена.
В-третьих, запретить использование штампов, так как они не несут смысловой нагрузки, излишне загромождают юридический документ; многие граждане, не имеющие юридического образования, путают их с печатями. За нарушение требований, предъявляемых к печати, следует привлекать к административной ответственности (ч. 2 ст. 5.59.1 КоАП РФ).
Необходимо обязать иметь печати индивидуальных предпринимателей, так как они являются практически такими же участниками гражданского оборота, как и юридические лица. Отчасти данный вывод вытекает и из законодательства. Пункт 3 статьи 23 Гражданского кодекса РФ гласит, что "к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица... применяются правила... которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения". Требования, предъявляемые к печати индивидуального предпринимателя, порядок регистрации данного реквизита должны совпадать с юридическими лицами;
- подпись. Действующее законодательство, как уже отмечалось, практически не содержит каких-либо требований, предъявляемых к подписи. Определение данного реквизита также отсутствует. Постановление Государственного стандарта от 03.03.2003 N 65-ст, носящее рекомендательный характер, гласит, что реквизит "подпись" включает в себя три элемента: наименование должности лица, подписавшего документ, личную подпись, расшифровку подписи (инициалы, фамилия) <1>.
Перечисление элементов подписи, с одной стороны, вносит некоторую ясность, с другой - также нуждается в уточнении. Во-первых, элемент "наименование должности" является непостоянным, так как касается только тех случаев, когда документ подписывается лицом в соответствии с его должностными обязанностями, например должностным лицом государственного органа/органа местного самоуправления, руководителем юридического лица. Во-вторых, что понимать под личной подписью? Любое ли сочетание символов, знаков можно считать личной подписью? Ни законодательство, ни вышеупомянутый ГОСТ не дают ответа на эти вопросы.
В обоснование необходимости регламентации данного вопроса, приведем случай из практики. В 2007 году в городе Ухте Республики Коми гражданину был выдан паспорт. При получении паспорта в графе "Личная подпись" гражданин от руки чернилами черного цвета нарисовал "смайлик". Позднее гражданин обратился в банк, который, столкнувшись с нестандартной ситуацией, обратился за разъяснением в Федеральную миграционную службу России. Сотрудники этой службы пояснили, что "использовать смайлики и другие знаки вместо подписи нельзя" <1>. В качестве аргумента ими было отмечено, что подпись должна быть уникальна, сложна для подделки, в связи с чем "в написании подписи должно читаться как минимум несколько букв" <2>, которые есть в имени или фамилии человека. Использование подобных символов, безусловно, абсурдно, но в то же время отсутствие каких-либо требований к подписи с юридической точки зрения позволяет говорить о том, что подобные знаки также не запрещены. Приведенный пример наглядно показывает, насколько важно грамотно и полно прописать требования, предъявляемые к личной подписи.
Во-первых, в законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" необходимо прописать, что единственным образцом личной подписи гражданина является подпись, содержащаяся в паспорте гражданина РФ, так как функция подписи состоит в идентификации гражданина. На это также указывает пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (как известно, электронная подпись является особой разновидностью личной подписи лица): "используется для определения лица, подписывающего информацию" <1>.
Во-вторых, необходимо установить требования к внешнему виду личной подписи:
- личная подпись не должна состоять из знаков (кроме знаков азбуки), цифр и рисунков;
- недопустимо использование в качестве личной подписи одной буквы (данное требование позволит сократить количество случаев подделки личной подписи);
- личная подпись гражданина РФ должна быть выполнена буквами русского алфавита, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Примером такого случая может служить ситуация, когда человек по национальности нерусский и расписывается буквами своего национального языка, тем самым реализуя конституционное право на самоопределение национальной принадлежности (ст. 26 Конституции РФ).
Предлагаемые нами три правила, с одной стороны, предоставят гражданину возможность самостоятельно придумать свой уникальный вариант личной подписи, с другой - позволят сохранить назначение данного реквизита, особенно это важно для физических лиц, которые не имеют других средств идентификации.
В отношении индивидуальных предпринимателей необходимо установить категоричный запрет на возможность использования двух вариантов подписи - как физического лица и как индивидуального предпринимателя, так как это может привести к злоупотреблению правом: лицо будет отказываться от своей же подписи.
Рассмотрев направления предупреждения дефектов формы, перейдем к анализу направлений выявления этих дефектов. Прежде всего к ним следует отнести техническую экспертизу. Она может проводиться как в рамках гражданского процесса, так и в рамках производства по делам об административных правонарушениях. В зависимости от цели технической экспертизы документа можно выделить два ее подвида: экспертиза материалов юридического документа и экспертиза реквизитов юридического документа.
Экспертиза материалов юридического документа позволяет установить способ и время изготовления документа, факт и способ внесения в него изменений; выявить первоначальное содержание документа; идентифицировать материалы, используемые для изготовления документа, а также пишущие принадлежности и технические средства, используемые при его изготовлении, и т.д.
Экспертиза реквизитов юридического документа призвана установить способ выполнения реквизитов, факт и способ изменения реквизитов; определить давность их выполнения; выявить слабо видимые, невидимые или нечитаемые реквизиты; идентифицировать средства, используемые для выполнения реквизитов, и т.д. <1>.
Также для выявления некоторых дефектов формы юридического документа, в частности ответа на вопрос, кем был подписан юридический документ, исполнен ли рукописный документ конкретным лицом, применяется почерковедческая экспертиза <1>.
Наконец, в ряде случаев, когда выявление дефекта формы юридического документа не требует специальных знаний, оно может быть осуществлено посредством осмотра юридического документа. Например, в случае, если на юридическом документе отсутствует один из обязательных реквизитов либо юридический документ составлен карандашом.
Рассмотрев направления выявления дефектов формы юридического документа, перейдем к изучению направлений пресечения дефектов формы юридического документа. Как уже отмечалось, пресечение - это деятельность, направленная на устранение воздействия дефектных юридических документов на правовые отношения, а также прекращение негативных последствий, возникающих ввиду наличия дефекта юридического документа.
Применительно к пресечению дефектов формы юридического документа следует предусмотреть следующую процедуру: лицо, обращающееся с иском в суд по спорам, касающимся формы юридического документа (например, оспаривание факта принадлежности подписи конкретному лицу, признание договора незаключенным и т.п.), может ходатайствовать о приостановлении судом действия юридического документа, являющегося предметом спора.
Также пресечение будет иметь место в отношении документов, содержащих признаки подделки. Пункт 37 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" гласит, что сотрудник полиции обязан изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки. Например, если отсутствуют обязательные для данного вида документа водные знаки.
Рассмотрев направления пресечения дефектов формы юридического документа, остановимся на направлениях устранения дефектов формы юридического документа. Прежде всего необходимо отметить, что устранение дефектов формы юридического документа, как правило, может быть произведено только лицом, создавшим данный юридический документ. Следовательно, данный процесс может длиться месяцами. Во избежание этого считаем необходимым в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" установить срок устранения дефектов формы юридического документа. На наш взгляд, оптимальным будет пятидневный срок со дня вступления в силу решения суда об устранении дефектов формы юридического документа либо постановления по делу об административном правонарушении о нарушении требований, предъявляемых к форме юридического документа. Установление такого непродолжительного срока объясняется тем, что устранение дефектов формы не связано с изменением содержания юридического документа, требующего от его создателя или лица, изменяющего юридический документ, серьезной умственной работы. Нарушение срока устранения, как уже отмечалось выше, должно влечь административную ответственность.
В завершение рассмотрения вопроса о направлениях предупреждения, выявления, пресечения и устранения дефектов формы юридического документа остановимся на еще одной серьезной проблеме. Согласно действующему законодательству в ряде случаев дубликат юридического документа содержит иные реквизиты, нежели юридический документ в подлиннике. Например, пункт 21 Приказа Министерства образования и науки РФ от 13.02.2014 N 112 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов" гласит, что дубликат диплома подписывается только руководителем организации, подпись председателя Государственной экзаменационной комиссии не ставится <1>. Такая ситуация способствует подделке дубликата юридического документа, порождает многочисленные вопросы (особенно у граждан, слабо разбирающихся в праве) и, по сути, принижает его значимость, хотя с юридической точки зрения дубликат ничем не отличается от подлинника.
В связи с этим считаем необходимым в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" закрепить определение дубликата юридического документа. В документоведении под дубликатом документа понимается "повторный экземпляр подлинника документа, имеющий юридическую силу" <1>.
Данное определение отражает существенные признаки дубликата.
Во-первых, повторность создания экземпляра. Повторность создания следует отличать от множественности экземпляров, в частности, когда законодательством прямо предусмотрено наличие экземпляра у каждой из сторон отношений (например, статья 67 Трудового кодекса РФ закрепляет, что трудовой договор составляется в двух экземплярах). При множественности единовременно создается несколько экземпляров юридического документа ввиду того, что это предусмотрено законодательством, иным юридическим документом.
Во-вторых, имеет юридическую силу, равную юридической силе подлинника - первого экземпляра документа, чем отличается от копии, которую для приобретения юридической силы, как правило, нужно заверить надлежащим образом.
Также в федеральном законе "Об основных требованиях, предъявляемых к юридическому документу" важно прописать, что подлинник и дубликат должны иметь одинаковые реквизиты; единственное, на дубликате должна делаться отметка о том, что этот экземпляр является дубликатом.
При наличии предлагаемой нами правовой базы граждане без труда смогут выявить те или иные дефекты формы юридического документа и отреагировать на это. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 5.59.1 КоАП РФ, должны рассматриваться специально созданным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за соблюдением требований, предъявляемых к юридическим документам законодательством.
В качестве требований, предъявляемых к государственным служащим этого органа, следует закрепить: высшее юридическое образование, стаж работы по специальности не менее пяти лет; наличие сертификата о прохождении специального курса "Юридическая документология и юридическая техника". Разработку данного курса, адаптированного под цели и задачи этой должности, следует поручить ведущим университетам, осуществляющим подготовку юристов.
Предлагаемый нами орган должен выполнять несколько функций:
1) контрольно-надзорную - проводить плановые и внеплановые проверки с целью выявления нарушений требований, предъявляемых к юридическим документам, создаваемым органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами;
2) карательную - на основе полученной информации привлекать лиц, допустивших нарушение требований, предъявляемых к форме юридического документа, к административной ответственности.
Также следует ужесточить внутренний контроль за качеством юридической документации, в первую очередь это касается юридических лиц.
|