Понедельник, 25.11.2024, 01:28
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Субъекты, форма и существенные условия договора

Договор аренды транспортных средств с экипажем признается:

двусторонним (участниками выступают арендодатель и арендатор);

возмездным (арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, а арендатор, в свою очередь, выплачивает за предоставленное транспортное средство и услуги арендную плату в установленном размере);

реальным (для заключения такого договора необходимо не только согласие сторон по всем существенным условиям, но и передача транспортного средства);

срочным (транспортное средство предоставляется арендатору на время, по истечении которого он обязан возвратить его арендодателю).

Необходимо отметить, что на практике чаще всего стоит исходить из того, что если в норме указывается, что одна сторона обязуется что-либо сделать, то данный договор является консенсуальным. Если в законе закреплено, что сторона договора осуществляет какие-либо действия, то договор признается реальным.

Большинство авторов также относят договор аренды транспортных средств с экипажем к реальному договору <1>. Некоторые исследователи причисляют такой договор к консенсуальному, так как права и обязанности по договору аренды транспортных средств с экипажем возникают с момента достижения сторонами соглашения по его существенным условиям <2>.

Хотя в ст. 632 ГК РФ прямо указано, что арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, судебная практика часто признает указанный договор консенсуальным <1>.

На морском, внутреннем водном и воздушном транспорте данный договор является консенсуальным <1> (достаточно соглашения сторон по всем существенным условиям).

Следует отметить, что договор тайм-чартера также может быть признан судебной практикой реальным.

Пример. Исследовав основание иска и исполнение арендатором обязательств по договору тайм-чартера, суд установил, что в эксплуатации у ООО "Экспресс" судно находилось с 18 марта 2004 г. по 7 июня 2004 г., до постановки судна на ремонт в порту Корсаков. Доводы заявителя о незаконном отказе во взыскании остальной части основного долга, мотивированные отсутствием дополнительного соглашения сторон о расторжении договора и действием этой сделки до 25 декабря 2004 г., исследованы в первой и апелляционной инстанциях арбитражного суда в полном объеме и обоснованно отклонены ввиду прекращения договора с 7 июня 2004 г., т.е. с момента постановки истцом судна на ремонт.

Отсутствие в обжалованных судебных актах ссылок на нормы материального права в данной части не служит основанием для их отмены, так как реальные сделки, к которым относится заключенный сторонами тайм-чартер, могут прекращаться невозможностью их исполнения (ст. ст. 224, 416 ГК РФ).

При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит <1>.

Ни в ГК РФ, ни в каком другом нормативном правовом акте не зафиксирован определенный круг участников арендных отношений, которые будут выступать субъектами договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Таким образом, закон не ограничивает перечень лиц, которые могут вступать в арендные отношения. Следовательно, к рассматриваемым хозяйствующим субъектам можно отнести физических и юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования.

Сторонами в договоре аренды транспортных средств с экипажем по общему правилу выступают арендодатель и арендатор. КТМ РФ выделяет в качестве сторон данного договора судовладельца и фрахтователя.

В ст. 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта указано, что фрахтователь - физическое или юридическое лицо, которое по договору фрахтования обязуется оплатить стоимость пользования всей либо частью вместимости одного или нескольких транспортных средств, предоставляемых на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов. Такая формулировка, как "стоимость пользования всей либо частью вместимости транспортных средств", является не совсем удачной. "Ни о каком пользовании применительно к договору фрахтования не может идти речь. Такая вольная трактовка положений ГК РФ приводит к смешению таких договоров, как чартер и тайм-чартер" <1>.

Некоторые авторы относят термин "фрахтовщик" к арендодателю <1>, что, на наш взгляд, представляется неверным, так как данный термин относится к договору перевозки (ст. 787 ГК РФ).

Арендодателями (судовладельцами) могут быть собственники транспортных средств, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать транспортное средство в аренду (ст. 608 ГК РФ). К ним относятся физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

И.В. Лукшин отмечает, что законодатель сознательно вводит понятие "собственник судна". Это связано с тем, что фрахтователь, приняв судно в свое пользование, становится сам судовладельцем, так как на него распространяются определенные права и обязанности, например, он является для третьих лиц судовладельцем на период пользования судном, которое взято им в тайм-чартер. Автор также отмечает, что слово "судовладелец", под которым понимается собственник судна, не отражает действительного правового понятия этого термина. Собственник судна является и судопользователем, и судовладельцем, и судораспорядителем, и, передавая судно в эксплуатацию фрахтователю, он не перестает быть собственником судна, а фрахтователь, становясь судовладельцем, не может быть собственником данного транспортного средства <1>.

В качестве арендодателя от юридического лица выступает орган юридического лица. Под органом юридического лица следует понимать лицо или совокупность лиц, уполномоченных в соответствии с законом, иными правовыми актами или учредительными документами осуществлять управление деятельностью юридического лица <1>.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают арендодателем транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности, но при условии, что данные транспортные средства не переданы учрежденным ими юридическим лицам и лицам на праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо юридическим или физическим лицам на ином вещном праве. Таким образом, данные публичные образования либо самостоятельно сдают транспортные средства в аренду через свои органы, либо давая указания субъектам гражданского права.

Арендатор - физическое или юридическое лицо, заключившее с собственником транспортного средства (или уполномоченным им лицом) договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации и получившее во временное владение и пользование транспортное средство. К арендаторам также можно отнести физические или юридические лица, Российскую Федерацию, субъекты РФ, муниципальные образования.

Необходимо отметить, что отношения субъектов будут регулироваться различными нормами договора аренды в зависимости от их целевого использования. Например, если одно физическое лицо предоставляет во временное владение и пользование или пользование легковой автомобиль другому гражданину за определенную плату, то данные отношения будут регулироваться общими нормами об аренде, т.е. если стороны выступают физическими лицами, не обладающими статусом индивидуального предпринимателя и их целью не является получение прибыли, а арендуют они транспортное средство для потребительских нужд, то будут применяться нормы § 1 гл. 34 ГК РФ.

В случае если организация, осуществляющая сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, предоставляет во временное владение и пользование лимузин физическим лицам для потребительских целей (например, для свадебного кортежа) за определенную плату, то такие отношения будут регулироваться положениями договора проката, т.е. нормами § 2 гл. 34 ГК РФ.

Если организация предоставляет во временное владение и пользование самолет за определенную плату индивидуальному предпринимателю и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации, то такие отношения будут регулироваться нормами договора аренды транспортных средств с экипажем.

Если в качестве арендодателя и арендатора выступают юридические и (или) физические лица, обладающие статусом индивидуального предпринимателя, и их целью является получение прибыли от коммерческой эксплуатации транспортного средства, такие отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ.

Таким образом, аренда транспортных средств будет регулироваться различными положениями гражданского законодательства России в зависимости от субъектного состава обязательственных отношений и соответственно их определенного субъектного состава:

1) когда арендуются транспортные средства с экипажем юридическими и (или) физическими лицами, обладающими статусом индивидуального предпринимателя, которые занимаются предпринимательской деятельностью с целью извлечения прибыли. Данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и иными транспортными уставами и кодексами;

2) когда в аренду сдаются транспортные средства с целью бытового (некоммерческого) использования, отношения сторон будут регулироваться общими положениями об аренде (§ 1 гл. 34 ГК РФ), если нет прокатной организации, осуществляющей сдачу транспортного средства в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, в ином случае - положениями о договоре проката (§ 2 гл. 34 ГК РФ).

Существует ошибочное мнение по поводу применения норм материального права относительно договора аренды транспортных средств с экипажем. Например, если турист нанимает микроавтобус с экипажем для экскурсии, то данные отношения будут регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ <1>.

Такая позиция представляется неверной, так как в качестве арендатора выступает физическое лицо, не обладающее статусом индивидуального предпринимателя, и целью является бытовое использование транспортного средства. Эти отношения регулируются нормами § 2 гл. 34 ГК РФ.

В.С. Ем отмечает, что не случайны существенные различия в правовой регламентации договора аренды транспортных средств и договора проката (например, распределение обязанностей сторон по содержанию сданного в аренду имущества и устранению его недостатков). В настоящее время абсурдным видится предположение, что можно возложить обязанности по ремонту легкового автомобиля, взятого во временное пользование, на гражданина, арендовавшего данное транспортное средство. Поэтому во всех цивилизованных правопорядках легковые автомобили принято сдавать в прокат, а не фрахтовать на время <1>.

Рассмотрим пример из судебной практики. К. (арендодатель) и конкурсный управляющий (арендатор) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем. Цель использования транспортного средства - поездки, связанные с проведением процедуры банкротства - конкурсного производства в отношении индивидуального предпринимателя Ш.В.

Предприниматель Ш.В. обратился с иском к конкурсному управляющему о признании договора аренды транспортного средства с экипажем недействительным, а также о применении последствий недействительности ничтожной сделки. В обоснование исковых требований указывалось, что данная возмездная сделка заключена с физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем и не имеющим государственной регистрации. Следовательно, К. не имел права на оказание транспортных услуг по возмездному договору аренды, т.е. заниматься предпринимательской деятельностью.

Таким образом, К. не имел права оказывать транспортные услуги по аренде транспортного средства с экипажем (будучи сам экипажем). Решением районного суда Тамбовской области в удовлетворении исковых требований Ш.В. отказано.

По мнению апелляционной инстанции, отсутствие у арендодателя статуса индивидуального предпринимателя само по себе не служит основанием для признания сделки недействительной (ничтожной) <1>. Такая позиция судов представляется неверной. Во-первых, арендодатель является физическим лицом, которое не обладает статусом индивидуального предпринимателя, следовательно, он не может осуществлять предпринимательскую деятельность.

Во-вторых, объект (транспортное средство) служит средством обеспечения предпринимательской деятельности. В данном примере оно используется для личных целей арендатора, т.е. для выполнения им своих служебных обязанностей, а не для получения прибыли.

В-третьих, предметом договора аренды транспортных средств выступает коммерческая эксплуатация транспортного средства и передача данного транспортного средства с этой целью в возмездное пользование и владение.

Таким образом, в рассмотренном примере правоприменительной практики отношения не могут регулироваться § 3 гл. 34 ГК РФ, поэтому договор является недействительным, поскольку порочен субъектный состав данных арендных отношений, а именно арендатор не обладает статусом индивидуального предпринимателя, а значит, не может эксплуатировать транспортное средство с коммерческой целью.

Также необходимо отметить, что рассматриваемое дело не подведомственно суду общей юрисдикции (районному суду), так как согласно ст. 27 АПК РФ дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду.

Важно отметить, что в силу ст. 636 ГК РФ на арендатора возлагаются обязанности по оплате расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, что, очевидно, свидетельствует о том, что транспортное средство арендуется для коммерческих целей, т.е. для извлечения прибыли. Деятельность по предоставлению во временное владение и пользование транспортного средства и услуг по управлению и технической эксплуатации подпадает под признаки предпринимательской деятельности, содержащиеся в ст. 2 ГК РФ: самостоятельность (имущественная и организационная), риск, систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом. В свою очередь, исходя из нормы ст. 636 ГК РФ, арендатор арендует транспортное средство и услуги по управлению и технической эксплуатации также для извлечения прибыли (будь то перевозка пассажиров, грузов или сдача транспортного средства в субаренду). Его деятельность также подпадает под признаки предпринимательской. Таким образом, для осуществления данной деятельности контрагенты должны обладать статусом юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Имеет место точка зрения, согласно которой если аренда транспортных средств осложнена тем, что арендодателем выступает организация или предприниматель, осуществляющие специализированную деятельность по сдаче имущества в прокат, то нормы § 3 гл. 34 ГК РФ и положения ГК РФ о прокате подлежат совместному применению в той части, в которой они не пересекаются. При противоречии указанных норм друг другу, думается, приоритетом обладают нормы о прокате, имеющие более специальный характер, поскольку договор проката выделен в качестве самостоятельного вида договора аренды ввиду особого характера правовой связи сторон договора, а не из-за специфики объекта аренды <1>.

Приведенная точка зрения представляется неверной, так как договор аренды транспортных средств, так же как и договор проката, представляет собой отдельный и самостоятельный вид договора.

Традиционно в цивилистике все договоры подразделяются на типы и виды. Согласно ГК РФ отдельные типы гражданско-правовых договоров выделены в отдельные главы: гл. 30 "Купля-продажа", гл. 31 "Мена", гл. 32 "Дарение", гл. 33 "Рента", гл. 34 "Аренда". Соответствующие типы договоров делятся на виды исходя из следующих критериев: предмет (объект договора) (например, договор энергоснабжения), специфика основных прав и обязанностей сторон, ответственность сторон либо особая социальная значимость договора; специфика субъектного состава (например, поставки для государственных нужд).

Договор аренды транспортных средств с экипажем обладает всеми характерными чертами для отнесения его к отдельному виду:

1) особенность предмета договора;

2) особенность субъектного состава;

3) основные права и обязанности сторон (в ином договоре нет такой специфики);

4) ответственность сторон.

Существует другая проблема. Два физических лица, не обладающих статусом индивидуального предпринимателя, заключают договор аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (с экипажем). Как было установлено выше, такое регулирование подпадает под положение § 1 гл. 34 ГК РФ. Какими нормами необходимо в данном случае руководствоваться при регулировании отношений предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации? Как показывают исследования правоприменительной практики, на наш взгляд, данные отношения подпадают под гл. 39 ГК РФ, а именно возмездное оказание услуг.

Предмет договора. Единого мнения среди ученых-цивилистов по поводу того, что относится к предмету договора аренды транспортного средства с экипажем, не существует. Так, Е.В. Вавилин выделяет в качестве предмета данного договора транспортное средство, говоря о том, что положения ГК РФ не ограничивают предмет указанного договора какими-либо видами или типами транспортных средств, что означает, что они распространяются на любые транспортные средства, не изъятые из оборота <1>.

Многие авторы к предмету данного договора относят два элемента: предоставление арендатору транспортного средства и оказание услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации <1>. Причем А.Г. Калпин отмечает, что предоставление понимается как передача арендатору на время правомочия пользования права коммерческой эксплуатации транспортного средства. Правомочие владения остается за арендодателем на время аренды, сохраняющим контроль над членами экипажа. Что же касается оказания услуг по управлению и технической эксплуатации, то это выходит за пределы аренды и сближает рассматриваемый договор с договорами об оказании услуг <2>.

Существует несколько иная точка зрения относительно предмета договора аренды транспортных средств с экипажем. Так, предмет включает три объекта: действия по передаче имущества, само передаваемое имущество, действия сторон по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации <1>.

Понятие "транспортное средство" встречается во многих положениях ГК РФ, например п. 1 ст. 227, п. 2 ст. 257, ст. 426 и т.д., которые не относятся к договору аренды транспортных средств. Интерес представляет установление видов транспортных средств, которые можно отнести к предмету рассматриваемого договора.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <1> под транспортными средствами понимаются воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

Иное определение содержится в других нормативных актах. Так, под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем <1>.

Существует множество точек зрения относительно понятия "транспортное средство". Например, Е.В. Вавилин определяет его "как техническое устройство, способное к самостоятельному, без посторонней тяги, движению в пространстве (самоходное) с целью перевозки (перемещения) физических лиц и (или) материальных объектов" <1>.

С.Н. Мызров выделяет в качестве транспортных средств "объекты, передвигающиеся самостоятельно или с помощью внешнего движителя, функционально предназначенные и используемые для перемещения людей и (или) имущества в пространстве" <1>.

Ю. Кремер считает, что транспортное средство - это "сооружение, механизм, устройство, специально предназначенное для перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовых отправлений, буксировки иных объектов" <1>.

Обратимся к судебной практике. Так, суд исходя из системного толкования действующего законодательства о железнодорожном, речном (внутреннем водном), воздушном, автомобильном, морском транспорте понятие "транспортное средство" относит к устройствам, предназначенным для перевозки по суше (под землей), по воде, по воздуху людей и грузов. При этом указанной нормой допускается аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 632 ГК РФ) и аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ).

Таким образом, § 3 гл. 34 предусмотрена аренда транспортного средства с экипажем, предоставляемым арендодателем (ст. 632 ГК РФ). При этом, как следует из ст. 635 ГК РФ, обязанность по управлению транспортным средством и обеспечению его технической эксплуатации возложена на арендодателя. Исходя из изложенного специальными нормами § 3 гл. 34 ГК РФ регулируется аренда только управляемых транспортных средств, для управления которыми необходим экипаж (либо арендодателя, либо арендатора) <1>.

Существует несколько точек зрения на то, что является транспортным средством в договоре аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.

В иностранной литературе под транспортным средством понимается устройство, предназначенное или используемое для перевозки (транспортировки) людей или грузов. В большинстве случаев это специально произведенные средства (например, велосипеды, автомобили, мотоциклы, поезда, корабли, лодки и самолеты) <1>.

Традиционно выделяют несколько признаков транспортного средства, которые обозначены в договоре аренды транспортных средств с экипажем:

1) способность к перемещению в пространстве и предназначенность для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов;

2) наличие свойств источника повышенной опасности;

3) использование данных средств регламентируется транспортными уставами и кодексами <1>.

Невозможно не согласиться с данной точкой зрения. Во-первых, транспортные средства предназначены для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов. Например, согласно ст. 198 КТМ РФ по договору фрахтования судна на время (договор тайм-чартера) судовладелец обязуется за обусловленную плату (фрахт) предоставить фрахтователю судно и услуги членов экипажа судна в пользование на определенный срок для перевозок грузов, пассажиров или для иных целей торгового мореплавания. То есть главная цель аренды в данном случае будет состоять в перевозке грузов, пассажиров, багажа или буксировке грузов. Это и будет являться признаком указанного транспортного средства.

Рассмотрим пример из практики. Между ЗАО (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды транспортных средств с экипажем, на основании которого арендодатель предоставил в аренду арендатору кран для производства строительно-монтажных работ.

Оценив условия договора аренды, оснований квалифицировать отношения сторон по договору на аренду крана в качестве отношения аренды транспортного средства с экипажем и, как следствие, применять к ним нормы ст. 640 ГК РФ, как ошибочно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, суд апелляционной инстанции не усмотрел.

Согласно паспорту крана, приобщенному к материалам дела, судом апелляционной инстанции установлено, что он предназначен для производства монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Для перевозки (перемещения, передвижения) людей и грузов кран не предназначен. К его использованию не подлежат применению Правила дорожного движения, Правила государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники. Государственная регистрация крана как транспортного средства в органах ГИБДД не проводилась.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о том, что кран не является транспортным средством в том смысле, который ему придается § 3 гл. 34 ГК РФ и Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", в силу чего данный договор не является договором аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации <1>.

Таким образом, транспортное средство, не предназначенное для перевозки грузов и пассажиров, не будет выступать объектом договора аренды транспортных средств с экипажем, следовательно, не может регулироваться нормами § 3 гл. 34 ГК РФ и иными нормативными актами, касающимися договора аренды транспортных средств с экипажем.

Второй признак - наличие свойств источника повышенной опасности. Согласно ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. п. 2 и 3 ст. 1083 ГК РФ. Таким образом, транспортное средство относится к источнику повышенной опасности.

В ГК Украины в отличие от ГК РФ прямо закреплено, что предметом договора найма транспортного средства могут быть воздушные, морские, речные суда, а также наземные самоходные транспортные средства и т.п. (п. 1 ст. 798 ГК Украины). Так, гражданское законодательство Украины выделяет также в качестве одного из признаков предмета договора аренды транспортных средств с экипажем наличие свойств источника повышенной опасности (ст. 1187 ГК Украины). Владельцем источника повышенной опасности является организация или гражданин, осуществляющие эксплуатацию источника повышенной опасности в силу права собственности, права оперативного управления либо по другим основаниям (договор аренды, доверенность на управление транспортным средством и т.д.). Это определение относится конкретно к транспортным средствам. В качестве источника повышенной опасности транспортное средство выступает лишь во время его эксплуатации <1>.

Пленум Верховного суда Украины в п. 4 Постановления от 27 марта 1992 г. N 6 "О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба" приводит условия эксплуатации автомобиля, при которых создается повышенная опасность для окружающих. Говоря о том, что владельцами источника повышенной опасности выступают те граждане и организации, которые "осуществляют эксплуатацию" этого источника, следует иметь в виду, что для этого обязательно требуется возможность проявления его вредоносных свойств <1>.

Например, С. поставила свой автомобиль на тротуаре в трех метрах от проезжей части дороги. Водитель Ф., управляя грузовым автомобилем и избегая столкновения с другим автомобилем, выехал на тротуар и наехал на автомобиль С., в результате чего был причинен ущерб. В возбуждении уголовного дела против Ф. было отказано в связи с отсутствием в его действиях состава преступления. Взыскивая с владельца грузового автомобиля в пользу С. сумму ущерба, суд исходил из того, что источником повышенной опасности, проявившим свои вредоносные свойства при эксплуатации, был лишь грузовой автомобиль, и поэтому материальная ответственность его владельца должна наступать по ч. 5 ст. 1187 ГК Украины. Автомобиль С. в это время не действовал как источник повышенной опасности, а поэтому она была признана только потерпевшей от этого наезда. Таким образом, ответственным за причинение вреда в подобном случае может быть лицо, эксплуатирующее источник повышенной опасности. В частности, им может быть собственник автомобиля, но только в том случае, если он осуществляет его эксплуатацию, т.е. использует свое право владения этим транспортным средством <1>.

Третий признак - использование данных средств - регламентируется транспортными уставами и кодексами.

Понятие "транспортное средство", как уже говорилось, закреплено в КТМ СССР, КТМ РФ, КВВТ, ВК РФ и т.д.

В ст. 9 КТМ СССР давалось широкое понятие судна. Под ним понималось самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества и для иных целей.

Необходимо отметить, что предметом договора аренды транспортных средств с экипажем являлось предоставление судна. Судовладелец не принимал на себя обязательство перевезти груз фрахтователя. Судно вообще не обязательно должно осуществлять перевозку грузов - оно могло использоваться для иных целей, предусмотренных ст. 9 КТМ СССР 1968 г.

В ст. 7 КТМ РФ дано более упрощенное понятие "судно". Под ним понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. Цели торгового мореплавания определяются ст. 2 КТМ РФ, например перевозки грузов, пассажиров и их багажа, рыболовство, разведка и разработка минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр, лоцманской, ледовой лоцманской и ледокольной проводки, поисковые, спасательные и буксирные операции и иные цели.

В зависимости от целей использования в КТМ РФ дана следующая классификация судов:

1) под судном рыбопромыслового флота понимаются обслуживающие рыбопромысловые комплексы суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения;

2) под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12 человек;

3) под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18 человек, в том числе пассажиров - не более 12 человек, которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах;

4) под спортивным парусным судном понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях.

Возникает вопрос: все ли эти судна будут являться предметом договора аренды транспортных средств с экипажем, другими словами, договора тайм-чартера?

Традиционная точка зрения сводится к тому, что транспортное средство как предмет договора аренды транспортных средств с экипажем эксплуатируется только для перевозки грузов, багажа и пассажиров <1>.

О.Г. Курноскина отмечает, что транспортное средство одного и того же вида может быть использовано в различных целях, которые не должны противоречить действующему законодательству. Например, морское судно может использоваться не только для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, но и для спасения судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и т.д. Кроме того, автор указывает, что согласно ст. 200 КТМ РФ в договоре фрахтования судна на время должна быть указана цель фрахтования, тем самым подчеркивая, что в аренду может сдаваться любое судно для любых целей <1>.

Другие авторы <1> также считают, что судно может фрахтоваться и для иных целей торгового мореплавания, например для промысла водных биологических ресурсов, поисковых, спасательных и буксирных операций и т.п. Таким образом, термин "судно" не следует понимать только как водное транспортное средство, которое осуществляет перевозки <2>.

Однако необходимо различать виды аренды транспортных средств. Так, транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров, грузов и багажа, относятся к объекту договора аренды транспортных средств с экипажем и регулируются нормами § 3 гл. 34 ГК РФ, гл. X КТМ РФ и гл. X КВВТ РФ.

Существуют объекты (транспортные средства), которые по своему назначению не предназначены для перевозки пассажиров, грузов и багажа (например, плавкраны, брандхваты и т.п.), следовательно, "аренда данных объектов не является арендой транспортных средств и регулируется исключительно общими положениями ГК РФ об аренде" <1>.

Безусловно, при заключении договора перевозки транспортное средство, как правило, используется для перевозки пассажиров, грузов, багажа (почты). При аренде транспортных средств транспортное средство может использоваться и для выполнения иных задач (спасательных, геологоразведочных, исследовательских и т.д.).

Анализ практики применения исследуемого договора показывает, что транспортное средство, как правило, может быть использовано для различных целей: не только для перевозки пассажиров, багажа, груза, но и для решения каких-либо специфических задач (например, достижение спортивного результата, когда арендуется многофункциональное транспортное средство (болид "Формулы-1"), строительное транспортное средство и т.д.).

В ст. 3 КВВТ РФ содержится несколько определений судна. Они также различаются в зависимости от целей судоходства. Так, судно - это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

КВВТ РФ также выделяет два вида судна. Это самоходное транспортное судно и судно смешанного плавания. Самоходное транспортное судно - самоходное судно, осуществляющее перевозки грузов, пассажиров и их багажа, почтовые отправления, буксировку судов и иных плавучих объектов. Судно смешанного плавания - судно, которое по своим техническим характеристикам пригодно и в установленном порядке допущено к эксплуатации в целях судоходства по морским и внутренним водным путям.

В ст. 32 ВК РФ воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. ВК РФ также подразделяет воздушное судно на два вида: легкое воздушное судно (воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолет, максимальный взлетный вес которого составляет менее 3100 кг) и сверхлегкое воздушное судно (воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг без учета веса авиационных средств спасения).

В приложении 7 к материалам Чикагской конвенции 1944 г. также дается понятие "воздушное судно". Это любой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха с земной поверхностью.

А.И. Травникова отмечает, что понятия "воздушное судно" и "летательный аппарат" пишутся через точку с запятой как синонимы для английского термина aircraft. В данном случае понятие "воздушное судно" используется в значении одного из видов летательных аппаратов, но существуют и другие виды летательных аппаратов <1>.

Так, в приложении 7 предусмотрена классификация воздушных судов (летательных аппаратов), в которой выделены такие виды воздушных судов, как, например, самолет, амфибия, вертолет, гидросамолет и т.п.

В Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" <1> содержится несколько понятий "железнодорожный транспорт":

1) железнодорожный транспорт общего пользования - производственно-технологический комплекс, включающий в себя инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожный подвижной состав, другое имущество и предназначенный для обеспечения потребностей физических лиц, юридических лиц и государства в перевозках железнодорожным транспортом на условиях публичного договора, а также в выполнении иных работ (услуг), связанных с такими перевозками;

2) железнодорожный транспорт необщего пользования - совокупность производственно-технологических комплексов, включающих в себя железнодорожные пути необщего пользования, здания, строения, сооружения, в отдельных случаях железнодорожный подвижной состав, а также другое имущество и предназначенных для обеспечения потребностей физических и юридических лиц в работах (услугах) в местах необщего пользования на основе договоров или для собственных нужд;

3) технологический железнодорожный транспорт организаций, предназначенный для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций.

Также в ст. 2 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" закреплено, что к железнодорожному подвижному составу относятся локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Возникает вопрос: распространяются ли на данные движимые вещи нормы § 3 гл. 34 ГК РФ?

Обратимся к судебной практике. Железнодорожные вагоны к транспортным средствам, управляемым экипажем, т.е. людьми, не относятся. Непосредственное управление собственно железнодорожными вагонами экипажем (людьми) без использования локомотива технически не предусмотрено. Понятие "экипаж" не корреспондирует с понятием "железнодорожный вагон". Исходя из этого к аренде железнодорожных вагонов применяются нормы ГК РФ, регулирующие общие положения об аренде. Специальные нормы об аренде транспортных средств, предусмотренные § 3 гл. 34 ГК РФ, к аренде железнодорожных вагонов неприменимы <1>.

В.В. Витрянский выделяет следующие признаки транспортного средства:

1) владение и пользование транспортным средством требует управления;

2) обеспечение его надлежащей технической эксплуатации <1>.

Невозможно не согласиться с данными признаками транспортного средства, так как в ст. 632 ГК РФ прямо указано, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации. Так, арендодатель оказывает данные услуги через персонал, который находится с ним в трудовых отношениях. Такой персонал в гражданском законодательстве называется экипажем.

На практике постоянно ведутся споры по поводу того, относится ли самоходное (строительное) транспортное средство к предмету договора аренды транспортных средств с экипажем.

О.Г. Курноскина отмечает, что самодвижущиеся машины, имеющие производственное назначение, такие как экскаваторы, бульдозеры, тракторы и т.д., не являются компонентом данного договора, так как их функция перемещения в пространстве является технически необходимой и с точки зрения целевого использования транспортного средства носит вспомогательный характер <1>.

На этот счет мнения судов расходятся.

Примеры. Так, первая позиция суда состоит в том, что самоходное (строительное) транспортное средство входит в предмет договора аренды транспортных средств с экипажем. Например, между ООО (далее - предприятие) и ООО (далее - фирма) заключен договор, по условиям которого предприятие обязалось предоставить клиенту автомобильный кран за плату во временное пользование с оказанием услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части процентов, пришел к выводу о том, что по своей правовой природе заключенный сторонами договор является договором аренды транспортного средства с экипажем, взаимоотношения по которому регулируются положениями § 3 гл. 34 ГК РФ, поэтому правила о возобновлении договора на неопределенный срок в данном случае не подлежат применению.

Нарушений норм материального права и требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено <1>.

Другая позиция состоит в том, что предоставление в пользование самоходных машин (строительной техники) с экипажем относится к договору возмездного оказания услуг. Например, между обществом "Агрогаз" (заказчик) и фирмой "Десерт" (исполнитель) заключен договор оказания услуг строительной техникой, в соответствии с которым исполнитель обязался оказать услуги, предоставив в пользование строительные и грузоподъемные машины, другое оборудование для производства строительных и инженерных работ, испытания объектов газораспределительных систем, а заказчик обязался произвести расчет за оказанные услуги.

На основании ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что акты выполненных работ подписаны с обеих сторон, в актах имеется штамп общества "Агрогаз".

При таких обстоятельствах судом апелляционной инстанции сделаны правильные выводы о том, что услуги в рамках договора фирмой "Десерт" оказаны, у общества "Агрогаз" возникло обязательство по их оплате, доказательств оплаты данных услуг не представлено. Расчет суммы неустойки за просрочку оплаты судом проверен и признан верным.

Таким образом, апелляционный суд обоснованно взыскал с общества "Агрогаз" задолженность в указанном размере и неустойку за просрочку исполнения обязательств <1>.

Иная позиция суда состоит в том, что предоставление во временное пользование и владение самоходного (строительного) транспортного средства с экипажем позволяет квалифицировать данный договор как смешанный, содержащий элементы аренды транспортного средства с экипажем и возмездного оказания услуг или элементы договора возмездного оказания услуг и общие положения договора аренды (§ 1 гл. 34 ГК РФ).

Рассмотрим два примера из практики.

Пример 1. ИП (исполнитель) и ООО (заказчик) подписали договор возмездного оказания услуг механизмами, в соответствии с которым исполнитель обязуется предоставить заказчику экскаватор ЭО-3323 в эксплуатацию, т.е. оказывать своими силами управление данным механизмом, его техническое обслуживание, а заказчик обязуется оплачивать оказанные услуги.

Суд апелляционной инстанции на основании ст. 421 ГК РФ дал правильную квалификацию заключенному между сторонами договору как смешанному, содержащему элементы договора аренды транспортного средства с экипажем и договора оказания услуг <1>.

Пример 2. На основании заключенного между сторонами договора во временное пользование и владение ответчика был передан башенный кран КБ-403 с оказанием услуг по его управлению и технической эксплуатации, который был расторгнут 25 апреля 2009 г., однако за период с 1 января 2009 г. по 1 апреля 2009 г. арендные платежи арендатором не вносились, чем нарушены условия договора и требования действующего законодательства.

Принимая судебное постановление, арбитражный суд апелляционной инстанции исходил из того, что между сторонами заключен договор аренды транспортного средства. При этом, оценивая представленные сторонами доказательства, сделан вывод о доказанности ответчиком (арендатором) факта неиспользования крана в спорный период, следовательно, арендодатель не вправе был требовать внесения арендных платежей при простое крана на объекте арендатора в связи с приостановлением финансирования строительства заказчиком объекта.

Между тем выводы суда апелляционной инстанции нельзя признать правильными.

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изменениями) <1>, к транспортному средству относится устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

В соответствии со Строительными нормами и правилами (СНиП) 3.08.01-85 "Механизация строительного производства. Рельсовые пути башенных кранов" и Едиными нормами и расценками на строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (ЕНиР) Сборника Е35 "Монтаж и демонтаж строительных машин" башенные краны относятся к строительной технике (машинам).

Таким образом, отнесение судом апелляционной инстанции норм о договоре аренды транспортного средства к спорным отношениям следует признать ошибочным.

Стороны в соответствии с п. 3 ст. 421 ГК РФ могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

Таким образом, учитывая, что по Договору от 1 августа 2008 г. N 0207/08 ООО "Высота" предоставило во временное пользование за плату башенный кран КБ-403 с оказанием услуг по его управлению и технической эксплуатации (обслуживанию), указанный договор признается смешанным, содержащим в себе элементы общих положений договора аренды и возмездного оказания услуг <1>.

Е.В. Вавилин также выделяет несколько признаков транспортного средства как предмета договора аренды транспортных средств с экипажем:

а) обладает (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды) индивидуально-определенными признаками;

б) относится к источникам повышенной опасности;

в) сложное техническое устройство, требующее в эксплуатации специальных знаний и навыков, т.е. соответствующей подготовки;

г) как правило, относительно дорогостоящее имущество;

д) некоторые из видов транспортных средств отнесены гражданским законодательством к объектам недвижимости (согласно абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания и космические объекты) <1>.

Ко всем перечисленным признакам транспортного средства как предмета договора аренды транспортных средств хотелось бы добавить еще один признак: транспортное средство относится к непотребляемым вещам, т.е. в процессе его неоднократного использования оно сохраняет свой первоначальный вид в течение значительного периода времени.

Необходимо отметить, что наличие регистрации объекта аренды в органах Гостехнадзора служит основанием для отнесения его к транспортным средствам. Рассмотрим следующий пример. Установив на основании представленных в материалы дела паспорта самоходной машины ВВ 050515 и справки инспекции Гостехнадзора, что транспортное средство - трактор Т-170 (бульдозер) принадлежит ЗАО, которое на основании заключенного с предпринимателем В.Н. Макаровым договора найма техники предоставило ему транспортное средство с экипажем - водителем Д.Ю. Тишковым на условиях оплаты работы бульдозера, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае правоотношения сторон по названному договору найма регулируются разд. 1 § 3 гл. 34 ГК РФ.

Доводы о том, что бульдозер Т-170 не является транспортным средством и был передан в аренду Н.В. Макарову без экипажа, не могут быть приняты по внимание, поскольку данный бульдозер зарегистрирован в инспекции Гостехнадзора как самоходная машина. Судом первой инстанции установлено, что бульдозер Т-170 использовался В.Н. Макаровым под управлением водителя Д.Ю. Тишкова.

Учитывая, что нарушений норм процессуального права, в том числе служащих безусловным основанием для отмены судебного акта, а также норм материального права судом кассационной инстанции не установлено, основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения жалобы отсутствуют <1>.

Еще одним из признаков предмета договора аренды транспортных средств является индивидуализация транспортного средства. Так, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ). В договоре тайм-чартера должны быть указаны название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и др.) (ст. 200 КТМ РФ).

При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не признается заключенным.

Рассмотрим пример. Между истцом и ответчиком был подписан договор аренды транспортного средства с экипажем. Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции мотивировали это тем, что в договоре не указаны индивидуализирующие признаки транспортного средства, передаваемого в аренду по договору, а именно: вид, марка, год выпуска, номер двигателя, государственный номер и иные характеристики, что позволяет сделать вывод о его незаключенности. Суд сделал верный вывод о незаключенности договора аренды от 5 апреля 2001 г. <1>.

Таким образом, для индивидуализации транспортного средства в договоре аренды необходимо указать его вид, марку, год выпуска, номер двигателя, государственный номер и иные характеристики.

В свою очередь, для индивидуализации предмета в договоре тайм-чартера должны быть отражены технические и эксплуатационные данные судна в соответствии с классификационными документами Российского морского регистра судоходства и главные размеры судна, которые установлены по мерительному свидетельству, выданному Российским морским регистром судоходства.

Рассмотрим пример. Статья 200 КТМ РФ предусматривает, что в договоре тайм-чартера должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные, район плавания, цель фрахтования, время и место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора тайм-чартера.

Учитывая изложенное и исходя из установленных обстоятельств дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что в договоре тайм-чартера должны быть отражены технические и эксплуатационные данные судна в соответствии с классификационными документами Морского регистра судоходства РФ и главные размеры судна, установленные по мерительному свидетельству, выданному Российским морским регистром судоходства. При отсутствии таких данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор признается незаключенным (ст. 607 ГК РФ) <1>.

Подводя итог всему вышесказанному, можно прийти к выводу, что предметом договора аренды транспортных средств с экипажем являются три элемента: 1) само транспортное средство как объект аренды, которое обладает определенными признаками; 2) предоставление арендатору транспортного средства во временное владение и пользование; 3) услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Два последних элемента прямо вытекают из определения данного договора, содержащегося в ст. 632 ГК РФ.

Так, транспортное средство как предмет договора аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации должно иметь следующие признаки:

1) иметь способность к перемещению в пространстве и предназначение для перевозки грузов, пассажиров, багажа, буксировки объектов и т.д.;

2) обладать свойствами источника повышенной опасности;

3) регламентироваться транспортными уставами и кодексами;

4) иметь потребность в управлении;

5) иметь необходимость в надлежащей технической эксплуатации;

6) обладать индивидуально-определенными признаками (как и иные вещи, которые потенциально могут стать предметом аренды);

7) быть сложным техническим устройством, требующим в эксплуатации специальных знаний и навыков, т.е. соответствующей подготовки;

8) быть относительно дорогостоящим имуществом;

9) быть причисленным (некоторые из видов транспортных средств) к объектам недвижимости;

10) относиться к непотребляемым вещам.

Такие транспортные средства, как катера, лодки, вагоны, "средства гужевого транспорта, которые предполагают использование в качестве двигателя живой силы" <1> и т.д., не подпадают под нормы § 3 гл. 34 ГК РФ, а будут регулироваться нормами о договоре проката или общими нормами о договоре аренды. Аренда трубопроводного транспорта относится к аренде недвижимого имущества, связанного с земельным участком.

Следует отметить, что в каждом конкретном случае необходимо установить целевое назначение транспортного средства. Например, "при сдаче помещений судна под склад, отель или ресторан отнюдь не имеется в виду эксплуатировать судно как плавучее сооружение" <1>.

Цель аренды транспортных средств - перевозка пассажиров, грузов и т.п. Следовательно, "судно должно быть мореходным" <1>. Таким образом, транспортное средство будет служить предметом договора аренды транспортных средств с экипажем, если оно не только регулируется законодательством, но и используется по целевому назначению. Однако последнее слово в определении предмета данного договора остается за судебными органами и может быть сформировано только судебной практикой.

Форма договора. Согласно ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от срока его действия. Необходимо отметить, что данный договор должен быть заключен независимо от состава участников, т.е. будь то физические или юридические лица.

В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 438 ГК РФ, т.е. путем совершения фактических действий по выполнению предложенных оферентом условий договора.

Такие виды транспортных средств, как морские суда, суда внутреннего плавания, а также воздушные суда, относятся к недвижимому имуществу и подлежат государственной регистрации (ст. 130 ГК РФ). В ст. 33 КТМ РФ и ст. 16 КВВТ РФ, ст. 33 ВК РФ содержатся нормы о регистрации судов и прав на них. Так, морские суда подлежат государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации:

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) бербоут-чартерном реестре;

4) Российском международном реестре судов;

5) реестре строящихся судов.

Отмечается, что в бербоут-чартерном реестре регистрируются суда, которым временно предоставлено право плавания под Государственным флагом РФ.

Речные суда подлежат государственной регистрации в одном из указанных реестров судов Российской Федерации:

1) Государственном судовом реестре;

2) реестре маломерных судов;

3) реестре арендованных иностранных судов;

4) Российском международном реестре судов;

5) реестре строящихся судов.

Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации в следующем порядке: гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения, - в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельств о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации и т.п.

Хотя на данные суда и распространяются правила о государственной регистрации, но при заключении договора аренды транспортных средств не применяются требования п. 2 ст. 609 ГК РФ о государственной регистрации договоров аренды недвижимого имущества. Такие требования не установлены и в транспортном законодательстве, т.е. в КТМ РФ, КВВТ РФ и ВК РФ.

Рассмотрим данные аспекты на примере судебной практики. Так, суд считает, что в соответствии со ст. 633 ГК РФ договор аренды транспортного средства с экипажем должен быть заключен в письменной форме независимо от его срока. Статья 201 КТМ РФ, предусматривающая письменную форму договора тайм-чартера, также не устанавливает требование о его государственной регистрации.

В силу ст. 33 КТМ РФ в Государственном судовом реестре или судовой книге подлежат регистрации право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление и др.). Из указанных норм следует, что отсутствие в Государственном судовом реестре или судовой книге регистрации договора тайм-чартера и дополнительных соглашений к нему не влечет признание их незаключенными или недействительными. Ввиду того что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется <1>.

Важно отметить, что хотя в законе и сказано о том, что договор аренды транспортных средств с экипажем должен быть заключен в письменной форме, однако ничего не говорится относительно необходимости составления договора в виде единого документа. Следовательно, существенные условия могут быть согласованы и в других документах, и данное обстоятельство не может повлечь признание договора незаключенным.

Рассмотрим пример. Как установлено судами и следует из материалов дела, между предприятием (арендатор) и ООО (арендодатель) заключен договор предоставления транспортного средства, в соответствии с которым арендодатель предоставляет за плату во временное владение и пользование арендатора транспортные средства с экипажами с предоставлением услуг по управлению транспортными средствами и по их техническому содержанию (обслуживанию) и эксплуатации. Транспортное обслуживание осуществляется на основании данного договора и предварительно согласованной сторонами заявки, подаваемой арендатором арендодателю в письменной форме или по факсу на каждую отдельную перевозку.

В силу п. п. 1.1, 1.2 указанного договора в заявках определяются маршрут перевозки, продолжительность рейса и объект аренды (автомобиль или автомобили).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.03.2017)
Просмотров: 364 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%