По договору аренды транспортных средств с экипажем в отличие от общих норм об аренде осуществление основных обязанностей возложено на арендодателя, а не арендатора. Причем данные нормы являются императивными и стороны не могут заключить договор на иных условиях.
Одна из основных обязанностей арендодателя состоит в предоставлении услуг по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации. Причем данные услуги должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (ст. 635 ГК РФ).
Оказание услуги по управлению транспортным средством подразумевает совершение арендодателем действий по ориентированию и направлению перемещающегося транспортного средства в пространстве - вождение, пилотирование, маневрирование и т.п., а также необходимые сопутствующие действия (например, услуги связи, навигационные услуги и т.п.). Конкретный комплекс услуг по управлению и технической эксплуатации зависит от вида транспортного средства, его технических характеристик, целей использования <1>.
Данные услуги осуществляются экипажем. Члены экипажа являются работниками арендодателя (судовладельца) и подчиняются распоряжениям арендодателя (судовладельца), относящимся к управлению и технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора (фрахтователя), касающимся коммерческой эксплуатации транспортного средства (ст. 635 ГК РФ; ст. 206 КТМ РФ).
В соответствии с подп. "b" п. 4 ст. 94 Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 г. <1> каждое судно должно возглавляться капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности должен соответствовать типу, размерам, механизмам и оборудованию судна.
В морском и водном праве в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда (п. 1 ст. 52 КТМ РФ, п. 1 ст. 26 КВВТ РФ).
К командному составу судна кроме капитана относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Также к командному составу судна могут быть отнесены и другие специалисты. Согласно п. 2 ст. 26 КВВТ РФ к командному составу также относятся командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники.
Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна (ст. 52 КТМ РФ). Согласно п. 3 ст. 26 КВВТ РФ судовая команда состоит из работающих на судне лиц, которые не относятся к командному составу судна и обслуживающим пассажиров судна работникам.
К членам экипажа предъявляются соответствующие требования. Так, к занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 1 ст. 54 КТМ РФ; п. 1 ст. 27 КВВТ РФ).
Данные документы выдаются капитанами морских портов при соответствии членов экипажей судов требованиям к стажу работы на судне, возрасту, состоянию здоровья, профессиональной подготовке и по результатам проверки знаний квалификационными комиссиями (п. 2 ст. 54 КТМ РФ).
Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников) (п. 1 ст. 56 ВК РФ).
На лиц, которые управляют воздушными судами, распространяются требования, предусмотренные гл. VII "Авиационный персонал" и гл. VIII "Экипаж воздушного судна" ВК РФ. Согласно ст. 52 ВК РФ к авиационному персоналу относятся лица, имеющие профессиональную подготовку, осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включенные в перечни специалистов авиационного персонала.
Федеральные авиационные правила <1> свидетельствуют о том, что воздушные перевозки пассажиров и (или) грузов выполняются перевозчиками, имеющими соответствующие лицензии. Также в Приказе Минтранса России от 4 февраля 2003 г. N 11 <2> установлено, что авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке. Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации, профессиональную подготовку авиационного персонала.
Если посмотреть данные требования в зарубежном законодательстве, то можно увидеть, что в Законе Азербайджанской Республики от 30 августа 2005 г. N 284 "Об авиации" <1> говорится, что владелец или эксплуатант воздушного судна должен укомплектовать воздушное судно квалифицированным авиационным персоналом. Лицо, не имеющее свидетельства, удостоверения (сертификат), выданного соответствующим органом исполнительной власти, или аналогичного документа, выданного в другом государстве и признанного действительным со стороны соответствующего органа исполнительной власти, не может действовать в качестве пилота, летного инженера или штурмана на борту воздушного судна.
Необходимо отметить, что услуги по управлению и технической эксплуатации должны осуществляться подготовленными специалистами в данной области.
Рассмотрим пример из практики. ООО обратилось в суд с иском к ОАО о взыскании убытков, связанных с приобретением нового двигателя и его заменой, а также убытков, связанных с арендой автомобиля с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации.
После проведения четвертого планового технического осмотра в период гарантийного срока истец обратился с заявкой к ответчику с претензиями к качеству работы автомобиля, а именно повышенным расходом моторного масла. После осмотра автомобиля ответчик сообщил истцу об отсутствии оснований для устранения неисправностей в рамках гарантийных обязательств, так как имеющиеся недостатки в двигателе произошли по вине истца из-за недостаточного уровня масла в двигателе и масляного голодания. Согласно заключению комиссионной экспертизы, назначенной в рамках дела, эксплуатация автомобиля невозможна, причиной выхода из строя двигателя явился повышенный расход моторного масла, возникновение неисправности носит производственный характер (до ремонта - завод изготовитель, после ремонта - обслуживающая организация).
В подтверждение обоснованности заявленной к взысканию суммы убытков, связанных с арендой автомобиля с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации, истцом в материалы дела представлен договор аренды транспортного средства с экипажем. Поскольку материалами дела вина ответчика в поломке двигателя автомобиля подтверждена, а спорный автомобиль был необходим истцу для производственных целей, суд первой инстанции пришел к выводу о взыскании с ответчика заявленных убытков по аренде автомобиля <1>.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в каждой транспортной отрасли имеются свои требования к экипажу транспортного средства, однако необходимо установить общие требования, которые подтверждались бы выдачей свидетельства (лицензии), сертификата или других документов, которые свидетельствовали бы о высокой квалификации и специальной подготовке экипажа, что способствовало бы предоставлению услуг специалистов более высокого уровня по управлению транспортными средствами и их технической эксплуатации в договоре аренды транспортных средств с экипажем и устранению большинства судебных споров.
На практике часто встречаются случаи, когда работодатель арендует транспортное средство у своего же сотрудника, причем именно с услугами по управлению и технической эксплуатации, т.е. работник (арендодатель) предоставляет во временное владение и пользование транспортное средство арендатору (работодателю) и сам же оказывает услуги по управлению и технической эксплуатации, т.е. является экипажем (водителем). В этом случае возникает вопрос: как следует квалифицировать данные отношения, а именно в качестве арендных (между сотрудником (владельцем транспортного средства) и работодателем заключается договор аренды транспортного средства с экипажем) или в качестве трудовых (между работодателем и сотрудником заключается трудовой договор, в соответствии с которым работник использует личное транспортное средство в служебных целях и осуществляет управление данным транспортным средством)?
Обратимся к судебной практике. Из трудового договора, заключенного между Н. и ЗАО, следует, что Н. принята на работу на должность водителя. Также между Н. и обществом заключен договор аренды транспортного средства с экипажем. В трудовом договоре нет указания на то, что Н. принимается на работу с условием выполнения своих трудовых обязанностей при использовании личного автомобиля. В то же время и договор аренды транспортного средства с экипажем не содержит указания на то, что аренда принадлежащего истице транспортного средства осуществляется для выполнения истицей своих функциональных обязанностей работника по трудовому договору.
Из буквального толкования договора аренды транспортного средства с экипажем не следует, что при заключении указанного договора имелась общая воля сторон на фактическое возникновение трудовых, а не гражданско-правовых отношений. Из представленных в материалах дела должностных инструкций не следует, что при выполнении своих трудовых функций предприятия несут также обязанности по управлению транспортными средствами, в том числе находящимися в аренде.
Истица Н. принята на работу в ЗАО на основании трудового договора, и взаимоотношения сторон как работника и работодателя, в том числе по использованию личного автомобиля работника, могли быть урегулированы в рамках трудового договора в виде включения в трудовой договор соответствующих условий либо в виде дополнительного соглашения к трудовому договору. Однако в данном случае этого не было сделано. Поэтому к спорным отношениям по использованию истицей личного автомобиля при работе у ответчика положения ст. ст. 168.1 и 188 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) применять нельзя. В данном случае отношения сторон по использованию истицей личного автомобиля были урегулированы в виде отдельного самостоятельного гражданско-правового договора об аренде транспортного средства с экипажем, что не противоречит действующему законодательству.
При фактических обстоятельствах настоящего дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что между сторонами возникли гражданско-правовые отношения по аренде транспортного средства с экипажем, регулируемые нормами гражданского законодательства. То обстоятельство, что истица для исполнения трудовых функций использовала личное транспортное средство, не изменяет юридической квалификации названных договоров.
Судебная коллегия оставила апелляционную жалобу без удовлетворения <1>.
На наш взгляд, позиция суда является неверной. Как уже было указано, в качестве сторон в договоре аренды транспортных средств с экипажем выступает юридическое или физическое лицо, обладающее статусом индивидуального предпринимателя.
В случае если физическое лицо приобретает транспортное средство специально для сдачи его в аренду с целью извлечения прибыли или осуществляет деятельность за плату по предоставлению транспортного средства во временное владение и пользование и сделки по сдаче транспортного средства в аренду носят систематический характер, такая деятельность признается предпринимательской (п. 1 ст. 2 ГК РФ) <1> и требует соответствующей регистрации.
В данном случае работник соответствующей регистрации не имеет, поэтому сдавать транспортное средство в аренду не может. Следовательно, работодатель (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) должен заключить с физическим лицом трудовой договор, в котором необходимо прописать, что работник принимается на должность водителя и используется его личное транспортное средство. Таким образом, работнику будет выплачиваться заработная плата за управление транспортным средством и в силу ст. 188 ТК РФ компенсация за использование, износ (амортизацию) личного транспорта, а также возмещаться расходы, связанные с его использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме. Данное соглашение становится дополнительным к трудовому договору.
Также возникает и иной вопрос, а именно: если между работодателем и работником заключен договор аренды транспортных средств с экипажем, то когда работник (водитель) исполняет свои обязанности по трудовому договору?
Важно отметить, что стороны могут заключить договор аренды транспортных средств без экипажа. Так, в письме Минфина России от 16 августа 2010 г. N 03-04-05/3-462 <1> указано, что не во всех случаях физическое лицо должно обладать статусом индивидуального предпринимателя при сдаче транспортных средств в аренду: "Закон связывает необходимость регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя с осуществлением им деятельности особого рода, а не просто с совершением возмездных сделок. Самого по себе факта совершения гражданином сделок на возмездной основе для признания гражданина предпринимателем недостаточно" <2>.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность должна осуществляться самостоятельно, на свой риск, и быть направленной на систематическое получение прибыли.
О наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, следующие факты:
- изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;
- хозяйственный учет операций, связанных с осуществлением сделок;
- взаимосвязанность всех совершаемых гражданином в определенный период времени сделок;
- устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
Предпринимательская деятельность осуществляется гражданином на свой риск. Предпринимательский риск гражданина заключается в вероятности наступления событий, в результате которых продолжение осуществления данной деятельности станет невозможным.
При наличии достаточных оснований считать, что вышеуказанные признаки имеются в наличии, физическое лицо обязано зарегистрироваться в качестве предпринимателя без образования юридического лица <1>.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что между работодателем и работником может быть заключен договор аренды транспортных средств, а также трудовой договор, в соответствии с которым сотрудник выполняет роль водителя. Следовательно, работник получает арендную плату за предоставленное транспортное средство и заработную плату по трудовому договору.
Появляется еще один вопрос: если у сторон возникают только трудовые отношения, то на кого возлагается ответственность за вред, причиненный транспортным средством?
Рассмотрим пример из практики. Торговый агент К. обратилась в суд с иском к ООО о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование заявленного требования истица указала, что состояла в трудовых отношениях с обществом и являлась торговым агентом. Выполняемая ею работа носила разъездной характер, для чего она использовала принадлежащий ей на праве собственности автомобиль, а ответчик, в свою очередь, выплачивал ей денежную компенсацию за использование личного транспорта.
В результате дорожно-транспортного происшествия причинен вред ее здоровью. К. считает, что работодатель должен компенсировать ей моральный вред, причиненный в результате дорожно-транспортного происшествия, независимо от вины, поскольку вред причинен источником повышенной опасности.
Исходя из материалов дела истица состояла с ответчиком в трудовых, а не в гражданско-правовых правоотношениях. Ответчиком выплачивалась истице предусмотренная ст. 188 ТК РФ компенсация за использование личного автомобиля в служебных целях в рамках трудового договора.
Оснований считать, что ООО является владельцем источника повышенной опасности - автомобиля, не имеется.
Судом обоснованно указано, что именно К. являлась владельцем транспортного средства, управляя им в момент дорожно-транспортного происшествия, а потому была обязана соблюдать Правила дорожного движения РФ, в том числе обеспечивать исправное техническое состояние транспортного средства, принадлежащего ей на праве собственности.
Решение районного суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба К. - без удовлетворения <1>.
Таким образом, аренда транспортного средства у сотрудника может быть заключена как на основании договора аренды транспортных средств без экипажа, т.е. иметь гражданско-правовой характер, так и на основании трудового договора. Так как граждане и юридические лица осуществляют свои права своей волей, в своем интересе и по своему усмотрению, они свободны в заключении договоров, не противоречащих закону.
Важно отметить, что норма ст. 635 ГК РФ является диспозитивной, т.е., если договором аренды не предусмотрено иное, расходы по оплате услуг членов экипажа, а также расходы на их содержание несет арендодатель. В этом случае арендатор будет выступать как работодатель, без учета мнения арендодателя определять с членами экипажа размер оплаты труда и объем расходов на содержание членов экипажа. Подобная практика противоречит принципу согласования размера оплаты труда сторонами трудового договора, возникшим на основании его трудовым отношениям между членами экипажа и арендатором <1>.
Таким образом, можно еще раз убедиться в актуальности вопроса установления содержания прав и обязанностей предоставляемых услуг по управлению и технической эксплуатации.
Важно отметить, что под "услугами" понимаются "действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (неимущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемых в пользу услугополучателя" <1>.
1. Услуги по управлению транспортным средством включают в себя:
1) предоставление квалифицированного экипажа;
2) обеспечение перевозки пассажиров, грузов и багажа;
3) обеспечение своевременной подачи транспортного средства к указанному месту;
4) обеспечение своевременной заправки автомобиля топливом, охлаждающей жидкостью, замену смазочных материалов;
5) обеспечение оплаты услуг платных стоянок или парковок;
6) соблюдение водителем (экипажем) правил дорожного движения;
7) обеспечение спутниковой связи;
8) обеспечение мобильной связи и оплата расходов, связанных с ее использованием;
9) организация питания (например, при аренде воздушного судна с экипажем для перевозки пассажиров);
10) обеспечение медицинского и иного обслуживания пассажиров;
11) обеспечение сдачи транспортного средства на отведенное место по возвращении;
12) обеспечение данных транспортных средств необходимым оборудованием и устройствами (например, для перевозки радиоактивных отходов необходимо предусмотреть специальные контейнеры) и т.п.
2. Услуги по технической эксплуатации транспортного средства включают в себя:
1) осуществление текущего, капитального ремонта;
2) осуществление технического обслуживания с привлечением специальных фирм на все время действия договора;
3) оплату расходов, связанных с приобретением горюче-смазочных материалов, по обеспечению содержания автомобиля в надлежащем состоянии, а также на приобретение автохимии, автокосметики и других материалов;
4) осуществление мойки транспортного средства;
5) обеспечение немедленного устранения претензий арендатора, предъявленных к качеству выполненных работ;
6) проверку технического состояния транспортного средства перед выездом на линию;
7) устранение мелких неисправностей, возникших во время работы на линии, которые не требуют разборки механизмов;
8) обеспечение регулярной проверки и смены масла в агрегатах;
9) обеспечение профилактического осмотра;
10) предоставление необходимых принадлежностей и запасных частей;
11) обеспечение замера давления масла в двигателе внутреннего сгорания и компрессии в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания;
12) обеспечение проверки состояния тормозной системы;
13) обеспечение проверки электроприборов транспортных средств;
14) обеспечение подготовки транспортного средства к сезонной эксплуатации (например, смена летней резины на зимнюю);
15) обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов;
16) обеспечение переоборудования и модернизации транспортных средств;
17) в случае технической неисправности и невозможности безопасного эксплуатирования транспортного средства, указанного в заявке, следует заменить транспортное средство на равноценное или выше классом.
18) прохождение технического осмотра транспортного средства и т.п.
Необходимо отметить, что данный перечень услуг комбинируется в зависимости от разновидности транспортного средства и выбора условий, необходимых арендатору для осуществления предпринимательской деятельности. Плата за предоставление указанных услуг чаще всего входит в стоимость арендной платы, но также можно предусмотреть оказание услуг за отдельную плату, причем прописать это следует в договоре.
Также необходимо отметить, что арендодатель и члены экипажа обязуются:
1) оказывать перечисленные услуги с надлежащим качеством;
2) немедленно устранять претензии арендатора, предъявленные к качеству выполненных работ;
3) предоставлять транспортные средства и услуги по управлению и технической эксплуатации в сроки и на условиях, предусмотренных в договоре;
4) возместить ущерб арендатору, возникший в результате утраты, уничтожения, повреждения транспортного средства, а также ущерб, причиненный транспортным средством третьим лицам по вине экипажа;
5) не препятствовать свободному доступу арендатора к транспортным средствам для проверки состояния и условий их эксплуатации и т.п.
Кроме того, в каждой отрасли права на экипаж возлагаются определенные права и обязанности.
Приведем пример из морского права. Согласно Резолюции Ассамблеи ИМО А. 890 (21) от 25 ноября 1999 г. "Принципы безопасного состава экипажей судов" <1> на экипаж судна возлагаются следующие обязанности:
а) нести безопасную навигационную вахту, машинную вахту и радиовахту, а также вести общее наблюдение за судном;
б) безопасно швартовать и отшвартовывать судно;
в) обеспечивать функции, связанные с безопасностью на судне, которое эксплуатируется в море, в режиме без движения или почти без движения;
г) выполнять необходимые действия для предотвращения нанесения ущерба морской среде;
д) поддерживать меры безопасности и чистоту во всех доступных помещениях с целью свести к минимуму опасность возникновения пожара;
е) обеспечивать медицинский уход на судне;
ж) обеспечивать безопасность перевозки груза во время перехода;
з) проверять и поддерживать в зависимости от случая конструктивную целостность судна;
и) приводить в действие все водонепроницаемые закрытия, содержать их в рабочем состоянии, а также развертывать аварийную партию, состоящую из компетентных членов экипажа;
к) приводить в действие все имеющееся на борту противопожарное и аварийное оборудование, а также спасательные средства, проводить такое техническое обслуживание этого оборудования, которое требуется выполнять в море в случае необходимости, проводить сбор и эвакуацию всех людей, находящихся на борту;
л) приводить в действие главную двигательную установку, вспомогательные механизмы и содержать их в безопасном состоянии с тем, чтобы судно могло справиться с опасностями, которые могут встретиться в рейсе.
Так как по договору аренды транспортных средств предоставляются услуги по управлению и технической эксплуатации, то существует мнение, что данный договор является смешанным с договором возмездного оказания услуг. Однако это мнение ошибочно, так как законодатель выделил договор аренды транспортных средств с экипажем как самостоятельный договор, содержащийся в § 3 гл. 34 ГК РФ, а "обязательства, вытекающие из договора аренды, тесно связаны с обязательствами, вытекающими из договора о предоставлении услуг" <1>. В свою очередь, "предоставление услуг по управлению и технической эксплуатации позволяет сделать вывод о тесном взаимодействии и сотрудничестве арендатора и арендодателя" <2>. "Без наличия данного, объективно обусловленного отношения между сторонами договор становится бессодержательным и, как правило, не может быть реализован на практике" <3>.
В подтверждение своей позиции обратимся к судебной практике. Так, рассматривая спор, суды пришли к выводу о том, что по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель своими силами оказывает арендатору услуги по управлению предметом договора и его технической эксплуатации. Указанное свидетельствует о том, что договор аренды транспортного средства с экипажем содержит элемент договора оказания услуг, однако не превращает договор аренды транспортного средства с экипажем в смешанный, поскольку отношения сторон по вопросам управления транспортным средством и его технической эксплуатации регулируются не гл. 39, а § 3 гл. 34 ГК РФ <1>.
Также часто многие авторы относят договор фрахтования на время к договору перевозки. Данная позиция также является неверной, так как в системе гражданско-правовых договоров договор аренды (фрахтование на время) транспортного средства и договор фрахтования (чартер) имеют разную родовую принадлежность и представляют собой отдельные виды различных типов гражданско-правовых договоров, соответственно договора аренды и договора перевозки, которые, в свою очередь, различаются по предмету договора. Предметом договора аренды (фрахтования на время) транспортного средства является предоставление транспортного средства во временное владение и пользование арендатора. Предметом договора перевозки и, следовательно, договора фрахтования (чартер) является доставка пассажиров, грузов, почты и багажа в пункт назначения.
В отличие от договора аренды (фрахтование на время) транспортного средства по договору фрахтования (чартер) само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется вместимость (либо ее часть) транспортного средства. Это означает только то, что за фрахтователем резервируется место для пассажиров, грузов, багажа при сохранении в неизменном виде существа обязательства по их перевозке в пункт назначения.
Договор фрахтования не предусматривает передачу вместимости транспортного средства в пользование фрахтователя, напротив, соответствующее место на борту судна предоставляется последнему на один или несколько рейсов только для перевозки грузов, пассажиров или багажа.
Таким образом, предоставление фрахтователю вместимости (ее части) транспортного средства для перевозки грузов, пассажиров, багажа служит квалифицирующим признаком договора фрахтования (чартер), позволяющим выделить его в отдельный вид договора перевозки при сохранении его родовой принадлежности к этому типу гражданско-правовых договоров <1>.
Некоторые авторы отмечают, что в рамках договора чартера предоставление вместимости транспортного средства представляет собой лишь способ исполнения обязательства, а не его цель <1>.
Еще одна главная обязанность арендодателя состоит в поддержании в надлежащем состоянии сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК РФ).
Пример. Между ОАО "РЖД" (арендодатель) и ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (арендатор) заключен договор аренды транспортных средств с экипажем. ОАО "РЖД" обратилось в суд с иском к ОАО "Новороссийский морской торговый порт". Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Судом необоснованно отклонен довод истца о том, что отношения сторон при пробеге арендованных локомотивов в оборотное локомотивное депо и обратно выходят за рамки арендных отношений в связи с возложением на арендодателя обязанности по проведению технического обслуживания и плановых видов ремонта предоставленных в аренду локомотивов согласно п. 3.3 договора.
Довод истца о том, что отношения сторон при пробеге арендованных локомотивов в оборотное локомотивное депо "Новороссийск" выходят за рамки арендных отношений, так как в перевозочном процессе стороны выступают в качестве грузоотправителя и перевозчика, правомерно отклонен судом, поскольку именно во исполнение возложенной на арендодателя договором обязанности производить техническое обслуживание и плановые виды ремонта предоставленных в аренду локомотивов (п. 3.3. договора) истец производил подмену локомотивов на железнодорожных выставочных путях ответчика (арендатора) и перегонял локомотивы на ремонт и (или) техническое обслуживание в цех эксплуатации Новороссийска.
Судом первой инстанции верно указано на то, что местом работы локомотивов являются пути необщего пользования предприятия ОАО "Новороссийский морской торговый порт". Арендатор не может давать указания локомотивной бригаде следовать за пределы места коммерческой эксплуатации локомотивов в силу ч. 2 ст. 635 ГК РФ. Услуга по перевозке груза, багажа или пассажиров в рамках настоящего предмета спора не предоставлялась. Иные услуги в отсутствие заключенного сторонами публичного договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры арендодателем арендатору не оказывались. Если указанная плата является внедоговорной, то истцом не доказана необходимость ее оплаты, учитывая, что истец выступает собственником локомотивов, несет бремя содержания имущества, а также производит обязательное плановое техническое обслуживание локомотивов и их ремонт. На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований ОАО "РЖД" о взыскании с порта денежных сумм в возмещение платы за пользование инфраструктурой <1>.
Таким образом, хотя в ст. 634 ГК РФ и закреплено, что в обязанности арендодателя входит поддержание транспортного средства, сданного в аренду, в надлежащем состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей, отсутствует правовая характеристика, которая точно бы указывала, что именно понимается под словами "надлежащее состояние" транспортного средства. Кроме того, законодателем не дано определений понятий "текущий ремонт" и "капитальный ремонт", т.е. что именно входит в обязанности арендодателя при осуществлении ремонта транспортного средства. Все это создает множество проблем на практике.
Необходимо отметить, что нормы Постановления Минтруда России от 12 мая 2003 г. N 28 "Об утверждении межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте" <1> устанавливают общие требования к техническому состоянию и оборудованию автотранспортных средств.
1. К кабине (салону) автотранспортного средства предъявляются следующие требования:
а) боковые стекла должны плавно передвигаться стеклоподъемными механизмами;
б) на сиденье и его спинке не допускаются провалы, рваные места, выступающие пружины и острые углы;
в) шум, вибрация, микроклимат и концентрация вредных веществ в кабине грузового автомобиля, внутри салона и кабины автобуса и кузова легкового автомобиля должны соответствовать значениям, указанным в действующих государственных стандартах, санитарных нормах и правилах, гигиенических нормативах;
г) отопительные устройства кабины и салона в холодное время должны быть работоспособны; применять отработавшие газы в качестве теплоносителя для обогрева кабины и салона запрещается, они могут использоваться только для подогрева теплоносителя;
д) пол кабины, салона и кузова автотранспортного средства должен застилаться ковриком, не имеющим отверстий и прочих повреждений.
2. Диски колес должны надежно крепиться на ступицах. Замочные кольца дисков колес должны быть исправны и правильно установлены на своих местах. Не допускается наличие трещин и погнутости дисков колес.
3. Техническое состояние электрооборудования автотранспортного средства должно обеспечивать пуск двигателя при помощи стартера, бесперебойное и своевременное зажигание смеси в цилиндрах двигателя, безотказную работу приборов освещения, сигнализации и электрических контрольных приборов, а также исключать возможность искрообразования в проводах и зажимах. Все провода электрооборудования должны иметь надежную, неповрежденную изоляцию. Аккумуляторная батарея должна быть чистой и надежно укреплена. Не допускается течь электролита из моноблока аккумуляторной батареи.
4. Каждое автотранспортное средство должно быть обеспечено специальными упорами (не менее двух штук) для подкладывания под колеса, широкой подкладкой под пяту домкрата, а также медицинской аптечкой, знаком аварийной остановки или мигающим красным фонарем и огнетушителем.
5. Автобусы и грузовые автомобили, приспособленные для перевозки людей и специально оборудованные для этих целей, должны укомплектовываться дополнительно вторым огнетушителем. При этом один огнетушитель находится в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне автобуса или кузове автомобиля в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
6. При направлении в дальний рейс (продолжительностью более суток) грузовые автомобили и автобусы должны дополнительно снабжаться металлическими козелками, лопатой, буксирным приспособлением, предохранительной вилкой для замочного кольца колеса, а в зимнее время - дополнительно цепями противоскольжения.
7. Храповик коленчатого вала должен иметь несработанные прорези, а пусковая рукоятка - прямую шпильку соответствующей длины и прочности. Ручка пусковой рукоятки должна быть гладкой, без заусенцев.
8. Выпускные трубы и глушитель не должны иметь трещин и пробоев, а их соединения не должны пропускать отработанные газы. Конец выпускной трубы не должен иметь вмятин и повреждений.
9. Автотранспортные средства с поднимающимися кабинами должны иметь исправные защелки на упорах кабин.
10. Двери кабин, капоты должны иметь исправные ограничители открытия и фиксаторы открытого и закрытого положения.
Нормами данного Постановления Минтруда устанавливаются также специальные требования к различным видам автотранспортных средств. Таким образом, автотранспортные средства, которые предоставляет арендодатель во временное владение и пользование арендатору, должны соответствовать как общим, так и специальным требованиям, предъявляемым к данным транспортным средствам и установленным нормами Постановления от 12 мая 2003 г. N 28.
В литературе надлежащее состояние транспортного средства определяется как возможность и пригодность его к нормальной и безопасной эксплуатации, для поддержания которой арендодатель обязан проводить технические, организационные и иные мероприятия: регулярные чистку и уборку, профилактические мероприятия, ремонт транспортного средства (текущий и капитальный), снабжение его необходимыми принадлежностями, оборудованием и механизмами <1>.
Следовательно, понятие "надлежащее состояние" более широкое и включает в себя понятия "текущий ремонт" и "капитальный ремонт". Законодатель четко не разграничивает два последних понятия. Возникает проблема: в каком случае арендодатель осуществляет капитальный, а в каком - текущий ремонт? В судебной практике данный вопрос решается с помощью экспертизы.
В морском праве законодатель дифференцирует понятия "текущий ремонт" и "капитальный ремонт". Так, в Приказе Минречфлота РСФСР от 12 мая 1989 г. N 61 "О введении в действие Правил ремонта судов Министерства речного флота РСФСР" <1> определяется, что текущий ремонт - ремонт судна, выполняемый для поддержания его технико-эксплуатационных характеристик в заданных пределах с заменой и (или) восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов. Капитальный ремонт - ремонт судна (элемента, узла), выполняемый для восстановления его технико-эксплуатационных характеристик до значений, близких к построечным, с заменой и (или) восстановлением любых элементов, включая базовые.
Обратимся к судебной практике. Между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) подписан договор аренды земснаряда, согласно которому арендодатель предоставляет арендатору землесос "Иртышский-1023" с экипажем и проходящими практику на землесосе курсантами, а также 22 понтона с двумя концевыми площадками в аренду и оказывает своими силами услуги по управлению им. Обязанность доказывания наличия обстоятельств реальной необходимости проведения ремонтных работ, как и факт проведения последних, возложена в силу ст. 65 АПК РФ на истца.
Необходимость проведения капитального ремонта судна должна быть вызвана либо выработкой ресурса тех или иных элементов судна, либо подобный ремонт должен осуществляться тогда, когда техническое состояние элементов судна требует проведения капитального ремонта. Техническое состояние как судна в целом, так и отдельных его элементов согласно законодательству Российской Федерации определяется по результатам освидетельствования судна, проводимого ФАУ "Российский речной регистр" (далее - Речной регистр).
Ответчиком представлены акты ежегодного освидетельствования судна, из которых следует, что землесос проходил ежегодное освидетельствование в Речном регистре в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Согласно актам ежегодного освидетельствования техническое состояние землесоса в период с 2004 по 2010 г. оценивалось как годное. Таким образом, доказательства возникшей необходимости проведения капитального ремонта землесоса "Иртышский-1023" истцом не представлены, напротив, материалы дела свидетельствуют о том, что судно находится в исправном состоянии и годно к плаванию <1>.
Необходимо отметить, что все транспортные средства должны проходить технический осмотр через какой-то определенный период времени. Например, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя), должны проходить технический осмотр каждые 6 месяцев, легковые автомобили - каждые 12 месяцев. Данные требования содержатся в Федеральном законе от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. от 28 декабря 2013 г.) <1> и Правилах проведения технического осмотра транспортных средств (далее - Правила) <2>. В Правилах содержатся обязательные требования, которые предъявляются к каждой категории транспортных средств для их нормальной и безопасной эксплуатации. Например, изменение усилия при повороте рулевого колеса должно быть плавным во всем диапазоне угла его поворота. Неработоспособность усилителя рулевого управления транспортного средства (при его наличии на транспортном средстве) не допускается.
Таким образом, данным требованиям безопасности должны соответствовать все транспортные средства, сдаваемые в аренду. Прохождение технического осмотра и поддержание транспортного средства в надлежащем состоянии возлагаются на арендодателя в договоре аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации. Соблюдение требований, предъявляемых к транспортному средству, находящемуся в аренде, является одной из обязанностей по осуществлению технической эксплуатации. То есть законодателю не нужно подробно описывать, какие именно обязанности должен выполнять арендодатель по технической эксплуатации транспортного средства в договоре аренды с экипажем, так как большинство из них и так закреплены в законодательстве и являются обязательными и для арендодателя, и для собственника имущества. Так, собственник транспортного средства обязан проходить технический осмотр через определенный период времени.
В КТМ РФ выделена отдельная статья, посвященная мореходному состоянию судна. В частности, судовладелец обязан привести судно в мореходное состояние к моменту его передачи фрахтователю - принять меры по обеспечению годности судна (его корпуса, двигателя и оборудования) для целей фрахтования, предусмотренных тайм-чартером, по укомплектованию судна экипажем и надлежащему снаряжению судна (ст. 203 КТМ РФ). Содержание данного понятия зависит от цели использования судна, определенной в договоре, но, для каких бы целей торгового мореплавания судно ни было зафрахтовано, оно должно быть прежде всего пригодно к плаванию <1>. Не требуется, чтобы судовладелец приводил судно в состояние, отвечающее особенностям любого конкретного груза, который фрахтователь вправе погрузить на судно <2>.
Также необходимо отметить, что по договору фрахтования судна на время арендодатель обязан поддерживать надлежащее состояние на протяжении всего рейса или действия договора.
Пример. Судовладелец обязуется обеспечить, чтобы на день сдачи судна по настоящему тайм-чартеру оно соответствовало описанию и классу, указанному в дополнении "А", приложенном к тайм-чартеру, и обязуется поддерживать его в таком состоянии в течение всего срока эксплуатации по данному чартеру. До сдачи, в день сдачи судна, а также в течение всего срока действия тайм-чартера судовладелец должен проявлять должное старание с тем, чтобы судно было герметичным, крепким, прочным, в рабочем состоянии и без ущерба для всего вышесказанного, во всех отношениях пригодным для эффективной и непрерывной эксплуатации.
Таким образом, договором соблюдено обязательное для тайм-чартера условие, предусмотренное ст. 200 КТМ РФ, - оговорено время и место передачи и возврата судна, а также гарантировано мореходное состояние судна при его передаче в пользование и обратно, что предусмотрено ст. 203 КТМ РФ <1>.
В КВВТ РФ не содержится понятие "мореходное состояние судна", но это не снимает обязанность арендодателя по обеспечению нормальной эксплуатации судна в соответствии с его классом и назначением, т.е. смысл рассматриваемой обязанности - обеспечивать такое состояние судна, которое соответствует целям аренды в течение всего времени аренды <1>.
Еще одной обязанностью арендодателя является страхование транспортного средства и (или) страхование ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, но только в том случае, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора (ст. 637 ГК РФ). Таким образом, законодатель предусматривает два вида имущественного страхования:
1) страхование риска утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (ст. 930 ГК РФ). В договоре аренды транспортных средств с экипажем это, например, страхование автомобиля от угона или повреждения;
2) страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц (ст. 931 ГК РФ). Например, страховая компания компенсирует ущерб и вред, причиненный транспортным средством арендодателя (страхователь) транспортному средству третьего лица (выгодоприобретатель). Также по данному договору может быть застрахован риск ответственности (страхователя) либо риск ответственности другого лица, на которое может быть возложена деликтная ответственность. Действие данной статьи не распространяется на личное страхование экипажа транспортного средства <1>.
Страхование ответственности за причинение вреда бывает двух видов: обязательное и добровольное. Обязательное страхование сокращенно называется ОСАГО (обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств). Под владельцами транспортных средств понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды, и т.д. <1>.
Порядок и условия осуществления обязательного страхования регулируются следующими нормативными актами:
1) Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств";
2) Законом РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <1>;
3) Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" <1>.
Рассмотрим пример обязательного страхования из практики. Произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля, принадлежащего М., под управлением водителя А.А., и автомобиля с полуприцепом, принадлежащего Р., под управлением водителя К., члена экипажа N 23, выполнявшего поручение для ООО "Аллюр". Виновником данного ДТП признан К. В результате столкновения транспортных средств автомобилю истца причинены механические повреждения. Гражданская ответственность ООО "Аллюр" застрахована по договору ОСАГО в СК "Дженерал резерв", которая выплатила истцу страховое возмещение. В материалах дела имеется договор аренды транспортного средства с экипажем N 23, заключенный между ООО "Аллюр" и гр. Р., согласно которому автомобиль используется ответчиком на основании договора аренды транспортного средства с экипажем.
Согласно п. 5.2 настоящего договора и в соответствии с требованиями § 3 гл. 34 и гл. 59 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным автомобилем, его механизмами, устройством, оборудованием, несет арендодатель. Согласно приговору Подольского городского суда Московской области от 20 апреля 2009 г., вступившему в законную силу, виновником указанного дорожно-транспортного происшествия признан водитель К.
Как усматривается из материалов дела, отношения арендодателя Р. и арендатора ООО "Аллюр", члена экипажа - водителя К. регулируются нормами ст. 635 ГК РФ, согласно которой члены экипажа являются работниками арендодателя, и ст. 640 ГК РФ, в соответствии с которой ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным автомобилем, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, установленными гл. 59 ГК РФ <1>.
Добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Судебная практика показывает, что чаще всего добровольное страхование используется в договоре аренды транспортных средств без экипажа, так как в данном договоре техническое содержание транспортного средства и управление им возложены на арендатора. В целях минимизации ответственности перед третьими лицами за возможный ущерб, причиненный арендованным транспортным средством в процессе его эксплуатации, а также расходов, возникающих в связи с эксплуатацией арендованного транспортного средства, арендатор чаще всего прибегает к добровольному страхованию.
Согласно ст. 943 ГК РФ условия, на которых заключается договор страхования, могут быть определены в стандартных правилах страхования соответствующего вида, принятых, одобренных или утвержденных страховщиком либо объединением страховщиков (правилах страхования). Условия, содержащиеся в правилах страхования и не включенные в текст договора страхования (страхового полиса), обязательны для страхователя (выгодоприобретателя), если в договоре (страховом полисе) прямо указывается на применение таких правил и сами правила изложены в одном документе с договором (страховым полисом) или на его оборотной стороне либо приложены к нему. В последнем случае вручение страхователю при заключении договора правил страхования должно быть удостоверено записью в договоре. При заключении договора страхования страхователь и страховщик могут договориться об изменении или исключении отдельных положений правил страхования и о дополнении правил. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с ГК РФ <1>.
В КТМ РФ также закреплена обязанность арендодателя оплачивать расходы на страхование судна и своей ответственности. Например, страхование проводится в отношении военных рисков, а также рисков, касающихся корпуса судна и его оборудования, когда судно используется в пределах, установленных в договоре тайм-чартера <1>.
Следует отметить, что в КТМ РФ, так же как и в ГК РФ, выделена отдельная глава, посвященная договору морского страхования. Так, по договору морского страхования страховщик обязуется за обусловленную плату (страховую премию) при наступлении предусмотренных договором морского страхования опасностей или случайностей, которым подвергается объект страхования (страхового случая), возместить страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен такой договор (выгодоприобретателю), понесенные убытки (ст. 246 КТМ РФ).
Возникает вопрос: нормы какого материального права подлежат применению при морском страховании транспортного средства (ГК РФ или КТМ РФ)? В КТМ РФ содержатся особенности регулирования страхования имущества в морском праве. Так, по договору морского страхования судна на срок страховщик отвечает за пропажу судна без вести, если последнее известие о судне получено до истечения срока действия договора морского страхования судна и если страховщик не докажет, что судно погибло по истечении указанного срока (ст. 277 КТМ РФ). При отсутствии специальных норм должны применяться общие положения ГК РФ. Например, в КТМ РФ не урегулированы вопросы досрочного прекращения договора страхования. Поэтому будут применяться положения ст. 958 ГК РФ.
Существует принцип Lex specialis derogat generali - "специальный закон отменяет (вытесняет) общий закон", т.е. если есть противоречия норм общего и специального характера, то предпочтение при толковании и применении норм отдается специальным нормам. При этом под общими понимаются нормы, регулирующие определенный род общественных отношений, а под специальными - нормы, регулирующие вид этого рода <1>. Данный принцип горизонтальной иерархии норм законодательства в общем виде не закреплен в действующих нормативных документах, он является давно и безусловно признанным. Отказ от этого принципа привел бы к тому, что правовая система государства полностью сводилась к нормам общим и только к таким специальным, которые эти общие нормы могут лишь детализировать. При таком положении комплексность любой отрасли права оказалась бы вообще утерянной <2>.
Это доктринальное положение закрепляется действующим правом. Так, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ (п. 2 ст. 3). Как известно, нормы ГК РФ относятся к нормам общего характера, а нормы КТМ РФ - к нормам специального характера. Следовательно, в данной ситуации при противоречии этих норм будут применяться специальные нормы, т.е. нормы, содержащиеся в КТМ РФ.
В отличие от ГК РФ и других кодексов в КВВТ РФ нет отдельной главы, посвященной страхованию внутреннего водного транспорта, также нет нормы, которая прямо закрепляла бы обязанность арендодателя страховать транспортное средство, сдаваемое в аренду. В данном случае будет применяться норма ст. 637 ГК РФ, которая является диспозитивной. Необходимо отметить, что данная обязанность возлагается на арендодателя, когда она прямо установлена законом или договором. Однако в ст. 664 ГК РФ указано, что арендатор самостоятельно и за свой счет осуществляет снаряжение судна, несет расходы, связанные с эксплуатацией судна, в том числе с осуществлением его текущего и капитального ремонта, со страхованием, включая страхование своей ответственности, т.е. предусмотрена норма, в которой прямо говорится об обязанности арендатора страховать транспортное средство. Однако данное положение относится к договору аренды транспортных средств без экипажа. В договоре аренды транспортных средств с экипажем такая обязанность возлагается на арендодателя, что не прописано в КВВТ РФ. В рассматриваемом случае (отсутствие специальных положений КВВТ РФ) в регулировании отношений будут применяться указанные нормы ГК РФ.
В ВК РФ, так же как и в КВВТ РФ, нет отдельной главы, посвященной страхованию, но в ст. 131 ВК РФ говорится, что страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации воздушного судна, является обязательным. Также обязательным в отличие от ГК РФ и КТМ РФ является и страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей (ст. 132 ВК РФ).
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель (ст. 640 ГК РФ).
Как уже отмечалось, транспортное средство является источником повышенной опасности. Следовательно, в силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Необходимо отметить, что данная статья возлагает обязанность возмещения вреда на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве аренды. Это означает, что в процессе эксплуатации арендатором транспортного средства по договору аренды транспортных средств с экипажем ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, возлагалась бы на арендатора, но законодатель предусмотрел норму ст. 640 ГК РФ, в соответствии с которой ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель.
Пример. Между Х. и ООО "РиЧ" был заключен договор аренды транспортных средств с экипажем, согласно которому ООО "РиЧ" организует экскурсии по разработанным маршрутам, а Х. обеспечивает их проведение автотранспортом. В пути следования арендованного транспортного средства произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого пассажирам автобуса были причинены телесные повреждения. Ч. обратился в суд с иском по тем основаниям, что в результате ДТП был причинен вред его здоровью.
Суд первой инстанции определил, что в соответствии со ст. 640 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 59 ГК РФ.
В силу п. 1 ст. 1079 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью граждан деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих (источником повышенной опасности), возмещается владельцем источника повышенной опасности независимо от его вины, что также предусмотрено в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" <1>.
Поскольку вред истцу был причинен в результате взаимодействия двух источников повышенной опасности, владельцы транспортных средств, участвующих в ДТП, должны нести солидарную ответственность за причинение вреда (п. 3 ст. 1079 ГК РФ). Истец выбрал способ защиты своих нарушенных прав в виде предъявления иска к Х., что является исключительным правом истца согласно ст. 323 ГК РФ, ст. ст. 4, 40 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению. Доводы апелляционной жалобы о невиновности ответчика Х. в ДТП судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку степень вины владельцев источников повышенной опасности не является по настоящему делу юридически значимым обстоятельством. Суд апелляционной инстанции считает, что решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законодательства, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется <1>.
В свою очередь, арендодатель может предъявить к арендатору требование в порядке регресса о возмещении затрат, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (ст. 640 ГК РФ), так как именно арендатор осуществляет коммерческую эксплуатацию транспортного средства. Бремя доказывания возникновения вреда по вине арендатора возлагается на арендодателя.
Подводя итог, следует отметить, что основные обязанности и ответственность в договоре аренды транспортных средств с экипажем возложены на арендодателя. Именно данная сторона договора предоставляет услуги по управлению транспортным средством и его технической эксплуатации, осуществляет текущий и капитальный ремонт, несет ответственность перед третьими лицами за вред, причиненный транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием и т.п., что, в свою очередь, создает благоприятные условия заключения договора аренды транспортных средств с экипажем для арендатора.
|