При возбуждении уголовных дел производство документальных проверок (далее - проверок) и ревизий является одной из распространенных форм использования специальных знаний. Необходимость в их производстве зачастую возникает при проверке сообщений о присвоении, растрате, преступных уклонениях от уплаты налогов, таможенных платежей, легализации (отмывании) денежных средств, преднамеренном банкротстве и других преступлениях.
Термин «ревизия» определяется как обследование чьей-нибудь деятельности для установления правильности и законности действий, а «проверка» - удостоверение в правильности чего- нибудь, обследование с целью надзора, контроля. Под ревизором понимается должностное лицо, производящее ревизию. По существу ревизия представляет собой один из видов проверки, обладающий самостоятельным характером.
Проверка - это собирание и анализ сведений, необходимых для оценки финансово-хозяйственной и иной деятельности проверяемого субъекта по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа. В процессе проведения документальной проверки изучаются только документы, а в ходе ревизии наряду с документами, как правило, проверяется и фактическое наличие товарноматериальных ценностей в той или иной организации.
Ревизия, как правило, охватывает все направления финансовохозяйственной деятельности организации и по существу представляет собой комплексную проверку. Ревизор начинает свою работу с установления соответствия осуществляемой организацией деятельности ее учредительным документам. В ходе ревизии проверяющий должен документально и фактически убедиться в обоснованности операций с денежными средствами и ценными бумагами, кредитных и расчетных операций, расчетов смет. В бюджетных организациях особое значение имеет проверка использования бюджетных средств по целевому назначению, правильности образования и расходования государственных внебюджетных средств.
УПК определенно указывает на использование проверок и ревизий лишь применительно к стадии возбуждения уголовного дела. Между тем на практике они проводятся и при расследовании преступлений. В качестве правовой основы их осуществления могут рассматриваться положения ч. 4 ст. 21 УПК, в соответствии с которыми требования, поручения и запросы прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами.
По правовой природе они могут быть:
1) процессуальными, когда проводятся по требованию дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа при проверке сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).
2) Непроцессуальными (служебными), когда проверки проводятся в рамках административно-хозяйственной деятельности должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, то есть без участия следователя, для решения задач, возложенных на них соответствующими законодательными и ведомственными нормативными актами.
В зависимости от вида специальных знаний, используемых для производства проверок различают: а) налоговую проверку - проверку правильности исчисления и уплаты налогов; б) таможенную проверку - проверку факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении; в) экологическую проверку; г) проверку соблюдения правил охраны труда и техники безопасности; д) технологическую проверку - проверку соблюдения технологического процесса; е) финансово-экономическая проверку - проверку финансово-хозяйственной и экономической деятельности; ж) иные проверки.
В зависимости от методов (способов), проверки могут подразделяться на следующие основные виды: а) проверки по форме (формальные); б) проверки по содержанию (аналитические);
в) проверки возможности проведения хозяйственной операции, существования каких-либо фактов (логические); г) инвентаризации; д) контрольные обмеры и др.
В зависимости от последовательности производства проверки могут быть: а) первоначальными; б) повторными.
По объему проверочных действий различают проверки: а) комплексные (сплошные); б) выборочные (частичные, тематические); в) основные; г) дополнительные.
Практическое значение имеет и классификация проверок в зависимости от субъекта ее производства. По этому критерию различаются проверки, проводимые: а) сотрудниками органов внутренних дел; б) сотрудниками налоговых органов; в) сотрудниками таможенных органов; д) аудиторами и т.д.
Лицами, осуществляющими проверки, могут быть соответствующие специалисты различных областей деятельности.
|