Понедельник, 25.11.2024, 01:40
Приветствую Вас Гость | RSS



Наш опрос
Оцените мой сайт
1. Ужасно
2. Отлично
3. Хорошо
4. Плохо
5. Неплохо
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Рейтинг@Mail.ru
регистрация в поисковиках



Друзья сайта

Электронная библиотека


Загрузка...





Главная » Электронная библиотека » СТУДЕНТАМ-ЮРИСТАМ » Материалы из учебной литературы

Права, обязанности и ответственность арендатора

Как уже отмечалось, основные обязанности по содержанию транспортного средства в договоре аренды транспортных средств с экипажем возлагаются на арендодателя, а в договоре тайм-чартера - на собственника судна. Как упоминалось выше, нормы гл. X КТМ РФ являются диспозитивными и применяются, если соглашением сторон не установлено иное. Однако если в соглашении сторон предусмотрено, что на арендатора возлагаются обязанности по содержанию транспортного средства, то данное соглашение будет ничтожно.

Так, в обоснование исковых требований истец ссылался на то, что в соответствии с договором аренды транспортного средства с экипажем и договором об эксплуатационном управлении транспортным средством ответчик использовал транспортное средство, принадлежащее истцу на праве оперативного управления, и обязался осуществлять техническое обслуживание транспортного средства, обеспечение горюче-смазочными материалами, плановый и текущий ремонт транспортного средства.

По мнению истца, в результате неисполнения ответчиком обязанности по прохождению технического обслуживания транспортного средства при пробеге 105 тыс. км вышел из строя двигатель внутреннего сгорания из-за масляного голодания, произошедшего вследствие несвоевременного проведения технического обслуживания автомобиля. Ответчиком стоимость выполненных работ по замене двигателя не оплачена. В связи с заменой истцом двигателя в транспортном средстве ему причинены убытки во взыскиваемой сумме.

Отказывая в удовлетворении иска, суд применил положения ст. ст. 15, 632, 634, 635, 639 ГК РФ и пришел к выводу, что заключенный сторонами договор об эксплуатационном управлении транспортным средством является ничтожным. Он исходил из того, что на ответчика не могла быть возложена ответственность за причиненные истцу убытки, поскольку истец обязан поддерживать надлежащее техническое состояние транспортного средства, включая осуществление регулярного нормативного технического обслуживания, предусмотренного заключенным сторонами договором аренды транспортного средства. Суд также исходил из того, что истец не доказал, что повреждение транспортного средства произошло по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с договором аренды.

По мнению кассационной инстанции, суд пришел к обоснованному выводу о ничтожности заключенного сторонами договора об эксплуатационном управлении транспортным средством от 1 января 2007 г. в силу противоречия его положениям ст. ст. 632, 634, 635 ГК РФ, согласно которым арендодатель в течение всего срока договора аренды транспортного средства с экипажем обязан поддерживать надлежащее состояние сданного в аренду транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей. Указанные обязательства арендодателя по договору аренды фактически выполнены.

По мнению суда кассационной инстанции, суд правомерно пришел к выводу о том, что на ответчика не может быть возложена ответственность за заявленные истцом убытки, причиненные несвоевременным прохождением технического обслуживания <1>. Тем не менее в некоторых случаях на фрахтователя могут быть возложены обязанности по осуществлению ремонта транспортного средства.

Пример. По результатам проверки налоговый орган принял решение, которым в том числе отказал обществу в возмещении 5 млн. 931 тыс. 222 руб. НДС. При этом инспекция указала на необоснованность применения налогоплательщиком ставки НДС 0% и налоговых вычетов при производстве ремонта зафрахтованных судов, поскольку согласно ст. 203 КТМ РФ и ст. 634 ГК РФ обязанность по их ремонту в период действия тайм-чартеров возлагается на судовладельца.

В подтверждение своей позиции инспекция ссылается на приведенные нормы, но при этом ошибочно не учитывает положения ст. 199 КТМ РФ, ст. 641 ГК РФ, на что суд первой инстанции правильно указал в решении по настоящему делу.

Общество и судовладелец при заключении тайм-чартеров определили условия, при которых фрахтователь производит ремонт арендованных судов. В п. 11 договора указано, что фрахтователь производит плановый доковый ремонт и ремонт с докованием для возобновления класса судна за свой счет. Подпункт "е" п. 5 тайм-чартеров обязывает фрахтователя производить все ремонтные работы или замену любых поврежденных или изношенных деталей таким образом, чтобы не уменьшить стоимость судна.

Следовательно, заявитель правомерно ремонтировал суда, взятые в аренду, за свой счет <1>.

На арендатора возлагаются следующие обязанности:

1) использовать транспортное средство по назначению и в соответствии с договором, а именно для перевозки пассажиров, грузов и т.п.

Необходимо отметить, что если арендатор использует транспортное средство не по назначению или не в соответствии с условиями договора, то арендодатель имеет право потребовать расторжения договора и возмещения убытков;

2) отдавать распоряжения экипажу транспортного средства по его коммерческой эксплуатации;

3) своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды (ст. 614 ГК РФ). По морскому праву фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт в порядке и в сроки, предусмотренные тайм-чартером (п. 1 ст. 208 КТМ РФ).

Арендная плата устанавливается за все арендуемое имущество в целом или отдельно по каждой из его составных частей в виде:

1) определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно;

2) установленной доли полученных в результате использования арендованного имущества продукции, плодов или доходов;

3) предоставления арендатором определенных услуг;

4) передачи арендатором арендодателю обусловленной договором вещи в собственность или в аренду;

5) возложения на арендатора обусловленных договором затрат на улучшение арендованного имущества.

Стороны могут предусматривать в договоре аренды сочетание указанных форм арендной платы или иные формы оплаты аренды (п. 2 ст. 614 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества (п. 3 ст. 614 ГК РФ).

Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, установленные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились (п. 4 ст. 614 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено договором аренды, в случае существенного нарушения арендатором сроков внесения арендной платы арендодатель вправе потребовать от него досрочного внесения арендной платы в установленный арендодателем срок. При этом арендодатель не вправе требовать досрочного внесения арендной платы более чем за два срока подряд (п. 5 ст. 614 ГК РФ).

Фрахтователь освобождается от уплаты фрахта и расходов на судно за время, в течение которого судно было непригодно для эксплуатации вследствие немореходного состояния. В случае если судно становится непригодным для эксплуатации по вине фрахтователя, судовладелец имеет право на фрахт, предусмотренный тайм-чартером, независимо от возмещения фрахтователем причиненных судовладельцу убытков (ст. 208 КТМ РФ).

В случае просрочки фрахтователем уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки (ст. 208 КТМ РФ). Нормы КВВТ РФ устанавливают иной срок - 15 суток (п. 5 ст. 65).

В случае гибели судна фрахт подлежит уплате со дня, предусмотренного тайм-чартером, по день гибели судна или, если этот день установить невозможно, по день получения последнего известия о судне (ст. 209 КТМ РФ).

Часто на практике арендодатели завышают размер арендной платы.

Проиллюстрируем это на примере судебной практики. Между ООО "Партнер" (арендодатель) и обществом "Пуск" (арендатор) заключен договор аренды транспортного средства с экипажем. В соответствии с п. 5.1 договора арендная плата установлена из расчета цели предоставления транспортного средства с экипажем (для поездок представителя и директора общества для участия в судебных заседаниях арбитражного суда).

По платежным поручениям обществом произведена оплата ООО "Партнер" в сумме 46 тыс. руб., в назначении платежей указано, что денежные средства перечисляются в счет оплаты по договору аренды с экипажем.

Установив факт аренды транспортного средства с экипажем, оплаты аренды в сумме 11 тыс. 500 руб. и сделав вывод о том, что заявленная к оплате сумма поездки на автомобиле для участия в судебных заседаниях суда первой и апелляционной инстанций не является завышенной, принимая во внимание отсутствие в деле доказательств чрезмерности таких расходов, судами обоснованно удовлетворены требования о взыскании судебных издержек на оплату транспортных расходов в указанной сумме.

С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения <1>.

Думается, проблему завышения арендной платы можно решить, переняв опыт зарубежных стран. Например, в Обязательственном законе Швейцарии <1> содержится гл. II разд. VIII, предусматривающая защиту от завышенной наемной платы и иных чрезмерных требований наймодателя при найме жилых и коммерческих помещений.

Подобные положения можно предусмотреть в российском законодательстве (а именно в ГК РФ) применительно к договору аренды транспортных средств с экипажем.

Согласно ст. 269 Обязательственного закона Швейцарии наемная плата считается завышенной, когда она позволяет наймодателю извлечь чрезмерный доход из сданной внаем вещи или является последствием ее приобретения по явно завышенной цене. Таким образом, необходимо перенять несколько пунктов ст. 269 Обязательственного закона Швейцарии. Например, арендная плата не считается завышенной, если она:

а) находится в пределах арендной платы, установленной в данной местности или в данном районе;

б) обоснована увеличением затрат или оказанием арендодателем дополнительных услуг;

в) служит лишь для компенсации снижения арендной платы, предоставленной ранее за счет частичного переноса обычных для рынка расходов на финансирование на более поздний период, и установлена заранее известным арендатору графиком платежей;

г) компенсирует лишь увеличение стоимости капитала, подвергающегося риску;

д) не превышает лимиты, которые рекомендуют в своих рамочных договорах объединения арендодателей и арендаторов или организации, защищающие схожие интересы.

Также необходимо установить случаи, предусматривающие повышение арендной платы:

Случаи, допускающие повышение арендной платы:

а) арендная плата повышается не чаще одного раза в год;

б) договор аренды транспортных средств с экипажем должен быть заключен не менее чем на два года (так как арендная плата повышается не чаще одного раза в год);

в) размер повышения арендной платы установлен в рублях (согласно п. 1 ст. 317 ГК РФ денежные обязательства должны быть выражены в рублях, однако использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Российской Федерации по обязательствам допускается в случаях, в порядке и на условиях, которые определены законом или в установленном им порядке (п. 3 ст. 317 ГК РФ);

г) арендодатель вправе повысить арендную плату в любой период со следующей допустимой даты. Арендодатель обязан указать причину повышения арендной платы.

Арендатор несет расходы, возникающие в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, в том числе расходы на оплату топлива и других расходуемых в процессе эксплуатации материалов и на оплату сборов (ст. 636 ГК РФ). В морском праве на фрахтователя также возложены обязанности оплачивать расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией судна: стоимость бункера, топлива, воды, лоцманских, маячных и других сборов, стоимость погрузки, укладки, выгрузки, подстилки и др. (п. 1 ст. 204 КТМ РФ).

Расходы и сборы, связанные с коммерческой эксплуатацией, представляют собой расходы на оплату расходуемых в процессе эксплуатации транспортного средства материалов: горюче-смазочных материалов, подлежащих регулярной замене узлов, деталей и принадлежностей <1>; платежи за пользование платной автомобильной дорогой и автомобильной дорогой, содержащей платный участок <2>, и т.п. Данные расходы возлагаются на арендатора, так как напрямую зависят от его активности в пользовании арендованным транспортным средством <3>.

Указанные нормы являются диспозитивными и применяются, если стороны в договоре не предусмотрели иное. Например, расходы на оплату горюче-смазочных материалов могут быть возложены на арендодателя.

Рассмотрим пример из практики. Стороны согласовали в договоре следующий порядок расчета: "...арендная плата состоит из собственно арендных платежей и платы за предоставление услуг по управлению транспортными средствами согласно путевым листам и действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ". В силу п. 2.1.6 договора арендодатель обязан обеспечивать автомобиль топливом и иными расходными материалами.

Из толкования условий договора следует, что на арендодателя возложена обязанность обеспечить автомобиль топливом в процессе его использования арендатором, а арендатор должен возместить арендодателю его расходы по оплате топлива в составе арендной платы согласно "действующим тарифам с учетом колебания цен на ГСМ".

Из договора аренды неясно, что стороны подразумевали под "действующими тарифами", поскольку к спорным правоотношениям закон не предусматривает применение цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), устанавливаемых или регулируемых уполномоченными на то государственными органами (абз. 2 п. 1 ст. 424 ГК РФ). Таким образом, п. 4.1 договора не позволяет определить ни размер арендной платы, ни порядок его определения.

При изложенных обстоятельствах судебные акты следует отменить, дело направить на новое рассмотрение, в ходе которого суду необходимо проверить наличие правовых оснований для взыскания спорной суммы <1>.

Однако если по договору аренды транспортных средств с экипажем расходы на оплату горюче-смазочных материалов возложены на арендодателя, то данный договор может быть переквалифицирован в договор перевозки. Например, между предпринимателем (арендодатель) и ООО (арендатор) заключен договор аренды транспортных средств с экипажем. Суд апелляционной инстанции правомерно исследовал указанный вопрос и пришел к выводу, что данный договор следует квалифицировать в качестве договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу.

Сторонами допущено отступление от диспозитивного правила ст. 636 ГК РФ, поэтому все расходы по горюче-смазочным материалам возложены на предпринимателя. Подобное решение вопроса (включение в состав платы по договору и расходов на горюче-смазочные материалы) соответствует правилам договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, где маршрут определен заранее в договоре.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, и жалобы заявителем не опровергнуты. Вывод суда о том, что договор не может быть квалифицирован в качестве договора аренды, а относится к договору фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу, соответствует закону и является правильным.

Арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать транспортное средство в субаренду, если договором аренды транспортного средства с экипажем не предусмотрено иное.

Необходимо отметить, что в соответствии со ст. 615 ГК РФ арендатору следует иметь в виду, что договор субаренды не может быть заключен на срок, превышающий срок договора аренды, и к нему применяются правила о договорах аренды, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Арендатор в рамках осуществления коммерческой эксплуатации арендованного транспортного средства вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, - назначению транспортного средства (ст. 638 ГК РФ).

В отношении с третьими лицами арендатор выступает в качестве арендодателя (субаренда), или в качестве перевозчика грузов, багажа и пассажиров (договорные отношения), или в качестве владельца транспортного средства (деликтные обязательства).

Однако в договоре аренды транспортных средств с экипажем стороны могут предусмотреть иное условие, т.е. запрет на передачу транспортного средства в субаренду.

Пример. В п. 2.2.3 договора аренды, заключенного между гражданином А. (арендодатель) и ООО (арендатор), контрагенты установили запрет для арендатора передавать транспортное средство третьим лицам.

Поскольку основной договор аренды содержит прямой запрет на сдачу транспортного средства третьим лицам, однако в нарушение этого запрета ООО передало автомобиль в субаренду ОАО, следовательно, договор субаренды в силу ст. 168 ГК РФ представляет собой ничтожную сделку и не влечет возникновения у субарендатора гражданских прав и обязанностей, в том числе и обязанности по внесению арендной платы (п. 2 ст. 307 ГК РФ).

Учитывая изложенное, решение и постановление апелляционной инстанции являются законными и отмене не подлежат, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется <1>.

Таким образом, если договором установлен запрет на передачу транспортного средства в субаренду, то заключенный договор субаренды является ничтожным.

По договору аренды транспортных средств с экипажем на арендатора возлагается ответственность за гибель или повреждение транспортного средства. Так, арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если не докажет, что гибель или повреждение транспортного средства произошли по обстоятельствам, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором аренды (ст. 639 ГК РФ).

Однако в судебной практике имеют место случаи, когда арендатор освобождается от ответственности. Так, ЗАО обратилось в суд с иском к ООО о взыскании стоимости башенного крана в размере 2563560 руб.

Судом установлено и следует из материалов дела, что истец предоставил ответчику в эксплуатацию башенный кран с обслуживающим персоналом для выполнения строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. Управление башенным краном осуществляла крановщица Р., состоящая в трудовых отношениях с ЗАО в соответствии с трудовым договором и приказом о приеме на работу.

Башенный кран, поврежденный в результате аварии, демонтирован и списан. Истец свои требования мотивировал тем, что, допустив крановщицу Р. к башенному крану в нерабочее время без согласования с собственником крана, ответчик нарушил условия договора о предоставлении в эксплуатацию башенного крана с обслуживающим персоналом (не обеспечил охрану крана), вследствие чего произошла авария - падение крана и далее - потеря его товарной ценности (восстановлению не подлежит), и просил взыскать с ответчика сумму реального ущерба.

Отказывая истцу в удовлетворении его требований, суд исходил из следующего: из ст. 639 ГК РФ, а также п. п. 4.1.3, 4.1.5 договора о предоставлении в эксплуатацию башенного крана с обслуживающим персоналом ЗАО обязуется осуществлять производственный контроль и надзор за эксплуатацией и обслуживанием башенного крана; обеспечивать выполнение обслуживающим персоналом Правил техники безопасности, охраны труда и окружающей среды в соответствии с п. 9.4 ПБ 10-382-00.

Поскольку предъявленные к взысканию убытки служат главным образом следствием неисполнения истцом требований закона и условий договора, в том числе и следствием действий крановщика, являющегося работником истца, в удовлетворении заявленных требований истцу отказано правомерно <1>.

По окончании срока действия договора фрахтования на время фрахтователь обязан возвратить судно судовладельцу в том состоянии, в котором оно было получено фрахтователем, с учетом нормального износа судна. При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, установленную тайм-чартером (п. п. 2, 3 ст. 204 КТМ РФ).

Категория: Материалы из учебной литературы | Добавил: medline-rus (06.03.2017)
Просмотров: 352 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Загрузка...


Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz


0%