В противовес таможенно-тарифным мерам нетарифное регулирование не основано на экономических механизмах и рычагах воздействия на международную торговлю, в которых в качестве главного инструмента используются тариф и таможенные пошлины. Нетарифные меры практикуются во всех странах мира. Д. Карро и П. Жюйар отмечают, что "нетарифные барьеры столь же древние, как и сама международная торговля. Сегодня они представляют собой главные препятствия на пути товарообмена. Основная проблема здесь - выявить эти барьеры... Большинство из них не носят характера открыто протекционистских или дискриминационных в отношении импортируемых иностранных товаров. Только по своему эффекту они могут быть квалифицированы как барьеры в торговле" <1>. Авторы предлагают следующее определение нетарифного барьера <2>: "Это любая мера или действие независимо от ее происхождения (публичная или частная), эффект (а то и цель) которой состоит в затруднении доступа товарам иностранного происхождения на соответствующий национальный рынок при ввозе или в торговом обороте" <3>.
Обладая в отдельных случаях характером злоупотреблений, что особенно проявляется в ситуациях использования процедурных правил и технических норм, под запрет, как указывают немецкие авторы, подпадают лишь количественные ограничения экспорта и импорта (абз. 1 ст. XI ГАТТ). Ими выделяется принцип добросовестной/честной торговли (fair trade), направленный против любых ограничений конкуренции, в частности против таких ограничений, которые связаны с государственными субсидиями или демпингом, применяемым преимущественно частными предприятиями. Указанный принцип действует также в отношении антидемпинговых мер и мер, направленных на отмену или ограничение субсидий <1>. Когда в 1970-х гг. в ГАТТ провели работу по выявлению нетарифных мер, был составлен перечень из 855 позиций, быстро переваливший за тысячу. В некоторых международных организациях насчитывают едва ли не 20 тыс. видов нетарифных барьеров <2>. Статистика ЮНКТАД свидетельствует, что наряду с увеличением случаев применения защитных (в первую очередь антидемпинговых) мер страны активизируют использование и иных мер нетарифного характера.
По различным оценкам, нетарифные меры охватывают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нетарифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. В последнее время нетарифные меры все более активно применяются и развивающимися странами - до 40% всего импорта, в том числе 50% импорта продовольствия. Объектом протекционистских мер часто становятся товары, экспортируемые из Российской Федерации. По состоянию на 1 мая 2010 г. Министерство экономического развития РФ зафиксировало 93 ограничительные меры на ввоз российских товаров, которые действуют на территории более чем 20 стран мира. Самое большое количество ограничений на экспорт из России ввели государства Евросоюза (17). Максимальное количество ограничительных мер направлено на металло- и химическую продукцию (28 и 14 соответственно) <1>.
Правительства, деловые круги, экспортеры и импортеры разных стран относятся к ним по-разному. Но ни одна страна мира еще не отказалась и не планирует отказываться от подобных инструментов, вследствие чего они продолжают оставаться актуальными и сохранять свою роль в международной торговле. Содержание понятия нетарифных мер образуют прежде всего любые распоряжения центральных и местных властей, включая методы реализации законов, постановлений и других нормативных актов (кроме таможенно-тарифных мероприятий), воздействующие на экспорт и импорт товаров, объем, товарную структуру внешней торговли, цены и конкурентоспособность товаров, создавая более жесткие условия для товаров иностранного происхождения по сравнению с товарами национального производства или различный режим товаров разных стран.
Информация о практикуемых или вновь вводимых государствами - членами ВТО мерах технического регулирования крайне важна для неосложненного хода международной торговли. Получение сведений о техническом регламенте какого-либо члена ВТО возможно через поиск уведомления об этой мере в общедоступных базах данных ВТО <1>. Обзоры торговой политики членов ВТО также являются ценным источником информации. Заинтересованные стороны и члены ВТО могут обратиться в информационный центр по техническим барьерам в торговле (enquiry point) соответствующего члена ВТО для запроса дополнительной информации по интересующему техническому регламенту. Кроме того, во время заседаний Комитета по техническим барьерам в торговле члены организации могут заявить о недостаточной информации об используемых определенным членом ВТО мерах, а также обсудить связанные с торговлей проблемы.
Как справедливо указывается в специальных публикациях, зачастую реальное влияние мер нетарифного регулирования на торговлю, а также другие затрагиваемые сферы выявить достаточно сложно. Также бывает нелегко определить истинные причины вводимых мер - действительно ли они вызваны стремлением снизить риски для безопасности, здоровья людей, обеспечить соответствие стандартам или являются скрытым инструментом протекционизма, направленным на защиту внутреннего рынка от иностранных конкурентов <1>.
В праве ГАТТ нетарифные меры определяются как "любые действия, кроме тарифов, которые препятствуют свободному ходу международной торговли" <1>. В определении нетарифных мер, приведенном на официальном сайте ВТО, уточняется, что они могут применяться на основе достигнутых в рамках данной организации специальных соглашений (по лицензированию импорта, защитным мерам, антидемпинговым процедурам, таможенной оценке, стране происхождения, по сельскому хозяйству, информационным технологиям, текстилю, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам и др.) <2>.
Приведенное определение нетарифных мер свидетельствует о том, что использование чрезвычайно широкого подхода в интерпретации понятия нетарифных мер - не редкость. Так, некоторые авторы под нетарифными мерами понимают "любые нормативные акты, политический курс или другие действия правительства, отличающиеся от введения тарифов и оказывающие влияние на ведение международной торговли" <1>. Таким образом, получается, что единственным критерием определения нетарифных мер служит допущение обратного: все, что не тариф и оказывает влияние на международную торговлю, - это нетарифные меры. На самом деле такое положение вещей вряд ли соответствует действительности. Стоит согласиться с авторами, которые оценивают процитированные высказывания как достаточно распространенные и опирающиеся на подход, выраженный в документах международных организаций <2>. В то же время нельзя не заметить, что столь широкая интерпретация нетарифных мер хотя и не единичное явление <3>, но все-таки больше индивидуальное мнение, чем мнение, устоявшееся в науке.
Специалистами указывается, что "нетарифные меры объединяют в себе многочисленные инструменты и правила регулирования международной торговли, использование которых в зависимости от конкретных целей торговой политики может принимать различный характер. Одна и та же мера способна выступать и как орудие протекционизма (в этом случае можно говорить о барьерах и ограничениях международной торговли), и как необходимая административная мера, нацеленная на обеспечение безопасности, защиту жизни и здоровья граждан, гарантирование права на благоприятную окружающую среду и т.д." <1>.
Указанный выше подход к определению нетарифных мер воспроизводится в российских и зарубежных нормативных и доктринальных источниках. Встречаются определения, в которых к нетарифным относятся меры, принимаемые как правительством, так и частным сектором: "...все частные и правительственные средства и мероприятия, за исключением таможенного тарифа, которые служат ограничению размеров, деформации структуры и направлений мировых потоков товаров и услуг". Некоторые исследователи особо отмечают, что нетарифные меры могут использоваться для регулирования не только импортных, но и экспортных поставок <1>.
Статьей 20 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" установлено, что нетарифное регулирование внешней торговли товарами может осуществляться только в случаях, предусмотренных ст. ст. 21 - 24, 26 и 27 настоящего Федерального закона, при соблюдении указанных в них требований. А ст. 27 устанавливает возможности применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров для защиты экономических интересов российских производителей товаров. В результате указанное использование специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при ввозе товаров образует запреты и ограничения, следовательно, относится к мерам нетарифного регулирования.
Нормы ГАТТ/ВТО хотя и оперируют терминами "нетарифные меры", "нетарифные барьеры", но не формулируют критериев для их разграничения либо дефиниций <1>. Статья XXXVII ГАТТ, посвященная обязательствам участников, требует от них воздерживаться "от введения или повышения значений таможенных пошлин или нетарифных импортных барьеров на товары, экспорт которых в настоящее время или в будущем представляет особый интерес для менее развитых Договаривающихся Сторон" (подп. (b) п. 1). Помимо этого, учеными усматривается в документах и практике, а также в доктрине значительное разнообразие наименований средств нетарифного регулирования, которые "чаще всего называются нетарифными барьерами (non-tariff barriers, NTB) или нетарифными ограничениями (non-tariff restraints). Реже встречаются термины "нетарифные препятствия" (non-tariff obstacles), "нетарифные искажения" (non-tariff distortions)"
|