Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер ставит перед государствами - членами ВТО цель создать многостороннюю систему правил и дисциплин, регулирующих разработку, принятие и применение санитарных и фитосанитарных мер, чтобы свести к минимуму их негативное воздействие на торговлю, признавая при этом важный вклад, который могут внести при этом международные стандарты, руководства и рекомендации; способствовать использованию согласованных санитарных и фитосанитарных мер между членами на основе международных стандартов, руководств и рекомендаций, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию Кодекс Алиментариус, Международное бюро по эпизоотии и соответствующие международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по защите растений, без предъявления при этом членам требований внести изменения в их соответствующий уровень охраны жизни или здоровья людей, животных или растений. Поскольку члены - развивающиеся страны могут сталкиваться с особыми трудностями в плане соблюдения санитарных или фитосанитарных мер импортирующих членов и, как следствие, в плане доступа к рынкам, а также выработки и применения санитарных или фитосанитарных мер в пределах своих территорий и желая помочь им в их усилиях, Соглашение исходит из стремления членов ВТО разработать правила для применения положений ГАТТ-1994, которые имеют отношение к использованию санитарных или фитосанитарных мер, в особенности положений ст. XX (b).
Соглашение применяется ко всем санитарным и фитосанитарным мерам, которые могут прямо или косвенно оказывать негативное воздействие на международную торговлю. Разработка таких мер подчиняется положениям Соглашения (ст. 1). Для целей адекватного толкования и применения Соглашения используются определения, согласованные в отдельном документе (приложении А к Соглашению). Пунктом 4 ст. 1 Соглашения особо акцентируется, что ничто не затрагивает прав членов, вытекающих из Соглашения по техническим барьерам в торговле в отношении мер, выходящих за рамки Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер.
В перечень основных прав и обязанностей стран - членов ВТО в затронутой области входят: право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям анализируемого Соглашения; обеспечение того, чтобы любая санитарная или фитосанитарная мера применялась только в той степени, в которой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, была основана на научных принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования, за исключением случаев, предусмотренных в п. 7 ст. 5; соблюдение того, чтобы санитарные или фитосанитарные меры государств не служили средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов.
При определении основных прав и обязательств сторон по Соглашению по применению санитарных и фитосанитарных мер в документе предусматривается право государств вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений с учетом требования, что такие меры не противоречат положениям Соглашения (ст. 2). Подчеркнем, однако, что предметом специальной оговорки выступает обязанность применять любую санитарную или фитосанитарную меру только в той степени, в какой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, и следить за тем, чтобы она была основана на научных принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования, за исключением случаев, предусмотренных в Соглашении <1>. Так же как и в случае с техническим барьерами в торговле, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер содержит приложение А, в котором даны определения, необходимые в ходе применения санитарных и фитосанитарных мер. Государства - члены ВТО обеспечивают, чтобы их санитарные или фитосанитарные меры не служили средством произвольной или неоправданной дискриминации между членами, в которых преобладают идентичные или схожие условия, включая их собственную территорию и территорию других членов. Санитарные и фитосанитарные меры не применяются таким способом, который являлся бы скрытым ограничением международной торговли (п. 3 ст. 2). В силу п. 4 ст. 2 Соглашения установленные государствами-участниками санитарные и фитосанитарные меры считаются находящимися в соответствии с обязательствами членов, предусмотренными положениями ГАТТ-1994, и не противоречащими праву ВТО, если они имеют отношение к использованию санитарных или фитосанитарных мер согласно положениям ст. XX (b).
В отдельную позицию в рассматриваемом Соглашении выделена обязанность участников Соглашения по гармонизации фитосанитарных мер (ст. 3), в рамках которой особо подчеркиваются необходимость ее проведения на более широкой основе и учет международных стандартов, руководств и рекомендаций в случае их наличия, если в Соглашении, и в особенности в п. 3 ст. 3, не предусмотрено иное.
В отличие от Соглашения по техническим барьерам в торговле Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер непосредственно определяет конкретные организации, принимающие международные стандарты, что является конкретным содействием в установлении нормативного содержания соответствующих положений в процессе разрешения споров. Во всяком случае при отсутствии подобного указания на органы, полномочные вырабатывать международные стандарты, практика разрешения споров в рамках ОРС ВТО вынуждена сталкиваться с большими трудностями при толковании норм применимых международных договоров. Об этом свидетельствует рассмотрение вышеупомянутого дела о маркировке продукции из тунца, когда апелляционный орган, решая вопрос, является ли специальный символ AICP "безопасно для дельфинов" международным стандартом, а орган, его принявший, - международной организацией или органом по стандартизации в смысле Соглашения по техническим барьерам в торговле, указал на то, что последнее не содержит искомого перечня международных организаций <1>.
Между тем среди таких организаций, деятельности которых по разработке и периодическому пересмотру стандартов, руководств и рекомендаций в отношении всех аспектов санитарных или фитосанитарных мер должны содействовать государства-члены, упомянуты: Комиссия Кодекс Алиментариус, Международное бюро по эпизоотии, а также международные и региональные организации, действующие в рамках Международной конвенции по защите растений. Соответствующая деятельность по взаимодействию с международными организациями возложена на Комитет по санитарным и фитосанитарным мерам, предусмотренный в ст. 12 Соглашения, который разрабатывает процедуру наблюдения за процессом международной гармонизации и координирует эту работу с соответствующими международными организациями (п. 5 ст. 3).
Члены ВТО праве вводить или сохранять в силе санитарные или фитосанитарные меры, которые обеспечивают более высокий уровень санитарной или фитосанитарной защиты, чем меры на базе соответствующих международных стандартов, руководств или рекомендаций, если имеется соответствующее научное обоснование или если член определяет, что этот уровень санитарной или фитосанитарной защиты является надлежащим согласно соответствующим положениям п. п. 1 - 8 ст. 5 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер. Несмотря на вышеизложенное, все меры, приводящие к уровню санитарной или фитосанитарной защиты, отличному от того, который достигался бы с помощью мер, принятых на базе международных стандартов, руководств или рекомендаций, не должны противоречить любому другому положению этого Соглашения. В нем уточняется, что для целей понимания п. 3 ст. 3 научное обоснование присутствует в том случае, если на основе изучения и оценки имеющейся научной информации, согласующейся с соответствующими положениями Соглашения, член установит, что международных стандартов, руководств или рекомендаций недостаточно для достижения надлежащего уровня санитарной или фитосанитарной защиты.
Вопрос о достаточности или недостаточности научного обоснования нередко вызывает трудности при толковании норм Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер в процессе разбирательстве спора. В решении по делу "Япония - Сельскохозяйственная продукция II" апелляционный орган установил, что положения ст. 5.7 применимы при удовлетворении четырех кумулятивных требований: 1) соответствующее научное обоснование недостаточно; 2) мера принята на основании имеющейся и относящейся к делу информации; 3) страна-член принимает меры к получению дополнительной информации, необходимой для более объективной оценки риска; 4) страна-член проводит пересмотр введенных мер в течение разумного периода времени
|