Общие правила исполнительного производства при обращении взыскания на недвижимое имущество неразрывно связаны с общими правилами исполнительного производства в целом. Представляется целесообразным в первую очередь исследовать документ, на основании которого и возбуждается само исполнительное производство, - исполнительный документ.
Несмотря на то что исполнительный документ является основой любого исполнительного производства, действующее законодательство Российской Федерации это понятие не раскрывает. Можно сформулировать данное определение, изучив соответствующие статьи Закона об исполнительном производстве и юридическую литературу.
Исполнительный документ - это процессуальный документ, ведь как уже было отмечено, исполнительный документ является основанием для возбуждения исполнительного производства, что прямо указано в ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
В юридической литературе мы часто можем видеть, что понятие исполнительного документа связывают именно с данной нормой закона. Так, Д.Х. Валеев указывает, что "исполнительными называются документы, в которых выражается содержание основания исполнения, предъявление которых необходимо для начала исполнительного производства" <1>. По мнению Д.В. Павина, "исполнительные документы после оснований исполнения являются вторым юридическим фактом в фактическом составе возникновения исполнительного производства" <2>.
Из ст. 12, 13 Закона об исполнительном производстве следует, что исполнительный документ выдается органом государственной власти. Как было отмечено С.Г. Шалавиным, "все юрисдикционные акты являются документами и служат основанием исполнения, но не все служат основанием принудительного исполнения и соответственно не являются исполнительными документами" <1>. Принудительное исполнение здесь выступает следующей ступенью после добровольного исполнения и запускает механизм исполнительного производства, обеспеченного принудительной властью государственных органов.
В ст. 13 Закона об исполнительном производстве содержится ряд требований к форме исполнительных документов, суть которых сводится к указанию данных, идентифицирующих акт, который послужил основанием для взыскания, персонализирующих должника и взыскателя, а также раскрывающих требования к должнику. На практике исполнительный документ определяют с позиции данной нормы: "Исполнительный документ следует рассматривать в качестве документа, составленного в установленной законом форме с соблюдением предъявляемых к нему требований специально уполномоченным на то органом и выступающего основанием для возбуждения исполнительного производства" <1>. Требования к форме акцентированы и в определении С.Г. Шалавина <2>.
Ряд авторов связывает понятие исполнительного документа с его принудительной силой, обеспечиваемой судебным приставом-исполнителем. Например, по мнению А.Н. Борисова, в ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве "определен перечень исполнительных документов, направляемых или предъявляемых судебному приставу-исполнителю, т.е. документов, на основании которых осуществляется принудительное исполнение возлагаемых на граждан и организации обязанностей по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий" <1>. У И.М. Вставской и С.А. Савченко "исполнительные документы - это указанные в законе документы, подлежащие принудительному исполнению судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном законом, в случае неисполнения его должником в добровольном порядке" <2>.
Резюмируя вышеперечисленное, можно сформулировать следующее определение понятия "исполнительный документ": исполнительный документ - это вынесенный органом государственной власти документ процессуального характера, установленной законом формы, содержащий в себе требование о принудительном исполнении и являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства.
Учитывая специфику недвижимого имущества как объекта прав и особенности его государственной регистрации, стоит обратить отдельное внимание на точное заполнение данных на объект недвижимости в соответствии с правоустанавливающими документами в исполнительном документе, так как в дальнейшем именно от этого будет зависеть возможность государственной регистрации прав по исполнительному документу.
Статья 12 Закона об исполнительном производстве различает следующие виды исполнительных документов:
1) исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов;
2) судебные приказы;
3) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии;
4) удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
4.1) акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;
5) акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 ч. 1 ст. 12 упомянутого Закона, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований;
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге.
Рассмотрим каждый вид исполнительного документа для раскрытия вопроса о его применимости при обращении взыскания на недвижимое имущество.
В ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве первыми указываются исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов. Исполнительный лист, по мнению О.В. Исаенковой, - это процессуальный документ, выдаваемый судом на принуждение должника к исполнению им своих обязанностей, указанных в судебном постановлении <1>. Выдача исполнительных листов в российском законодательстве регулируется нормами ст. 428, 429 ГПК РФ и ст. 318, 319 АПК РФ. Исполнительный лист выдается на основании судебных актов арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Стоит отметить, что исполнительный лист также может быть выдан арбитражным судом или судом общей юрисдикции для исполнения решения третейского суда, международного коммерческого арбитража, иностранного суда, иностранного арбитража, межгосударственных органов по защите прав и свобод человека (наиболее яркий пример - Европейский суд по правам человека). По общему правилу исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в силу, за исключением случаев немедленного исполнения, когда он выдается сразу после вынесения судебного акта.
Содержание исполнительного листа регламентировано ст. 320 АПК РФ, ст. 428 ГПК РФ. Формы исполнительных листов, выдаваемых Верховным Судом РФ, а также федеральными арбитражными судами, федеральными судами общей юрисдикции и мировыми судьями субъектов Российской Федерации, утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.07.2008 N 579 "О бланках исполнительных листов" <1>.
Исполнительный лист выдается взыскателю, но также по его ходатайству может быть направлен судом для исполнения. Отдельные случаи выдачи и направления исполнительных листов в особом порядке содержатся как в АПК РФ, так и в ГПК РФ. При этом по общему правилу по каждому судебному акту выдается один исполнительный лист, кроме случаев, когда решение принято в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков либо когда исполнение должно быть проведено в нескольких местах - в таком случае суд по ходатайству взыскателя выдает несколько исполнительных листов, в которых указывает место исполнения или ту часть решения, которая по данному листу подлежит исполнению. При взыскании денежных сумм с солидарных ответчиков выдаются несколько исполнительных листов - по количеству ответчиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве исполнительные листы, выданные на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу или окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки его исполнения. Исключение составляют:
- исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, - они могут быть предъявлены к исполнению в течение трех месяцев со дня вынесения судом определения о восстановлении пропущенного срока;
- исполнительные листы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, которые могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока;
- исполнительные листы по делам об административных правонарушениях, которые могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет со дня их вступления в законную силу;
- исполнительные листы, которые содержат требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, - они могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта. Данная норма внесена в ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве Федеральным законом от 05.05.2014 N 126-ФЗ <1>.
Исполнительный лист, как отмечают ученые, - это один из наиболее часто встречающихся на практике видов исполнительных документов <1>. Обращение взыскания на недвижимое имущество должника в исполнительном производстве чаще всего производится по исполнительному листу.
Следующим видом исполнительных документов является судебный приказ, представляющий собой, согласно ст. 121 ГПК РФ, судебное постановление, вынесенное судьей единолично на основании заявления о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника по требованиям, предусмотренным ст. 122 данного Кодекса. Судебный приказ является основой приказного производства, которое регламентировано гл. 11 ГПК РФ. Статья 122 ГПК РФ четко обозначает требования, на основании которых может быть выдан судебный приказ.
Судебный приказ составляется на специальном бланке и подписывается судьей в двух экземплярах, один из которых остается в производстве суда. Для должника изготавливают копию судебного приказа, которая направляется должнику судьей. Должник имеет право представить возражения относительно его исполнения в течение 10 дней со дня получения данного документа. Экземпляр судебного приказа выдается взыскателю в случае, если от должника в установленный срок не поступят возражения в суд (в случае поступления таких возражений судебный приказ отменяется).
В соответствии со ст. 21 Закона об исполнительном производстве судебные приказы могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня их выдачи.
Небольшая популярность предъявления требований в порядке приказного производства связана с легкостью отмены судебного приказа, а именно всего на основании факта поступления возражений от должника в установленный срок. При таком положении дел велика вероятность проделывания двойной работы, так как в случае отмены судебного приказа заявителю остается обратиться со своими требованиями уже в порядке искового производства. Также нельзя забывать об отсутствии в данной процедуре такого механизма, как меры по обеспечению иска. По мнению юристов-практиков, в сфере банковского кредитования без предварительного обеспечения исковых требований реальное взыскание практически невозможно <1>. Данный механизм весьма актуален, особенно при больших суммах долга, по которым характерно обращение взыскания на недвижимое имущество.
Рассмотрим далее еще один вид исполнительных документов - нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии. Все вопросы, связанные с нотариальными соглашениями об уплате алиментов, регулируются гл. 16 Семейного кодекса РФ <1> (далее - СК РФ).
Для целей исполнения соглашения об уплате алиментов интересно изучить способы уплаты алиментов, указанные в ст. 104 СК РФ.
Как указано в п. 2.3 Методических рекомендаций по порядку исполнения требований исполнительных документов о взыскании алиментов, утв. Федеральной службой судебных приставов от 19.06.2012 N 01-16 <1>, "исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, нетрудоспособных родителей, супруга (супруги) и других членов семьи (далее - исполнительные документы о взыскании алиментов) могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены платежи (исполнительные документы о взыскании алиментов на содержание несовершеннолетних детей - до достижения ребенком 18-летнего возраста), а также в течение трех лет после окончания этого срока (ч. 4 ст. 21 Закона)".
Стоит отметить, что недвижимое имущество также может передаваться по соглашению об уплате алиментов. Как отмечает Н.Ф. Качур, "алиментообязанное лицо и по своей инициативе в рамках алиментного соглашения может решить жилищный вопрос в отношении своего ребенка путем передачи ему жилого помещения" <1>.
Следующий вид исполнительных документов довольно редко встречается на практике - это удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.
В соответствии со ст. 389 Трудового кодекса РФ <1> (далее - ТК РФ) удостоверение выдается работнику комиссией по трудовым спорам в случае неисполнения ее решения в установленный срок. К компетенции комиссии по трудовым спорам относятся индивидуальные трудовые споры, за исключением споров, подлежащих рассмотрению в ином порядке в соответствии с законом (например, для некоторых категорий работников). Так, комиссия по трудовым спорам разрешает споры о взыскании заработной платы, о применении дисциплинарных взысканий, о признании недействительными условий трудового договора, о привлечении к дисциплинарной ответственности, о рабочем времени и времени отдыха и т.д.
Работник имеет право требовать выдачи удостоверения в течение месяца с даты принятия решения комиссией по трудовым спорам, при условии если ни работник, ни работодатель не обратились о перенесении трудового спора в суд.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона об исполнительном производстве удостоверение, выданное комиссией по трудовым спорам, может быть предъявлено к исполнению в течение трех месяцев с даты выдачи, причем в соответствии со ст. 389 ТК РФ в случае пропуска указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить данный срок.
Нами умышленно отдельно не рассматривается такой вид исполнительных документов, указанный в п. 4.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, как акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов, так как он по своей сути совпадает с п. 5 ч. 1 названной статьи, лишь технически выделяя органы, выдавшие акт, - Пенсионный фонд РФ и Фонд социального страхования РФ и отсутствие на таких актах отметок банков и иных кредитных организаций для должников - индивидуальных предпринимателей, имеющих право осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов.
Следующий вид исполнительных документов - акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в п. 4.1 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
В юридической литературе к таким органам относят налоговые органы, таможенные органы, а также органы Фонда социального страхования РФ, Пенсионного фонда РФ <1>. Акты указанных органов будут являться исполнительными документами исключительно при соблюдении следующих условий: это акт о взыскании денежных средств и к нему приложены документы, содержащие отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Данные акты могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией в соответствии с ч. 6 ст. 21 Закона об исполнительном производстве.
К форме указанных актов требования предъявляются специальным законодательством. Например, требования к форме постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя предусмотрены ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" <1>.
Часто встречающиеся исполнительные документы - это судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
Органы и должностные лица, имеющие право рассматривать дела по административным правонарушениям, обозначены в гл. 23 Кодекса РФ об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ), и их список весьма обширен. Но, как справедливо отмечает Д.Х. Валеев, "законодатель не указал на то, что данные постановления органов (должностных лиц) приобретают силу исполнительных документов только в том случае, если законодательством РФ не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов" <2>.
Требования к форме постановления об административном правонарушении установлены в ст. 29.10 КоАП РФ. Отметим также, что к актам отдельных органов и должностных лиц предъявляются иные требования в соответствии со специальными нормами, которые мы в данной работе не рассматриваем ввиду их большого объема.
Как отмечает О.В. Исаенкова, "наиболее часто на практике из актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, подлежащих исполнению в силу Федерального закона "Об исполнительном производстве", встречаются постановления о наложении штрафов" <1>.
В соответствии с ч. 7 ст. 21 Закона об исполнительном производстве судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях предъявляются к исполнению в течение двухлетнего срока со дня их вступления в законную силу.
Постановления судебного пристава-исполнителя - еще один вид исполнительных документов. Данный документ регламентирован ст. 14 Закона об исполнительном производстве, в ч. 1 которой говорится, что со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые:
- судебным приставом-исполнителем;
- главным судебным приставом Российской Федерации;
- главным судебным приставом субъекта Российской Федерации;
- старшим судебным приставом и их заместителями.
К таким постановлениям, например, относятся постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора (ст. 112, 117 Закона об исполнительном производстве). Здесь мы видим ситуацию, когда постановление пристава-исполнителя, вынесенное в процессе исполнительного производства, одновременно само по себе является исполнительным документом, по которому может быть возбуждено исполнительное производство (ч. 15, 16 ст. 30 упомянутого Закона).
Статья 14 Закона об исполнительном производстве предъявляет ряд требований к форме такого постановления. Оно должно содержать:
- наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
- дату вынесения постановления;
- должность, фамилию и инициалы лица, вынесшего постановление;
- наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
- вопрос, по которому выносится постановление;
- основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
- решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
- порядок обжалования постановления.
По общему правилу ст. 3 Закона об исполнительном производстве постановление судебного пристава-исполнителя должно быть подписано должностным лицом, его вынесшим, и заверено печатью соответствующего подразделения ФССП России. Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" <1> ст. 14 Закона об исполнительном производстве была дополнена ч. 2.1, в соответствии с которой постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов теперь может быть вынесено и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов. При этом отмечено, что требования к формату такого электронного документа судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов устанавливаются Федеральной службой судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя исполняется в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Исполнительная надпись нотариуса - вид исполнительного документа, чаще всего встречающийся в процессе обращения взыскания на заложенное имущество. Исполнительным надписям нотариуса посвящены две главы (гл. XVI и XVI.1) Основ законодательства Российской Федерации о нотариате <1> (далее - Основы законодательства о нотариате), анализируя которые можно сделать вывод, что исполнительная надпись нотариуса - это надпись, совершаемая на документах, устанавливающих задолженность, для взыскания денежных сумм или истребования имущества от должника. Статьей 93 Основ законодательства о нотариате определено, что взыскание по исполнительной надписи нотариуса производится в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации для исполнения судебных решений.
По общему правилу в соответствии со ст. 91 Основ законодательства о нотариате исполнительная надпись совершается нотариусом при условии, что представленные документы бесспорно подтверждают требования взыскателя к должнику и прошло не более двух лет со дня, когда обязательство должно было быть исполнено. Основами законодательства о нотариате устанавливаются особенности совершения исполнительных надписей по отдельным видам обязательств. Так, особо выделен вид исполнительной надписи на договоре залога (гл. XVI Основ законодательства о нотариате), который регламентирован также ст. 349, 350 ГК РФ, ст. 24.1, 28.2 Закона РФ "О залоге", а также ст. 55 Закона об ипотеке.
В свою очередь п. 9 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве как исполнительный документ указывает именно исполнительную надпись нотариуса, сделанную при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, которое на практике часто бывает включено в текст самого договора залога. При этом соглашение о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество должно быть нотариально удостоверено, что четко оговорено в п. 6 ст. 349 ГК РФ и ст. 94.1 Основ законодательства о нотариате (указанное условие ранее также содержалось в п. 44 Перечня документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей органов, совершающих нотариальные действия, 1976 г. <1>). Внесудебный порядок обращения взыскания на заложенное недвижимое имущество будет рассмотрен в следующей главе.
Помимо случаев обращения взыскания на заложенное имущество исполнительная надпись нотариуса может быть совершена также на основании п. 3 ст. 630 ГК РФ при взыскании с арендатора задолженности по арендной плате по договору проката и на основании п. 5 ст. 358 ГК РФ совместно со ст. 12 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" <1> при обращении взыскания на невостребованные вещи - по истечении льготного срока, в случае если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь.
Новым Перечнем документов, по которым взыскание задолженности производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, 2012 г. <1> еще раз законодательно подтверждено совершение исполнительной надписи по договорам займа, проката и хранения.
В целом в отношении исполнительной надписи нотариуса можно отметить, что данный документ редко встречается на практике и преимущественно в отношениях, связанных с кредитованием, однако в том числе и в отношении недвижимого имущества.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Исполнительный документ - это вынесенный органом государственной власти документ процессуального характера, установленной законом формы, содержащий в себе требование о принудительном исполнении и являющийся основанием для возбуждения исполнительного производства.
2. Требования законодательства Российской Федерации к исполнительным документам не содержат каких-либо специальных положений по отношению к недвижимому имуществу. На практике же выделяется нижеследующее:
- обращение взыскания на недвижимое имущество должника в исполнительном производстве чаще всего производится по исполнительному листу;
- небольшая популярность предъявления требований в порядке приказного производства связана с легкостью отмены судебного приказа, а именно на основании факта поступления возражений от должника в установленный срок. Отсутствие при процедуре выдачи судебного приказа такого механизма, как меры по обеспечению иска, является дополнительным аргументом его непопулярности, в том числе и в отношении обращения взыскания на недвижимое имущество;
- недвижимое имущество может передаваться по соглашению об уплате алиментов и соответственно в последующем быть объектом взыскания.
3. Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" ст. 14 Закона об исполнительном производстве была дополнена ч. 2.1, в соответствии с которой постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов теперь может быть вынесено и в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
|