Уругвайский раунд переговоров привнес в международную торговую систему определенное признание концепции устойчивого развития, а значит, и важности защиты окружающей среды. Преамбула к Соглашению о ВТО содержит, в противоположность ГАТТ, упоминание о необходимости достижения цели устойчивого развития и охраны окружающей среды. В принципе Соглашения ВТО не должны пониматься "как препятствие любому члену принимать или применять меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений" (п. (b) ст. XIV ГАТС). При этом из всех соглашений пакета ВТО, как отмечает О.В. Кадышева, наиболее близкими к экологической теме являются Соглашение по техническим барьерам в торговле и Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер <1>. В соответствии со ст. 2 Соглашения по применению санитарных и фитосанитарных мер государства имеют право вводить санитарные и фитосанитарные меры, необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений, при условии, что такие меры не противоречат положениям настоящего Соглашения. Они обеспечивают, чтобы любая санитарная или фитосанитарная мера применялась только в той степени, в которой это необходимо для охраны жизни или здоровья людей, животных или растений, и была основана на научных принципах и не оставалась в силе без достаточного научного обоснования. В случаях, когда соответствующее научное обоснование является недостаточным, любой член ВТО может временно ввести санитарные или фитосанитарные меры на основе имеющейся надлежащей информации, включая информацию, полученную от соответствующих международных организаций, а также информацию о санитарных или фитосанитарных мерах, применяемых другими членами. При подобных обстоятельствах следует стараться получить дополнительную информацию, необходимую для более объективной оценки риска, и, соответственно, пересмотреть санитарную или фитосанитарную меру в течение разумного периода времени (п. 7 ст. 5). При этом санитарные или фитосанитарные меры, которые соответствуют положениям настоящего Соглашения, считаются находящимися в соответствии с обязательствами членов, предусмотренными положениями ГАТТ-1994, которые имеют отношение к использованию санитарных или фитосанитарных мер, в особенности положениям ст. XX (b).
В преамбуле соглашения ГАТТ также указывается, что члены ВТО стремятся повысить эффективность глобального производства путем "обеспечения полного использования мировых ресурсов" посредством снижения торговых барьеров и устранения практики дискриминации иностранных фирм, товаров и услуг.
Ядром режима ГАТТ/ВТО выступают два принципа, которые имеют значение при принятии мер по охране окружающей среды: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Общий режим наибольшего благоприятствования определен в ст. I ГАТТ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода... любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару, происходящему из или предназначенному для любой другой страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару, происходящему из или предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон". Национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования установлен ст. III.
Общие исключения содержатся в ст. XX ГАТТ. При условии, что такие меры не применяются таким образом, который мог бы стать средством произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым ограничением международной торговли, ничто в настоящем Соглашении не препятствует принятию или применению любой договаривающейся стороной мер: необходимых для защиты жизни или здоровья человека, животных и растений (п. (b)); относящихся к сохранению исчерпаемых природных ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления (п. (g)).
Заметим, что, даже если принимаемая мера охватывается указанными исключениями, она будет неправомерной в том случае, когда это: 1) средство произвольной или неоправданной дискриминации между странами, в которых преобладают одинаковые условия, или 2) скрытое ограничение международной торговли.
Ссылка на п. (b) требует ответа на следующие вопросы. Защищает ли данная мера жизнь и здоровье человека, животного, растения? Является ли эта мера, принимаемая как исключение, необходимой для достижения этих целей? Совместима ли эта мера с преамбулой относительно соблюдения запрета неоправданной дискриминации и скрытых торговых ограничений? Апелляционный орган ГАТТ установил, что мера является необходимой по этой статье, если нет никакой разумной альтернативы, совместимой с ГАТТ, и при условии, что это влечет за собой наименьшую степень несовместимости с другими положениями ГАТТ <1>.
Положение п. (g) - важная часть исключений, которая позволяет членам ВТО предпринять действия по сохранению истощаемых природных ресурсов. Оно касается мер, которые: 1) относятся к исчерпаемым природным ресурсам; 2) касаются сохранения исчерпаемых природных ресурсов; 3) проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления; 4) совместимы с требованиями недискриминации и отсутствия скрытых ограничений, заявленных в преамбуле ст. XX.
Обосновывая необходимость гуманного обращения с животными (Канада и Норвегия обратились в ВТО в отношении запрета ЕС на торговлю продуктами из тюленей), возможно ввести ограничительные меры по соображениям охраны окружающей среды, необходимые для защиты общественной морали. Еще до принятия решения А.С. Смбатян пишет по этому поводу: "И если п. (g) ст. XX ГАТТ легализовал навязывание одними членами ВТО другим членам технологий производства и изготовления товаров, то п. (a) может предоставить им право навязывания собственных морально-этических ценностей по бесконечному множеству вопросов" <1>.
Названные положения являются результатом правотворчества государств. Вместе с тем в доктрине высказано мнение о судебном правотворчестве в рамках ГАТТ/ВТО. В случае такого правотворчества вынесенные по спорам на стыке торговли и экологии решения способны определять поведение государств также и в сфере охраны окружающей среды. Судебное правотворчество, по мнению А.С. Смбатян, в рамках ГАТТ/ВТО выражается, в частности, "в значительном расширении содержания отдельных понятий, ведущих к повышению стандартов обязательств государств-членов, при полном отсутствии в тексте соответствующего соглашения явным образом сформулированных для этого оснований и предпосылок, а также в эволюционном толковании норм и принципов ГАТТ/ВТО, в результате чего толкуемым понятиям придается совершенно новое, соответствующее реалиям международной жизни значение, которое не подразумевалось государствами на момент согласования ими соответствующего правила" <1>. Примером первого служит анализ такого системообразующего для права ГАТТ/ВТО понятия, как "аналогичные товары" (к примеру, целый ряд вопросов относительно его содержания был проанализирован в решении апелляционного органа "Меры в отношении асбеста и асбестосодержащих продуктов") <2>. Примером использования эволюционного толкования является решение ОРС ВТО в деле "США - Запрет импорта креветок и продуктов из креветок" <3>. При этом в соответствии с ДРС члены ВТО "признают, что система урегулирования споров имеет целью... вносить ясность в отношении действующих положений этих соглашений в соответствии с обычными правилами толкования международного публичного права" (ст. 3.2).
Следует обратить внимание на то, что непосредственное понятие "окружающая среда" не используется в соглашениях ВТО. Тем не менее очевидно, что отдельные статьи могут быть применены для оправдания введения экологических мер, пусть и воздействующих на свободу торговли. Вместе с тем легких путей для решения вопроса о совместимости экологических и торговых интересов ГАТТ не предлагает <1>, что подтверждает и современная практика развития и применения права ВТО.
|