Для первоначального этапа расследования присвоения или растраты чужого имущества свойственны следующие типичные ситуации:
Первая ситуация возникает в тех случаях, когда уголовные дела возбуждаются по материалам плановых или внезапных инвентаризаций, ревизий, проверок, проводимых контрольно - ревизионными органами, а также на основании сообщений должностных лиц, писем и заявлений граждан, по сигналам печати и другим официальным данным. В таких случаях необходимо провести предварительную проверку материалов, поступивших в правоохранительные органы.
В ходе предварительной проверки материалов в беседах с работниками организации, в которой совершено хищение, следователь может получить сведения о структуре и организационном построении объекта, принятом там порядком учета, отчетности, охраны имущества, служебные обязанности должностных лиц, имевших отношение к хищениям, какие документы должны оформляться при совершении операций, во время которых совершено хищение. Располагая такими сведениями, следователь может определить, где, какие материалы следует искать с тем, чтобы проверить версию о хищении. Однако невозможность использовать эффект внезапности создает для следователя дополнительные трудности, т.е. расхитители имеют возможность уничтожить или сфальсифицировать уличающие их документы и т.д.
При данной ситуации обычно планируют и осуществляют следующие первоначальные следственные действия:
- выемку, а затем осмотр документов, относящихся к операциям, признанным ревизией или инвентаризацией незаконными;
- допросы лиц, ответственных за выявление злоупотребления;
- производство обысков у этих лиц с целью обнаружения предметов и документов, которые могут иметь значение вещественных доказательств, а также имущества с целью возмещения ущерба и возможной конфискации (опись этого имущества);
- допросы свидетелей, указанных в материалах ревизии.
Вторая ситуация складывается, когда уголовные дела
возбуждаются по результатам оперативно-розыскных мероприятий внезапно для заподозренных и иных лиц, заинтересованных в исходе расследования.
В этих случаях к моменту возбуждения уголовного дела обычно уже отделом по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) установлены и задокументированы определенные эпизоды хищений, установлены места хранения предметов и документов, подтверждающих наличие хищений и причастность к ним определенных лиц, обнаружены места сбыта и хранения похищенного и т.д. Собранный материал по согласованию с начальником ОБЭП передается в следственный отдел для изучения. Следователь, изучив материалы и установив, в них признаки состава преступления (хищения) принимает решение о возбуждении уголовного дела. Следователь совместно с работником ОБЭП составляют согласованный план первоначальных следственных действий, организационных и оперативно-розыскных мероприятий. В плане указываются каждое следственное действие и организационное мероприятие, время и место их проведения, конкретный исполнитель, срок исполнения, порядок использования необходимых транспортных, научнотехнических и иных средств. Успех расследования обычно обеспечивают быстрота и решительность действий следователя в первые часы производства по делу.
Характерными для данной ситуации являются такие следственные действия и организационные мероприятия как:
- задержание с поличным;
- личные обыски задержанных, обыски по местам их работы и жительства, наложение ареста на имущество расхитителей;
- выемка документов, их осмотр;
- выемка и осмотр предметов, могущих быть вещественными доказательствами, осмотры производственных и складских помещений, различного оборудования;
- допросы подозреваемых;
- допросы свидетелей;
- организация инвентаризаций и ревизий.
Для третьей ситуации присуще то, что признаки хищения, достаточные для возбуждения уголовного дела, становятся известными неожиданно как для подозреваемых, так и для работников правоохранительных органов (например, при случайном обнаружении поддельной накладной, банковского документа, установления фактов продажи товаров минуя кассы по завышенной цене и др.). При такой ситуации, как правило, характер и последовательность следственных действий и организационных мероприятий определяется фактическими данными, содержащимися в этих материалах. Следователь, действуя в тесном контакте с работниками ОБЭП должен использовать фактор внезапности при изобличении расхитителей.
Для указанной ситуации проводятся аналогичные
следственные действия и организационные мероприятия,
перечисленные во второй ситуации.
В материалах, на основании которых возбуждается уголовное дело, должны быть указаны конкретные признаки хищения.
Нередко в этих случаях до начала расследования организуется проведение инвентаризации и ревизии (ст. 144 УПК РФ).
Инвентаризация (проверка фактического наличия товарноматериальных ценностей и денежных средств, а также всех расчетов предприятия на определенный момент времени) проводится по требованию следователя. Следователь не входит в состав инвентаризационной комиссии специально назначенной по указанию вышестоящей организации, но может присутствовать при инвентаризации. Также могут присутствовать с разрешения следователя и работники полиции.
Ревизия назначается по постановлению следователя, в котором указывается необходимость проведения полной или частичной ревизии, какой период деятельности того или иного объекта или конкретного должностного лица должен быть реализован, когда необходимо представить акт ревизии. Задания ревизору должны быть конкретными.
Если данная организация имела преступные связи с другими, связанными с ними объектами, то и там необходимо одновременно провести ревизию. Следователь должен постоянно поддерживать контакт с ревизором, обмениваться необходимой информацией.
Выявив конкретные факты злоупотреблений, ревизор обязан составить частный (промежуточный) акт и немедленно представить его следователю. Знакомить заинтересованных лиц с таким актом не следует, т.к. впоследствии они будут ознакомлены с общим актом, незнание же ими содержания частного акта должно быть использовано следователем в тактических целях. При необходимости после проведения ревизии ревизор может быть допрошен в качестве свидетеля. У него можно выяснить, как вели себя должностные лица во время ревизии, не пытались ли они фальсифицировать ее результаты и т.д.
При возбуждении уголовного дела после проведения доследственной проверки следователю необходимо допросить лиц ответственных за выявленные злоупотребления; допросить свидетелей; при необходимости провести очные ставки; решить вопрос о задержании подозреваемых и провести у них обыски, описать их имущество; произвести выемку и осмотр документов, предметов; осмотреть помещения и оборудования; поручить органам дознания производства оперативно-розыскных мероприятий.
|